Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Значение слова «день» (יֹום – йом) в Шестодневе




Всех экзегетов, когда-либо комментировавших Шестоднев, можно условно разделить на два лагеря.

Первые считают, что о творении нельзя мыслить в категориях времени. Творение было мгновенным и не имеет протяженности во времени (например, Филон Александрийский, Ориген, Климент Александрийский). Описание же 6 дней в этом случае есть не что иное, как изображение вселенской иерархии: от простого к сложному.

Если Филон учил о мгновенности творения под влиянием эллинистической философии, то в христианской экзегезе это учение появилось в первую очередь в контексте полемики с язычниками. Последние опровергали всемогущество христианского Бога на том основании, что Ему понадобилось целых шесть дней для того, чтобы сотворить мир. Так, один из них (Цельс) писал: «как можно не считать нелепым первого и величайшего бога, который приказывает: «Да будет то, да будет другое или это», который работает один день столько-то, на другой день на столько-то больше, затем на третий, на четвертый, пятый, шестой день?... и после этого, прямо-таки, как жалкий ремесленник он устает и нуждается для отдыха в праздности» (Цыпин, с. 43). В ответ на это Климент Александрийский пишет: «Последовательность дней творения имеет глубокий смысл, показывая значение каждой отдельной вещи… Вещи не возникали по мере произнесения слов демиургом, но получили свое начало сразу» (Цыпин, с. 45). Подобную идею мы можем встретить и у свт. Афанасия Великого. Так он пишет: «из тварей ни одна другой не предшествовала, но все созданное произведено вдруг в совокупности одним и тем же повелением» (Цыпин, 48).

Однако большинство экзегетов предлагают мыслить процесс творения как реальное историческое событие, протяженное во времени[26].

В современной библеистике идет горячий спор о том, в какой же именно период Господь сотворил мир. Практически все исследователи согласны, что речь должна идти именно о процессе, который занял определенное количество времени (ср. Притч. 8:27-29). Сам библейский текст определяет длительность этого периода в шесть дней. Однако, что понимать под днями творения, чему равен один день, – на этот счет существуют различные, порой взаимоисключающие точки зрения.

Первая группа исследователей (т.н. креационисты – свящ. Д. Сысоев, прот. К. Буфеев, свящ. О. Петренко, С. Буфеев, С. Шубин, А. Хоменков и др.) настаивает на том, чтобы понимать текст Писания буквально. День для них равняется обыкновенным суткам (24 часа). В этом они находят поддержку у представителей антиохийской экзегетической школы, которые были сторонниками буквального прочтения текста Писания. Так, например, прп. Ефрем Сирин пишет: «Свету надлежало пребывать двенадцать часов, чтобы день заключал в себе такое же число часов, какую меру и продолжительность времени пребывала тьма. Ибо хотя и свет, и облака сотворены во мгновенье ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцать часов»[27].

Однако есть те, кто не согласен с таким подходом. Представители этой группы (т.н. христианские эволюционисты – прот. Н. Иванов, прот. Г. Каледа, диак. А. Кураев, В. И. Гоманьков, А. В. Гоманьков, С. Катюнин, Г. Л. Муравник и др.) настаивают на том, что слово день – слово-символ, которое может указывать на день, сутки, эпоху или же на любой другой отрезок времени. Нечто подобное мы встречаем в нашем языке, в котором слово день обозначает как целые сутки, так и их световой отрезок времени. Или же слово «век», которое указывает не обязательно на период времени в сто лет, но и обозначает некий условный отрезок времени (например, каменный век, на моем веку, наш век и т.п.) Аргументы, которые приводят представители этого мнения следующие: 1) о днях в Писании говорится задолго до рассказа о творении Солнца и смене дня и ночи; 2) во второй главе словомיֹוםобозначается все время творения: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время (יֹום; в славянском переводе стоит слово «день»), когда Господь Бог создал землю и небо» (Быт. 2:4); 3) в словах Господа, обращенных к Адаму, «от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день (יֹום), в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17), слово יֹוםнельзя понимать буквально, т.к. умер Адам не в тот же день; 4) использование слова יֹום в выражении «День Господень» встречаем во многих текстах Писания, в которых он означает неопределенный период времени (см.: Иоил. 2:1; Соф. 1:7, 14; Ин. 8:56); 5) также приводится цитата из Псалтири, которая говорит о том, что у Бога совсем иное исчисление времени: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» (Пс. 89:5). На основании вышеприведенных аргументов, представители этой группы библеистов считают, что в контексте Шестоднева יֹום указывает на неопределенный промежуток времени, в течение которого и происходят изменения. Чтобы усилить свои позиции, эта группа исследователей также ссылается на мнения отцов Церкви. Так, например, приводится мнение блж. Августина, который пишет: «Какого рода эти дни – представить это нам или крайне трудно, или даже совсем невозможно, а тем более невозможно об этом говорить. Мы видим, что обыкновенные дни имеют вечер вследствие захода солнца, а утро – вследствие восхода солнца; но из этих дней первые три прошли без солнца, о сотворении которого говорится в день четвертый»[28].

Некоторые исследователи предлагают некий компромиссный подход, который примиряет эти два крайних воззрения. Его представители утверждают, что Бог сотворил мир в шесть дней, каждый из которых включал в себя 24 часа, однако между этими днями прошло огромное количество времени, которое мы можем назвать эпохами.

И, наконец, можно упомянуть еще об одном подходе. Представители этой группы считают, что слово «день» относится не к дням творения. Именно столько дней пророк Моисей на горе Синай получал откровения о творении мира. Даная теория изложена в Толковой Библии под редакцией А.П. Лопухина и носит название визионерская (от лат. visio – видение).

   Итак, Библия говорит об обычных днях, а наука о целых периодах или эпохах. Лучшим выходом из этого противоречия является, по нашему мнению, так называемая «визионерская» теория. По смыслу этой теории, библейское повествование о творении мира представляет собой не строго научное и фактически детальное воспроизведение всей истории действительного процесса мирообразования, а лишь его главнейшие моменты, открытые Богом первому человеку в особом видении (visio). Здесь вся история происхождения мира, развившаяся в недоведомое для нас время, прошла пред духовным взором человека в виде целой серии картин, из которых каждая представляла известные группы явлений, причем как общий характер, так и последовательность этих картин являлись верным, хотя и мгновенным отображением действительной истории. Каждая из этих визионерных картин образовывала собою особую группу явлений, фактически развивавшихся в течение одного и того же периода, в видении же получившего название того или другого дня.
   На вопрос, почему же геологические эпохи творения получили в библейском космогоническом видении название обычного «дня», ответить сравнительно нетрудно: потому, что «день» был самой удобной, самой простой и легко доступной сознанию первобытного человека хронологической меркой. Следовательно, чтобы внедрить в сознание первого человека идею о последовательном порядке творения мира и раздельности его процессов, целесообразнее всего было воспользоваться уже знакомым ему образом дня как цельного и законченного периода времени.
   Итак, по вопросу о днях творения Библия и наука отнюдь не сталкиваются между собой: Библия, разумея обыкновенные дни, отмечает этим самым лишь различные моменты космогонического видения, в котором Бог благоволил открыть человеку историю мироздания; наука же, указывая на геологические эпохи и продолжительные периоды, имеет в виду исследовать фактический процесс происхождения и постепенного устройства мира; и такое допущение научных гипотез нисколько не колеблет собою божественного всемогущества, для которого было совершенно безразлично — создать ли весь мир во мгновение ока, употребить ли на это целую неделю, или, вложив в мир известные целесообразные законы, предоставить им более или менее естественное течение, приведшее к продолжительному мирообразованию. Последнее, на наш взгляд, еще даже более отвечает идее божественной премудрости и благости Творца. Указанная нами здесь визионерная история, находя своих защитников и среди отцов и учителей Церкви (святой Иоанн Златоуст, святой Григорий Нисский, Феодорит, Юнилий Африканский), разделяется многими новейшими экзегетами (см. об этом подробнее в диссертации А. Покровского «Библейское ученее о первобытной религии»).

Как же понимать слово «день» в Шестодневе? Для начала необходимо сказать о том, что этот вопрос не является принципиально значимым с точки зрения нашего спасения. Именно поэтому у святых отцов, например, нет единого мнения по этому поводу. Кроме того, вопрос о продолжительности дней Творения никак не влияет на достоверность повествования Моисея. Также мы должны учитывать тот факт, что повествование Моисея о Творении антропоморфично. Отцы часто говорят о том, что Господь в Своем Писании приспосабливается к человеку. Именно поэтому Моисей, говоря о Боге и о его действиях, подбирает чувственные образы из нашего повседневного опыта. Так протоиерей Николай Иванов пишет: «у нас нет других слов для отображения действий Бога, как только наши слова, обозначающие наши же действия… Антропоморфизм библейской речи о делах Божиих есть единственно возможный способ раскрытия перед человеком тайны творения мира. Это изложение применительно к нашему человеческому пониманию темы, которая недоступна для полного уяснения, так как касается того, что вообще превышает способности нашего сознания»[29].

Это не наши дни. Они отличаются не столько количественно, сколько качественно (блж. Августин). Это икона.

 

О том, что должна быть тайна. – икона.

О том, что не следует привязываться к мнению того или иного отца.

О том, что отцы сами не настаивали на своем подходе.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных