ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. 1. Публицистический стиль речи связан с общественно-политической сферой деятельности людей1. Публицистический стиль речи связан с общественно-политической сферой деятельности людей. В публицистических произведениях затрагиваются вопросы политики, экономики, идеологии, воспитания, быта. Это стиль газетных и журнальных статей самой широкой тематики, ораторских выступлений на митингах и собраниях, на радио и телевидении. Следовательно, он реализуется в письменной и устной формах. Ведущим средством массовой информации и пропаганды является газета. В газетной публицистике сложились свои жанры: статья, заметка, корреспонденция, репортаж, комментарий, обзор печати, международный обзор, интервью, рецензия, очерк, фельетон. 2. Языковые особенности газеты существенно влияют на специфику ее языка, заключающуюся в тесном взаимодействии эмоциональных и стандартизованных языковых средств. Стандарт, т.е. готовые формы, которыми постоянно пользуются для точной и быстрой передачи сообщения, как известно, в различной степени присущ всем стилям речи. Но в газетном языке иной характер стандарта: он подвижен, беспрерывно меняется, обновляется. Например: новые рубеж новатора, трудовой рубеж, рубежи мастерства. Стандартизация языка газеты существует в единстве со стремлением к выразительности, экспрессии. 3. Особенности лексики. Для лексической системы публицистического стиля характерно употребление слов и словосочетаний общественно-политической тематики: бизнес, биржа, разоружение, безопасность, демократия, избирательная кампания, уровень жизни, желтая пресса, марионеточное правительство, официальный визит, суверенитет. Многие общеупотребительные слова используются в переносном значении для усиления экспрессивности высказывания. Например: черное золото, белое золото, свет таланта, хлеб черной индустрии, армия безработных, военные круги, дело мира, трудовая вахта, культурные контакты, маневры дипломатии. Подобные словосочетания стандартизируются в результате многократного повторения, варьируется лишь один из членов: служба быта, служба здоровья, служба хорошего настроения и т.д. Отличительный признак лексики публицистического стиля – ее эмоционально-оценочный характер: часто слова и выражения в своем значении несут отрицательную или положительную оценку. Например, слово руководитель в газете может иметь синонимы с отрицательной или положительной эмоциональной окраской: главарь, заправила; грязная война, бандитское нападение, черная тень и т.д. В газете часто употребляются устойчивые сочетания, пословицы, поговорки для усиления выразительности высказывания. Например: вести переговоры, силы мира, уровень жизни. Могут быть представлены и в измененном виде, например, поговорку «Чем дальше в лес, тем больше дров» сравните с выражением в газете: События развивались по принципу: чем дальше в лес, тем больше жертв. Довольно активно используется неологизмы. Часто именно через газету новые слова становятся общепонятными и перестают быть неологизмами. 4. В сфере публицистического стиля трудно указать морфологическую категорию, обладающую его специфической окраской. Морфологические особенности во многом те же, что и в других стилях речи - научном, деловом. Существует определенные формы множественного числа существительных, имеющих собирательное значение, сложные прилагательные, формы страдательных и действительных причастий, императивные формы глаголов, выражающие призыв к совместному действию. Например: массово-политический, культурно-гуманитарный, созданный, странствующий; пусть…, завершим …. Публицистический стиль постоянно пополняется за счет специфических словообразовательных средств с приставками: анти-, контр-, нео-, псевдо-, ультра- (антифашист, неополитизм, псевдодемократ, ультрареакционный). Очень продуктивны слова с суффиксами: -ость, -ств-, ени; суффиксами: -ци (я), изаци (я), -ист, -изм, -акт (инвестиция, гуманизм, оккупант и т.д.). Синтаксис публицистического стиля характеризуется употреблением количественно-именных сочетаний, устойчивых словосочетаний, именных словосочетаний с родительным падежом, предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами, прямой и косвенной речью, вводными словами и конструкциями, риторических вопросов и обращений. Основная литература 9 [82-85]; 10 [83-94]; 11 [125-133]; 14 [133-48]. Дополнительная литература 21 [110-117]. Контрольные вопросы 1. Что мы называем публицистическим стилем речи? 2. Каковы языковые особенности публицистического стиля речи? 3. В чем состоит особенность лексики публицистического стиля речи? 4. Каковы морфологические особенности публицистического стиля речи? 5. Каковы синтаксические особенности публицистического стиля речи? 6. Какие жанры публицистического стиля вы знаете? 7.В какой сфере деятельности людей реализуется научный стиль? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|