Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Таким образом, 9-14 вв – время сложения и оформления былин. Рассмотрим, какие сюжеты, какие образы связываются с названными этапами.




Былина как жанр.

Былина относится к разряду песен древнего героико-эпического склада. Былина от глагола "быти" - быль, деяние.Древнейшие былины можно возводить к событиям и явлениям 9 в., а наиболее поздние - к 13. Время бытования - 16-17вв, отмирание - середина 20в. Сохраняет общие очертания реальных исторических событий, но исполнены художественной фантазии. Художественное обобщение исторической мысли народа. Былины воспроизводят идеалы справедливости, славят защитников чести и прав народа, очерчивает ТИПЫ общественных деятелей, вскрывает смысл событий. Поучительность, жизненный пример.

Былины - это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточно-славянскую эпоху, и развившиеся в условиях Древней Руси; имея целью возвеличить народные идеалы, былины отразили историческую действительность в образах, жизненная основа которых соединена с вымыслом; былины обладают торжественно-патетическим тоном: их стихотворная ритмическая организация, стиль соответствуют назначению прославлить необыкновенных людей и величественные события истории.Виды классификаций:1региональная2героические и новеллистические. Но не учитывается многослойность былин. Их надо толковать в движении.Периодизация:

1Мифологический(до 9в)

2Киевский (9-середина 12в)

3Владимиро-суздальский (середина 12-конец13)

4. С 14в по начало 17в(обработка старых былин).

Поэтика: орнаментальные приемы (запевы,исходы; зачины и концовки), общие места (формула течения времени,седланье коня, богатырская схватка), гипербола, идеализирующие начало,ретардация (замедленность действия, повторения), синтаксический параллелизм, тоническое стихосложение, не скрадываются разговорные интонации, напевная декломация с "гусельками яровчатыми".

Былины - единственный жанр русского фольклора, который изучен весьма разносторонне. Уже в 19 веке сложились научные школы, различные в подходе к былинам (историческая, мифологическая, культурно-типологическая).

Определение жанра. Былины – это древние эпические песни легендарно-героического или социально-бытового характера (В.А.Василенко).

В.Я.Пропп в своей монографии «Русский героический эпос» (М.,1958) называет основные признаки эпоса:

1. Наиболее важным, решающим признаком эпоса по Проппу является героический характер содержания. Содержанием его всегда являются борьба и победа. И борьба эта ведется за самые высокие в данную эпоху идеалы народа.

 

2. Второй признак состоит в том, что эпос слагается из песен, предназначенных не для чтения, а для музыкального исполнения.

 

3. Следующим важнейшим признаком эпоса является стихотворная форма песен, тесно связанная с напевом.

 

К истории термина: В народной среде этот жанр имел иное название: ст а рина, старин а, старинка, песня. Термин «былина» ввел в 19 веке Иван Петрович Сахаров.

Проблема классификации былин. Как мы можем в содержательном плане классифицировать былины? Существует несколько классификаций. Самая распространенная из них связана с локализацией былин. По этому принципу многие исследователи делят их на два большие цикла: киевский (если упоминается Киев) и новгородский. Хотя мы можем встретить и владимиро-суздальский, и галицкий и др. циклы. Однако эта классификация условна, так как былина – явление многослойное.

По причине этой многослойности мы должны представить также циклизацию былин по характеру эстетического отражения мира, эстетического образного воплощения богатыря, его подвига, его связи с миром. Исходя из этого, исследователи делят былины на 1) героические (о святорусских богатырях) и 2) новеллистические (по Ф.М.Селиванову – социально-бытовые). Это былины более позднего происхождения, они отражают более позднюю историческую эпоху Руси, сцены жизни городской, посадской.

Проблема происхождения былин. Один из первых вопросов, который вставал перед исследователями – это вопрос, к какому времени относится происхождение и развитие этого жанра. Существовало мнение, что былины возникли в 19 веке, потому что золотой запас русского эпоса был собран именно в 19 веке. Через ряд северных исследователей, таких, как Гильфердинг, Рыбников, Бессонов, Марков, братья Соколовы, на русском Севере был открыт пласт плохо представляемой раньше культуры. В 19 веке также было высказано предположение, что былины – такое явление поэтической культуры, которое не древнее 9 века. В 30-е годы 20 века некоторые сказители пытались сложить былины, которые они называли новины (Трофим Рябинин, Марфа Крюкова), но эти тексты не вошли в традицию, потому как они были чужеродны народному сознанию.

В.П.Аникин утверждает, что русский героический эпос слагался в несколько этапов или характеризуется несколькими периодами становления и развития.

1 период бытования былин – Мифологический – начало 2-3 – конец 9 века. Как это ни парадоксально, но именно в это время сложились основы былевого эпоса. Есть гипотезы, относящие ранние песни славян к 5-3 вв до н.э.

2 период – конец 9 – середина 12 вв – Киевский период.

3 период – середина 12 – середина 14 вв – Владимиро-суздальский. В это время активизируется процесс хозяйственного и этнического развития на северо-востоке Руси. Определение национального лица былины совпадает именно с этим периодом.

4 период – вторая половина 14 века – 17 век. Этот период можно назвать как вторичный. В это время идет пересмотр старых образов и сюжетов в применении к новым уровням сознания человека.

Таким образом, 9-14 вв – время сложения и оформления былин. Рассмотрим, какие сюжеты, какие образы связываются с названными этапами.

С первым, Мифологическим, периодом связаны сюжеты о Святогоре, о Вольге и Микуле Селяниновиче, о Дунае, о Михайле Потыке. В этот период складывались основы художественной системы былин. Русские былины как бы идеологически оформили создание этнической общности, создание нации, так как эпос прежде всего связан с идеей государственности. Герои эпоса этого времени – представители народа, земли русской, а не класса, узкой группы внутри этноса. Наиболее интересны в мифологическом цикле былины о Святогоре. Известно 2 варианта сюжетов о нем: 1) Святогору не с кем померяться силой; 2) о встрече Святогора с Ильей Муромцем (Селиванов Ф.М. Русский героический эпос.- С.104). В науке существует ряд попыток определить первичный смысл былины. С точки зрения Д.М.Балашова, сюжет о передаче силы Илье Муромцу символизирует закат культуры праславян и появление культуры новых славян.

Воспоминания восточных славян о своей далекой родине, представления о прежней культуре трансформировались в образе Микулы Селяниновича в былине «Вольга и Микула Селянинович». Микула олицетворяет собой существование предков-землепашцев, символизирующих образ жизни, судьбу народа, занимающегося земледелием.

В мифологический период сформировалась художественная форма былин, был создан достаточный круг сюжетов.

Очень важной стадией в развитии эпоса был Киевский период, охватывающий два столетия. Это время от крещения Руси в 988 году до раздробления государства на отдельные княжества. Память о Киевской Руси до нас дошла как о веке золотом. Главное событие здесь – Крещение Руси, вокруг которого произошла консолидация государства. Круг сюжетов этого времени не широк. Но создается цикл, главным героем которого является единый богатырь. Один из самых популярных героев русского эпоса этого времени – Добрыня Никитич. В качестве главного персонажа Добрыня представлен примерно в 10 былинных сюжетах. Самый популярный из них – «Добрыня и змей». (Текст). Змееборство – один из самых распространенных сюжетов мирового фольклора. Змей – одно из ярких художественных воплощений того зла, против которого в раннем русском эпосе ведется борьба.

Подвиг только личного порядка уже немыслим в русском эпосе (как это было в сказке). Убивая змея, Добрыня спасает племянницу Владимира Забаву, а также выступает на защиту всех христианских вдов.

Третий период – Владимиро-суздальский. Это период феодальной раздробленности. Среди князей прокатилась волна непонимания, междоусобиц. К концу 12 века участились набеги со стороны степи. На историческую судьбу Руси существенно повлияло и монголо-татарское нашествие.

В этих условиях в былине произошли изменения, особенно в системе персонажей. Самые главные персонажи этого периода по происхождению – люди из социальных низов. Илья Муромец – крестьянин, Алеша Попович _ сын священника. Теперь уже князь Владимир не рассматривается как идеальный персонаж. Богатыри могут противостоять ему. Это будет сквозная тема.

С этим периодом связана прежде всего циклизация эпоса об Илье Муромце. Это самый известный герой русского эпоса, признаваемый другими богатырями за главного. Он встречается как эпизодическое лицо во многих былинах, а в качестве центрального героя выступает в 15 сюжетах. Сюжеты былин об Илье Муромце могут быть выстроены в хронологическом порядке и представлять собой своеобразное жизнеописание героя. Причем, относятся эти сюжеты к разным периодам, многие из них могли возникнуть спустя какое-то время.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - первая из повествующих о боевых подвигах богатыря. (Текст).

К этому же периоду восходит ряд сюжетов, связанных с третьим былинным богатырем – Алешей Поповичем. Уже само имя говорит, что он - сын священника, в текстах имеются свидетельства, что родина Алеши – Ростов. Из самостоятельных и хорошо разработанных воинских былин об Алеше, сохранилась лишь одна – «Алеша Попович и Тугарин». Из трех героев – Алеша самый молодой. Он наделен не только всеми достоинствами героя, но и некоторыми недостатками, свойственными молодости. Пропп пишет: «Суровый и могучий Илья, выдержанный и культурный Добрыня, веселый и находчивый Алеша выражают героические черты русского народа. В них народ изобразил самого себя».

В большинстве социально-бытовых былин, относящихся к 4 периоду, нашло отражение падение политического престижа Киева. В них богатыри, приехавшие из других русских земель и городов, побеждают князя Владимира в различного рода состязаниях.

В былины этого периода вошли женщины. И это уже не женщины-оборотни, колдуны, поляницы, которых необходимо было одолеть в бою. Век гордых и самостоятельных женщин отодвинулся далеко в прошлое.

Особое место в русском былевом эпосе занимает Новгородский цикл (по локализации). Новгород – второй после Киева политический, хозяйственный и культурный центр, который находился на скрещении водных путей. Более того, Новгород не подвергался многочисленным нашествиям внешних врагов, от которых бесконечно страдали другие русские города. Основное занятие новгородцев – торговля. Все это отразилось в новгородских былинах.

Новгородцы всецело зависели от водной стихии, и именно с морским царем вступает в контакт герой былины о Садко. Эта былина состоит из 3-х самостоятельных сюжетов: «Садко-гусляр получает богатство», «Спор Садко с новгородцами», «Садко в подводном царстве». В Новгородском цикле известны также 2 сюжета былин о Василии Буслаеве: «Василий Буслаев в Новгороде» и «Василий Буслаев молиться ездил». При всех нравственных изъянах в поведении Василия Буслаева – он богатырь наш, русский. В былинах наблюдается невольное любование проделками новгородского озорника. (Текст, с.196)

Поэтика былин. В художественной системе былин выделяется ряд уровней: художественный мир, композиция, язык и его напевно-ритмическая организация.

Художественный мир. Герои решают крупные общенародные и государственные задачи. Эпический мир былин объединил в себе людей разных столетий и эпох. Они образовали круг людей, живущих самостоятельной жизнью, но не в отрыве от других людей. У них особый этикет: «крест кладут по-писаному, поклоны ведут по-ученому». С одной стороны, это реальный мир, а с другой, - предельно гиперболизированный.

Композиция. Зачин в былине часто представляет собой завязку (описание пира, выезд богатыря, изображение наезда врага на русскую землю).

Действие развивается по принципу выделения главного героя. В былине обычно одна сюжетная линия. Кульминация – описание сражения. Поединок краток, победа дается легко, без помощи. Это обобщенная историческая правда побед русского народа над своими врагами. В развязке подчеркивается реальность и историческая достоверность описываемых в былине событий.

Композиционные принципы и приемы. *Принцип антитезы (богатырь – добр, справедлив, противник – зол, коварен). * Прием выделения главного героя. *Прием гиперболизации. *Диалоги драматизируют сюжет, помогают полнее охарактеризовать героев. *Прием повторений, чтобы акцентировать внимание на главной мысли. *Общие места.

Язык былины. Основные художественные средства: Метафора не так часто встречается в былине, но используется для выражения чувства (гнева, осуждения): Ах ты, волчья сыть, травяной мешок».

Эпитет – одно из основных изобразительных средств в былине. В былине часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Для былины характерно обилие предлогов. Они образуют своеобразную разрядку и тем самым повышают удельный вес слов, акцентируют внимание на их значении: Из того ли то из города из Мурома…

В былине нередко обнаруживается прямая речь, палилогия (повтор в конце одной и начале другой строки), анафора (повторы в начале строк), эпифора (повторы в конце строк).

Употребляются слова с осложненной семантической функцией – для сохранения ритма.

Глаголы в былине чаще всего несовершенного вида – так как таким образом событие лучше представляется воображению.

Стих былины. Используются чуть ли не все стихотворные размеры, свойственные литературной поэзии. Большинство былинных стихов – трехударные с безударными интервалами от одного до трех слогов. Рифма может быть неточной.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных