ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Лекция 4. Тема: Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителейОпека - это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Под опекой также понимают лица или учреждения, на которые возложено, такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Попечительство - понятие близкое по своему значению к опеке. Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей), то есть под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория дотри. Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ' ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Опека и попечительство - форма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. Сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. К причинам сиротства можно отнести следующие: 1) родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем, чаще это происходитв младенческом возраст - отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. 2) принудительное изъятие ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с не благополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т.п. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. 3) смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции. Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других. Попечение детей-сирот может быть осуществлено двумя путями - усыновлением или передачей на государственное попечение, что представлено на схеме: Усыновление - это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Усыновление ребенка осуществляют местные органы исполнительной власти в лице органов опеки и попечительства; усыновление устанавливается решением суда. Государственное попечение - создание неусыновленному ребенку (ребенку-сироте) нормальных условий для его воспитания и развития путем помещения в специально созданные для этого учреждения. Ребенок может быть помещен в детский приют, дом ребенка, временную приемную семью, детский дом, школу-интернат. Опекунская семья, таким образом, полагает родственные связи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Определяют опекуна органы опеки и попечительства на основании решения суда. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться другим имуществом. Семья усыновителей по существу является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой он обретает статус родного ребенка. Ребенок может по пучить фамилию усыновителей и даже новое имя. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей. Усыновление ребенка может проходить в несколько этапов: - вначале ребенку пытаются найти усыновителей в данном регионе; - если этот вариант не разрешается, тогда усыновителей ищут в пределах страны; - затем возможно международное усыновление. Передача ребенка в приемную семью – это основная деятельность органов опеки, попечительства и органов юстиции. С момента передачи ребенка в приемную семью социальный педагог выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной семье, которая связана с возникающими проблемами, как для ребенка, так и для родителей. Поэтому на этом этапе проводится углубленный курс обучения родителей, который является продолжением вводного курса. Социальный педагог с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения родителей в приемной семье зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качестве родителей выступает один человек или два, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудившие взрослых взять ребенка в семью, и др.), а также от индивидуальности принятого в семью ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей и пр.). Дальнейшее патронирование приемной семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем, которые могут возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждением отказа приемных родителей от него. Лекция 5. Тема: Технология социально-педагогической работы с детьми с девиантным поведением Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей. Социально-педагогическая деятельность опирается на следующие принципы: - индивидуально-личностный подход к ребенку; - опора на положительные стороны личности ребенка; - объективность подхода к ребенку; - конфиденциальность. Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей. Первый фактор - индивидуально-психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержанное психическое развитие ребенка. Второй фактор - индивидуально-соматический - предполагает наличие у ребенка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии. Третий фактор - социальный внешкольный, включающий нарушение прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком либо гиперопека, вовлечение ребенка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье. Четвертый фактор - социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально-психологический климат класса, низкий социальный статус класса. Цель социально-педагогической деятельности может быть реализована путем решения следующих задач: 1. Создание форм активной действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребенка. 2. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентаций в процессе социально-педагогической и коррекционной работы. 3. Вовлечение подростков в социально-полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений. 4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки. 5. Укрепление физического и психического здоровья ребенка путем осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий. 6. Формирование основ правовой культуры ребенка. 7. Формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества. Основные направления в деятельности социального педагога при работе с ребенком, склонным к употреблению спиртных напитков следующие: 1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития; 2) деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя; 3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами; 4) деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость; 5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации. Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций. Центральное место в деятельности социального педагога с детьми, склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование у детей с раннего возраста отрицательного отношения к алкоголю. Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи с отклоняющимся поведением является возврат их к норме. Для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы. В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени. Следует делать акцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма, сколько на безнравственности самого факта употребления алкоголя. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя - это признак взрослости и возмужания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|