Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Расовая теория Х. С. Чемберлена




Хаустон Стюарт Чемберлен (1855– 1927) – политический философ-германофил английского происхождения. С 1870 г. поселился в Германии (и в 1916 г. натурализовавшийся). Большой поклонник Вагнера и с 1908 г. его зять.

 

Чемберлен заимствовал многие идеи Гобино и развил их.

Ключевым мотивом в сочинениях Чемберлена было восхищение «героическим тевтонским духом». Им пропитаны и ранние его труды, посвященные Вагнеру («Заметки о Лоэнгрине», 1892; «Драма Рихарда Вагнера», 1892; биография композитора, 1895), и более поздние произведения, в которых он развил свою расистскую концепцию («Основы девятнадцатого столетия» (В 2-х т., 1899); «Арийское миросозерцание» (1913); «Раса и личность» (1925)).

Идеи Чемберлена пользовались в Германии такой широкой популярностью, что:

- во время Первой мировой войны Чемберлен прослыл «придворным антропологом кайзера»,

- а при национал-социалистическом режиме обрел статус «народного мыслителя» и «провидца Третьего рейха».

Его главный труд – «Основы девятнадцатого столетия» (многократно переиздавался). Эта работа выдвинула Чемберлена в число крупнейших теоретиков расизма и антисемитизма первой половины XX в. В этой книге он попытался переписать всю европейскую историю под углом зрения ее расовой «подоплеки».

 

 

Теория Чемберлена:

Между расами существуют непреодолимые биологические и интеллектуальные различия. Биологические различия, с его точки зрения, первичны, а интеллектуальные – производны от них. Трактуя эти различия как «закон природы», он утверждал, что высшие достижения духа возможны «только при определенных расовых условиях».

 

На вершине расовой иерархии Чемберлен, как и Гобино, располагал «арийскую» расу, или «нордический тип». Наиболее чистыми «арийцами» он, тоже следуя Гобино, провозглашал «тевтонцев». Но если у Гобино под «тевтонцами» понимались древние германские племена, то Чемберлен эту категорию осовременил:

· если Гобино обнаруживал остатки «тевтонцев» во французской аристократии, то Чемберлен отождествил их с немцами;

· и, соответственно, если в версии Гобино «ариец» был среднего роста, слегка смуглым и с темными волосами, то в версии Чемберлена он превратился в «высокого белокурого долихоцефала[8]», образ которого к тому времени был популяризован Ницше.

Считая арийскую расу единственным «творческим элементом» в истории, Чемберлен испытывал определенное затруднение в связи с тем, что многие великие творцы европейской культуры не были «высокими блондинами». Для выхода из этого затруднения он разработал собственную «рациональную антропологию», позволившую ему включить в число «подлинных тевтонцев» некоторых великих брюнетов (Данте) и «широколицых» (Лютер).

Арийцы, согласно Чемберлену, наиболее интеллектуально одарены, предрасположены к культурному творчеству. Это «раса господ», несущая культуру и цивилизацию низшим расам. Низшие расы «не приспособлены к культурной работе»; их роль в лучшем случае состоит в воспроизводстве существующей культуры, в худшем – сугубо деструктивная.

По мнению Чемберлена,расцвет всех цивилизаций определялся влиянием германских племен, а упадок – их смешением с другими расами. Так, упадок Римской империи рассматривался им как результат «расового скрещивания», а подъем культуры во времена Возрождения и Реформации – как прямое следствие «тевтонского лидерства». С этих позиций в книге «Основы девятнадцатого столетия» была расистски переосмыслена вся европейская культура.

 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных