ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Расовые теории в физической антропологииК расово-антропологическому направлению относятся также исследования в области физической антропологии, главным образом антропометрические, имевшие целью эмпирическую проверку и обоснование корреляций между расовой принадлежностью и интеллектуальными способностями человека. Это прежде всего исследования Отто Аммона (1842–1916) в Германии и Жоржа Ваше де Ляпужа (1854– 1936) во Франции.
Отто Аммон (1842–1916)
Германия. Основные работы: «Об антропологии баденцев» (1899). «Дарвинизм против социал-демократии» (1891), «Естественный отбор среди людей» (1893), «Общественный порядок и его естественные основания» (1895)
Аммон, развивая идею английского ученого Фрэнсиса Гальтона [9] (1822 — 17 января 1911) о биологической обусловленности одаренности. Аммон провел антропометрические измерения в Бадене и изложил результаты своих измерений в работе «Об антропологии баденцев», 1899. Впоследствии он провел подобные исследования в Карлсруэ и Фрейбурге. Обследованию подверглись рекруты и студенты. В качестве основного параметра брался «головной указатель» (процентное отношение ширины черепа к его длине), по которому люди делились на долихоцефалов («длинноголовых») и брахицефалов («короткоголовых»). С помощью статистического анализа Аммон пытался доказать, что: 1) среди горожан и высшего класса выше доля долихоцефалов, в то время как среди крестьян и низших классов преобладают брахицефалы; 2) долихоцефалы от природы более одаренны и в силу этого призваны занимать в обществе господствующее положение; 3) каждое общество прогрессирует лишь до тех пор, пока в нем высока доля долихоцефалов, и деградирует, когда эта доля начинает снижаться. Аммон считал, что брахицефалы, живущие в Европе, – потомки древнего коренного населения континента, а долихоцефалы – потомки германских завоевателей, селившихся в городах, и наиболее активных крестьян-долихоцефалов.
В работах «Дарвинизм против социал-демократии» (1891), «Естественный отбор среди людей» (1893) и «Общественный порядок и его естественные основания» (1895) Аммон развил «социал-аристократическую теорию общества». В основе этой теории лежал тезис, что сословный порядок в обществе является продолжением естественного отбора, выполняя такую важную функцию, как обособление высшего слоя, заключающего в себе более одаренных людей (представителей белой расы, долихоцефалов), защита его от расового смешения, или «панмиксии», и сохранение в обществе «творческого» элемента. Аммон считал, что такие факторы, как феодальные войны, низкая рождаемость в высших сословиях и т.п., привели к возрастанию числа брахицефалов в высших слоях, т.е. к губительному для цивилизации размыванию «антропологической основы» элиты. Так, в Бадене, согласно его подсчетам, «высокие, голубоглазые, светловолосые долихоцефалы» составляли всего 1,2 %.
Исследования Аммона сыграли важную роль в развитии концепции «расовой гигиены». Термин «расовая гигиена» ввел в 1891 г. немецкий биолог Альфред Плетц (1860– 1940); он же в 1906 г. учредил в Германии «Общество расовой гигиены».
Жорж Ваше де Ляпуж (1854– 1936) Франция. Основная работа – «Социальный отбор» (1896)
Жорж Ваше де Ляпуж сформулировал настоящую «расистскую» доктрину: евгенику, опирающуюся на расовую теорию как основу программы создания высших рас, через отбор биологических характеристик. Так, он предлагает стерилизовать людей, принадлежащих к низшим расам, что поможет «евгеникам» (представителям высших рас, которые по ходу истории были вытеснены на обочину) вновь занять почетное место в обществе. А это в свою очередь позволит всему человечеству не сгинуть в пучине варварства, которая ему уготована демократией.
Исследования Ваше де Ляпужа также строились на истолковании антропометрических данных (главным образом «головного указателя» (процентное отношение ширины черепа к его длине)). Он считал, что долихоцефалы принадлежат к «арийской» (или «нордической») расе, а брахицефалы – к «альпийской». «Арийскую» он считал высшей, усматривая одно из доказательств этого в высшем социальном положении ее представителей. На основе антропометрического обследования 20 тысяч французов он сделал вывод о преобладании долихоцефалов среди горожан (по сравнению с сельчанами), в равнинных местностях (по сравнению с горными) и среди богатых (по сравнению с бедными).
Расовое смешение и все виды «социального отбора» (военный, политический, экономический, правовой, моральный, религиозный), по мнению Ляпужа, пагубно влияют на «человеческий материал» и. соответственно, на общественное развитие, поскольку уменьшают численность «наиболее ценного» расового типа – «белокурого долихоцефала». Среди социологических «законов», которые постулировал Ляпуж, центральное место занимает так называемый закон эпох, пессимистически констатирующий, что «с доисторических времен головной указатель имеет тенденцию к постоянному и повсеместному росту». Согласно этому закону, «белокурому долихоцефалу» как лучшему антропологическому типу грозит полное исчезновение, что, с точки зрения Ляпужа, означает окончательный упадок и гибель цивилизации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|