ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Профессиональная готовность студента вуза как условие формирования профессиональной культуры
Развитие высшего профессионального образования осуществляется в условиях смены образовательной парадигмы и, следовательно, изменения педагогического менталитета. Усложнение социально-психологических условий деятельности наших выпускников актуализирует развитие у студентов способности принимать ответственные решения в широком социальном контексте. Подтверждение этому мы находим в «Концепции модернизации рoссийскoгo oбразoвания на периoд дo 2010 гoда», в которой говорится о необходимости «изменения структуры содержания подготовки и его качественного обновления с учетом перехода на опережающее образование, обеспечивающее развитие личностно-профессионального потенциала специалистов и их мобильности». Современные концепции качества высшего образования подчеркивают его многоаспектный, многомодельный характер. По существу расширяется понятие профессионализма, в него включается «глобальное изменение». Степень развития личности характеризуется в значительной мере уровнем профессионализма, и как его составляющей профессиональной культурой, отражающей объективную подготовленность и субъективную готовность человека к решению профессионально-трудовых задач, к продуктивной предметной деятельности. Поэтому в процессе формирования профессиональной культуры необходимо включать всю полноту социально-психологических влияний и самовоздействий человека. Известный советский психолог К. К. Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста — это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять. Профессиональная культура специалиста является сложным, многоуровневым, разноплановым системным личностным образованием человека. Вместе с тем профессиональная культура предполагает наличие у специалиста соответствующего уровня физического здоровья, сформированности и развитости необходимых для успешной профессиональной деятельности физических качеств, наличие соответствующего уровня физической культуры личности. Это очевидно, поскольку любая профессиональная деятельность предполагает, что тот или иной уровень приложения человеком физических сил, физической энергии сопряжен с тратой не только психической, но и физической энергетики. Профессиональная готовность специалиста рассматривается нами на двух уровнях: - предварительная, заблаговременная, потенциальная,как профессиональная подготовленность личности к соответствующей деятельности; - непосредственная, сиюминутная, ситуативная,как состояние соответствующей мобилизованности, функциональной настроенности психики специалиста на решение конкретных задач в соответствующих обстоятельствах и условиях. Эта сторона профессиональной готовности специалиста характеризуется высокой динамичностью, подвижностью и зависимостью от ситуативных обстоятельств, состояния психического и физического здоровья специалиста, морально-психологической атмосферы в коллективе, социальной среде и т.п. Вполне очевидно, что непосредственная психологическая готовность выступает следствием актуализации предварительной, недостаточный уровень (либо отсутствие) которой снижает проявление первой. Предварительная, потенциальная, заблаговременная психологическая готовность является основой непосредственной, ситуативной. И потому подготовка специалиста в вузе выступает как процесс формирования у него достаточного для профессиональной деятельности уровня предварительной готовности его психики, устойчивых, статических компонентов его профессиональной подготовленности. С другой стороны, даже достаточно хорошо подготовленный к решению профессиональных задач специалист, в нужный момент, может оказаться не мобилизован, не настроен на соответствующую деятельность, его психическая регуляция профессионального поведения и деятельности соответствующим образом может быть не актуализирована. В таком случае успешное осуществление деятельности будет невозможно либо она окажется малоэффективной. Следовательно, профессиональная готовность специалиста предполагает наличие у него соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессиональной культуры, а также способности саморегуляции, самонастроя на соответствующую деятельность, умения мобилизовать свой профессиональный (духовный, личностный и физический) потенциал на решение поставленных задач в соответствующих условиях. Ведущей и наиболее сложной стороной профессиональной культуры специалиста являетсяпрофессиональная готовность психики специалиста. Это та или иная степень подготовленности и настроенности психики, духовных сил специалиста на решение профессиональных задач, исполнение своих функциональных обязанностей. Основными компонентами профессиональной готовности специалиста выступают: - ориентировочный, интеллектуально-познавательный. -побудительный,потребностно-мотивационный, определяющий профессиональную направленность личности и силу прилагаемых ею усилий, степень усердия в деятельности (мотивационная готовность). - исполнительный, включающий в себя профессиональное мастерство (совокупность профессионально важных качеств, знаний, умений, навыков, привычек профессионального поведения), необходимый уровень развития профессионально важных способностей и волевой подготовленности специалиста, его способности саморегуляции поведения и деятельности – операционально-деятельностная готовность. Главным компонентом профессиональной культуры специалиста является профессиональная направленность личности и профессиональное мастерство. Особую роль в формировании профессиональной культуры современного специалиста играет его коммуникативная готовность. Такая готовность предполагает наличие у профессионала достаточного уровня развития умений и навыков конструктивного и эффективного контактного взаимодействия с людьми, с профессиональной средой, профессионального общения с сотрудниками и руководителями, готовности идти на деловое и личностное взаимодействие с коллегами по работе и способности устанавливать, поддерживать и развивать такое взаимодействие. Коммуникативная готовность личности возможна лишь при достаточном уровне речевой культуры человека, его умении правильно пользоваться словом, языком. Речевая культура личности — важный показатель уровня развития культуры ее мышления, а профессионально-речевая культура специалиста — показатель развития его профессионального мышления. Вот почему развитие общей профессиональной речевой культуры при подготовке специалистов является одним из неотъемлемых условий их личностного и профессионального становления. Профессиональная культура специалиста предполагает развитие у него эмпатийности, доброжелательности, общительности, чувства товарищества, коллективизма, готовности и способности в своем взаимодействии с коллегами не создавать ненужной напряженности во взаимоотношениях, умений правильно разрешать возникающие трудности, коллизии в отношениях сотрудников, коллег по работе. Важным условием успешности деятельности специалиста выступают его готовность и способностьк профессиональному и личностному самоутверждению,его соответствующая активность в этом направлении; стремление наиболее полно и всесторонне реализовывать себя как при решении профессиональных задач, так и во взаимоотношениях с сотрудниками, коллегами по работе. Успешность, как часть профессиональной культуры и самоутверждения специалиста во многом зависит от его желания и стремления добиться успеха, от его установки на успех, от готовности к успеху. Под успехом принято понимать удачное достижение желаемой цели. Ощущение человеком успешности решаемого дела зависит от двух решающих обстоятельств: фактического результата и уровня его притязаний в данной ситуации, которые выступают формой выражения тех целей, которые человек ставил в своей деятельности. Как видим, при одном и том же результате успех может быть разным (например, высоким, средним или низким) либо вообще отсутствовать, что зависит от целей, которые ставил человек. И наоборот, при одном и том же уровне притязаний личности успех будет разным в зависимости от результата деятельности. В достижении успеха профессиональной деятельности ведущую роль играют личностные особенности специалиста и сильная мотивация. Исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизни и деятельности человека. Люди с высоким уровнем мотивации достижения более уверены в успешном исходе дела, активнее ищут необходимую для этого информацию, готовы принять ответственное решение, более решительны, настойчивы, инициативны и чаще проявляют творчество в неопределенных ситуациях. Рассмотренные слагаемые профессиональной культуры в совокупности составляют тот или иной уровень профессионализма личности специалиста. Современные представления о профессиональной культуре наряду с рассмотренными аспектами включают также творческий. Успешность профессиональной деятельности современного специалиста во многом зависит от его способности и психологической готовности к поиску, видению и решению новых, выдвинутых жизнью, общественной практикой задач. Высокий уровень профессиональной культуры современного специалиста предполагает наличие творческого начала в его труде, смелости в поиске новых путей, средств, способов решения профессиональных задач, как традиционного характера, так и выдвигаемых жизнью. Такой специалист становится конкурентоспособным в современных условиях, обладает необходимой готовностью успешно действовать на современном рынке труда. Вместе с тем важными слагаемыми профессиональной культуры специалиста являются его профессиональная и общая эрудиция, профессиональное мировоззрение, необходимый уровень социального развития и социальной зрелости личности специалиста, позволяющий ему правильно ориентироваться в социальной обстановке (политической, правовой, экономической, религиозной, нравственной). Важно иметь в виду, что профессиональная культура специалиста является составной частью более широкой готовности его психики, сознания, организма к жизнедеятельности в целом, при этом частью основной и базовой, определяющей успешность его жизни. Общей проблемой в подготовке современных специалистов в профессиональном отношении и ее важным условием выступает их взаимодействие с современной окружающей средой. Необходимость усиления такой подготовленности человека обусловлена рядом обстоятельств, среди которых в первую очередь следует отметить следующие: - возрастание агрессивности среды обитания человека (природной, социальной, технической); - резкое ухудшение демографической обстановки на Земле, демографический взрыв; - нарастание урбанизации и ее негативных последствий (повышение скученности населения, нарастание опасности быстрого распространения инфекционных и других заболеваний, возникновение серьезных транспортных проблем и др.); - истощение энергетических и других ресурсов планеты, усиление ресурсного кризиса; - настоятельная необходимость повышения адаптационного потенциала человека, его жизнестойкости. Практика показывает, что характерным для подавляющего большинства населения нашего социума, и в этом отношении квалифицированные работники, специалисты не исключение, являются низкая культура отношения к своему здоровью, низкая культура образа жизни, поддержания и укрепления психического и физического здоровья. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что степень развития личности студента вуза характеризуется в значительной мере уровнем ее профессиональной культуры, отражающей объективную подготовленность и субъективную готовность человека к решению профессионально-трудовых задач, к продуктивной предметной деятельности. Поэтому в процессе формирования профессиональной культуры необходимо включать всю полноту социальных влияний и самовоздействий человека. Библиографический список 1. Климов Е.И. Введение в психологию труда. - М., 1998. 2. Фромм Э. Характер и социальный прогресс //Психология личности. Тексты / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1982. - С. 48-55. 3. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии.-1987.-№6.-с.23-25, 4. «Образование: философия, культурология, политика», Наука,-2002, 5. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции: Социальный и философский аспекты. - М., 1998. 6. «Образование: философия, культурология, политика», Наука,-2002,
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|