Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы психологического анализа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".




 

Философскому, историческому роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война

и мир" присущи также и черты романа психологического. Страница за

страницей раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их

похожести и разнообразии, статичности или изменяемости.

 

Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность

к внутреннему изменению, стремление к самосовершествованию, к нравс-

твенному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые - статич-

ны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом

похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы

мертвенной, застывшей красотой. Они всегда одинаковы. Для психологи-

ческого анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали, и

много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение: плоское само-

довольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые

обнаженные плечи Элен.

 

В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивы

внешне, но наделены внутренней красотой. Они способны к самоусовер-

шенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойственен самоа-

нализ. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сраже-

ния. Настоящие герои для Толстого те, в чьей внешности подчеркнуто все

негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Ту-

шин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх - герои. Хваст-

ливый и самоуверенный Жерков только кажется героем.

 

Способность к самосовершенствованию показана автором на приме-

ре Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего

в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценнос-

тей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей - в государствен-

ной службе.

 

Толстой первым в русской литературы изобразил мгновения изме-

нения душевных состояний своих героев, открыл то, что впоследствии

Чернышевский назвал "диалектикой души". Вспомним, к примеру, ту сцену

в романе, в которой Николай, проигравший Долохову огромную сумму де-

нег, возвращается домой в состоянии полного душевного смятения, услы-

шав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а все остальное -

преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных перемен является

Аустерлиц с его небом и болезнь сына с пологом над детской кроваткой,

под которым князю Андрею открывается новый взгляд на жизнь.

 

Важным для раскрытия психологии героев является для Толстого

их отношение к другим людям, способность отречься от себя, по-карата-

евски разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней, а также

отношение людей к вечным человеческим ценностям: любви, природе, ис-

кусству, семье. Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего этого. Как,

например, семья Курагиных, которую и семьей назвать сложно. Ведь их

объединение лишено, по выражению С.Бочарова, той "родовой поэзии", ко-

торая свойственна семьям Ростовых и Болконских, где отношения строятся

на любви и самоотдаче. Их объединяет только животное родство, они даже

не воспринимают себя как близких людей /достаточно вспомнить нездоро-

вый эротизм в отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к до-

чери и признание князя Василия в том, что он лишен "шишки родительской

любви" и дети -"обуза его существования"/. Можно также вспомнить о

бездетной Шерер и о слезах растроганного Наполеона, когда тот глядит

на портрет сына /любовь - явно не самое главное чувство, которое он

при этом испытывает/.

 

Любимые герои Толстого - плоть от плоти природы. Все, что про-

исходит в природе, находит отклик в их душах. Героям открывается их

"собственное" небо, с которым связаны важные, порой эпохальные переме-

ны в их душах.

 

Важный принцип психологического анализа - изображение снов.

Так, сны Пьера, например, очень умственны, рассудочны. В них он видит

свои слабости, в них к нему приходят решения. В сне князя Андрея раск-

рываются те противоречия, которые для него неразрешимы, жизнь с кото-

рыми делается невозможной. Сон Пети - сон светлый, гармоничный, сон

Николая Болконского - сон "болконский", рассудочный, проблематичный.

 

Толстой показывает своих героев в их отношении к искусству,

которое выявляет у одних фальш и бездуховность, у других -тонкость ду-

шевного восприятия и глубину чувств. Вспомним о роли музыки в доме

Ростовых, об оперном спектакле, показанном сквозь призму восприятия

Наташи.

 

Имена Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского зна-

ют даже те, кто не читал "Войны и мира". Мне кажется, причина этого в

том, что автору романа удалось сделать своих героев необыкновенно жиз-

ненными, а характеры их - психологически достоверными, многогранными.

 

Л.Н.Толстой






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных