ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Небо земля мир иной
С Иешуа судит награждает учит,награждает земля показывает Иисус Христос помогаетпример
спасает души отпускает
соблазняет на зло карает карает вредит вредит ад мучает
Возможно, именно Воланд отправляет в «мрак» (≈ад), так как Иешуа, в отличие от Иисуса, воплощения бога-сына, роль судьи на себя не берёт; тогда кто решает судьбу человека посмертную? Бог-создатель? Из чего это видно? Воланд же, как видно из романа, распоряжается и «покоем»: он даёт его мастеру и Маргарите. Где-то (где?) находится Пилат; Воланд в этой части мира иного вполне у себя дома, он поручает мастеру освободить прокуратора, за которого попросил Иешуа. По его слову «Да сбудется же это!» Берлиоз уходит в «небытие». Не очень ясны его отношения с грешниками: мучает ли он их в «мраке» (как дьявол грешников, отданных богом в его власть в аду)? По балу, который он устраивает для негодяев, этого не видно. Он творит всё, что захочет, в мире земном; не видно, чтобы кто-то здесь его ограничивал (в отличие от христианского дьявола). Судя по всему, власть его огромна; она «гораздо больше», чем обычно думают («Всемогущ!»– восклицает Маргарита); он во многом занимает место бога – и выходит какой-то «воландизм». Официальная церковь давно это увидела и осудила.
Почему Булгаков выстраивает такую систему мира? Похоже, здесь сказались некоторые представления религиозного дуализма о сосуществовании двух примерно равновесных начал, доброго и злого, как бы двух полюсов мира; они возникают в зороастризме, проявляются в христианских ересях (катаров, богомилов). Во всяком случае, у Булгакова зло – необходимая сущность мира; в романе есть и «философское оправдание» его, в разговоре Воланда с Левием Матвеем (глава 29. Судьба мастера и Маргариты определена): «…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей… Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп. – Я не буду с тобой спорить, старый софист – ответил Левий Матвей». Зло необходимо для «оттенения» добра, без сравнения с ним мы бы не знали, что такое добро, эти понятия существуют только в связанности. Но: свет / тень ≠ свет / мрак = добро / зло Тень – не мрак, это относительная темнота; а относительно мрака это свет. Болен – добро или зло? Смотря с чем сравнивать: с жизнью или смертью. Не надо заботиться о сохранении зла: относительное будет всегда, а абсолютное – против жизни. Так что Воланд и правда «старый софист» – он подменяет понятия… Видимо, к этому представлению об устройстве мира привело Булгакова и желание абсолютно развести добро и зло – о чём мною сказано выше. Правильнее ли оно христианского? Для атеиста такой вопрос не имеет смысла.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|