Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Quot;Мертвые" и "Живые" души в поэме Гоголя.




 

В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому:

"Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча!

Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произве-

дения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрица-

тельные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел

Гоголя был грандиозен: подобно Данте изобразить путь Чичикова сначала

в "аду"- I том "Мертвых душ", затем "в чистилище" - II том "Мертвых

душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца,

до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь пока-

зывает отрицательные стороны русской жизни.

 

Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы совре-

менных автору помещиков. Это и есть "мертвые души" поэмы. Гоголь пока-

зывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Ма-

нилов, обходительный, с приятными чертами лица, мечтательный человек.

Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы восклик-

ните: "Черт знает, что такое!" Его мечтательность - это праздность,

паразитизм, безволие.

 

В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского поме-

щика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная она вдруг становится

"дубинноголовой" в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это

тип человека себе на уме.

 

В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства.

Писатель показывает нам 2 сущности Ноздрева: сначала он - лицо откры-

тое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность

Ноздрева - безразличное панибратство с каждым встречным и поперечным,

его живость - это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серь-

езном предмете или деле, его энергия - пустая растрата сил в кутежах и

дебоширствах. Главная его страстишка, по словам самого писателя, "на-

гадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины".

 

Собакевич сродни Коробочке. Он, так же как и она, накопитель.

Только, в отличие от Коробочки, это умный и хитрый скопидом. Ему уда-

ется обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; не-

даром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает

степень одичания человека, степень омертвения его души.

 

Завершает эту галерею "мертвых душ" "прореха на человечестве"

Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин -

крайняя степень экономического, социального и морального распада чело-

веческой личности.

 

К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми

душами", примыкают и губернские чиновники.

 

Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли

они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфе-

ре жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы

крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит

не раздеваясь и "носит всегда с собой какой-то особенный запах". Кучер

Селифан - не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и

добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре

Неумывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Ере-

мее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и

задался вопросом: "Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем?

Как перебивались?"

 

Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии

ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие "соль земли".

Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Ру-

си? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы по-

является художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в

котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка.

"Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа".

 

Н.В.Гоголь.

Сатира Гоголя.

 

В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное сти-

хотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя:

 

Питая ненавистью грудь,

 

Уста вооружив сатирой,

 

Проходит он тернистый путь

 

С своей карающею лирой.

 

В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гого-

ля, ведь сатира - это злое, саркастическое высмеивание не просто обще-

человеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не добрый,

иногда "сквозь невидимые миру слезы", потому что (а так считал Гоголь)

именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни, может слу-

жить к его исправлению. Смех - это оружие, острое, боевое оружие, при

помощи которого писатель всю жизнь боролся с "мерзостями русской дейс-

твительности".

 

Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта,

нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к опи-

санию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза

художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничто-

жество обывателей. "Миргород", "Арабески", "Ревизор", "Женитьба",

"Нос", "Мертвые души" - едкая сатира на существующую действительность.

Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили

ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Го-

голя главой новой реалистической школы: "Со временем выхода в свет

"Миргорода" и "Ревизора" русская литература приняла совершенно новое

направление". Критик считал, что "совершенная истина жизни в повестях

Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но

не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прек-

расного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безоб-

разия".

 

Писатель-сатирик, обращаясь к "тени мелочей", к "холодным,

раздробленным, повседневным характерам", должен обладать тонким чувс-

твом меры, художественным тактом, страстной любовью к природе. Зная о

трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся

от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова:

"Кто же как ни автор должен сказать святую правду!" Только истинный

сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на

свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыва-

нию феодально-крепостнического строя, тем самым содействуя движению

России вперед.

 

В "Ревизоре" Гоголь "собрал в одну кучу все дурное в России",

вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов

и т.п. В "Ревизоре" все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города

принимает за ревизора из столицы пустомелю, человека "с необыкновенной

легкостью в мыслях", преображение Хлестакова из трусливого "елистра-

тишки" в "генерала" (ведь окружающие принимают его именно за генера-

ла), сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум да-

мам, и, конечно же, развязка и немая сцена комедии.

 

Гоголь не вывел в своей комедии "положительного героя". Поло-

жительным началом в "Ревизоре", в котором воплотился высокий нравс-

твенный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры,

стал "смех", единственное "честное лицо" в комедии. Это был смех, пи-

сал Гоголь, "который весь излетает из светлой природы человека... по-

тому, что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубля-

ет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без

проницаемой силы которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так

человека".

 

Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество,

никчемность их существования, паразитизм и эксплуатацию народа, Гоголь

бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно

этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государствен-

ном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят

себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о наро-

де. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о

некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писате-

лю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России.

 

Завершить работу хотелось бы строками Некрасова:

 

Со всех сторон его клянут,

 

И только труп его увидя,

 

Как много сделал он поймут

 

И как любил он, ненавидя.

 

Н.В.Гоголь

23. Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художест-






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных