Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Б) литературная автобиография (автобиография С. Есенина).




Формулы речевого этикета, их использование в речи.

Правила делового общения. Основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования.

Формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях.

Применение формул речевого этикета

Изучение правил делового общения

Использование основных приемов общения.

I. Информационный блок

Текст лекции:

Таблица (приложение №1). Повторение материала о стилях речи.

2. Официально-деловой стиль было бы неверно и несправедливо, неточно называть канцелярским. Это целая разновидность русского литературного языка. И это стиль целесообразный, имеющий свои средства выражения, способы называния предметов и явлений, и даже по-своему выразительный.

Соблюдая нормы официально-деловой речи, мы отдаем дань не штампам и канцеляризмам, а объективно сложившейся традиции построения речи в соответствии с выражаемым содержанием, обстановкой и целью высказывания. Так, в разговоре можно сказать: "С сегодняшнего дня я в отпуске". В заявлении же требуется написать: "Прошу считать меня находящимся в отпуске с такого-то числа". Такова традиция, такова форма и манера написания заявлений и других деловых бумаг. И эта форма целесообразна, оправданна в данной сфере общения. Она вырабатывалась если не веками, то десятилетиями. Официально-деловой стиль вполне равноправен с другими стилями и играет важную роль в формировании и развитии русского литературного языка.

Зарождение русской официально-деловой речи начинается с Х в., с эпохи Киевской Руси, и связано с оформлением договоров между Киевской Русью и Византией. Важнейший памятник древнерусского права - "Русская правда", сборник законодательных установлений древнерусского государства. В Московской Руси было два параллельных книжных языка: церковнославянский и деловой язык приказов. В течение 15-16 вв. Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи. В результате длительного процесса их взаимодействия к концу 17 - началу 18 в. общегосударственный приказный язык становится общим языком письменности Московской Руси, из которого впоследствии и сформировался современный русский литературный язык.

Современный официально-деловой стиль относится к числу книжных стилей и функционирует в форме письменной речи. Устная форма официально-деловой речи - выступления на торжественных собраниях, заседаниях, приемах, доклады государственных и общественных деятелей и т. д. Официально-деловой стиль обслуживает сугубо официальные и чрезвычайно важные сферы человеческих взаимоотношений: отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, учреждениями и организациями, между личностью и обществом. Фактически от рождения и до смерти человек находится в сфере действия официально-деловой речи.

Итак, официально-деловая речь - один из важнейших стилей русского литературного языка, играющего большую роль в жизни общества. Он строг, официален и по-своему выразителен.

Записи в тетрадях:

Официально-деловой стиль — это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений, т.е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями и внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной и юридической деятельности. Официально-деловой стиль — это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. д.

Эта сфера охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственную деятельность.

В зависимости от области применения деловой речи и стилистического своеобразия соответствующих текстов обычно выделяют внутри ОД три подстиля:

1) дипломатический (виды документов: международные договоры, соглашения, конвенции и т.д.; устные формы практически не применяются);

2) законодательный (виды документов: законы, указы, гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; основная устная форма - судебная речь);

3) собственно официально-деловой (административно-канцелярский) (виды документов: уставы, договоры, приказы, распоряжения, заявления, характеристики, расписки и т.д.; устные формы - доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение).

Доминирующая языковая функция – информативная, предписывающая, констатирующая. Основная форма реализации этого стиля – письменная, типичный вид речи – монолог.

Основные признаки:

1) точность, детальность изложения;

2) стандартизированность изложения;

3) долженствующе-предписующий характер изложения.

Деловая речь безлична, стереотипна, в ней отсутствует эмоциональное начало.

Особенности:

А) Лексический уровень.

Профессиональная терминология (военная, бухгалтерская, медицинская). Контракт, импорт, заявитель.

Лексика с обобщенным и отвлеченным значением. Заседание, постановление.

Слова, употребляющиеся преимущественно в административно-канцелярской речи (канцеляризмы). Вышеуказанный, надлежащий, взыскание, обжаловать.

Антонимические пары. Истец – ответчик, наказан – оправдан, права – обязанности.

Долженствующе-предписывающий характер лексики. Разрешить, назначить, постановить.

Б) Фразеологический уровень.

Стилистически нейтральные и межстилевые фразеологизмы. Иметь значение, занимать должность, причинить ущерб.

Фразеологизмы, связанные с выражением оценки, но лишенные экспрессивности. Оставляет желать лучшего, называть вещи своими именами.

В) Словообразовательный уровень.

Отсутствие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Использование сложносокращенных слов и аббревиатур. ООН, КБМК, профсоюз, студсовет.

Слова с абстрактными книжными суффиксами –ени, -ств, -ист, -изм, -ирова. Собрание, констатировать.

Г) Морфологический уровень.

Использование отглагольных существительных. Ведение, построение, признание.

Существительные, называющие людей по какому-либо действию или отношению. Работодатель, поставщик, свидетель.

Во избежание неточностей, имя существительное не заменяется местоимением, а повторяется даже в рядом стоящих предложениях.

Широко используются производные предлоги. Вследствие, в связи, в целях, по линии.

Активное использование страдательных конструкций. Предоставляется возможность, комиссией было обнаружено.

Числительные пишутся цифрами за исключением денежных документов (счеты, доверенности, расписки).

Д) Синтаксический уровень.

Повествовательный характер изложения.

Конструкции с последовательным подчинением однотипных падежных форм. Назначение заместителя начальника цеха термообработки металла…

Прямой порядок слов.

Сложные предложения преобладают над простыми

Простые предложения осложняются однородными членами.

Практическая работа

Задание 1: К словосочетаниям официально-делового стиля необходимо подобрать нейтральные синонимы.

Вопрос для повторения: - Какие слова мы называем синонимами? Приведите пример.

(Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. Например, метель – вьюга, буран, пурга, метелица; мокрый – влажный, сырой.)

Словосочетания: оказать помощь, одержать победу, совершить побег, подвергнуть осмотру, провести ремонт.

Информация для справок: победить, отремонтировать, помочь, осмотреть, сбежать.

Проверка задания.

Словосочетания официально-делового стиля Нейтральные синонимы
Оказать помощь Помочь
Одержать победу Победить
Совершить побег Сбежать
Подвергнуть осмотру Осмотреть
Провести ремонт Отремонтировать

Задание 2. К словосочетаниям официально-делового стиля необходимо подобрать антонимы.

Вопрос для повторения: - Какие слова мы называем антонимами? Приведите пример.

(Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Например, горячий – холодный, прохладный; лёгкий – тяжёлый).

Слова и словосочетания: разрешить, присутствовать, положительно, удовлетворительный ответ, ответственность.

Информация для справок: неудовлетворительный ответ, отказать, отсутствовать, отрицательно, безответственность.

Проверка задания.

Слова и словосочетания официально-делового стиля Антонимы
Разрешить Отказать
Присутствовать Отсутствовать
Положительно Отрицательно
Удовлетворительный ответ Неудовлетворительный ответ
Ответственность Безответственность

Задание 3. Вам даны устаревшие слова, которые очень давно использовались в делопроизводстве. Подберите к ним современные синонимы.

Вопрос для повторения: - Какие слова мы называем устаревшими? Приведите пример.

(Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного повседневного употребления. Например, дворецкий, прошение…

1) Устаревшие слова: ежели, безотлагательно, посему, сей (случай), надобно.

Проверка задания.

Устаревшие слова Современные синонимы
Ежели Если
Безотлагательно Срочно
Посему Поэтому
Сей (случай) Этот
Надобно Необходимо

2) Исправьте ошибки в предложениях, заменив устаревшие слова их современными синонимами. Запишите исправленный вариант.

  • Сей случай вызвал немало разговоров на заводе.
  • Надобно срочно отдать приказ директора в отдел кадров.

Проверка задания.

  • Этот случай вызвал немало разговоров на заводе.
  • Необходимо срочно отдать приказ директора в отдел кадров.

Жанры официально-делового стиля

Жанры официально-делового стиля – это разного рода документы, которые подразделяются на личные и служебные. К документам личного характера относятся:


- автобиография;

- заявление;

- расписка;

- доверенность.


Заявление – это письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера. Обязательные реквизиты (постоянные элементы содержания документа):

- адресат;

- ФИО и адрес заявителя;

- название документа;

- содержание документа;

- дата (слева) и подпись (справа).

Доверенность – это документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать действия, указанные в доверенности.

К служебным документам относятся: автобиография, докладная, инструкция, объяснительная, приказ, протокол, деловое письмо, устав, резюме и мн. др.

Инструкция – это документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу. Утверждается должностным лицом.

Докладная (записка) – письменное сообщение начальнику о служебном деле.

Автобиография — это жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим. При написании автобиографии используются речевые средства разных стилей речи. Некоторые автобиографии представляют собой литературно-публицистические произведения (автобиография К. И. Чуковского). Часто мы сталкиваемся с необходимостью написать автобиографию как деловой документ, предназначенный для административных учреждений. В подобного рода автобиографиях неуместны эпитеты, метафоры и другие тропы, разговорная и просторечная лексика.

План автобиографии

Самое первое, в плане автобиографии, это то, что вам нужно написать ваши фамилия, имя, отчество, и ваш возраст. На втором месте пишите о своей семье, в которой вы воспитывались: Фамилия Имя Отчество ваших родителей, кто ещё находился в вашей семье, чем занимались члены семьи (профессия или род занятий). Далее (учёба, служба в армии, и т.д.). Следующим пунктом опишите свой жизненный путь. В каком году закончили школу, а также вид школы(обычная, вечерняя или другая), опишите вашу успеваемость при учебе в школе. Дальше напишите про вашу дальнейшую учебу (институт, училище, техникум, и т.д.) примерно также как и при описании учёбы в школе. Опишите свои увлечения и интересы, любимые занятия, любимые предметы в бывших учебных заведениях, чем в основном любите заниматься на нынешней работе.

Чтение текстов автобиографий:
а) в деловом стиле

Я, Ларина Татьяна Леонидовна, родилась 14 февраля 1985 года в г. Сватово Луганской обл.

С 1992 по 2003 гг. училась в городской СШ № 7, которую закончила с отличием.

С 2003 г. - студентка социологического факультета Харьковского государственного университета, на 2-ом курсе которого и учусь. На общественных началах являюсь главным редактором газеты факультета «Студенческий меридиан». Семейное положение – не замужем.

Состав семьи:

Отец – Ларин Леонид Иванович, 1965 года рождения, инженер ЗТО г. Сватово;

Мать – Ларина Ирина Васильевна 1967 года рождения, бухгалтер МЭЗ г. Сватово;

Сестра – Ларина Карина Леонидовна, 1999 года рождения, дошкольница.

 

ДатаПодпись

 

б) литературная автобиография (автобиография С. Есенина).

Автобиография "О себе"

Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду но матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масле мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Чем отличается деловая автобиография от литературной?

 

Мы уже привыкли говорить «резюме» вместо набившего оскомину слова «автобиография». Но у любого человека в процессе написания этого самого главного в нашей карьере документа могут возникнуть некоторые сложности.

В разделе дополнительная информация резюме обязательно укажите ваш уровень знания иностранного языка, а также компьютерных программ и Интернета. Если у вас есть водительские права, а будущая должность связана с разъездами, также не забудьте про них написать.

Прежде чем заполнять графу личные качества, составьте список качеств, которые важны именно для выбранной вами вакансии.

Видите, не так все и сложно. Имея на руках грамотно составленное резюме, можно смело рассылать его по кадровым агентствам и предлагать работодателю. Не менее важно то, что, возможно, впервые вы четко сформулировали ответы на важные вопросы: кто я? Каковы мои профессиональные качества? Чем я действительно хочу заниматься? Каковы мои достоинства и недостатки?

Составление выигрышного резюме - это важнейший шаг по длинной карьерной лестнице.

 

План резюме

Резюме включает следующие разделы:
1.Цель поиска работы.
2.Общие сведения.
3.Образование.
4.Опыт работы.
5.Дополнительные сведения.

Ваша цель - ЧЕТКО, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, ГРАМОТНО и ЕМКО донести читающему важную информацию о себе.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных