Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Расовые теории XIX века




Более активное развитие идей расового неравенства прослеживается с конца XVIII – начала XIX в., когда их высказывали в Англии Лорд Кэймс[3], Эдвард Лонг[4] и Чарльз Уайт[5]; в Германии: Кристоф Майнерс, Георг Форстер; во Франции: Жульен-Жозеф Вирей, Жорж Кювье, Франсуа Перрон.

К середине XIX в. относятся первые попытки обосновать расовый подход «научными фактами». Во Франции это работы Жозефа Артюр де Гобино; в Великобритании – Роберта Нокса; в США – труды Луиса Агассиза, Сэмуэля Мортона, Джосайи Нотта, Джорджа Глиддона.

В работах этих авторов «доказывалось», что расовые различия вечны и неизменны, что расы различаются уровнем интеллекта, и это якобы отражается на размерах мозга, отвечающих за различные способности. Из этого делались вывод о том, что различные расы в разной степени способны вести «цивилизованный» образ жизни.

 

Итак, расовые теории культуры – теории придававшее основное значение в детерминации (обусловленности) социальных, культурных и личностных характеристик так называемому расовому фактору. Эти теории возникли в антропологии и социологии второй половины XIX – первой половины XX в. Это направление не было однородным, оно охватывало целый спектр спекулятивных теорий и исследований, объединенных некоторыми общими исходными посылками. Важнейшая среди этих посылок состоит в том, что расовые (генетически закрепленные, биологически передаваемые и наследуемые) характеристики оказывают определяющее воздействие на интеллект, поведение, экономические, политические, культурные и прочие институты различных человеческих групп.

 

В середине XIX в. определенным авторитетом пользовалась школа полигенистов, представлявших расы разными биологическими видами и доказывавших их будто бы разное происхождение.

Затем на смену этому пришла идея эволюции, но, вопреки взглядам самого Чарльза Дарвина, она лишь укрепила позиции расистов. Ведь она позволяла выстраивать целую иерархию рас и предполагать, что так отражает эволюционные этапы развития человечества. Мало того, во второй половине XIX – первой половине XX в. некоторые специалисты пытались развивать «эволюционный полигенизм»: в Германии Карл Фогт и Эрнст Геккель, в Англии – Артур Кис, в США – Эрнест Хутон.

Речь в этих работах уже шла не только о типологии, но и о качественной оценке разных человеческих типов. И это неизбежно увязывало научные построения с расовой политикой. Все это вместе с социологическими построениями главного социодарвиниста Герберта Спенсера[6] использовалось для обоснования социального неравенства и запрета смешанных браков, для поддержки колониальных режимов и империалистических захватов. Тогда-то и получила широкое хождение идея о «белой арийской расе», которая будто бы разнесла высокую культуру во все уголки земного шара. Затем польский социолог Людвиг Гумплович [7] выдвинул в 1885 г. идею о «расовой борьбе», якобы определявшей ход истории. Но под расой он понимал то, что сегодня называется «народом-этносом».

 

Рассмотрим теперь идеи отдельных представителей расистской теории культуры.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных