ТВОРЧЕСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Для того чтобы человек мог себя реализовать, необходимо создать условия для его деятельностного отношения к жизни, а также сформировать необходимую среду, создающую условия для преодоления человеком кризиса социального функционирования.
Важным средством содействия и помощи человеку в решении его социальных проблем выступает социальная работа как вид деятельности и средство развития способностей и готовности человека к свободному взаимодействию с окружающим его миром.
Развитие или восстановление деятельностного отношения человека к жизни в процессе социальной работы — это развитие его способностей, потребности и готовности к решению своих проблем. Решение этой задачи возможно через вовлечение человека в творческую деятельность.
Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью.
Творчество побуждает в человеке мотивацию к активной деятельности, часто для человека важен сам акт творения, а не его плоды. Каждый человек способен к творчеству. Основанием для творчества является его творческий потенциал (от лат. potential — «возможность», «мощность», источники, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения задач, достижения определенной цели; деятельностная сторона бытия человека, его ресурс возможных действий).
Большинство исследователей определяют творческий потенциал как системное качество интеллектуальных и физических сил человека, ориентированного на созидание новых, положительно значимых социальных ценностей.
Творческий потенциал проявляется в процессе активного бытия с миром, в системе надприродных отношений, в которой образуется человеческая сущность, бесконечность и сложность мира, а также если в процессе взаимодействия мира и человека становится возможным его творчество.
В процессе взаимодеятельности образуются предпосылки формирования и развития творческого потенциала, который является выражением качественной характеристики субъекта творчества.
Содержание творческого потенциала человека — это совокупность различных способностей и потенциалов: преобразовательно-предметных (навыки, умения, способности), познавательных (интеллектуальные способности), аксиологических (ценностные ориентации), коммуникативных (нравственно-психологические качества), художественных (эстетические способности).
Творческий потенциал личности (по М. С. Кагану) определяется полученными личностью и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию, созидательному и (или) разрушительному, продуктивному или репродуктивному, мерой реализации способностей в той или иной (или нескольких) сфере: труде, общении социально-организаторской и революционно-критической деятельности.
Творческий потенциал человека — это внутреннее условие его саморазвития и качественная характеристика состояния его способностей и готовности осуществлять социальное функционирование, констатирующая уровень развития человека.
Формы проявления творческого потенциала — взаимодействие с миром, труд, общение, игра.
Творческий потенциал фиксирует источники саморазвития индивидуума, реализующего себя вовне, т.е. актуализирующегося, выражает меру свободного деятельностного отношения человека к миру, фиксирует реально существующие образовательные, информационные, морально-нравственные, коммуникативные ресурсы. Творческий потенциал — это интегрированный признак социальности человека.
Творческий потенциал позволяет человеку успешно адаптироваться к постоянно меняющейся экономической, политической, социальной и культурной ситуации в стране, проявлениям социальных противоречий и социальных рисков, активно влиять на их преобразование, ощущать потребность в проявлении, самостоятельности и ответственности в деятельности, социальном функционировании и социальном взаимодействии.
Состояние творческого потенциала человека отражает социальные проблемы человека и их характер, способность человека к их решению, определяет уровень его социальности.
Социальность человека определяется его способностью к свободному взаимодействию с окружающим миром, самообеспечением жизнедеятельности, включенностью в социальные отношения и выполнением социальных ролей и функций.
Элементы структуры социальности — социальные способности, потребности, интересы и мотивы. Именно они обусловливают степень возможностей и потребности человека осуществлять свободную жизнедеятельность.
Условием развития социальности человека является вовлечение человека в деятельность, направленную на расширение горизонта его отношения к миру и самому себе.
Существуют следующие точки зрения на то, как человек становится обладателем творческих дарований.
Способности индивида формируются и развиваются в процессе его жизни в конкретных условиях.
Человеческая природа стабильна и неизменна.
Свойства человека формировались в ходе длительной биологической и социокультурной эволюции.
Деятельность может осуществиться только при наличии способности субъекта реализовать ее в действительности.
Способности человека можно разделить на четыре основные группы: интеллектуальные, духовно-нравственные, преобразовательные, социальные.
Интеллектуальные способности выражают социалъно-психологические возможности человека, его знания, навыки и умения.
В структуру интеллектуального потенциала входят также духовные ценности, идеалы, убеждения, ориентации, интересы человека.
Духовно-нравственные способности — это потенциальный источник творческих сил человека. Эти ценности формируют готовность включиться в деятельность, являются нравственным базисом деятельности, обеспечивают рационализацию жизнедеятельности человека, т.е. постановку, обоснование и принятие целей в соответствии с нравственными установками, выбор способа, вида и сферы приложения своих сил. Кроме того, духовно-нравственные ценности человека обеспечивают соотнесение целей и средств с планируемыми результатами своей деятельности и лежат в основе регламентации творческой деятельности.
Преобразовательные способности — это способности к деятельности, к преобразованию природы и вещества в целях удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Преобразовательные способности являются основой для воспроизводства и развития жизни человека и общества.
К способностям такого рода относятся способности к труду, потреблению, созданию необходимого и прибавочного продукта, способность к получению дохода.
Социальные проблемы человека — это показатель кризиса социального функционирования человека в обществе, показатель состояния творческого потенциала человека, который не позволяет ему гармонично взаимодействовать с окружающим его миром. Источники социальных проблем человека кроются в характере взаимодействия человека с окружающим миром, в условиях макро-, мезо- и микросреды.
Главные цели процесса социальной работы с человеком — выявление степени возможностей человека осуществлять деятельностное свободное взаимодействие с миром; разработка и реализация путей практической помощи, содействия для восстановления или развития социальности человека как способности, потребности и готовности к социальному функционированию.
Без активного включения личностного творческого потенциала человека в решение своих проблем невозможно достигнуть должного эффекта в процессе социальной работы.
Кроме этого труд социального работника без активного включения своего личностного потенциала, творческого видения способов и форм реализации тех или иных технологий социальной работы будет носить ремесленный, формальный характер, а поэтому будет непродуктивным.
Направления социальной работы для достижения социальности человека — вовлечение в деятельность, развитие, реабилитация, коррекция, воспитание.
Использование технологий творчества в социальной работе позволяет активизировать реабилитационный потенциал человека, сделав его активным субъектом реабилитационного процесса за счет повышения личностной мотивации к творчеству.
Технологии творчества направлены на выявление и развитие креативных способностей индивида и их развитие в различных видах деятельности.
Выделаются следующие виды творческой деятельности специалиста социальной работы:
—диагностическое и методическое творчество — поиск и нахождение новых способов изучения особенностей человека в проблеме, применение и создание новых методов и диагностических приемов;
—коммуникативное творчество, т.е. креативность общения — поиск и нахождение путей решения новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностной взаимодеятельности в процессе социальной работы, создание новых форм общения в групповой работе;
—самореализация специалиста социальной работы на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определения индивидуальных путей своего профессионального роста.
Существуют следующие уровни творчества в процессе
социальной работы:
—уровень элементарного взаимодействия с индивидом, группой — специалист социальной работы использует обратную связь, корректирует свое взаимодействие по его результатам;
—уровень оптимизации взаимодействия в процессе социальной работы — творчество здесь состоит в умелом, эффективном выборе и целесообразном сочетании и применении известных технологий решения проблемы индивида;
—эвристический уровень — творчество на этом уровне состоит в конструировании технологий взаимодеятельности в решении проблем конкретного индивида;
— самостоятельность действий индивида как высший уровень творчества специалиста социальной работы.
Терапия творчеством в философском понимании есть терапия творческими занятиями, сопряженными с поисками смысла жизни, своего места среди людей и природы.
Терапия творчеством постепенно складывалась из следующих самостоятельных воздействий, соединившихся впоследствии в психологической и терапевтической практике в неразделимое целое: терапевтической увлеченности раз личными творческими занятиями и терапевтического самораскрытия в творчестве, целебного поиска смысла жизни.
Терапия увлеченностью, творчеством способствует развитию личности, порой не только восстанавливает или сохраняет индивидуальность, но и позволяет поднять личность на новый, более высокий уровень в процессе социальной работы.
Механизмы терапевтического творческого самораскрытия проявляются в увлекающих занятиях, так как человеку свойственно увлекаться, как правило, тем, что ему созвучно, выражая себя в этом увлечении. В приемах творческого самораскрытия творчество есть основное воздействие, раскрывающее личность и переживания человека, более или менее осознающего это самораскрытие. В этом случае именно творчество облегчает состояние, помогает увидеть, почувствовать, понять существенное в себе для других, а значит, и для себя.
Приемы терапии увлеченностью и творчеством — игровая терапия, музыкотерапия, арттерапия — возникли из клинико-терапевтического, лечебно-педагогического, психоаналитического изучения воздействия творчества и культуры на человека и постепенно стали самостоятельными направлениями психологической, социально-медицинской и социально-педагогической деятельности.
Современные технологии творчества в социальной работе — трудотерапия, музыкотерапия, игротерадеш, ландшафтотерапия, атротерапия, куклотерапия, сказкотерапия, изотерапия и т.д.
Технологии творчества — это наиболее эффективные технологии комплексной социальной работы с человеком или группой, они не только позволяют развить творческие возможности человека, но и продуктивно влияют на предупреждение и решение многих социально-психологических и социально-педагогических проблем, возникающих у человека в процессе реабилитации и жизнедеятельности.
Технологии творчества применяются в комплексной реабилитации инвалидов, наркоманов, алкоголиков, людей, склонных к бродяжничеству, психически больных людей и т.д. Они формируют активную социальную позицию и способствуют максимальному раскрытию их потенциала.
Сочетание технологий творчества с двигательно-ориентированными практиками позволяет ребенку с ДЦП осознавать возможности своего тела, вследствие чего меняется его отношение к внешнему миру и окружающим людям и социальная позиция.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|