ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ф.М.Достоевского ("Преступление и наказание").
Антитеза - основной идейно-композиционный принцип "Войны и ми- ра" и "Преступления и наказания", заложенный уже в их заглавиях. Он проявляется на всех уровнях художественного текста: от проблематики до построения системы персонажей и приемов психологического изображения. Однако в самом использовании антитезы Толстой и Достоевский часто де- монстрируют разный метод. Истоки этого различия в их взглядах на чело- века.
В самих заглавиях произведений Толстого и Достоевского содер- жится проблема: заглавия не однозначны, полисемантичны. Слово "война" означает в "Войне и мире" не только военные действия, не только собы- тия, происходящие на поле сражения; война может происходить в повсед- невной жизни людей /вспомним такую войну из-за наследства графа Безу- хова/ и даже их душах. Еще более насыщенным в смысловом отношении яв- ляется слово "мир": миръ как антитеза войне и"мiръ" как общность лю- дей. Заглавием окончательной редакции романа Л.Н.Толстого стало "Война и миръ", то есть мир как антитеза войне. Но в многочисленных чернови- ках и набросках Толстой варьирует написание этого слова, как бы колеб- лясь. Само сочетание "война и мир" мы можем встретить у Пушкина в "Бо- рисе Годунове":
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса.
Уже в пушкинском контексте сочетание "война и мир" становится ключом к историческому процессу в целом. Таким образом, мир - это ка- тегория универсальная, это жизнь, это вселенная.
С другой стороны, совершенно ясно, что понятия преступление и наказание интересуют Достоевского не в их узком юридическом смысле.
"Преступление и наказание" - это произведение, ставящее глубинные фи- лософские и нравственные проблемы.
Художественное пространство романа Толстого как бы ограничива- ется двумя полюсами: на одном полюсе - добро и мир, объединяющие лю- дей, на другом - зло и вражда, разобщающие людей. Толстой испытывает своих героев с точки зрения закона "непрерывного движения личности во времени". Герои, способные к душевному движению, к внутренним измене- ниям, по мысли автора, несут в себе начала "живой жизни" и мира. Ге- рои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет этих персонажей. Так, салон Ан- ны Павловны Шерер Толстой не зря сравнивает с прядильной мастерской, с бездушной машиной.
Через весь роман проходит антитеза "правильность - неправиль- ность", "внешняя красота - живое очарование". Для Толстого неправиль- ные и даже некрасивые черты лица Наташи гораздо привлекательнее, чем античная красота Элен: жизнерадостный /пусть и не к месту/ смех Наташи в тысячу раз милее "неизменной" улыбки Элен. В поведении героев автор также противопоставляет стихийное разумному, естественное театрально- му. Для Толстого "ошибки" Наташи гораздо естественнее и натуральнее, чем рассудочное поведение Сони.
Законченным воплощением начала войны в романе стал Наполеон. Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остает- ся актером. Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие античные образцы. Полным антиподом Наполеона является в романе Куту- зов. Он является истинным выразителем духа нации.
"Мысль семейная" противопоставляет семью Ростовых "клану" Ку- рагиных.
Антитеза "ложное - истинное" используется Толстым и при изоб- ражении душевных движений своих героев. Так, Пьер на дуэли, чувствуя всю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает для ее удач- ного разрешения, а требует "скорее начинать" и усиленно заряжает свой пистолет.
В отличие от героев Толстого, герои Достоевского никогда не изображаются однозначно: человек у Достоевского всегда противоречив, непознаваем до конца. Его герои сочетают в себе две бездны разом: бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма, индиви- дуализма, порока. В каждом из героев есть два идеала: идеал Мадонны и идеал Содомский. Содержание "Преступления и наказания" составляет суд над Раскольниковым, внутренний суд, суд совести.
Приемы, которые Достоевский использует в создании образной системы своего произведения, отличаются от приемов Толстого. Достоевс- кий прибегает к приему двойного портретирования. Причем первый порт- рет, более обобщенный, обычно спорит со вторым. Так, до совершения преступления автор говорит о красоте Раскольникова, о его прекрасных глазах. Но преступление не только запятнало его душу, но и оставило трагический отпечаток на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы. В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи.
Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный прием оказался очень продуктивен для двух крупнейших художников-реалистов, для Толстого и Достоевского.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|