Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Российская Федерация в современных условиях.

Учебный вопрос.

Российская государственность: этапы становления и развития.

История России насчитывает более тысячи лет. Чтобы осознать, какой это огромный период времени, почувствовать неразрывную связь со своими далекими предками, надо представить, что в течение одного столетия в каждой семье, как правило, одновременно живут три поколения. Если считать, что происхождение нашего многонационального народа и созданного им государства имело место примерно с середины IX века, то к нынешнему XXI столетию каждый из живущих ныне россиян может легко представить, какие колоссальный труд, исторический опыт, многовековые усилия и мудрость, накопленные более чем тридцатью поколениями наших предков, стоят, если можно так выразиться, за его спиной.

Но прежде чем говорить об истории любого народа и государства, каждому россиянину следует отчетливо знать и понимать, что же лежит в основе его национальной самобытности? Каковы корни этого уникального исторического явления – особой человеческой общности – многонационального российского народа? В чем отличия его от других народов? Какое влияние оказала Россия на историю и культуру всего человечества? Для этого надо отчетливо представлять, какие важнейшие этапы государственно-политического развития прошло наше Отечество за свою многовековую историю. Какие источники питали и питают наше Великое Прошлое.

Каждый народ существует в рамках какого-либо государственного образования, которое и является главным гарантом сохраненияего самобытности и независимости. Для обеспечения дальнейшего развития языка и культуры, законов и обычаев и создаются государственные органы власти и управления. Что же представляет собой понятие «государство»?

Государство – это основной институт политической системы любого цивилизованного общества, осуществляющий охрану и функционирование исторически сложившихся политических, экономических и общественных механизмов. Оно обладает исключительным правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, издание законов и правил, обязательных для всего населения, взимание налогов и сборов. Государство возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и формирования различных общественных слоев и структур.

Понятие «государство» неразрывно связано и с понятием «государственность», включающим в себя целый ряд относительно самостоятельных элементов. Во-первых, это определенный тип государственного устройства и соответствующая ему политическая система (режим власти), которая закреплена законодательно. Во-вторых, это государственный аппарат управления и соответствующая система правоохранительных, судебных органов и учреждений, а также система государственной безопасности и обороны. В-третьих, это корпус государственных служащих (чиновников), обслуживающих государственную «машину» и тесно связанных с функционированием всего механизма управления. Наконец это идеологическая модель, являющаяся в широком смысле идейным каркасом государственной организации и оформленная в виде государственной идеологии, которая определяет основные цели развития общества.

Государство выполняет важнейшую функцию регулятора взаимоотношений и механизмов взаимодействия различных слоев, групп и партий в рамках данного общественного строя, определяет и контролирует систему законодательства, обязательную для всех граждан (подданных). Государственная власть является гарантом внутренней и внешней безопасности, социальной стабильности общества и суверенитета (независимости) народа и нации в целом. В тесной связи с этим находятся проблемы пространственных пределов осуществления государственной власти.

Любые изменения в системе государственной власти являются отражением трансформации отношений в обществе, выступают в роли некого индикатора, указывающего на формирование и развитие определенного типа государственного и общественного строя, призванного обеспечить господство правящего политического слоя (элиты общества).

В определении важнейших этапов государственно-политического развития России с древности до наших дней в качестве основополагающего выступает принцип эволюции государственных и политических институтов, системы власти и управления.

В процессе исторического развития нашей страны именно государство играло главенствующую роль, а его преобразования определяли характер видоизменений, происходивших в общественной сфере, и жестко их регулировали. Невозможность воздействия общества на государственно-политические органы власти сформировала такой феномен, как российский национальный менталитет (сознание), идеально соответствующий авторитарно-тоталитарной форме правления. Не случайно, что столь слабый отклик находили в нашей стране идеи
давно существующего на Западе гражданского общества, важнейшие институты которого неоднократно пытались ввести в России крупнейшие реформаторы. Но все попытки реформирования государственных структур, а тем более осуществление коренных преобразований системы государственной власти и управления, оказывались реализованными лишь частично. Характерно, что вслед за реформаторскими усилиями неизбежно следовали так называемые контрреформы.

В соответствии с этим принципом в истории нашего Отечества выделяется пять основных периодов развития государственности: Древнерусское государство (государство Русь), Московское (Российское) государство, Российская империя, Советское государство (Советский Союз) и, наконец, Российская Федерация (Россия) (см. схему).

Схема

Учебный вопрос.

Российская Федерация в современных условиях.

После распада СССР (декабрь 1991 г.) в истории России начался современный этап развития государственности – жизнедеятельности Российской Федерации.

Причиной распада Советского Союза послужила неспособность Центра решать сложнейшие политические, социальные и национальные проблемы, накопившиеся в стране. Союзные республики стали вести самостоятельный поиск путей выхода из создавшегося положения. Особую роль в этом процессе играла Россия. Именно в ней были сосредоточены основные политические силы, противостоявшие союзному руководству.

В мае 1990 г. на I съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о суверенитете России, фактически провозгласившая верховенство ее законов над союзным
законодательством.

Результатом этого явилась «война законов» между союзным Центром и российскими властями за право распоряжаться собственностью, финансами, административными структурами на территории России. В этих условиях в июне 1991 г. в России был избран первый Президент. Им стал Б.Н. Ельцин.

Августовские события 1991 г. и победа российского руководства коренным образом изменили политическую ситуацию в стране. Фактическая власть к осени 1991 г. сосредоточилась в руках российских лидеров и региональных элит. Беловежское соглашение подвело черту под существованием СССР.

С начала 1992 г. обновленное российское Правительствоначало реальные социально-экономические преобразования, начав с либерализации цен в стране, что повлекло за собой инфляцию и обесценивание денежных вкладов большей части населения.

V съезд народных депутатов РСФСР, работавший осенью 1991 г., предоставил Президенту России дополнительные полномочия для проведения реформ в этой области.

Экономические и социальные трудности неизбежно привели к обострению политической борьбы в обществе. Оппозиционные организации, оправившись от августовского шока и сплотившись, развернули массовую пропаганду против нового руководства страны и его курса. При этом в большей степени использовали идеи восстановления союзной государственности, обеспечения порядка и социальной справедливости.

Изменение настроений в обществе уловили и в высших структурах власти. Со стороны Верховного Совета России в адрес Правительства высказывалась критика.

1992 г. и первая половина 1993 г. прошли под знаком углубления экономического и политического кризиса. Президенту, Правительству и их сторонникам противостояла мощная коалиция представительной власти (съезд, Верховный Совет) и оппозиционных партий и движений. К концу 1992 г. конфликт приобрел открытый характер. Обе стороны были вынуждены прибегнуть к посредничеству Конституционного суда и подписать Постановление «О стабилизации конституционного строя РФ», что означало временный компромисс между ними.

Очередной всплеск политической борьбы произошел весной 1993 г.
Не увенчалась успехом попытка Президента ввести в действие Указ «Об особом порядке управления страной», чтобы осуществить преобразования в обход съезда и Верховного Совета. Провалилась и попытка законодательной власти отстранить Президента от должности путем голосования на съезде. Не изменил ситуацию и апрельский референдум 1993 г.,
проведенный по настоянию Президента. Несмотря на то, что большинство из принявших в нем участие высказались в поддержку президентского курса, результаты референдума не носили обязательного юридического характера. Становилось все более очевидным, что спор идет уже не о тактике реформ, а о принципиальных различиях в видении будущего России.

21 сентября 1993 г. произошел новый крутой поворот в современной российской истории. В этот день Президент Б.Н. Ельцин подписал Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» № 1400. В соответствии с ним приостанавливались распорядительные и законотворческие функции съезда и Верховного Совета и объявлялось о проведении выборов в новый двухпалатный парламент – Федеральное Собрание Российской Федерации.

Президента поддержало Правительство, все силовые министерства, большинство органов исполнительной власти на местах, политические партии и организации либерального и демократического толка. Однако съезд народных депутатов и Верховный Совет при
поддержке партий и движений коммунистической и национально-патриотической ориентации выступили против президентского Указа. Это привело к массовым беспорядкам в столице. Президент был вынужден объявить в Москве чрезвычайное положение. Сопротивление было подавлено. 12 декабря 1993 г. в России прошли выборы в новый законодательный орган – Федеральное Собрание России.

Важнейшим итогом выборов 12 декабря стало принятие новой российской Конституции, предложенной Президентом на референдуме, после обсуждения ее положений на специальном конституционном совещании. Согласно ей Россия стала президентской республикой, в которой Президент как глава государства обладает всей полнотой исполнительной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны. Была ликвидирована система власти Советов, новый парламент наделялся исключительно законодательными функциями. Основной закон провозгласил право частной собственности, гарантировал права и свободы граждан России.

Пятая в истории нашего Отечества действующая Конституция России подвела черту под советским периодом развития государственности. Вся полнота государственной власти в Российской Федерации стала осуществляться Президентом РФ совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент – Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Система органов власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стала устанавливаться субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя. Президент России избирается на 4-летний срок. Одно и то е лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.

На протяжении 1994 – 2002 гг. политическое воздействие и влияние российского парламента в обществе окрепло, а в официальных документах и заявлениях Правительства все более четко прослеживалось смещение акцентов в сторону умеренности и постепенности социально-экономических преобразований. Президент и его Администрация уделяли больше внимания проблемам укрепления национального единства и повышению роли федеральных структур в системе государственного управления. Установлению диалога между ветвями исполнительной и законодательной власти послужило подписание 28 апреля 1994 г. Договора об общественном согласии. Вместе с тем события, происходившие в стране после принятия новой Конституции, демонстрировали, что созданная правовая основа российской государственности еще не разрешила всех проблем, стоящих на пути ее развития. Так, исключение составила самопровозглашенная Чеченская Республика (Ичкерия). Несмотря на попытки юридического оформления отношений между Центром и Чечней, политического решения в вопросе о ее статусе федеральному руководству России найти не удалось. Тогда в Москве возобладал силовой подход к решению чеченского кризиса: 10 декабря 1994 г. в Чечню были введены федеральные войска, а целью военной операции федеральных сил объявлялось разоружение незаконных вооруженных формирований и восстановление правопорядка на территории Чечни. Однако продолжавшаяся около трех лет военная акция так и не принесла ожидаемых результатов. Более того, ход военных действий федеральных сил в Чечне, вылившихся в гражданскую войну, привел к огромным материальным и невосполнимым человеческим жертвам. Попытка свести кризис в Чечне к миру в августе 1996 г. закончилась лишь временной паузой в боевых действиях и накоплению сил боевиками, которые и не думали договариваться с Москвой. Чеченский кризис оставался взрывоопасной проблемой в развитии российского федеративного государства. Это подтвердили трагические события в России, происходившие с августа 1999 г.: за вооруженным вторжением формирований чеченских боевиков на территорию Дагестана и вытеснением их оттуда силами федеральных войск назад, в Чеченскую Республику, последовали террористические акты против мирных россиян (взрывы двух домов в Москве и других городах Российской Федерации). В связи с этим руководством РФ было принято решение о проведении против самопровозглашенной Ичкерии новой антитеррористической операции, активная фаза которой продолжалась с осени 1999 г. до весны 2000 г. В соответствии с планами военного командования РФ была проведена «зачистка» территории Чеченской Республики от отрядов международных террористов.

В это же время 1999 год стал финальным в официальной государственно-политической деятельности первого Президента обновленной России Б.Н. Ельцина: в канун Нового, 2000 года он неожиданно заявил о своей добровольной отставке и возложении исполнения президентских обязанностей на Председателя Правительства РФ В.В. Путина.

26 марта 2000 г. в первом же туре президентских выборов исполняющий обязанности Президента Председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин, получив почти 53 % голосов, одержал убедительную победу.

7 мая 2000 г., накануне 55-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, состоялся торжественный акт вступления В.В. Путина в должность Президента РФ. Вслед за этим на пост главы Правительства России по предложению вновь избранного Президента РФ и депутатов Государственной Думы третьего созыва был утвержден бывший министр финансов М.М. Касьянов.

Важнейшим направлением в деятельности нового Президента РФ стало осуществление масштабной административной реформы. В настоящее время в современной России в целом сформирована демократическая политическая система, предусматривающая избрание на всех уровнях глав исполнительной власти от Президента страны и руководителей субъектов Федерации до мэров городов и глав местного самоуправления, а также органов законодательной и представительной власти – от депутатов Государственной Думы до членов законодательных собраний и избранных представителей органов местного самоуправления.

Однако сложившаяся структура власти требовала своего совершенствования. В связи с этим 13 мая 2000 г. В.В. Путин подписал Указ об образовании семи федеральных округов – структурных единиц нового политико-административного деления России. Помимо этого, летом 2000 г. по инициативе нового Президента России парламент страны утвердил реформу своей верхней палаты – Совета Федерации.

Предпринятые новым Президентом России административные преобразования свидетельствуют об укреплении исполнительной властной вертикали, усилении влияния центральных органов власти, ослаблении самостоятельной политической роли Федерального Собрания. Но все это не является конечной целью реформы, а только создает основы для дальнейшего совершенствования государственного механизма современной России.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Балық пресервілері | Дәріс. Сүт және сүт өнімдері технологияларының негіздері. Сүт және сүт өнімдерінің жіктелуі


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных