Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Политические идеалы молодого Пушкина (на материале поэзии 10-20-х гг.)




 

Политическое мировоззрение А. С. Пушкина сложилось уже в юно-

шеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние

оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих

питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В Ли-

цее из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Отсюда вынес

он свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой чело-

век, независимо от социального происхождения, должен быть свободным. И

главный порок, который увидел молодой поэт, - это ничем не ограничен-

ная власть монарха, самодержавие.

 

Самовластительный злодей!

 

Тебя, твой трон я ненавижу,

 

Твою погибель, смерть детей

 

С жестокой радостию вижу, - восклицает молодой, горя-

чий поэт в оде с символическим названием "Вольность". В этом произве-

дении можно видеть идеи просветителей XYIII века. Самодержавие должно

быть ограничено законом, тогда не будет произвола властьимущих, "барс-

тва дикого", "покорствующих бичам "рабов. Поэтому так торжественно

звучит главная мысль произведения:

 

Владыки! Вам венец и трон

 

Дает Закон - а не природа;

 

Стоите выше вы народа,

 

Но вечный выше вас закон.

 

Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить, раз-

виваться обществу. Рабство - это позор! Человек рожден свободным, и

никто не имеет права посягать на его духовную независимость. Россия -

великая страна, и народ ее должен быть свободен и велик. Но о каком

величии можно говорить, когда "младые сыновья" растут для того, чтобы

пополнить "дворовые толпы измученных рабов", чтобы до гроба влачить

"тягостный ярем". Именно об этом идет речь в стихотворении "Деревня":

 

Склонясь на чуждый плуг,

 

Покорствуя бичам,

 

Здесь рабство тощее влачится по браздам

 

Неумолимого Владельца.

 

Кто же он, "неумолимый Владелец", "присвоивший насильственной

лозой и труд, и собственность, и время земледельца"? Монарх, ставший

выше закона, выше духовной правды. Личность для власти не имеет значе-

ния. Деспотизм и тирания губят все:

 

Свободный Рим возрос,

 

А рабством погублен.

 

Пушкин никогда не выступал против "короны", он всегда считал,

что страной должен править просвещенный, мудрый монарх. Именно такой

монарх должен отменить рабство, и тогда сам народ будет его защитни-

ком, хранителем трона и империи:

 

Склонитесь первые главой

 

Под сень надежную закона,

 

И станут вечной стражей трона

 

Народов вольность и покой.

 

На этих идеях воспитывались будущие декабристы, многие из ко-

торых были близкими друзьями Пушкина, его товарищами по Лицею. Поэтому

идеи декабристов были близки и Пушкину. Недаром после Восстания на Се-

натской площади при обыске у многих из них были найдены рукописные ко-

пии вольнолюбивых стихов прославленного поэта. Многие стихи поэта это-

го периода воспринимались современниками как призыв к действию, как

лозунг. Например, хрестоматийное стихотворение, посвященное другу Пуш-

кина Чаадаеву П.Я.:

 

Товарищ, верь, взойдет она,

 

Звезда пленительного счастья,

 

Россия вспрянет ото сна,

 

И на обломках самовластья

 

Напишут наши имена!

 

После восстания 1825 года поэт не отрекся от своих принципов.

Его взгляды становятся более жестким и критичными. В 1827 году он пи-

шет стихотворение "Арион", которое является аллегорическим рассказом о

событиях на Сенатской площади. Он ясно дает понять, что принципы его

не изменились:

 

Я гимны прежние пою,

 

И ризу влажную мою

 

Сушу на солнце под скалою.

 

Образцом политической лирики Пушкина является и стихотворение

"Анчар". Это стихотворение также является аллегорией. Образ анчара -

древа яда Пушкин использовал для обличения политики Николая I:

 

К нему и птица не летит,

 

И тигр нейдет - лишь вихрь черный

 

На древо смерти набежит

 

И мчится прочь, уже тлетворный.

 

Своей вольнолюбивой лирикой Пушкин дал ответ на вопрос, каким

же должен быть монарх, властитель России? Самодержец должен сочетать

свою власть с законом, защищать права человека, олицетворять собой

идеал справедливости, силы и величия. А именно о такой России мечтал

поэт.

 

А.С.Пушкин.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных