Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Отношение христианских священников к роману Булгакова




Можно выделить три основных подхода служителей церкви к «Мастеру и Маргарите».

 

1. О.Мень (см. интервью с ним) роман почти принимает – но как не имеющий отношения к собственно религиозным представлениям. «…Это книга о любви, о вечности, о пошлости нашей жизни, о предательстве самого себя». Это не интерпретация Евангелия, это «другое и о другом. Видимо, Булгаков сделал это сознательно. Его прежде всего интересовала тема человека, «умывающего руки». Это огромная, трагическая тема всего ХХ века…Мастер, как справедливо замечено, тоже своего рода Пилат. И Булгаков, отождествляя себя с ним…жалеет их и желает им покоя, покоя от укоров совести… Цель и замысел свой автор унес с собой в могилу…Быть может, он не хотел изображать подлинного Христа, не решался, а поэтому выдумал другого, чтобы куда-нибудь поместить своего Пилата… И, наконец, о «московском слое». Думается, что явление Воланда в Москве 30-х годов имеет тот смысл, что сам дьявол и его компания кажутся порядочными малыми на фоне убогой и мерзкой действительности. Это великолепный сатирический прием».

2. Диакон Кураев («Мастер и Маргарита» - за Христа или против) выражает более, пожалуй, принятую точку зрения: что в романе кощунственно пересказана евангельская история, но не Булгаков автор такой интерпретации её, а показывает её в поучение, и надо уметь это увидеть, чтобы правильно понять роман. «Воланд… подлинный автор этой антиевангельской версии евангельских событий… Это… анти-евангелие, "евангелие сатаны".» Но творчески сатана бессилен и нуждается в в мастере как авторе «романа в романе» – «это классические отношения человека-творца с демоном: человек свой талант отдает духу, а взамен получает от него дары (информацию, видения-"картинки", энергию, силы, при необходимости и "материальную помощь" и защиту от недругов)… Однако образы романа мастера – это фантомы. «Воланд подчеркивает, что Пилат придуман Мастером: "Тот, кого так жаждет видеть выдуманный вами герой…". В этом – булгаковская подсказка. Булгаков заставляет Воланда проговориться. Ведь если придуман Пилат, то придуманы и Иешуа, и Левий… Значит, тот, кто влюбляется в воландовского Иешуа, влюбляется в сатанинский артефакт, в морок. Любить Иешуа – это безвкусие. Это не "духовность", а атеизм и сатанизм». История Иешуа – это не взгляд Булгакова на евангельские события, а кощунственная версия, внушенная Воландом Мастеру. Тут полемика Булгакова с Толстым, у которого Христос не бог-Спаситель, а «добренький человек, который всех учит любить и, кроме любви, ничего не предлагает. У Булгакова такой вариант предлагает людям сатана», он устраивает атеистов – и Булгаков против него. «…Не надо отождествлять Булгакова ни с Мастером, ни с Воландом, ни с Иешуа».

И особеннодостаётся от диакона Маргарите, «блудливой ведьме», «владеющей» мастером.

Подобной точки зрения придерживаются, например и священники Пафнутий Жуков (В защиту «подсудимого» романа), Андрей Дерягин (Опыт прочтения: «Мастер и Маргарита»).

3. Отрицательное отношение к роману в целом и к его автору выражает, например, М. Дунаев, преподаватель Московской духовной академии (Рукописи не горят).

Он видит здесь «обезбоживание образа Спасителя» именно автором. «В “Мастере и Маргарите” Христос низведен до уровня обыкновенного литературного персонажа. Эта идея подхвачена некоторыми современными писателями (В.Тендряков, Ч.Айтматов и др.). Очевидно, что православное сознание не может не воспринимать это явление в литературе как своего рода духовное помрачение… кощунство и ересь». Иешуа «робок и слаб… наивен до глупости»; хотя при этом он «нравственно высок… но высота его - человеческая по природе своей. … В нем нет ничего от Сына Божия». И он не даёт людям «веры, которая может послужить им опорою в жизни… Иешуа слаб, потому что не ведает он истины…».

При этом «роман Булгакова перенасыщен мистикою “черной мессы”. Сатанинская литургия – “литургия наоборот” … составляет истинное глубинное содержание произведения Булгакова. Оно посвящено вовсе не Иешуа, и даже не в первую очередь Мастеру с его Маргаритою, но – сатане… На литургии в храме читается Евангелие. Для “черной мессы” надобен иной текст. Роман, созданный Мастером, является не чем иным, как “Евангелием от сатаны”».

Почему же принято этого как бы не видеть и восхищаться романом Булгакова? «Правда обличения социального зла и правда собственного страдания создали защитную броню для кощунственной неправды романа “Мастер и Маргарита”».

А некий инок Николо-Шартомского монастыря (текст в Интернете) в романе видит, похоже, выполнение Булгаковым – хотя не осознанное им до конца – «заказа» тёмных сил. И произошло это из-за увлечения будущим писателем в молодости наркотиками. «Это средство проникновения в мир духов, получения от них тайных знаний, помощи, покровительства…» Произошло посвящение по правилам мистерий. «В меня вселился бес... Я стал мазать страницу за страницей уничтоженный три года назад роман» (это о «Мастере и Маргарите» в 1933 г.)…

Приложение






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных