Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТВОРЧЕСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Для того чтобы человек мог себя реализовать, необхо­димо создать условия для его деятельностного отношения к жизни, а также сформировать необходимую среду, соз­дающую условия для преодоления человеком кризиса со­циального функционирования.

Важным средством содействия и помощи человеку в ре­шении его социальных проблем выступает социальная ра­бота как вид деятельности и средство развития способно­стей и готовности человека к свободному взаимодействию с окружающим его миром.

Развитие или восстановление деятельностного отноше­ния человека к жизни в процессе социальной работы — это развитие его способностей, потребности и готовности к ре­шению своих проблем. Решение этой задачи возможно че­рез вовлечение человека в творческую деятельность.

Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценно­стей. Творчество предполагает наличие у личности способ­ностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым соз­дается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью.

Творчество побуждает в человеке мотивацию к актив­ной деятельности, часто для человека важен сам акт тво­рения, а не его плоды. Каждый человек способен к творче­ству. Основанием для творчества является его творческий потенциал (от лат. potential — «возможность», «мощность», источники, средства, запасы, которые могут быть использо­ваны для решения задач, достижения определенной цели; деятельностная сторона бытия человека, его ресурс воз­можных действий).

Большинство исследователей определяют творческий потенциал как системное качество интеллектуальных и физических сил человека, ориентированного на созидание новых, положительно значимых социальных ценностей.

Творческий потенциал проявляется в процессе актив­ного бытия с миром, в системе надприродных отношений, в которой образуется человеческая сущность, бесконечность и сложность мира, а также если в процессе взаимодействия мира и человека становится возможным его творчество.

В процессе взаимодеятельности образуются предпосыл­ки формирования и развития творческого потенциала, ко­торый является выражением качественной характеристики субъекта творчества.

Содержание творческого потенциала человека — это совокупность различных способностей и потенциалов: преобразовательно-предметных (навыки, умения, способ­ности), познавательных (интеллектуальные способности), аксиологических (ценностные ориентации), коммуника­тивных (нравственно-психологические качества), художе­ственных (эстетические способности).

Творческий потенциал личности (по М. С. Кагану) опре­деляется полученными личностью и самостоятельно вы­работанными умениями и навыками, способностями к дей­ствию, созидательному и (или) разрушительному, продук­тивному или репродуктивному, мерой реализации способно­стей в той или иной (или нескольких) сфере: труде, общении социально-организаторской и революционно-критической деятельности.

Творческий потенциал человека — это внутреннее усло­вие его саморазвития и качественная характеристика состо­яния его способностей и готовности осуществлять социальное функционирование, констатирующая уровень развития человека.

Формы проявления творческого потенциала — взаимо­действие с миром, труд, общение, игра.

Творческий потенциал фиксирует источники саморазви­тия индивидуума, реализующего себя вовне, т.е. актуали­зирующегося, выражает меру свободного деятельностного отношения человека к миру, фиксирует реально суще­ствующие образовательные, информационные, морально-нравственные, коммуникативные ресурсы. Творческий потенциал — это интегрированный признак социальности человека.

Творческий потенциал позволяет человеку успешно адаптироваться к постоянно меняющейся экономической, политической, социальной и культурной ситуации в стра­не, проявлениям социальных противоречий и социальных рисков, активно влиять на их преобразование, ощущать по­требность в проявлении, самостоятельности и ответствен­ности в деятельности, социальном функционировании и социальном взаимодействии.

Состояние творческого потенциала человека отражает со­циальные проблемы человека и их характер, способность че­ловека к их решению, определяет уровень его социальности.

Социальность человека определяется его способностью к свободному взаимодействию с окружающим миром, са­мообеспечением жизнедеятельности, включенностью в со­циальные отношения и выполнением социальных ролей и функций.

Элементы структуры социальности — социальные спо­собности, потребности, интересы и мотивы. Именно они обусловливают степень возможностей и потребности чело­века осуществлять свободную жизнедеятельность.

Условием развития социальности человека является во­влечение человека в деятельность, направленную на расши­рение горизонта его отношения к миру и самому себе.

Существуют следующие точки зрения на то, как человек становится обладателем творческих дарований.

Способности индивида формируются и развиваются в процессе его жизни в конкретных условиях.

Человеческая природа стабильна и неизменна.

Свойства человека формировались в ходе длительной биологической и социокультурной эволюции.

Деятельность может осуществиться только при наличии способности субъекта реализовать ее в действительности.

Способности человека можно разделить на четыре основ­ные группы: интеллектуальные, духовно-нравственные, преобразовательные, социальные.

Интеллектуальные способности выражают социалъно-психологические возможности человека, его знания, навы­ки и умения.

В структуру интеллектуального потенциала входят так­же духовные ценности, идеалы, убеждения, ориентации, ин­тересы человека.

Духовно-нравственные способности — это потенциаль­ный источник творческих сил человека. Эти ценности фор­мируют готовность включиться в деятельность, являются нравственным базисом деятельности, обеспечивают рацио­нализацию жизнедеятельности человека, т.е. постановку, обоснование и принятие целей в соответствии с нравствен­ными установками, выбор способа, вида и сферы прило­жения своих сил. Кроме того, духовно-нравственные цен­ности человека обеспечивают соотнесение целей и средств с планируемыми результатами своей деятельности и лежат в основе регламентации творческой деятельности.

Преобразовательные способности — это способности к деятельности, к преобразованию природы и вещества в целях удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Преобразовательные способности являются основой для воспроизводства и развития жизни человека и общества.

К способностям такого рода относятся способности к труду, потреблению, созданию необходимого и прибавоч­ного продукта, способность к получению дохода.

Социальные проблемы человека — это показатель кри­зиса социального функционирования человека в обществе, показатель состояния творческого потенциала человека, который не позволяет ему гармонично взаимодействовать с окружающим его миром. Источники социальных проблем человека кроются в характере взаимодействия человека с окружающим миром, в условиях макро-, мезо- и микро­среды.

Главные цели процесса социальной работы с челове­ком — выявление степени возможностей человека осущест­влять деятельностное свободное взаимодействие с миром; разработка и реализация путей практической помощи, со­действия для восстановления или развития социальности человека как способности, потребности и готовности к со­циальному функционированию.

Без активного включения личностного творческого по­тенциала человека в решение своих проблем невозможно достигнуть должного эффекта в процессе социальной ра­боты.

Кроме этого труд социального работника без активно­го включения своего личностного потенциала, творческого видения способов и форм реализации тех или иных техно­логий социальной работы будет носить ремесленный, фор­мальный характер, а поэтому будет непродуктивным.

Направления социальной работы для достижения соци­альности человека — вовлечение в деятельность, развитие, реабилитация, коррекция, воспитание.

Использование технологий творчества в социальной работе позволяет активизировать реабилитационный потенциал человека, сделав его активным субъектом реаби­литационного процесса за счет повышения личностной мо­тивации к творчеству.

Технологии творчества направлены на выявление и раз­витие креативных способностей индивида и их развитие в различных видах деятельности.

Выделаются следующие виды творческой деятельности специалиста социальной работы:

—диагностическое и методическое творчество — поиск и нахождение новых способов изучения особенностей че­ловека в проблеме, применение и создание новых методов и диагностических приемов;

—коммуникативное творчество, т.е. креативность обще­ния — поиск и нахождение путей решения новых коммуни­кативных задач, новых средств мобилизации межличност­ной взаимодеятельности в процессе социальной работы, создание новых форм общения в групповой работе;

—самореализация специалиста социальной работы на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определения индивидуальных путей своего профессио­нального роста.

Существуют следующие уровни творчества в процессе

социальной работы:

—уровень элементарного взаимодействия с индивидом, группой — специалист социальной работы использует об­ратную связь, корректирует свое взаимодействие по его ре­зультатам;

—уровень оптимизации взаимодействия в процессе со­циальной работы — творчество здесь состоит в умелом, эф­фективном выборе и целесообразном сочетании и примене­нии известных технологий решения проблемы индивида;

—эвристический уровень — творчество на этом уровне состоит в конструировании технологий взаимодеятельно­сти в решении проблем конкретного индивида;

— самостоятельность действий индивида как высший
уровень творчества специалиста социальной работы.

Терапия творчеством в философском понимании есть терапия творческими занятиями, сопряженными с поиска­ми смысла жизни, своего места среди людей и природы.

Терапия творчеством постепенно складывалась из следу­ющих самостоятельных воздействий, соединившихся впо­следствии в психологической и терапевтической практике в неразделимое целое: терапевтической увлеченности раз личными творческими занятиями и терапевтического само­раскрытия в творчестве, целебного поиска смысла жизни.

Терапия увлеченностью, творчеством способствует развитию личности, порой не только восстанавливает или сохраняет индивидуальность, но и позволяет поднять лич­ность на новый, более высокий уровень в процессе социаль­ной работы.

Механизмы терапевтического творческого самораскры­тия проявляются в увлекающих занятиях, так как человеку свойственно увлекаться, как правило, тем, что ему созвуч­но, выражая себя в этом увлечении. В приемах творческо­го самораскрытия творчество есть основное воздействие, раскрывающее личность и переживания человека, более или менее осознающего это самораскрытие. В этом случае именно творчество облегчает состояние, помогает увидеть, почувствовать, понять существенное в себе для других, а значит, и для себя.

Приемы терапии увлеченностью и творчеством — игро­вая терапия, музыкотерапия, арттерапия — возникли из клинико-терапевтического, лечебно-педагогического, пси­хоаналитического изучения воздействия творчества и куль­туры на человека и постепенно стали самостоятельными направлениями психологической, социально-медицинской и социально-педагогической деятельности.

Современные технологии творчества в социальной ра­боте — трудотерапия, музыкотерапия, игротерадеш, ландшафтотерапия, атротерапия, куклотерапия, сказкотерапия, изотерапия и т.д.

Технологии творчества — это наиболее эффективные технологии комплексной социальной работы с человеком или группой, они не только позволяют развить творческие возможности человека, но и продуктивно влияют на пред­упреждение и решение многих социально-психологических и социально-педагогических проблем, возникающих у челове­ка в процессе реабилитации и жизнедеятельности.

Технологии творчества применяются в комплексной реабилитации инвалидов, наркоманов, алкоголиков, лю­дей, склонных к бродяжничеству, психически больных лю­дей и т.д. Они формируют активную социальную позицию и способствуют максимальному раскрытию их потенциала.

Сочетание технологий творчества с двигательно-ориентированными практиками позволяет ребенку с ДЦП осознавать возможности своего тела, вследствие чего меня­ется его отношение к внешнему миру и окружающим лю­дям и социальная позиция.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И правда, зачем мы спорим, давай лучше дружить!» - предложил карандаш. «Давай!»- согласилась ручка. Так стали они дружить и почитать друг друга». | 

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных