Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАЗНОВИДНОСТИ УЧЕБНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА




 

По организационным формам и месту, занимаемому в педагогическом процессе, учебный эксперимент подразделяется на: а) демонстрационный, б) лабораторный, в) практические занятия учащихся.

Очевидно, что эксперимент необходим в обучении как источник знания, как средство применения знаний и как критерий их истинности. Поэтому наиболее важными формами эксперимента


в данном курсе являются демонстрационные опыты учителя и практические занятия учащихся.

Иногда говорят, что демонстрационный эксперимент обеспечивает «живое созерцание» и стоит поэтому в начальной стадии процесса познания, а практические занятия завершают изучение применением знаний и выработкой практических навыков.

Однако такое мнение нельзя считать абсолютно правильным. Ведь демонстрации учителя не только составляют начальный этап изучения, они используются в ходе последующих рассуждений, к ним обращаются при обобщениях, в них проверяются гипотезы, в них непременно находят и практическое применение знания учащихся. Точно так же практические занятия, кроме практического применения знаний, содержат в себе элементы новых восприятий, иногда требуют от учащихся обобщений, проверки гипотез и т.д.

Демонстрационный эксперимент до некоторой степени решает почти все основные задачи, стоящие перед химическим экспериментом. Он обеспечивает наглядное восприятие изучаемых веществ и явлений, дает основу для теоретических выводов и обобщений; иллюстрирует практические применения науки, вскрывая связь ее с жизнью и производством; является животворным источником развития мышления учащихся; помогает закреплению знаний, дает возможность постановки упражнений в применении знаний и закладывает основы для формирования экспериментальных умений учащихся.

Находясь в руках учителя, демонстрационный эксперимент дает возможность разрешать эти задачи наиболее экономно во времени и наиболее правильно в техническом и методическом отношениях.

Лабораторные опыты, проводимые в процессе изложения материала учителем, на уроках органической химии могут найти несколько более ограниченное применение, чем при изучении неорганической химии.

Многие опыты по органической химии, в случае проведения их учащимися, поглощают настолько много времени, что невольно превращаются в самоцель и уводят от разрешения основной, ведущей задачи урока; теоретический уровень преподавания при этом снижается.

На первых порах обучения химии (8-9 кл.) лабораторные работы, безусловно, должны занимать значительное место. При изучении же органической химии нам представляется целесообразным в виде лабораторных ставить прежде всего те опыты, которые не могут быть надлежащим образом восприняты учащимися при демонстрировании учителем. Подобные опыты, безусловно, следует


ставить по ходу урока. Такую постановку опытов часто называют демонстрацией, приближенной к учащимся.

Практические занятия — это такая форма учебной работы, когда выполнение учащимися химических опытов является основным содержанием урока.

Практические занятия ставятся обычно в заключение прохождения одной или нескольких тем курса. Они способствуют:

· закреплению знаний по химии, в том числе и основного экспериментального материала, путем самостоятельного выполнения учащимися наиболее важных опытов. При этом практические занятия, проводимые в заключение ряда тем, дают возможность заочно обобщать экспериментальный и теоретический материал, что не всегда возможно на уроке;

· развитию экспериментальных умений и овладению техникой химического эксперимента. При этом особое внимание должно быть уделено технике безопасности, тем более что большинство органических соединений огнеопасны, ядовиты, летучи;

· творческому применению знаний в процессе экспериментального решения задач и практических вопросов. Такие работы имеют большое знамение для воспитания умения пользоваться знаниями в активной форме, для воспитания творческой мысли и инициативы и расширяют представления учащихся о роли химии в жизни. Здесь они в самой непосредственной форме убеждаются в истинности научных знаний и в практическом их значении.

Демонстрационные, лабораторные опыты, практические занятия относятся к классным формам эксперимента. В школе имеют место и внеклассные формы работы по химии, преимущественно в виде кружков, где эксперименту отводится значительное место.

Экспериментальная работа в кружке помогает углубить знания по химии, обогатить учащихся наблюдениями многообразных химических явлений, приучить их к самостоятельной работе в лаборатории и правильному выполнению многообразных лабораторных операций.

Временами работа кружка тесно переплетается с учебными занятиями: учащиеся в кружке продолжают отдельные опыты, начатые на уроке и требующие длительного времени, результаты своей работы они выносят на следующие занятия в классе: они готовят для уроков по химии необходимые вещества, иллюстрации, модели; подробно изучают местные производства, оформляют материалы этого изучения для использования в классе и т.д.

В условиях внеклассной работы возможно ознакомление и с некоторыми химическими процессами, не изучаемыми по программе, когда нужно получить, например, необходимые препараты


(сульфирование, диазотирование и т.п.), а также с лабораторными операциями, не встречающимися на практических занятиях (перекристаллизация, перегонка с водяным паром и т.п.).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных