Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности жанра былин. Троичность в былинах




Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки – «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.

В основной повествовательной части былины широко применяются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.

Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места – это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места – устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.

Уяснению художественного своеобразия русских былин, их поэтике посвящена работа саратовского ученого А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин». Исследователь считал, что «былина умеет создать интерес, умеет взволновать слушателя тревогой ожидания, заразить восторгом удивления и захватить честолюбивым торжеством победителя». 1

Д.С. Лихачев в книге «Поэтика древнерусской литературы» пишет о том, что время действия в былинах относится к условной эпохе русского прошлого. Для одних былин – это идеализированная эпоха князя Владимира Киевского, для других – это эпоха новгородской вольности. Действие былин происходит в эпоху русской независимости, славы и могущества Руси. В эту эпоху «вечно» княжит князь Владимир, «вечно» живут богатыри. В былинах все время действия отнесено к условной эпохе русской старины.2

 

 

)Проблемы исторического изучения фольклора в работах Проппа «Русский героический эпос», Рыбакова «Древняя Русь. Сказания, былины, летописи»

Фольклор и история неотделимы друг от друга. Связью русского фольклора с национальной историей, сохранением в фольклоре ист.памяти занималась ист.школа. И.ш. была одним из самых влиятельных направлений в 19-20 вв. Это собственно русское направление. Еще в предисловии к сборнику Кирши Данилова (1818) мы видим сравнение фольклорных героев с летописными (Садко и В. Буслаев – с героями Новгородских летописей). В то время, как в фольклористике господствовала миф.школа, вышла книга Майкова «О былинах Владимирова цикла». 1885 – труд Халанского «Великорусские былины Киевского цикла», где он доказвал, что эти былины относятся к времени 15-16 веков. Веселовский «Южнорусские былины» - много от исторической школы.Принципы школы окончательно сформировал В. Миллер в «Очерках русской народной словесности». 1) Отличие от миграционной теории – национализация, а не универсализация сюжетов. Редко пользуется сравнительным методом. 2) Настаивал на глубоком изучении имен персонажей – считал, что они не могли вводится случайно, всегда есть связь между именем былинным и именем историческим. «Имена прочнее сюжетов». 3) вывод о том. что былины создавались в княжеской дружине и 4) былины тщательно разрабатывались и передавались в среде профессиональных певцов и сберегались посредством обучения.4 вопроса о былине: где? когда создана? в связи с чем? какие поэтич. источники? Итог – систематизация былин, создание «историч. географии» русского эпоса. Традиции школы Миллера в 20 веке продолжали развиваться. Часто имела место полемика между представителями разных школ. Представитель – Рыбаков, настаивал на уяснении связей с историей Др. Руси и широко использ. летописи, факты истории и археологии.

Проблема историзма русского героического эпоса была поставлена в коллективном труде «Русское народное поэтическое творчество» (т. I, M., 1953) в статьях Д. С. Лихачева, В. П. Адриановой-Перетц и других ученых, обративших внимание на отражение народным сознанием исторической действительности, на идейное содержание былин. Решительный отказ от принципов исторической школы дан В. Я. Проппом в труде «Русский героический эпос», где автор глубоко обосновал положение о том, что русский народ не столько воспроизводил в своем эпосе историческую действительность, сколько выражал свои стремления и идеалы, а сами былины возникли задолго до начала Киевского государства. Соотношение мифа и героического эпоса было рассмотрено в работах Е. М. Meлетинского «Происхождение героического эпоса» (М., 1963) и В. М. Жирмунского «Эпическое творчество славянских народов и вопросы сравнительного изучения эпоса» (М., 1953).

 

 

Б. А. Рыбаков, взяв за основу тезис Б. Д. Грекова «Былина — это история, рассказанная самим народом», в своей известной книге «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» (М., 1963) рассматривает эпические сказания как первую форму исторического повествования. Цель эпоса — воспитание молодежи, ее подготовка к реальным испытаниям. Автор подчеркивает прогрессивную направленность былин, воспевание принципиально нового. Однако Б. А. Рыбаков видит в процессе развития героического эпоса раздвоение: одно направление воспевает князей, другое — остается народным. По мнению автора, былины не восстанавливают фактической канвы, но в своей совокупности дают достоверную историю. «Будучи исторически осмыслен,— пишет Б. А. Рыбаков,— русский былинный эпос может стать неоценимым историческим источником, но, разумеется, не для восстановления канвы событий, а для изучения народных оценок тех или иных периодов, отдельных событий и лиц» [2].

 

 

В монографии «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» Рыбаков провел параллели между былинными сюжетами и русскими летописями. Б. А. Рыбаков в своем анализе русского летописания («Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи») обратил внимание на субъективизм летописцев — авторов «Повести временных лет». Наряду с бережным отношением к источнику летописец, который был одновременно автором, составителем, компилятором и редактором, испытывал сильное влияние церковных и княжеских кругов. Именно их причастность объясняет противоречия летописного текста и некоторые нарочитые умолчания «Повести», в которой видны попытки оправдать существующий строй и его представителей. Если былины дают народную, то летопись — придворную оценку событий. Б. А. Рыбаков видит в «Повести временных лет» стремление сгладить жизненные противоречия путем широкой социальной демагогии в церковном духе. В отдельных случаях «Повесть» доходит до злободневности изображения событий, в частности в рассказах о соперничестве старшей и младшей дружины, в полемике против Святополка и в идеализированном изображении Мономаха. Целый ряд важных наблюдений и выводов историографического плана был сделан Б. А. Рыбаковым в вышедших позднее работах: ««Слово о полку Игореве» и его современники» (М., 1971), «Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве»» (М., 1972) и др.

 

 

ПРОПП

Первобытно-общинный строй. В.Я. Пропп убеждён, что героический эпос начал формироваться задолго до начала феодальных отношений. Поскольку прямых следов существования такого явления нет, он приводит в пример многочисленные народы, населявшие территорию СССР, которые задержались в развитии на уровне разложения первобытно-общинного строя. Все они имеют героический эпос. Применяя метод сравнения учёный выявляет в эпических песнях народов Сибири и Крайнего Севера развитие эпоса из мифологии; переход героических деяний от борьбы за семейную ячейку (лиричные чувства не играют роли) до защиты родного народа или сражений против угнетателей; преображение стихийных хозяев во враждебных чудовищ; общий для всех героев высокий моральный дух и готовность забыть свои интересы для общего блага (часто они являются вождями); гиперболизированность внешнего вида и действий героев и их врагов. Эпос свидетельствует о начавшейся борьбе за новое общественное устройство: так семья есть фактор, разрушающий родовые отношения, а рыцарство героя это не признак прошлого, где поддержка подразумевалась сама собой, а реакция на возникновение классового неравенства и эксплуатации.

Киевская Русь и период феодальной раздробленности. Эпос Киевской Руси не рассматривается как продолжение эпоса, сложившегося в эпоху родового строя. Государственные отношения потребовали не развития прежних идей, а утверждения новых, поэтому в эпосе прослеживаются не остатки старого в новом, а конфликт мировоззрений, принадлежащих этим двум всегда противоборствующим временам. В новых и переработанных старых песнях народ отразил напряжённую борьбу с иноземными захватчиками, создал образы героев-защитников отчизны. Былины Киевского или Владимирова цикла объединяются общим центром-Киевом, главе которого, князю Владимиру («Красно Солнышко»), служат богатыри. Образ Владимира двояк. От периода прогрессивного развития государства ему досталась роль народного вождя, классовое же расслоение позднее создаёт социальный конфликт между богатырями и князем, превратившемся в главу своего класса. Несколько иначе меняется второстепенный образ жены Владимира, княгини Евпраксии (Опраксы). От родового строя ей как женщине может достаться роль сподручницы врага, как, например, в былине об Алёше и Тугарине, в дальнейшем она наделяется чертами героической женщины, в частности, спасающей Илью Муромца от гнева мужа. Эпический Киев служил народу знаменем единства, хотя таковым не являлся. Богатыри из самых различных областей становятся героями эпоса только с момента приезда в Киев. Они служат Родине и всегда являются к стольно-киевскому князю добровольно. Удельные войны совершенно не отражены в русском эпосе, ведь они не были народными. Также не отражена и служба богатырей удельным князьям.

Период централизованного государства. С созданием в Х в. нового мощного государства чаяния народа об объединении и национальной независимости сбылись. Прежние былины стали получать названия «старин», но они не забываются, а относятся к области героического прошлого. Воинские функции переходят к исторической песне. С нарастанием классового антагонизма на первый план выходят былины о социальной борьбе. Такие песни мы встречали и раньше, но теперь они теряют монументальность, выигрывая с тем в реалистичности, шире описывают быт и сословия, классовые конфликты становятся основной темой. Новую роль начинают играть женщины, возникают их новые положительные образы. Типы могучих богатырей останавливаются в своём развития, переставая входить в новые песни. Былина начинает сближаться с балладой, но дух её остаётся героическим.

Советское время. Экспедиции советских учёных показывали не только существование эпоса в последнем его оплоте, русском Севере, но и постепенное прекращение эпической традиции [см. подроб.: стр. 546-548]. Тем не менее можно говорить о новом былинном эпосе. Эту проблему автор обсуждает на примере знаменитой певицы М.С. Крюковой. Её талант был обнаружен в 1934 г. В советское время она фактически являлась единственным исполнителем сознательно посвятившим себя не только сохранению уже имеющегося наследия, но и созданию песен с качественно новым содержанием. Новые темы Крюкова создаёт сама на материале старых былин и сказок, черпает из художественной, научно-популярной литературы и СМИ. Она преодолела замкнутость старого эпоса, но предметом воспевания так и не стала жизнь её современников. Новое содержание плохо укладывалось в старые формы, зачастую влияющие на передаваемую информацию. Былинная форма эпоса отжила своё, она вошла в наследие национальной культуры. Эпос продолжает своё существование в другом виде, его лучшие достижения оказывают влияние на героические поэзию и литературу традиции.

 

(из готовых билетов)

Историческая периодизация, конкретика:

1) мифологический период (на почве столкновения былин и мифологии рождаются былинные сюжеты) – время распространения и первоначального развития эпических песен. Конец этого периода приходится на IХ в. Древние: былины о Святогоре (воплощение исполинских туч в представлении людей; былина о приключении Ильи Муромца с женой Святогора (а она и ему изменяет) – параллель с арабскими сказками «Тысяча и одна ночь»; Святогор был лишен силы после острижения волос (параллель с историей ветхозаветного Самсона и Далилы); в облике Святогора могли отразиться представления о горных великанах (Илья Муромец увидел его уснувшим на коне среди гор)), о Волхе Всеславьевиче ((оборотни, колдуны, волшебники) былинный Волх – воин-богатырь, обладает вещим знанием и умением превращаться в разных зверей и птиц, он сын змеи и женщины, рождение его сопровождают грозные явления – затряслась земля; умеет оборачиваться серым волком; в поздних переработках Волх превращен в князя Вольгу, защитника Киевской Руси, связь с Олегом), Дунае и Потыке.

2) киевский период – с IХ в. до середины ХII (эпические песни сосредоточили действие вокруг Киева и стольного киевского князя). Разрозненно существовавшие эпические песни получили толчок к объединению (циклизация – объединение сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия); в своих обобщениях былины постепенно обрели историческую конкретность (изменение исторического сознания в условиях нового времени); концепция значимости великой Киевской державы (перед угрозой нападения); о Киеве пели как средоточии русской славы; былина сделала объектом изображения общественную жизнь Руси – историзация (традиционные обобщения с конкретной

оценкой своей эпохи); почти все былины – о Владимире, Добрыне Никитиче. (Былина о бое Добрыни с Дунаем); главная черта былин – историзм; богатыри не ищут личной выгоды; постепенное обращение былин в чисто исторический жанр.

3) владимиро-суздальский период – с середины ХII до конца ХIII. (в это время образовались былины с Ильей Муромцем во главе) (связан с развитием Северо-Востока.). На севере и северо-западе – новгородские былины. После утраты Киевом могущества на северо-востоке Руси – в Ростовской, Муромской и Владимиро-Суздальской землях возникает новое государственное образование. В сознании народа Северо-Восточной Руси крепнет мысль о том, что он является продолжателем истории Киевской Руси. Этот взгляд определил своеобразие эпоса. Северо-Восточная Русь вводит в эпос своих героев - выходцев из этих земель – Илью Муромца (по городу Муромцу) (заменил в главной роли Добрыню Никитича). К эпосу эпохи становления относятся былины о сватовстве: эпические песни о Садко, о Михайле Потыке, Козарине, Иване Годиновиче, дунае, Соловье Будимировиче, они связаны с песнями о добывании жены в потустороннем мире или в чужих землях (Садко отправляется в подводный мир; в былине о Потыке герой встречает, а не добывает жену; борьба за невесту сменяется борьбой против невесты («Добрыня и Маринка»); настоящий герой – только Козарин, который спасает девушку от похитителей). Относятся эпические песни о борьбе с чудовищами (былины о Добрыне-змееборце – характерно, что теперь герой становится освободителем всей русской земли, а не только борется со змеем за освобождение женщины, об Алеше и Тутарине, об Илье и Соловье). Герои в этих былинах имеют реальный облик, а их антагонисты – зооморфные и гиперболические сочетания. Сюда же относятся былины сказочного характера («Добрыня и Алеша», «Илья Муромец и сын»), былины о борьбе русского народа с монголо-татарским нашествием (это новое образование). Касаемо последних: в традиционные формы все чаще проникают конкретные реалии, как повествование все более соответствует ист. действительности – исторично отражение древнерусской веры в знамения, картина городских стен с угольными башнями, четкая организация неприятельского войска (имя захватчика чаще всего – Калин, которое может заменяться Батый и Мамай), исторична тактика татар – длительная осада города; традиция единоборства героя с противником преодолевается за счет включения реалий, связанных с организацией отпора историческому врагу (Муромец выявляет численность войска, определяет характер опасности, просит об отсрочке сдачи города). Однако в эпосе еще не выработались средства, чтобы описать действия больших военных действий и их командования, они появятся только в ист. песнях в XVI в. НО эпос расходится все же с историей (в нем есть единое государство, сказатели поют о победе, которой еще не было, на самом деле).

4) с ХIV – начало ХVII в. Новых былин в этот период почти не создавали. Творческая обработка старых былин применительно к исторических условиям Московской Руси. Функция старого воинского эпоса переходит к исторической песне, которая, зародившись в XIV, к XVI достигает расцвета. После ХIII столетия былины вступили в состояние консервации: в основе былинного сюжета – рассказ о каком-либо грандиозном событии, начинается былина с запева, который не связан непосредственно с сюжетным действием, но предваряет общую тональность былины. У запева орнаментальная функция, заканчивается былина исходами в той же орнаментальной функции (То старина, то и деянье), в зачине воспроизводится сюжетная ситуация, введен главный герой, в окончании-концовке дано ее разрешение, общие места – стилистические формулы привычного изображения повторяющихся ситуаций (скакание богатыря через стену) (формула течения времени: как день за днем – будто дождь дождит, неделя за неделей – как трава растет, а год за годом – как река бежит), многочисленные повторения, замедленность действия – ретардация осуществляется через повторение отдельных эпизодов, за счет использования синонимии (песенная природа), тоническое стихосложение (одинаковое количество ударений), разговорные интонации, первый

научный сборник былин – сборник былин появился в 1804 г. – сборник Кирши Данилова «Древние российские стихотворения» (Кирша Данилов записал их на Урале в середине ХVIII века).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных