ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
1 страница. Заочная форма обученияОТЧЕТ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Выполнила ______ Братчикова М. _________________ Ф.И.О. Студент_________6___________курса Группа_______ 10-04 ________________ Заочная форма обучения Руководитель практики от Института ______ Горских М.А., старший преподаватель Подпись Ф.И.О.
Каменск – Уральский 2016 г. Содержание
Введение
Услуги торговли занимают заметное место в экономике страны. В последние годы в данной сфере заметно усилилась конкуренция, что вызвано как внутренними факторами развития розничной торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний и импортной продовольственной продукции. В сложившихся условиях особое значение приобретают вопросы обеспечения конкурентоспособности торговых предприятий различных форматов, и в настоящее время конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых как в целом для народного хозяйства России, так и для отдельного предприятия. Как правило, ее также применяют в качестве критерия оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов. Высокая конкурентоспособность торгового предприятия обусловливается удовлетворенностью и готовностью потребителей повторно приобрести продукцию этой фирмы, отсутствием претензий к предприятию со стороны общества, партнеров, потребителей, престижностью работы на данном предприятии. Конкурентоспособность розничного торгового предприятия, будучи многогранным понятием, включает не только качественные и ценовые параметры товаров, но зависит от уровня менеджмента во всех сферах деятельности торгового предприятия, инвестиционной и инновационной составляющими его деятельности. Кроме того, на конкурентоспособность оказывает влияние рыночная конъюнктура, техническая оснащенность, степень внедрения инноваций, мотивация и квалификация персонала, финансовая устойчивость и др. факторы. С ростом конкуренции между предприятиями торговли растет уровень обслуживания покупателей, предприятия предлагают широкий круг разнообразных дополни- тельных услуг, облегчающих процесс приобретения товаров или делающих его приятнее и комфортнее. Тема работы является актуальной для ООО «Покровская», поскольку от повышения конкурентоспособности зависит дальнейшее развитие его торговой деятельности и рост прибыли. Целью работы является проведение анализа конкурентоспособности магазина «Продукты» ООО «Покровская», выявление основных проблем и разработка мероприятий по их устранению. Объектом исследования является магазин «Продукты» ООО «Покровская». Предмет исследования – конкурентоспособность магазина «Продукты» ООО «Покровская».
1 Организационно – экономическая характеристика предприятия
Магазин «Продукты» ООО «Покровская» был открыт в 2005 году. Основным видом деятельности магазина является розничная продажа продуктов питания и непродовольственных товаров. Индивидуальный предприниматель действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет собственное имущество, может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности. Функции хозяйствующего субъекта следующие: изучение покупательского спроса на товары; организация закупочной деятельности; формирование ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров; продажа товаров; оказание торговых услуг покупателям. Продажа товаров в магазине «Продукты» осуществляется через прилавок. Специализация магазина – реализация продовольственных товаров, следующих товарных групп: плодоовощные товары; зерномучные товары; сахар, мед, кондитерские товары; молоко и молочные продукты; яйца и яичные товары; мясо и мясные товары; рыба и рыбные товары; вкусовые товары; пищевые жиры; алкогольная продукция. Структура управления предприятия представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура управления ООО «Покровская»
Структура управления предприятия относится к функциональному типу управления. Руководит торговой деятельностью магазина «Продукты» директор магазина. Ему подчиняются: продавцы – 6 чел., бухгалтер – 1 чел., уборщица – 1 чел. В таблице 1 приведены основные экономические показатели работы предприятия.
Таблица 1 – Анализ основных экономических показателей деятельности магазина «Продукты» ООО «Покровская» за 2013 – 2015 гг.
В связи с увеличением розничных цен, покупательского спроса, сумма розничного товарооборота в 2014 году по отношению к 2013 году выросла на 17,3% или на 3713 тыс.руб. В 2015 году по сравнению с 2014 годом товарооборот повысился на 8,8% или 2233 тыс.руб., однако его темпы роста замедлились в сравнении с прошлым периодом, по причине замедления покупательского спроса, что оценивается отрицательно. На изменение товарооборота значительное влияние оказало повышение розничных цен на товары. В среднем цены в 2014 году по сравнению с 2013 годом выросли на 12%. Фактический розничный товарооборот магазина за 2014 г. в сопоставимых ценах составил 22532 тыс.р. (25236 / 1,12). Так, за счет увеличения покупательского спроса, товарооборот магазина повысился на 1009 тыс.руб. (22532 - 21523), за счет роста цен товарооборот вырос на 2704 тыс.руб. (25236 - 22532). В среднем цены в 2015 году по сравнению с 2013 годом выросли на 14%. Фактический розничный товарооборот магазина за 2015 г. в сопоставимых ценах составил 24096 тыс.руб. (27469 / 1,14). За счет снижения спроса, товарооборот магазина уменьшился в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 1140 тыс.р. (24096 - 25236). За счет повышения цен товарооборот повысится на 3373 тыс.р. (27469 - 24096). Из-за увеличения уровня торговых надбавок, сумма валового дохода повысилась в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 19% или 1084 тыс.руб., в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 9,3% или 629 тыс.руб. В связи с ростом уровня издержек обращения, уровень валового дохода к товарообороту (уровень торговых надбавок) ежегодно увеличивается, так его значение составило в 2013 году 26,5% (5704 / 21523 × 100), в 2014 году 26,9% (6788 / 25236 × 100) и в 2015 году 27% (7417 / 27469 × 100). Издержки обращения имеют тенденцию к росту, так их увеличение в 2014 году по сравнению с 2013 годом составило 15,8% или 600 тыс.руб., в 2015 году по сравнению с 2014 годом 27,3% или 1200 тыс.руб., что связано с повышением цен на услуги жилищно – коммунального хозяйства, оплаты труда, цен на упаковку и т.д. Уровень издержек обращения к товарообороту ежегодно увеличивается, так его значение составило в 2013 году 17,7% (3800 / 21523 × 100), в 2014 году 17,4% (4400 / 25236 × 100), в 2015 году 20,4% (5600 / 27469 × 100), что оценивается с отрицательной стороны. Эффективность развития торговой деятельности магазина в 2014 году выросла, поскольку показатель прибыль от продаж повысился на 25,4% или на 484 тыс.руб., в 2015 году эффективность снизилась, так как прибыль упала на 23,9% или 571 тыс.руб. При развитии торговой деятельности предприятия, «индексная цепочка» должна выгладить следующим образом: Iпр > Iт > Iизд > Iфот > Iч. За 2014 год «индексная цепочка» или «цепочка эффективности развития торговой деятельности» не соответствует нормативному значению, так ее вид составил: Iприбыль(125,4%) > Iтоварооборот (117,3%) < Iиздержки (115,8%) > Iфонд оплаты труда (121,2%) > Iчисленность (100%), то есть за данный период развитие торговой деятельности было нарушено. Не соответствие индексной цепочки нормативному значению наблюдается и в 2015 году: Iприбыль(76,1%) < Iтоварооборот (108,8%) < Iиздержки (127,3%) > Iфонд оплаты труда (102,6%) > Iчисленность (100%), то есть за данный период наблюдалось замедление развития торговой деятельности. О снижении эффективности управления издержками обращения, прибылью свидетельствует уменьшение рентабельности продаж в 2015 году по сравнению с 2014 годом с 9,5% (2388 / 25236 × 100) до 6,6% (1817 / 27469 × 100). Численность персонала за исследуемый период не менялась и составила 9 чел. Производительность труда в 2013 году составила 2391 тыс.руб. (21523 тыс.руб. / 9 чел.), в 2014 году 2804 тыс.руб. (25236 тыс.руб. / 9 чел.), в 2015 году 3052 тыс.руб. (27469 тыс.руб. / 9 чел.). Производительность труда в 2014 году выросла по сравнению с 2013 годом на 17,3% или на 413 тыс.руб., в 2015 году на 8,8% или 248 тыс.руб., что оценивается положительно, и ее темпы роста больше темпов роста среднемесячной заработной платы. Среднемесячная заработная плата ежегодно повышалась, что с одной стороны положительно характеризует мотивацию персонала в анализируемом магазине, с другой стороны при росте уровне инфляции, ее темпы роста являются недостаточными. Так, уровень среднемесячной заработной платы в 2013 году составил 16975 руб., в 2014 году 20570 руб., в 2015 году 21110 руб. Торговая площадь магазина составляет 208 квадратным метров и она не менялась за исследуемый период. Товарооборот на один метр квадратный торговой площади в 2014 году вырос по сравнению с 2013 годом на 17,2% или 17,8 тыс.руб., в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 8,9% или 10,8 тыс.руб. Таким образом, деятельность магазина за исследуемый период развивалась неравномерными темпами, в частности в 2014 году товарооборот, прибыль, рентабельность продаж выросли, что оценивается положительно. А в 2015 году прибыль и рентабельность продаж снизились, индексная цепочка не соответствовала нормативному значению, что оценивается с отрицательной стороны. 2 Анализ внутренней среды предприятия
Анализ внутренней среды предприятия розничной торговли проведём по следующей методике: оценка ассортимента; рекламы, стимулирования продаж и качества обслуживания. Анализ ассортимента проведем по следующим показателям: оценка широты, глубины и полноты ассортимента, анализ обновления ассортимента. Ассортимент магазина «Продукты» ООО «Покровская» включает следующие товарные группы: мясо и мясные товары; молоко и молочные товары; кондитерские товары; рыба и рыбные товары; алкогольная продукция; сахар, мед; плодово-овощные товары; пищевые жиры; зерномучные товары; вкусовые товары; яйца и яичные товары; непродовольственные товары. То есть широта ассортимента составляет: 12 товарных групп. Широта ассортимента определяется количеством групп товаров, предлагаемых магазином. В таблице 2 представлен анализ ассортимента по широте и глубине в 2015 г.
Таблица 2 - Анализ ассортимента по широте и глубине в магазине «Продукты» ООО «Покровская» в 2015 г.
Каждая товарная группа представлена несколькими товарными номенклатурами. В частности товарная группа «Мясо и мясные товары» состоит из следующих товарных номенклатур: колбасы варенные, сосиски, сардельки, колбасы полукопченые, копчености, колбасы ливерные, колбасы варено-копченые, полуфабрикаты, мясо домашней птицы, мясо крупного рогатого скота, субпродукты, мясные консервы и так каждая группа. За весь анализируемый период широта товарного ассортимента не менялась и составляла 12 товарных групп. Коэффициент обновления по магазину «Продукты» ООО «Покровская» представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Анализ коэффициента обновления ассортимента по магазину «Продукты» ООО «Покровская» за 2014 – 2015 гг., количество товарных номенклатур
В 2014 году весь ассортимент магазина «Продукты» состоял из 975 наименований, в 2015 году из 1080 наименований. Изменение общего количества товарных номенклатур составило 105 наименований (1080 - 975), причём по всем товарных группам. По товарной группе «Мясо и мясные товары» обновление ассортимента произошло на 15 наименований и коэффициент обновления составил 1,09(175 / 160). По товарной группе «Молоко и молочные товары» обновление произошло на 7 наименований и коэффициент обновления составил 1,09(87 / 80). По товарной группе «Кондитерские товары» ассортимент был обновлён на 17 наименований и коэффициент обновления составил 1,12(155 / 138) и т.д. Обновление ассортимента оценивается положительно. В таблице 4 представлен анализ динамики ассортимента и структуры розничного товарооборота магазина «Продукты» ООО «Покровская».
Таблица 4 – Структура розничного товарооборота магазина «Продукты» ООО «Покровская» за 2014 – 2015 гг., тыс. руб.
В 2015 году по отношению к 2014 году наблюдается рост розничного товарооборота по всему товарному ассортименту. Основной причиной увеличения розничного товарооборота по товарным группам является рост розничных цен. Продажи по мясной продукции повысились на 7,3% (4400 / 4100 × 100 - 100), по молочной продукции на 8,8% (3710 / 3411 × 100 - 100), по кондитерским товарам на 7,3%(3560 / 3318 × 100 - 100), по рыбным товарам на 10,3%(3613 / 3276 × 100 - 100), алкогольной продукции на 10,7%(1510 / 1364 × 100 - 100), сахару и мёду на 8,1%(1633 / 1510 × 100 - 100), плодоовощным товарам на 12,5%(1071 / 952 × 100 - 100), пищевым жирам на 8,2%(922 / 852 × 100), по зерномучным товарам на 8,1%(3374 / 3122 × 100 - 100), вкусовым товарам на 9,5%(2325 / 2123 × 100 - 100). Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом (долей) отдельных товарных групп и товаров в общем объеме розничного товарооборота. На рисунке 2 представлен структура товарного ассортимента магазина «Продукты» ООО «Покровская».
Рисунок 2 – Структура товарного ассортимента магазина «Продукты» ООО «Покровская» за 2014 – 2015 гг., %
Наибольшую долю в структуре товарного ассортимента занимает товарная группа «Мясо и мясные товары», так её значение составило в 2014 году 16,2%(4100 / 25236 × 100), в 2015 году 16%(4400 / 27469 × 100), причиной является высокий уровень цен и мясная продукция пользуется высоким спросом. Второе место по снижению доли продаж в общей сумме товарооборота приходится на молочные товары, так их доля составила в 2014 году 13,5% (3411 / 25236 × 100), в 2015 году 13,5%(3710 / 27469 × 100). Третье место по снижению доли продаж в общей сумме товарооборота приходится на рыбные товары, так их доля составила в 2014 году 13% (3276 / 25236 × 100), в 2015 году 13,2%(3613 / 27469 × 100) и т.д. Далее проведём анализ эффективности формирования ассортимента в магазине «Продукты», для этого используем «ХYZ» – анализ. В рамках проведённого анализа выявляются товары группы «Х», пользующихся стабильным спросом, товары группы «Y», пользующихся со средним покупательским спросом и товары группы «Z» - товары, пользующихся нестабильным спросом, по них часто происходит затовариване складов и торговых площадей. Чтобы выявит товары группы «Х», «Y», «Z» необходимо рассчитать средние продажи и коэффициент вариации, как это сделано в таблице 5. По значению коэффициента вариации можно определить категорию товарной группы. Так, при коэффициенте вариации менее 15%, товарам присваивается категория «Х», при коэффициенте вариации от 15% до 40% присваивается категория «Y» и при коэффициенте вариации более 40% присваивается категория «Z».
Таблица 5 – Результаты «XYZ» – анализа по магазину «Продукты» ООО «Покровская» в 2015 г.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|