Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Способы и средства связи между частями текста.




Докажите, что приведённые группы предложений можно назвать текстами. Определите тему и идею (основную мысль) в каждом из приведённых текстов. Озаглавьте их.

1) Верю в конечный смысл нашего существования на земле, в то, что жизнью своей мы удобрим великие цели. Верю в доб­ро, побеждающее зло, в накопление и объединение добра, в то, что оно свободно будет избрано всеми. (В. Г. Распутин.)

2) Отечеством зовём мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней ро­дились. Матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку. (К. Д. Ушинский.)

3) С незапамятных времён люди говорят и пишут о справед­ливости. Может быть, даже с тех самых пор, как вообще начали говорить и писать. Но до сих пор вопрос этот, по-видимому, не решён. Каждый из нас желает и требует, чтобы с ним обхо­дились справедливо, и каждый при всём этом уверен, что «со­вершенно справедливо» относится к другим. К сожалению, мы не замечаем, что компрометируем старую благородную идею справедливости, которая верой и правдой служила людям на протяжении многих столетий.

Мы почти забыли, что справедливость склонна к сострада­нию и прощению. Ведь справедливость - это поток живой люб­ви к людям. Без сомнения, только такая любовь будет способст­вовать утверждению добра на земле. (И. А. Ильин.)

 

Связь предложений в тексте осуществляется многообразны­ми лексическими и грамматическими средствами. Элементы, создающие текст, возникают на стыках предложений. Основны­ми из них являются следующие:

Различные виды повтора: а) буквальный повтор слова; б) синонимический повтор; в) замена слова местоимением.

· Сочинительные союзы, кроме соединения однородных чле­нов и частей сложносочинённого предложения, могут выпол­нять и текстовые функции, связывая самостоятельные предло­жения в рамках текста или его фрагментов.

· Согласованное употребление форм времени, обычно вы­держивается одноплановость видовременных форм.

· Употребление различных обстоятельств (преимущественно места и времени), относящихся по смыслу к нескольким само­стоятельным предложениям; местоименные слова (там, так, такой, таков, другой, иной, тот же, поэтому, это и т. п.); вводные конструкции (в научном тексте, как указывалось ранее, они подчёркивают логичность изложения).

Любой текст представляет собой соединение предложений по определённым правилам. Чаще всего предложения в тексте связаны цепной или параллельной связью. В цепной связи, как было сказано выше, главное - повтор ключевого слова. Приве­дём примеры:

а) За горой мелькнула тонкая полоска моря. По мере нашего спуска она расширялась, отвоёвывая себе всё большее простран­ство (местоименный повтор).

б) Над яхтой появилась чайка. Птица нехотя покружила и улетела (синонимический повтор).

в) Мы подошли к террасе. Терраса была новой и искусной работы (лексический повтор).

Из повторений следует отметить анафору, которая использу­ется в параллельной связи предложений. Анафора, или единоначатие, - одно из средств выразительности: она способствует созданию тонально повышенной, взволнованной речи. Свойство это обнаруживает себя уже в самой необычной структуре речи - в многократном повторении одного и того же слова, что совсем

не уместно для спокойной, повествовательной манеры. Приме­ром анафоры может служить известная клятва Демона в поэме М. Лермонтова:

Клянусь я первым днём творенья, Клянусь его последним днём, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством.

Анафора может встречаться и как форма выражения нарас­тающих эмоций. Средством цепной и параллельной связи между предложениями в тексте может служить риторический вопрос, который выделяет смысловые центры речи, формирует мнение и чувство читателя (слушателя), содержит в себе намёк, фраг­менты описания, фрагменты рассуждения, может быть нацелен на привлечение внимания к идее речи. Приведём примеры:

1) Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги... (Утверждение.) (А. Пушкин.)

2) И какой же русский не любит быстрой езды? (Утвержде­ние.)

3) Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка не­сёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. (Утверждение.) (Н. Гоголь.)

4) Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык? (Отрицание.) (А. Пушкин.)

5) Где, укажите нам отечества, отцы, которых мы должны принять за образцы? (Отрицание.) (А. Грибоедов.)

Следует обратить внимание на то, что утверждение в рито­рическом вопросе присутствует тогда, когда есть отрицательная частица не, отрицание - когда её нет. В первом и четвёртом примерах риторические вопросы служат средством параллель­ной связи предложений, они имеют одинаковое строение, то есть синтаксически однотипны, параллельны.

3.Закрепление и систематизация учебного материала:

- Составьте связный текст из данных ниже предложений, используя в качестве средств связи следующие слова: этот, так, такую, из этого следует, поэтому, наоборот, и.

Образец: Современники И. А. Крылова любили отгады­вать, по какому поводу написана каждая его басня. Этот кон­кретный повод часто удавалось найти.

- Озаглавьте текст. Скажите, о чём в нём говорится (сообща­ется).

1) Современники Ивана Андреевича Крылова любили отга­дывать, по какому поводу написана каждая его басня.

2) Кон­кретный повод часто удавалось найти.

3) Басня «Волк на псар­не» связана с нашествием Наполеона.

4) Разгадку находили по конкретным деталям, по общей выразительности нарисован­ной картины, по верной передаче значения события.

5) У любой басни тысячи разгадок, любая басня - иносказание.

6) Говорится о животных, понимай - о людях.

7) Говорится о людях - всё равно иносказание: повествуется про уху, приготовленную Демьяном, но смысл не в этой ухе, не в этом Демьяне.

8) Недаром Крылова считают предвестником реализма в России: все его басни построены на реальном источнике, правдивы, но в то же время сказочны.

- Прочитайте знакомый вам текст публицистического стиля. Укажите способы связи предложений (цепная, параллельная).

Свершилось!

В миллионах огней сегодня ликует мир:

Свершилось!

Враг раздавлен! Объединённые нации победили!

Но в этот день всемирного ликования меня одолевают три печали.

Первая о том, что я сейчас не там, среди тех, кто в делах бес­примерного героизма сокрушил своими руками фашистского зверя. Что я не могу реально

сжать в своих объятьях наших чудо-богатырей.

Вторая печаль моя о тех, кто не дожил до сверкания сегодня! О тех, кто не увидел этого лучезарного Дня Победы, купленного ценой их жертвенного подвига. Их миллионы - наших близких и братьев, чья кровь вспоила невиданные всходы небывалых побед.

Мы, живые, - вечные должники перед ними - павшими. По­клянёмся же над их священным прахом:

- быть сынами тем матерям, чьи сыны погибли в бою,

- быть братьями тем сёстрам, кто потерял братьев своих в битвах,

- быть отцами тем сиротам, чьи отцы умерли смертью храб­рых на полях славы.

Чем сумеем мы оплатить неоплатный долг перед павшими?

Только в борьбе за прекращение войны навсегда.

Только в беспощадной расправе с теми, кто посмеет этому противиться.

Только в неумолимой последовательности проведения в жизнь того, что запечатлели лучшие умы человечества на скрижалях конференции в Крыму.

Но третья, главная печаль моя в том, что у меня не тысяча глоток и не многомиллионное горло, чтобы прокричать по всему миру славу тем, кто освободил человечество от войны. Ибо сно­ва в вековечной борьбе человека и зверя победил человек.

Снова повергнут зверь.

Зверь фашизма.

И мы хотим верить, что на этот раз навсегда.

Навеки.

(Из речи С. Эйзенштейна 9 мая 1945 г.)

- К следующим фрагментам текста добавьте предложения той же конструкции, чтобы создать синтаксический паралле­лизм и ярче выразить величие А. С. Пушкина, передать своё эмоциональное отношение к богатейшему русскому языку.

а) Пушкин! Какое необычное волнение охватывает при его имени! Пушкин - это душа, открытая людям. Пушкин - это мгновенный отклик на дружбу и любовь. Пушкин – это…

б) Богат русский язык. Нет ничего в жизни и в нашем созна­нии, что нельзя было бы передать русским словом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных