Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие природных ресурсов




Определить природные ресурсы можно как любые источники И предпосылки получений необходимых людям материальных благ, т.е. это нечто, извлекаемое из природной среды для удовлетворения потребностей и желаний человека.
Природные (естественные) ресурсы — это объекты и явления природы, используемые для прямого и непрямого потребления в качестве средств труда (земля, водные пути, вода для орошения), источников энергий (гидроэнергия, ейлнечная энергия, Горючие ископаемые, атомное топливо), или предметов потребления (растения, животные, питьевая вода).
Природные ресурсы включают две большие группы ресурсов — исчерпаемые и неисчерпаемые. Первые делятся на возобновимые и невозобновимые. Возобновимые природные ресурсы -1- это биологические ресурсы — растительность и животный мир. Это лесные ресурсы,- ресурсы сельскохозяйственных растений, диких и домашних животных. Сюда же можно отнести и некоторые минеральные ресурсы, например выпадающие в осадок соли в соленых водоемах, воздух, вода, почва. При определенных условиях возобновимые ресурсы могут в сравнительно короткий геологический период восстановиться качественно и количественно.
К невозобновимым природным ресурсам относится большинство полезных ископаемых — нефть, уголь, газ и т.д. Исчерпаемость ресурсов связана, во-первых, с их широкомасштабным применением. Изъятие этих ресурсов из природной среды происходит очень интенсивно, запасы их неуклонно уменьшаются. Во-вторых, эти ресурсы восполняются значительно более медленными темпами, чем происходит их потребление (нефть, уголь, сланцы и др.).
Можно также выделить относительно возобновимые ресурсы. Это прежде всего почвы, частично вышедшие из сельскохозяйственного оборота в результате водной и ветровой эрозии либо радиоактивного загрязнения, лесные древостой высокого возраста, торф, используемый в качестве топлива. По истечении определенного промежутка времени (от сотен до нескольких тысяч лет) эти ресурсы можно будет снова использовать.
Группу неисчерпаемых ресурсов составляют ресурсы солнечной энергии, ветра, морских приливов, энергия земных недр и текущая вода.
Конечно, на первый взгляд солнечная энергия, энергия морских приливов, текущая вода, атмосфера, гидросфера таят в себе неисчерпаемые возможности. Однако многие так называемые неисчерпаемые ресурсы оказываются в конце концов конечными из-за того, что среда их происхождения становится зачастую непригодной для сложившегося хозяйства и жизни человека (загрязнение, прямое отравление, например, атмосферы, гидросферы). Таким образом, говорить о каких-либо неисчерпаемых ресурсах довольно рискованно.

 

 

29. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ:

  • определения стоимости природных ресурсов;
  • выбора оптимальных параметров их эксплуатации (использования);
  • определения экономической эффективности инвестиций в природно-ресурсный комплекс;
  • определения убытков от нерационального и не комплексного использования природных ресурсов;
    • отражения оценки доли природных ресурсов в структуре национального богатства;
    • установления платежей и акцизов за пользование природными ресурсами;
    • определения залоговой стоимости природных объектов и ресурсов;
    • прогнозирования и планирования использования природных ресурсов;
    • определения величины компенсационных платежей, связанных с выбытием или изменением целевого назначения природных ресурсов;
    • решения других задач, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.

С учетом анализа и обобщения имеющегося отечественного и зарубежного опыта можно отметить, что государственная политика в области оценки природных ресурсов, прежде всего, должна быть направлена на:

  1. экономическую реализацию полномочий государства как собственника природных ресурсов;
  2. обеспечение совершенствования методов оценки эффективности инвестиционных программ и проектов в сфере природопользования, особенно в условиях дальнейшего развития процесса приватизации;
  3. формирование рынка экологических товаров, работ и услуг, в том числе — риэлтерских услуг по экономической оценке природных ресурсов;
  4. создание рынка экологического страхования и экологического аудита в сфере природопользования;
  5. создание механизма предоставления лицензий на природопользование на платной и конкурсной основе.

Система стоимостных оценок природных ресурсов призвана решить целый комплекс важных народнохозяйственных задач: создать механизм учета и воспроизводства национального богатства страны; разработать принципы инвестирования природоэксплуатирующих отраслей; внедрить методы управления запасами природных ресурсов и решить проблемы ресурсосбережения; обеспечить сбалансированное развитие территорий; разработать единую систему платежей за пользование природными ресурсами, разработать методологию оценки объектов недвижимости и др.

Ряд задач возможно решить, используя конкретные стоимостные оценки как отдельных видов ресурсов, так и их совокупности (для целей комплексного использования), в том числе:

  • разработка системы показателей национального богатства с учетом природных ресурсов на основе их рыночной стоимости (позволит сопоставить объемы ресурсов, качество, их ценовую структуру, определить приоритеты рентабельности использования ресурсов на всех уровнях управления);
  • усовершенствование системы показателей контроля экономической безопасности страны и регионов (т. е. наряду с показателями физических объемов и соотношений между структурными составляющими минерально-сырьевой базы или прироста запасов и объемов их добычи и погашения, рассматривать стоимостные показатели, позволяющие оперировать новыми критериями и категориями: инвестиционная активность, защита от рисков и природноресурсное страхование, эффективность деятельности природоэксплуатирующих предприятий, в том числе — средоохранной и внешнеторговой; соотношения между собственниками природных ресурсов, например, государством и другими собственниками);
  • внедрение программных и экономических методов управления природными ресурсами (формирование фондов на восстановление, охрану, изучение ресурсов, определение залоговой стоимости природных ресурсов, обоснование капитальных вложений и регулирование инвестиционных потоков, оценка эффективности инвестиционных проектов и программ, сопоставление с мировыми стандартами).

 

30. ПОД ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫпонимают любое внесение в ту или иную экологическую систему не свойственных ей живых или неживых компонентов, физических или структурных изменений, прерывающих или нарушающих процессы круговорота и обмена веществ, потоки энергии со снижением продуктивности или разрушением данной экосистемы.
Различают природные загрязнения, вызванные природными, нередко катастрофическими, причинами, например извержение вулкана, и антропогенные, возникающие в результате деятельности человека
Антропогенные загрязнители делятся на материальные (пыль, газы, зола, шлаки и др.) и физические, или энергетические (тепловая энергия, электрические и электромагнитные поля, шум, вибрация и т. д.). Материальные загрязнители подразделяются на механические, химические и биологические. К механическим загрязнителям относятся пыль и аэрозоли атмосферного воздуха, твердые частицы в воде и почве. Химическими (ингредиентами) загрязнителями являются различные газообразные, жидкие и твердые химические соединения и элементы, попадающие в атмосферу, гидросферу и вступающие во взаимодействие с окружающей средой — кислоты, щелочи, диоксид серы, эмульсии и другие.

 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных