Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные положения теории Гобино




В концепции Гобино, раса – главный и единственный реальный субъект исторического процесса. Здесь нужно отметить, что понятие «раса» у Гобино, как и у многих его современников, остается неопределенным и отождествляется с такими понятиями, как «нация», «народ», «этническая группа».

Главная движущая сила исторического процесса, социальных и культурных изменений – так называемая «химия» рас (расовая чистота и смешение, или «скрещивание»). По сути, вся история для Гобино есть история «смешения кровей», а череда сменяющихся цивилизаций – это всего лишь духовная проекция новых комбинаций, которые последовательно образовывали исходные «чистые расовые типы».

 

Каждая раса обладает отличительными признаками внешнего и внутреннего облика. Расовые качества по своей природе врожденные, биологически наследуемые, неизменные. Они определяют склад мышления («логику») людей и через него все создаваемые этими людьми социальные и культурные институты. Гармония в мышлении и институтах возможна только как следствие «чистоты» расового типа. При «смешении кровей» неизбежно возникают деформации в мышлении и, как результат этого, беспорядок и неисправимые противоречия в общественных институтах.

Идеальное состояние культуры такое, при котором чистая в расовом отношении группа живет по единой «логике», конгениальной ее расовым склонностям, и наслаждается гармонией в своих институтах, естественным образом соответствующих чаяниям всех ее представителей. Гобино считал, что такое состояние осталось в далеком прошлом, когда еще существовали чистые расовые типы; шансов на его повторение в будущем он не видел. Вместе с тем он указывал на Индию и Китай как на примеры цивилизаций, основанных на «чистоте расы» и в силу этого отличающихся чрезвычайной устойчивостью и неизменностью.

 

Согласно Гобино, первоначально человечество было разделено на три «чистые» расы – белую, желтую и черную, – резко отличающиеся друг от друга своими способностями (склонностями, навыками, приоритетами и социальными установками) и фундаментально неравноценные:

 

· Высшее положение в иерархии рас Гобино отводил белой расе, а внутри нее – «арийцам». Белая раса превосходит другие интеллектом, красотой и силой (решающее значение Гобино придавал интеллектуальному превосходству). Вместе с тем ей недостает чувственности, в силу чего она по природе своей не предрасположена к искусству. Белые отличаются рациональностью, склонностью к упорядочиванию систем, интересом к технике.

Белая раса воплощает в себе «мужское» начало и обладает наибольшим творческим потенциалом. Именно ей Гобино приписывал ведущую роль в развитии цивилизаций. Если бы не было расовых смешений, то, согласно Гобино, цивилизация развилась бы только у белой расы.

Все д ругие расы порождают цивилизации лишь под воздействием стимулов, исходящих от белой расы. По мнению Гобино: «Важнейшим пунктом земли является тот, где в данный момент живет наиболее чистая, разумная и сильная группа белых людей. Если бы под влиянием непреодолимых политических сил эта группа принуждена была переселиться в полярные страны или под палящие лучи экваториального солнца, то центр умственной жизни склонился бы тоже в эту сторону».

 

· Желтая раса занимает второе место в иерархии рас. Эта раса характеризуется мужеством, силой воли, созерцательностью и неторопливостью, но вместе с тем утилитарностью и преобладающей ориентацией на материальную выгоду. В умственном отношении раса, согласно Гобино, посредственна. Хотя тут же он замечает, что «китайцы более цивилизованны, чем мы», поэтому их государство более устойчиво.

 

· Черная раса описывалась как «женственная», слабовольная и чувственная; она более, чем другие, развита в эстетическом отношении и склонна к художественному творчеству. Черные хаотичны и анархичны, но талантливы в музыке, танцах и пластике. Именно описание этой расы у Гобино возмутительно: «Когда смотришь на негра, то на ум неизбежно приходит сравнение с внешним обликом обезьяны», «Самые безобразные, самые отвратительные образчики этих жалких существ встречаются в Океании».

Все современные расовые типы, равно как и известные из истории, являются все без исключения смешанными. Наиболее плодотворные «скрещивания» породили, согласно Гобино, десять цивилизаций:

1. индийскую,

2. китайскую,

3. египетскую,

4. ассирийскую,

5. греческую,

6. италийскую,

7. западную (созданную германцами),

+

8. аллеганскую,

9. мексиканскую

10. перуанскую.

Все эти цивилизации возникли под направляющим влиянием белой расы («арийцев»), которая со своей первоначальной родины в Южной Сибири (на Алтае, в окрестностях озера Байкал) последовательно мигрировала в разных направлениях и по пути вступала в плодотворные смешения с другими расовыми группами. Порождая одну за другой указанные цивилизации, белая раса каждый раз расплачивалась за это «чистотой крови», все более и более «вырождаясь». В итоге, считал Гобино, не осталось ни одного народа, который можно бы было считать представителем «чистой» белой расы. Из этого делался пессимистический вывод о грядущей гибели западной цивилизации в силу расового «вырождения» (или «дегенерации») и отсутствии всяких шансов на появление новой цивилизации. В конечном счете, по мнению Гобино, это должно было увенчаться физическим вымиранием человечества. Все возможности культурного развития он считал исчерпанными.

Т.о., Гобино предложил своеобразную эсхатологическую версию философии истории, объясняющую жизненный цикл цивилизаций через действие расовых, т.е. преимущественно биологических механизмов. Он видел в своей теории «моральную геологию», выявляющую вечные «естественные законы, управляющие социальным миром».

 

Не следует путать идеи самого Гобино с теми выводами, которые из него сделали расисты. Например, «арийцев» Гобино отождествлял не с конкретным народом, а с социальной группой – с потомственной аристократией. Еще один пример: в своей работ французский граф рисует восторженный портрет евреев, что станет немыслимым для «расистов» следующих поколений. К тому же не стоит забывать, что он был ярым противником патриотизма и национализма.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных