ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Роль науки в современном обществе20 век стал веком победы научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения: как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники, породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т.д. И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства. Очень важны функции науки как социальные силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Это не скрывают и сами ученые. В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций: 1) познавательная функция – познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов; 2) мировоззренческая функция – разработка мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания; 3) производственная функция – внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки; 4) культурная – наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ее достижения, идеи и рекомендации воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ-планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Наука была актуальна в древние времена, она актуальна и на сегодняшний день. И несомненно, наука будет актуальна и в будущем. Говорят, что если бы не было Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился Эйнштейн, то теория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым. Знаменитый афоризм Ф.Бэкона: «Знание - сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания научно-технической и другой информации. Таким образом, наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. 1.1 Объясните значения следующих словосочетаний, используя информацию текста: научное мировоззрение, объективные знания о мире, обозримое будущее, истощение природных ресурсов, радикальные изменения, доминирующий фактор, работники умственного труда. 1.2 Как вы понимаете выражения: «Наука – особый «цех» производства», «Наука – феномен культуры». 1.3 Прокомментируйте высказывание Ф.Бэкона: «Знание - сила». 1.4 Охарактеризуйте основные функции науки. 1.5 Сформулируйте определение, что такое наука. 1.6 Проведите анализ данного текста–рассуждения по плану: а) найдите тезис (основное положение); б) найдите доказательство или объяснение тезиса; в) что представляют собой доказательства? (суждение, факт, событие, высказывание автора); г) определите порядок доказательств; д) вывод и его формулировка (используйте «Методические рекомендации»). Задание 2. Прочитайте текст. Озаглавьте его, выделите основную информацию. Что такое открытие? Понятию «открытие» нужно противопоставить такие термины, как «выяснение» или «обнаружение». Мы можем выяснить род занятий нашего знакомого, можем обнаружить, что он летчик. Галле не открыл, а обнаружил планету Нептун. Но наука открыла сумчатых животных, открыла явление электризации трением, открыла радиоактивность и многое другое. Открытия подобного рода часто знаменуют собой переворот в науке, но на них нельзя выйти путем целенаправленного поиска: из знания в неведение нет рационального, целенаправленного пути. С этой точки зрения, так называемые географические открытия нередко представляют собой, скорее, выяснение или обнаружение, ибо в условиях наличия географической карты и системы координат вполне возможен деловой вопрос о наличии или отсутствии островов в определенном районе океана или водопадов на той или иной еще неисследованной реке. Точнее сказать поэтому, например, что Ливингстон не открыл, а обнаружил или впервые описал водопад Виктория. Итак, открытие - это соприкосновение с неведением. Специфической особенностью открытий является то, что на них нельзя выйти путем постановки соответствующих деловых вопросов, ибо существующий уровень развития культуры не дает для этого оснований. Принципиальную невозможность постановки того или иного вопроса следует при этом отличать от его нетрадиционности в рамках той или иной научной области. Легче всего ставить традиционные вопросы, которые, так сказать, у всех на губах, труднее - нетрадиционные. Абсолютное неведение находится за пределами нашего понимания. Но есть смысл говорить о неведении относительном, имея в виду отсутствие в границах той или иной специальной дисциплины соответствующих традиций. 2.1 Ответьте на вопросы: а) О чем говорится в тексте? б) Почему текст начинается с вопроса? в) Какой вид рассуждения преобладает в данном тексте? Скажите, доказывает автор главную мысль или объясняет. г) Найдите в тексте те части, которые соответствуют композиционным элементам текста-рассуждения. Задание 3. Прочитайте текст-рассуждение из выступления Н.А.Назарбаева в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева, сформулируйте основную мысль. … Как я отмечал в Послании народу, чтобы развивать свои научно-технологические ресурсы, мы должны проявить инициативу по участию в международном бизнесе высоких технологий. Казахстан планирует стать акционером ряда ведущих мировых высокотехнологичных компаний. Мировой рынок высоких технологий сегодня оценивается в 2,5 триллиона долларов в год. Из них на долю США приходится 39 процентов, Японии – 30, Германии – 16. Доля остального мира составляет 15 процентов. Наша основная задача – как можно скорее войти в него и занять свою нишу. Географическое положение страны позволяет нам развивать высокотехнологичное производство, ориентированное на региональный рынок, где Казахстан в перспективе должен стать сервисно-технологическим центром региона. Отсюда возникает вопрос: Как создать научно-техническое обеспечение страны в решении данных задач. Конкурентоспособные технологии, как стержень инновационной экономики, сами по себе не появляются. Это долгий процесс, трудно вынашиваемый плод научных исследований, сложных и затратных экспериментов и, наконец, идейного озарения ученых. Для организации производства товаров можно, конечно, приобрести зарубежную технологию. Но не будем забывать, что ни одна уважающая себя страна не станет устраивать распродажу новых технологий и секретов производства. Кроме того, если опираться только на заимствованные технологии, то мы законсервируем нашу технологическую отсталость и окажемся в зависимости от технологически и научно-развитых стран. Поэтому нам необходимо развивать собственную науку. Для этого нам необходимо ускорить мобилизацию научно-технического потенциала страны, сосредоточить ресурсы на выбранных приоритетных направлениях развития науки, создать условия для активного внедрения ее достижений в производство. Новые научно-технические направления – биотехнологии, нанотехнологии, космическая деятельность и информационно-коммуникационные технологии – это те сферы, где мы имеем шанс добиться конкретных результатов при партнерстве с отечественным и транснациональным бизнесом. Именно по этим направлениям нам в ближайшем будущем понадобятся тысячи высококвалифицированных специалистов и дипломированных ученых. 3.1 Ответьте на вопрос, поставленный в тексте Н.А.Назарбаевым. 3.2 Проведите анализ текста-рассуждения, используя данный план. а) Найдите тезис (основное положение). б) Найдите доказательства. в) Определите порядок доказательств. г) Сформулируйте вывод. Задание 4. Запишите предложения. Укажите в них данное и новое, чертой обозначьте границу. К предложениям составьте вопросы. 1. Наука – это сложное и многослойное образование, и она постоянно переживает разнообразные изменения. 2. Наука открыла сумчатых животных, открыла явление электризации трением, открыла разноактивность и многое другое. 3. Живое вещество планеты представлено растениями, микроорганизмами и человеком. 4. Сегодня современное общество вступает в информационную стадию развития. 5. Чертеж сопровождается обширным описанием. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|