Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






1 страница. Заочная форма обучения




ОТЧЕТ

ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

 

Выполнила

______ Братчикова М. _________________

Ф.И.О.

Студент_________6___________курса

Группа_______ 10-04 ________________

Заочная форма обучения

Руководитель практики от Института

______ Горских М.А., старший преподаватель

Подпись Ф.И.О.

 

 

Каменск – Уральский

2016 г.

Содержание

 

Введение  
1 Организационно – экономическая характеристика предприятия  
2 Анализ внутренней среды предприятия  
3 Анализ внешней среды предприятия  
4 Мероприятия по повышению конкурентоспособности  
Заключение  
Список использованной литературы  
Приложения  

 

 
 


Введение

 

Услуги торговли занимают заметное место в экономике страны. В последние годы в данной сфере заметно усилилась конкуренция, что вызвано как внутренними факторами развития розничной торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний и импортной продовольственной продукции. В сложившихся условиях особое значение приобретают вопросы обеспечения конкурентоспособности торговых предприятий различных форматов, и в настоящее время конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых как в целом для народного хозяйства России, так и для отдельного предприятия. Как правило, ее также применяют в качестве критерия оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов. Высокая конкурентоспособность торгового предприятия обусловливается удовлетворенностью и готовностью потребителей повторно приобрести продукцию этой фирмы, отсутствием претензий к предприятию со стороны общества, партнеров, потребителей, престижностью работы на данном предприятии. Конкурентоспособность розничного торгового предприятия, будучи многогранным понятием, включает не только качественные и ценовые параметры товаров, но зависит от уровня менеджмента во всех сферах деятельности торгового предприятия, инвестиционной и инновационной составляющими его деятельности. Кроме того, на конкурентоспособность оказывает влияние рыночная конъюнктура, техническая оснащенность, степень внедрения инноваций, мотивация и квалификация персонала, финансовая устойчивость и др. факторы. С ростом конкуренции между предприятиями торговли растет уровень обслуживания покупателей, предприятия предлагают широкий круг разнообразных дополни- тельных услуг, облегчающих процесс приобретения товаров или делающих его приятнее и комфортнее.

Тема работы является актуальной для ООО «Покровская», поскольку от повышения конкурентоспособности зависит дальнейшее развитие его торговой деятельности и рост прибыли.

Целью работы является проведение анализа конкурентоспособности магазина «Продукты» ООО «Покровская», выявление основных проблем и разработка мероприятий по их устранению.

Объектом исследования является магазин «Продукты» ООО «Покровская».

Предмет исследования – конкурентоспособность магазина «Продукты» ООО «Покровская».

 

1 Организационно – экономическая характеристика предприятия

 

 

Магазин «Продукты» ООО «Покровская» был открыт в 2005 году. Основным видом деятельности магазина является розничная продажа продуктов питания и непродовольственных товаров.

Индивидуальный предприниматель действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет собственное имущество, может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности.

Функции хозяйствующего субъекта следующие: изучение покупательского спроса на товары; организация закупочной деятельности; формирование ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров; продажа товаров; оказание торговых услуг покупателям.

Продажа товаров в магазине «Продукты» осуществляется через прилавок.

Специализация магазина – реализация продовольственных товаров, следующих товарных групп: плодоовощные товары; зерномучные товары; сахар, мед, кондитерские товары; молоко и молочные продукты; яйца и яичные товары; мясо и мясные товары; рыба и рыбные товары; вкусовые товары; пищевые жиры; алкогольная продукция.

Структура управления предприятия представлена на рисунке 1.

 
 

 

 


Рисунок 1 – Структура управления ООО «Покровская»

 

Структура управления предприятия относится к функциональному типу управления. Руководит торговой деятельностью магазина «Продукты» директор магазина. Ему подчиняются: продавцы – 6 чел., бухгалтер – 1 чел., уборщица – 1 чел.

В таблице 1 приведены основные экономические показатели работы предприятия.

 

Таблица 1 – Анализ основных экономических показателей деятельности магазина «Продукты» ООО «Покровская» за 2013 – 2015 гг.

Наименование показателя год год Откл.: +;- Темп роста, % 2015 год Откл.: +;- Темп роста, %
Розничный товарооборот в действующих ценах, тыс.р.       117,3     108,8
Розничный товарооборот в сопоставимых ценах, тыс.р.       104,7     106,9
Валовой доход, тыс.р.       119,0     109,3
Уровень валового дохода к товарообороту, % 26,5 26,9 0,4 101,5 27,0 0,1 100,4
Издержки обращения, тыс.р.       115,8     127,3
Уровень издержек обращения к товарообороту, % 17,7 17,4 -0,3 98,3 20,4   117,2
Прибыль от продаж, тыс.р.       125,4   -571 76,1
Рентабельность продаж, % 8,8 9,5 0,7 108,0 6,6 -2,9 69,5
Среднесписочная численность работников, чел.       100,0     100,0
Производительность труда, тыс.р.       117,3     108,8
Среднемесячная заработная плата, р.       121,2     102,6
Фонд оплаты труда, тыс.р.       121,2     102,6
Торговая площадь, кв.м.       100,0     100,0
Товарооборот на 1 м.кв. торговой площади, тыс.р. 103,5 121,3 17,8 117,2 132,1 10,8 108,9

 

В связи с увеличением розничных цен, покупательского спроса, сумма розничного товарооборота в 2014 году по отношению к 2013 году выросла на 17,3% или на 3713 тыс.руб. В 2015 году по сравнению с 2014 годом товарооборот повысился на 8,8% или 2233 тыс.руб., однако его темпы роста замедлились в сравнении с прошлым периодом, по причине замедления покупательского спроса, что оценивается отрицательно.

На изменение товарооборота значительное влияние оказало повышение розничных цен на товары. В среднем цены в 2014 году по сравнению с 2013 годом выросли на 12%. Фактический розничный товарооборот магазина за 2014 г. в сопоставимых ценах составил 22532 тыс.р. (25236 / 1,12).

Так, за счет увеличения покупательского спроса, товарооборот магазина повысился на 1009 тыс.руб. (22532 - 21523), за счет роста цен товарооборот вырос на 2704 тыс.руб. (25236 - 22532). В среднем цены в 2015 году по сравнению с 2013 годом выросли на 14%. Фактический розничный товарооборот магазина за 2015 г. в сопоставимых ценах составил 24096 тыс.руб. (27469 / 1,14). За счет снижения спроса, товарооборот магазина уменьшился в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 1140 тыс.р. (24096 - 25236). За счет повышения цен товарооборот повысится на 3373 тыс.р. (27469 - 24096).

Из-за увеличения уровня торговых надбавок, сумма валового дохода повысилась в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 19% или 1084 тыс.руб., в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 9,3% или 629 тыс.руб.

В связи с ростом уровня издержек обращения, уровень валового дохода к товарообороту (уровень торговых надбавок) ежегодно увеличивается, так его значение составило в 2013 году 26,5% (5704 / 21523 × 100), в 2014 году 26,9% (6788 / 25236 × 100) и в 2015 году 27% (7417 / 27469 × 100).

Издержки обращения имеют тенденцию к росту, так их увеличение в 2014 году по сравнению с 2013 годом составило 15,8% или 600 тыс.руб., в 2015 году по сравнению с 2014 годом 27,3% или 1200 тыс.руб., что связано с повышением цен на услуги жилищно – коммунального хозяйства, оплаты труда, цен на упаковку и т.д.

Уровень издержек обращения к товарообороту ежегодно увеличивается, так его значение составило в 2013 году 17,7% (3800 / 21523 × 100), в 2014 году 17,4% (4400 / 25236 × 100), в 2015 году 20,4% (5600 / 27469 × 100), что оценивается с отрицательной стороны.

Эффективность развития торговой деятельности магазина в 2014 году выросла, поскольку показатель прибыль от продаж повысился на 25,4% или на 484 тыс.руб., в 2015 году эффективность снизилась, так как прибыль упала на 23,9% или 571 тыс.руб. При развитии торговой деятельности предприятия, «индексная цепочка» должна выгладить следующим образом: Iпр > Iт > Iизд > Iфот > Iч.

За 2014 год «индексная цепочка» или «цепочка эффективности развития торговой деятельности» не соответствует нормативному значению, так ее вид составил: Iприбыль(125,4%) > Iтоварооборот (117,3%) < Iиздержки (115,8%) > Iфонд оплаты труда (121,2%) > Iчисленность (100%), то есть за данный период развитие торговой деятельности было нарушено.

Не соответствие индексной цепочки нормативному значению наблюдается и в 2015 году: Iприбыль(76,1%) < Iтоварооборот (108,8%) < Iиздержки (127,3%) > Iфонд оплаты труда (102,6%) > Iчисленность (100%), то есть за данный период наблюдалось замедление развития торговой деятельности.

О снижении эффективности управления издержками обращения, прибылью свидетельствует уменьшение рентабельности продаж в 2015 году по сравнению с 2014 годом с 9,5% (2388 / 25236 × 100) до 6,6% (1817 / 27469 × 100).

Численность персонала за исследуемый период не менялась и составила 9 чел. Производительность труда в 2013 году составила 2391 тыс.руб. (21523 тыс.руб. / 9 чел.), в 2014 году 2804 тыс.руб. (25236 тыс.руб. / 9 чел.), в 2015 году 3052 тыс.руб. (27469 тыс.руб. / 9 чел.). Производительность труда в 2014 году выросла по сравнению с 2013 годом на 17,3% или на 413 тыс.руб., в 2015 году на 8,8% или 248 тыс.руб., что оценивается положительно, и ее темпы роста больше темпов роста среднемесячной заработной платы.

Среднемесячная заработная плата ежегодно повышалась, что с одной стороны положительно характеризует мотивацию персонала в анализируемом магазине, с другой стороны при росте уровне инфляции, ее темпы роста являются недостаточными. Так, уровень среднемесячной заработной платы в 2013 году составил 16975 руб., в 2014 году 20570 руб., в 2015 году 21110 руб.

Торговая площадь магазина составляет 208 квадратным метров и она не менялась за исследуемый период.

Товарооборот на один метр квадратный торговой площади в 2014 году вырос по сравнению с 2013 годом на 17,2% или 17,8 тыс.руб., в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 8,9% или 10,8 тыс.руб.

Таким образом, деятельность магазина за исследуемый период развивалась неравномерными темпами, в частности в 2014 году товарооборот, прибыль, рентабельность продаж выросли, что оценивается положительно. А в 2015 году прибыль и рентабельность продаж снизились, индексная цепочка не соответствовала нормативному значению, что оценивается с отрицательной стороны.

2 Анализ внутренней среды предприятия

 

Анализ внутренней среды предприятия розничной торговли проведём по следующей методике: оценка ассортимента; рекламы, стимулирования продаж и качества обслуживания. Анализ ассортимента проведем по следующим показателям: оценка широты, глубины и полноты ассортимента, анализ обновления ассортимента.

Ассортимент магазина «Продукты» ООО «Покровская» включает следующие товарные группы: мясо и мясные товары; молоко и молочные товары; кондитерские товары; рыба и рыбные товары; алкогольная продукция; сахар, мед; плодово-овощные товары; пищевые жиры; зерномучные товары; вкусовые товары; яйца и яичные товары; непродовольственные товары. То есть широта ассортимента составляет: 12 товарных групп. Широта ассортимента определяется количеством групп товаров, предлагаемых магазином. В таблице 2 представлен анализ ассортимента по широте и глубине в 2015 г.

 

Таблица 2 - Анализ ассортимента по широте и глубине в магазине «Продукты» ООО «Покровская» в 2015 г.

Наименование товарной группы Кол-во наименований 2014 г. 2015 г. Откл. (+;-)
Мясо и мясные товары Колбасы варенные, сосиски, сардельки, колбасы полукопченые, копчености, колбасы ливерные, колбасы варено-копченые, полуфабрикаты, мясо домашней птицы, мясо крупного рогатого скота, субпродукты, мясные консервы.      
Молоко и молочные товары Молоко, сливки, кисломолочные продукты, йогурт, масло из коровьего молока, сыры, молочные консервы, мороженое.      
Кондитерские товары Фруктово – ягодные кондитерские изделия, карамельные изделия, шоколад и какао – порошок, конфетные изделия, мучные кондитерские изделия, халва и восточные сладости.      
Рыба и рыбные товары Охлажденная рыба, мороженная рыба, вяленная рыба, копченная рыба, рыбные консервы.      
Алкогольная продукция Водка, вино, настойки, коньяк, шампанское, пиво      
Сахар, мед Сахар, мед, крахмал      
Плодово-овощные товары Свежие овощи, клубнеплоды, корнеплоды, капустные овощи, луковые овощи, салатно – шпинатные овощи, пряные овощи, десертные овощи, тыквенные овощи, томатные овощи, зерновые и бобовые овощи, косточковые плоды, ягоды, суютропические и      
Продолжение таблицы 2
  тропические плоды, орехоплодные, овощи и плоды квашенные и соленные, овощи и плоды быстрозамороженные.      
Пищевые жиры Растительные масла, животные топленные жиры, маргарин, жиры кулинарные.      
Зерномучные товары Мука, крупа, макаронные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия.      
Вкусовые товары Чай, кофе, пряности, приправы      
Яйца и яичные товары Яйца      
Непродовольственные товары Батарейки, бритвы, шампуни, мыло, гель, стиральный порошок, зубная паста, зубные щетки, крем для обуви, пенка для бритья, щетки для обуви.      
Всего        

 

Каждая товарная группа представлена несколькими товарными номенклатурами. В частности товарная группа «Мясо и мясные товары» состоит из следующих товарных номенклатур: колбасы варенные, сосиски, сардельки, колбасы полукопченые, копчености, колбасы ливерные, колбасы варено-копченые, полуфабрикаты, мясо домашней птицы, мясо крупного рогатого скота, субпродукты, мясные консервы и так каждая группа.

За весь анализируемый период широта товарного ассортимента не менялась и составляла 12 товарных групп. Коэффициент обновления по магазину «Продукты» ООО «Покровская» представлен в таблице 3.

 

Таблица 3 – Анализ коэффициента обновления ассортимента по магазину «Продукты» ООО «Покровская» за 2014 – 2015 гг., количество товарных номенклатур

Наименование товарной группы 2014 г. 2015 г. Откл. (+;-) Темп роста, %
Мясо и мясные товары       1,09
Молоко и молочные товары       1,09
Кондитерские товары       1,12
Рыба и рыбные товары       1,08
Алкогольная продукция       1,20
Сахар, мед       1,08
Плодовоовощные товары       1,25
Пищевые жиры       1,04
Зерномучные товары       1,08
Вкусовые товары       1,07
Яйца и яичные товары       1,33
Непродовольственные товары       1,11
Всего       1,11

В 2014 году весь ассортимент магазина «Продукты» состоял из 975 наименований, в 2015 году из 1080 наименований.

Изменение общего количества товарных номенклатур составило 105 наименований (1080 - 975), причём по всем товарных группам. По товарной группе «Мясо и мясные товары» обновление ассортимента произошло на 15 наименований и коэффициент обновления составил 1,09(175 / 160). По товарной группе «Молоко и молочные товары» обновление произошло на 7 наименований и коэффициент обновления составил 1,09(87 / 80). По товарной группе «Кондитерские товары» ассортимент был обновлён на 17 наименований и коэффициент обновления составил 1,12(155 / 138) и т.д. Обновление ассортимента оценивается положительно.

В таблице 4 представлен анализ динамики ассортимента и структуры розничного товарооборота магазина «Продукты» ООО «Покровская».

 

Таблица 4 – Структура розничного товарооборота магазина «Продукты» ООО «Покровская» за 2014 – 2015 гг., тыс. руб.

Товарная группа и товар 2014 г. 2015 г. Отклонение (+;-) Темп роста, %
сумма, тыс. руб. уд. вес., % сумма, тыс. руб. уд. вес, % по сумме по доле
Мясо и мясные товары   16,2   16,0   -0,2 107,3
Молоко и молочные товары   13,5   13,5   0,0 108,8
Кондитерские товары   13,1   13,0   -0,1 107,3
Рыба и рыбные товары   13,0   13,2   0,2 110,3
Алкогольная продукция   5,4   5,5   0,1 110,7
Сахар, мед   6,0   5,9   -0,1 108,1
Плодовоовощные товары   3,8   3,9   0,1 112,5
Пищевые жиры   3,4   3,4   0,0 108,2
Зерномучные товары   12,4   12,3   -0,1 108,1
Вкусовые товары   8,4   8,5   0,1 109,5
Яйца и яичные товары   1,8   1,9   0,1 112,8
Непродовольственные товары   3,0   2,9   -0,1 111,2
Всего   100,0   100,0   0,0 108,8

 

В 2015 году по отношению к 2014 году наблюдается рост розничного товарооборота по всему товарному ассортименту. Основной причиной увеличения розничного товарооборота по товарным группам является рост розничных цен. Продажи по мясной продукции повысились на 7,3% (4400 / 4100 × 100 - 100), по молочной продукции на 8,8% (3710 / 3411 × 100 - 100), по кондитерским товарам на 7,3%(3560 / 3318 × 100 - 100), по рыбным товарам на 10,3%(3613 / 3276 × 100 - 100), алкогольной продукции на 10,7%(1510 / 1364 × 100 - 100), сахару и мёду на 8,1%(1633 / 1510 × 100 - 100), плодоовощным товарам на 12,5%(1071 / 952 × 100 - 100), пищевым жирам на 8,2%(922 / 852 × 100), по зерномучным товарам на 8,1%(3374 / 3122 × 100 - 100), вкусовым товарам на 9,5%(2325 / 2123 × 100 - 100).

Неравномерность развития розничного товарооборота в ас­сортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом (долей) от­дельных товарных групп и товаров в общем объеме розничного товарообо­рота.

На рисунке 2 представлен структура товарного ассортимента магазина «Продукты» ООО «Покровская».

 

Рисунок 2 – Структура товарного ассортимента

магазина «Продукты» ООО «Покровская» за 2014 – 2015 гг., %

 

 

Наибольшую долю в структуре товарного ассортимента занимает товарная группа «Мясо и мясные товары», так её значение составило в 2014 году 16,2%(4100 / 25236 × 100), в 2015 году 16%(4400 / 27469 × 100), причиной является высокий уровень цен и мясная продукция пользуется высоким спросом. Второе место по снижению доли продаж в общей сумме товарооборота приходится на молочные товары, так их доля составила в 2014 году 13,5% (3411 / 25236 × 100), в 2015 году 13,5%(3710 / 27469 × 100). Третье место по снижению доли продаж в общей сумме товарооборота приходится на рыбные товары, так их доля составила в 2014 году 13% (3276 / 25236 × 100), в 2015 году 13,2%(3613 / 27469 × 100) и т.д.

Далее проведём анализ эффективности формирования ассортимента в магазине «Продукты», для этого используем «ХYZ» – анализ. В рамках проведённого анализа выявляются товары группы «Х», пользующихся стабильным спросом, товары группы «Y», пользующихся со средним покупательским спросом и товары группы «Z» - товары, пользующихся нестабильным спросом, по них часто происходит затовариване складов и торговых площадей.

Чтобы выявит товары группы «Х», «Y», «Z» необходимо рассчитать средние продажи и коэффициент вариации, как это сделано в таблице 5. По значению коэффициента вариации можно определить категорию товарной группы.

Так, при коэффициенте вариации менее 15%, товарам присваивается категория «Х», при коэффициенте вариации от 15% до 40% присваивается категория «Y» и при коэффициенте вариации более 40% присваивается категория «Z».

 

 

Таблица 5 – Результаты «XYZ» – анализа по магазину «Продукты» ООО «Покровская» в 2015 г.

Наименование товарных групп Розничный товарооборот, тыс.руб.   Средние продажи, тыс.руб. Квадратичное откло-нение, % Коэф. вариации, % Кате-гория «XYZ»
Июль Август Сент. Окт. Нояб. Дек.
Мясо и мясные товары             366,7 20,9 5,7 Х
Молоко и молочные товары             334,2 22,9 6,9 Х
Кондитерские товары             245,0 44,1 18,0 Y
Рыба и рыбные товары             330,7 12,4 3,7 Х
Алкогольная продукция             154,8 38,6 24,9 Y
Сахар, мед             145,8 13,8 9,5 Х
Плодовоовощные товары             80,0 39,1 48,9 Z
Продолжение таблицы 5
Пищевые жиры             114,8 11,0 9,6 Х
Зерномучные товары             254,2 16,9 6,6 Х
Вкусовые товары             209,2 18,6 8,9 Х
Яйца и яичные товары             49,0 4,9 10,0 Х
Непродовольственные товары             78,5 5,7 7,3 Х

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных