ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Задачи деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учрежденияК задачам консилиума образовательного учреждения (решающего проблемы не только сопровождения детей, с ОВЗ, включенных в среду обычных сверстников, но и особенностей их социальной адаптации в детском сообществе, отношения в детской группе и ОУ в целом), следует отнести: · Задачи по уточнению стратегии и определению тактики и технологий, включая режимные моменты оказания специализированной коррекционно-развивающей помощи ребенку с ОВЗ, и необходимость проведения тех организационных мероприятий, которые будут способствовать адаптации включенного ребенка в детской среде и образовательном учреждении в целом; · Динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий в первую очередь по отношению к процессам социальной адаптации ребенка, его истинному включению в среду сверстников и детское сообщество в целом; · Экспертные задачи по изменению образовательной траектории ребенка с особыми образовательными потребностями в самом ОУ, (при согласии родителей) (например, изменение соотношения индивидуальных и групповых форм работы с ребенком, время пребывания ребенка в среде обычных сверстников (для детей с ОВЗ из групп «Особый ребенок») и т.п.). Если эти решения являются прерогативой ПМПК, то ПМПк просит родителей (законных представителей) ребенка обратиться на ПМПК с соответствующими рекомендациями ПМПк образовательного учреждения. · Задачи по выделению детей, не проходивших ПМПК и не имеющих статуса «включенный», но, тем не менее, нуждающихся в дополнительной специализированных условиях и помощи со стороны различных специалистов для успешной адаптации ребенка и его обучения. Речь идет о выделении детей, которых реально можно отнести к категории «ограниченные возможности здоровья», но не имеющих статуса включенного ребенка и об индивидуализации образовательного маршрута для этих детей. Данная задача включает и мониторинг образовательной и социальной адаптации всех детей инклюзивных групп или классов образовательного учреждения; · Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям. В то же время, к одной из основных задач деятельности консилиума следует отнести координацию деятельности всех участников образовательного процесса (принцип междисциплинарности и скоординированного характера деятельности). Действительно, ведь каждый специалист консилиума, решая в сфере своей компетенции вопросы квалификации состояния и развития ребенка, прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспитания, социальной адаптации и обучения, вносить собственное понимание, в целостную картину. Так, в уточнении типа отклоняющегося развития, оценке причин и механизмов конкретного типа отклоняющегося развития, определении направлений психологической коррекционной работы, ее последовательности и тактике ведущая роль принадлежит психологу, в постановке нозологического диагноза решающая роль принадлежит, несомненно, врачу (психиатру, неврологу и др.). Квалификация такого наиважнейшего компонента как речевое развитие возлагается на логопеда, который совместно с учителем-дефектологом (педагогом класса) определяет адекватные возможностям ребенка условия и форму обучения, в рамках данного вида образовательного учреждения[2]. Сформированность образовательных навыков и умений и их соответствие образовательной программе данного учреждения также оценивается педагогом или учителем-дефектологом соответствующего профиля. Социальная ситуация развития, среда, в которой находится ребенок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи оцениваются социальным педагогом или социальным работником школы. Все эти разнородные по своей сути деятельности отдельных специалистов должны быть сведены в единую картину индивидуализированного образовательного маршрута ребенка, где составление индивидуального учебного плана – лишь одна, пусть и крайне важная, его часть. Именно в этом состоит одна из его наиважнейших задач консилиумного обсуждения ребенка. В то же время следует определить и ряд задач, которые выходят, на наш взгляд, за рамки компетенции ПМПк, и которые должны решаться непосредственно педагогами с привлечением других специалистов (по крайней мере, на первом этапе их решения). К таким задачам следует отнести: · Сиюминутные проблемы обучения (кратковременное ухудшение усвоения программы обучения: навыков письма, чтения, поведения), которые вызывают тревогу у педагога, но, в связи со своей незначительной продолжительностью, не являются задачей консилиума в целом и психолога, в частности; · Кратковременные проблемы поведения, связанные, в первую очередь, с временными ситуацией в семье, с начинающимся заболеванием ребенка (а не с постоянным его болезненным состоянием, «отклоняющимся» психическим статусом, которые, естественно, являются задачей углубленного обследования всеми специалистами); · Разработку программ, воспитательных мер в рамках учебно-воспитательного процесса, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику и другим участникам образовательного процесса. В практике «консилиумной» деятельности часто приходиться иметь дело с подобными запросами педагогов и администрации, касающихся, как правило, кратковременных, «сиюминутных» проблем с достаточно ясными причинами. Психолог или социальный педагог или другой специалист ОУ должны, не отказываясь в целом, от консультации, понять уровень системности и сложности возникшей проблемы и определить необходимость ее консилиумного обсуждения или делегирования этой проблемы педагогическому совету школы или администрации ДОУ. Одна из основных ролей в деятельности ПМПк ОУ, реализующем инклюзивную практику, принадлежит психологу. В целом деятельность психолога в рамках консилиума можно рассматривать как состоящую из ряда последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого. В реальной практике психолога, безусловно, возможны некоторые расхождения с приводимой здесь стратегией работы, которые могут определяться региональными, этническими и социокультурными особенностями семей и т.п.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|