Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. 1. Значение пересказа учебно-научного текста




1. Значение пересказа учебно-научного текста. Пересказ как вид речевой деятельности является процессом говорения и способствует, прежде всего, запоминанию изучаемого материала.

Готовясь к пересказу, необходимо несколько раз перечитать текст, осмыслить слова, термины, синтаксические конструкции и средства связи между предложениями.

С другой стороны, пересказ, являющийся сознательной речевой деятельностью, служит непосредственной подготовкой к свободному выражению своих мыслей.

В системе упражнений по развитию навыков устной речи, например, в сравнении с заучиванием наизусть, пересказ является переходным этапом от закрепления знаний к их свободному применению в речи.

Как показывают данные психологии, связный текст запоминается лучше, чем отдельные предложения. Имея дело со связным текстом, надо следить за интонацией своей речи, так как от нее в значительной мере зависит смысл речи.

При пересказе учебно-научного текста необходимо использовать имеющиеся в нем языковые средства, приспосабливая ее в некоторой степени к привычному для себя образу мыслей, что особенно приближает пересказ к самостоятельному высказыванию.

Подготовка к пересказу требует постоянной тренировки в составлении предложений, постепенного употребления все больше имеющихся в памяти средств выражения.

Кроме того, надо запоминать часто встречающиеся в текстах обороты речи, обогащая ими свой запас знаний для выражения собственных мыслей.

Таким образом, пересказ – один из важнейших приемов закрепления знаний и развития речи. Помимо смысловой памяти, при пересказе участвуют и другие виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Умение пересказывать – составная часть сложного умения говорить.

2. В зависимости от характера восприятия материала выделяются следующие виды пересказа:

а) пересказ прочитанного текста связан с чисто зрительным восприятием текста. Имеющиеся иллюстрации облегчают запоминание содержания текста на неродном языке, но при этом учащиеся не слышат образцовой речи;

б) пересказ прослушанного текста связан с чисто слуховым восприятием текста. Текст может быть записан на магнитофонную ленту или же прочитан кем-то, но при этом нет перед глазами текста на изучаемом языке;

в) пересказ прослушанного текста, с его одновременным чтением, связан с сочетанием слухового и зрительного восприятия текста. Этот вид работы применяется для пересказа сложного научного текста, когда главной целью пересказа является более полное запоминание текста;

г) полный пересказ текста близок к заучиванию наизусть, и он основан на запоминании материала. Применение этого вида пересказа целесообразно на начальном этапе обучения. При этом учебно-научные тексты должны быть: небольшими по объему, несложными по содержанию и иметь языковые образцы, полезные для запоминания;

д) пересказ основного содержания текста. Это вид пересказа близок к свободному воспроизведению, в нем больше самостоятельности в изложении. Содержание микротекстов нужно передавать своими словами, заменяя сложные конструкции более легкими, избегая ненужных повторов;

ж) выборочный пересказ отличается тем, что передается не все содержание текста, а выбираются сведения по вопросам, требующим уточнения. Можно составлять ряд предложений с отдельными элементами собственного суждения. При этом строго следить за средствами связи между предложениями: лексическим повтором, местоименной и синонимичной заменой.

3. Сложное предложение– это синтаксическая единица, которая состоит из двух или нескольких частей, объединенных друг с другом по смыслу и интонационно. Как и простое предложение, каждая часть имеет предикативную основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или из одного главного члена.

Части сложного предложения соединяются в одно целое двумя основными способами:

а) при помощи союзов (Н-р: Энергия никуда не исчезает, а лишь передается от одного тела к другому или переходит из одного вида в другой) и относительных местоимений и местоименных наречий, которые называются союзными словами (Н-р: Все науки принято разделять на естественные, которые изучают окружающий нас мир, и гуманитарные, которые изучают человеческое общество).

б) при помощи интонации, без союзов и союзных слов: Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки.

4. В связной речи предложения связаны друг с другом по смыслу. Отдельно взятое предложение иногда не может полностью выразить мысль, для этого необходима группа предложений, объединенных друг с другом единством содержания и структурной организацией. Такая синтаксическая единица называется сложным синтаксическим целым (ССЦ), например:

Общеизвестно, что интеллектуальный потенциал населения – это залог успешного развития любого государства. Однако достижение этой цели невозможно без грамотных специалистов, настоящих профессионалов своего дела. Их нужно воспитывать, обучать сейчас ….

Предложения этого отрезка текста объединены общей микротемой (образованное население – успех развития государства). Структурные предложения связаны друг с другом с помощью интонации, единого модально-временного плана предложений, повторений синонимичных слов, местоимений (это, этот, их) и т.д.

Зачин представлен первым предложением, по отношению к которому последующие высказывания являются пояснительными. Компоненты описания (развития темы) представляют собой примеры, доказывающие, что изменение энергии в любой системе тел всегда является результатом работы каких-либо сил. Концовка – это вывод о том, что энергия никуда не исчезает, а лишь передается от одного тела другому или переходит из одного вида в другой.

Основная литература

2 [203-224, 227-229]; 11 [152-158]; 14 [19-20, 25-26, 29-30].

Дополнительная литература

21 [78-91]; 27 [10].

Контрольные вопросы

1. Для чего необходим пересказ учебно-научного текста?

2. Какие виды пересказа вы знаете?

3. Что такое сложное предложение?

4. Какие виды сложных предложений вы знаете?

5. Что такое сложное синтаксическое целое?

6. Какова структура ССЦ?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных