Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ




Выделяют три уровня психологического здоровья: креативный, адаптивный, дезадаптивный. Индивидуальная коррекционная работа проводится с детьми дезадаптивного уровня в соответствии с

содержанием выявленных нарушений. Диагностические процедуры можно условно разделить на два этапа. На первом этапе выявляют группу особого внимания, т. е. детей, требующих индивидуальной поддержки, определяют уровень их психологического здоровья. На втором определяется вариант нарушения психологического здоровья с учетом содержания внутреннего конфликта и типа поведения в ребенке в ситуации конфликта (активное или пассивное). Рассмотрим специфику каждого этапа диагностических процедур.

1.5.1. Выделение группы детей, требующих индивидуальной поддержки, и определение уровня их психологического здоровья

Прямых диагностических методик, позволяющих изучать психологическое здоровье, нет, поэтому обратимся к косвенным методам. В качестве показателя психологического здоровья используется адаптированность ребенка к социуму (школе и семье). Аномалии психологического здоровья наиболее резко проявляются в утрате равновесия с социальным окружением, т. е. в нарушении процессов социальной адаптации, а также в повышении тревожности. Некоторые авторы считают тревожность одним из важнейших психических индикаторов состояния предболезни. Для того чтобы определить степень тревожности и успешности адаптации детей, психолог должен провести в детском саду или школе несколько простых, по возможности групповых, диагностических методик. Мы полагаем, что достаточно использовать такой комплекс: методика рисуночной диагностики, проективная методика и методика наблюдения за детьми.

Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду и школе.

Детям предлагают выполнить рисунок на тему "Я в детском саду" или "Я в школе". Обработка проводится в соответствии с общими принципами рисуночных тестов, в частности определяется характер сюжета рисунка, время года, наличие декоративных и дополнительных элементов и др. На основании анализа результатов выделяются три группы детей:

I группа - признаки дезадаптации отсутствуют.

II группа - отмечено несколько признаков дезадаптации.

III группа - явно выражена дезадаптация. Характерные отличия рисунков детей I и III групп:

цветовые (в I группе преобладают яркие цвета, в III - черный и серый);

сюжетные (в I группе изображают занятия или игры в детском саду или школе, в III группе - уход домой);

в изображении людей (в I группе на рисунках дети, чаще с воспитателем или учителем, в III группе люди отсутствуют или изображен один ребенок, реже - один воспитатель или учитель);

в изображении воспитателя, учителя (в I группе фигуру воспитателя или учителя изображают адекватно, в III группе - в доминантной либо агрессивной позиции).

Проективная методика диагностики тревожности (модификация методики Амен, Дорки, Тэммл).

Экспериментальный материал - комплект рисунков для младших школьников (Приложение 3), на них изображены типичные для детей данного возраста ситуации. Каждая пара рисунков отражает отношения ребенка с педагогом, с родителями, со сверстниками. Рисунки двусмысленны, т. е. могут трактоваться ребенком как эмоционально негативные или эмоциональнопозитивные в зависимости от опыта его поведения в аналогичной ситуации.

Рисунки выполнены в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка при этом не прорисовано, дан лишь контур головы.

Рисунки предъявляются каждому ребенку поочередно, один за другим. Экспериментатор спрашивает: "Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка на рисунке, веселое или печальное? Почему ты так думаешь?" Ответы фиксируются. К рисункам даются пояснения.

При обработке методики могут быть проведены количественный и качественный анализы.

Количественный анализ представляет собой подсчет эмоционально-негативных выборов (%) по формуле:

Индекс тревожности =

число эмоционально негативных выборов
 
 

· 100%

На основании качественного анализа ответов ребенка делается вывод об эмоциональном опыте, полученном им в подобных ситуациях.

Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Сирса).

Психолог вместе с воспитателем или учителем заполняет следующий лист наблюдений.

Фамилия, имя ребенка Признаки тревожности
Иванова Маша 3,6,7
Петров Саша 1,5,8

Признаки тревожности.

  1. Часто напряжен, скован.
  2. Часто грызет ногти. Сосет палец.
  3. Легко пугается.
  4. Сверхчувствителен.
  5. Плаксив
  1. Часто агрессивен.
  2. Обидчив.
  3. Нетерпелив, не может ждать.
  4. Легко краснеет, бледнеет.
  5. Недостаточно сосредоточен, особенно в экстремальной ситуации.
  6. Суетлив, много лишних жестов.
  7. Потеют руки.
  8. При непосредственном общении с трудом включается в работу.
  9. Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает

Наличие семи и более признаков свидетельствует об очень высокой тревожности, пяти-шести - о высокой, одного-четырех - о слабой.

1.5.2. Определение конкретного варианта нарушения психологического здоровья

Эта работа проводится по результатам наблюдения психолога за детьми, бесед с педагогами (по возможности - с родителями), а также на основе углубленной диагностики. Отметим, что необходимость наблюдения нередко недооценивается детскими психологами. В связи с этим А. Фрейд подчеркивала, что поведение есть внешнее выражение внутренней жизни. Понятно, что поведение может быть обманчивым и свидетельствовать о множестве скрытых причин, тем не менее существуют определенные типы или образцы детского поведения, которые соответствуют конкретным причинам, которые позволяют делать заключения о центральном конфликте.

Таким образом, анализ поведенческих признаков может существенно уточнить данные, полученные при помощи диагностических методик, использованных в комплексе.

По результатам одной методики недопустимо даже выстраивание предварительной гипотезы. Нам представляется, что следует опираться не на стандартизированные тесты, а на комплексы проективных диагностических методик. Обычно применяются проективные рисуночные ("Несуществующее животное", "Рисунок семьи", "Дом, дерево, человек") и вербальные методики (рассказ о несуществующем животном, методика "Гарднера", рассказ "о другом мальчике", описание раннего воспоминания и т.п.). Важную информацию можно получить на основе детского апперцептивного теста. Для школьного психолога, вполне применима его краткая версия, состоящая из 10 карточек. Все эти методики, кроме методики Гарднера и раннего воспоминания, подробно описаны в литературе, поэтому мы не будем останавливаться на технологии их проведения и способах интерпретации.

Методика Гарднера основана на терапевтической технике работы с детьми. Ребенка просят представить себя участником радиопередачи

и сочинить историю по предложенному началу. Это повторяется многократно, причем терапевт может принимать участие в переформулировании части истории, рассказанной ребенком. Понятно, что в первой истории ребенка содержится проекция его проблемы. Как отмечает К. Бремс, "истории первой и ранней стадий отражают свободное восприятие ребенком своей проблемы, которое не подвергается действию цензуры и транслируется на языке ребенка и с его точки зрения"1. Поэтому первые истории могут использоваться в диагностических целях.

Метод ранних воспоминаний основывается на идеях А. Адлера, согласно которым в ранних воспоминаниях находит отражение жизненный стиль человека, т.е. его представление о том, что такое жизнь и как ее нужно строить. Подробно этот метод описан в работах Е. В. Сидоренко2.

Проективные рисуночные и вербальные методики с учащимися II-III классов могут проводиться фронтально, т. е. с целым классом. В этом случае дети сами записывают свои рассказы. Необходимо отметить, что если работа проводится с ребенком индивидуально и его рассказы записывает взрослый, то эти повествования будут более подробными.

Рассмотрим примеры поведенческих признаков, характерных для детей с различными вариантами нарушений психологического здоровья, а также покажем, как эти нарушения отражаются в диагностических методиках. Еще раз напомним, что у детей могут наблюдаться различные сочетания вьщеленных нами вариантов нарушения психологического здоровья, например страхи и страх самовыражения или агрессивность - защитная и демонстративная. Кроме того, нужно иметь в виду, что один и тот же ребенок может в разных условиях проявлять активную либо пассивную реакцию на внутренний конфликт. К примеру, в школе он демонстрирует социальные страхи, а дома - деструктивную агрессивность. Это затрудняет интерпретацию результатов методик.

Поведенческие признаки защитной агрессивности.

Дети часто конфликтуют, дерутся; громко говорят; на занятиях и уроках выкрикивают; могут проявлять обостренную тенденцию к лидерству (невозможность быть первым служит причиной конфликтов); могут проявлять нетерпимость к телесным прикосновениям.

Заметим, что защитную агрессивность следует отличать от агрессивности, вызванной гиперактивностью, поскольку при внешне схожих признаках они имеют различную природу, следовательно, требуют разной реакции специалиста. Так, гиперактивность нередко сопровождается агрессивностью с такими же поведенческими проявлениями, для нее характерны нарушение внимания, повышенная

отвлекаемость, которые проявляются прежде всего на занятиях. Кроме того, "гиперактивность предполагает чрезмерную нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия. В зависимости от ситуации это может проявляться в беготне, шумливости или ерзании и вертлявости".

Типичные реакции при проведении проективных диагностических методик.

Рисуночные методики: на детских рисунках, как правило, присутствуют различные агрессивные персонажи и соответствующая им тематика. Рисунки большие, нажим сильный, тона темные. У фигуры человека акцентируются руки, чаще поднятые вверх, с большими пальцами (рис. 1, 2 цв. вкл.).

Вербальные методики: дети придумывают агрессивных персонажей и соответствующие их характеру действия, а также опасные ситуации и гибель героев.

Рассказ о несуществующем животном.

Саша, 8лет.

Это животное зовут Людоед. И родители у него такие же людоеды. Он любит жрать огромных львов.

Продолжение рассказа по методике Гарднера.

Миша, 8лет.

Там жил король Миша. Он очень хотел много денег. Он был жадным. Однажды он и его войско решили пойти против другого войска и другого замка. И король умер в этом сражении.

Раннее воспоминание.

Катя, 8 лет

Бабушка и я поехали на самолете в Болгарию. И бабушка на третий день сломала руку. Мне было четыре года. Еще одно есть. Я на велосипеде катался в пять лет. И упал. У меня шла кровь очень много. Мне было очень больно.

Часто используется картиночный тест (CAT). Ребенку предъявляют 10 картинок неопределенного содержания, по которым его просят составить рассказ.

В описаниях картинCAT присутствуют темы опасности, нападения, смерти героев рассказов. Окружающая среда предстает как угрожающая.

Павлик, 9 лет, так комментирует предъявленные ему рисунки.

Рисунок 1. Вороны зашли в спальню, увидели девочку. Отнесли на кухню и съели.

Рисунок 2. Медвежонок улетел в озеро и утонул.

Рисунок 3. Мышка надоела ему. Лев был стареньким, у него не было сил бороться. Он съел ее.

Рисунок 4. Ужас какой. Трудно. Однажды скакала семья кенгуру. У них было много продуктов с собой. Скакали-скакали, и их сбила машина.

Рисунок 5. Кроватка. Жила-была семья. И у мужа и жены был ребенок. Ему купили детскую кроватку. Вечером родители спали, к ним пролезли

шпионы и вкололи дозу снотворного. Ребенок утром проснулся и начал кричать, что хочет есть. Ребенок терпел и прожил неделю без еды. И потом кроватка развалилась. Ребенок умер.

Рисунок 6. Жили-были медведь и медвежонок. В это время они впали в спячку. И они лежали в пещере и сосали свои лапы. Потом медвежонок пополз к своему папе. У него было мало жира. Чтобы лапу сосать. Стал сосать папину лапу. Папа думал, что это волк, и прибил сыночка.

Рисунок 7. То же, что и со львом. Тигр гулял. Макака приставала и дразнила. Тигр взял и съел ее.

Рисунок 10. Пес-отец учил мальчика ходить в туалет как человек. Шлепал его и говорил, чтобы садился на туалет. Щенок сел и провалился. И утонул в туалете.

Поведенческие признаки страхов.

Дети называют много разных источников страха, неадекватных возрасту, например младшие школьники боятся находиться одни в комнате или спать без родителей и т.п.; многие страхи имеют постоянный характер; реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают; дети не имеют возможности преодолеть или ослабить страх; состояние страха мешает обычной для данного возраста жизни; часто в снах дети становятся объектом агрессии (за ними гонятся, на них нападают и т.п.).

Отметим, что вышеуказанные признаки не всегда проявляются внешне и заметны только при пристальном внимании к ребенку. Чаще всего он сам о них не заявляет, при расспросах стесняется указывать, может рассказать только в доверительной обстановке. Особенно мальчики, поскольку чувство страха не входит в стереотип мужественности, одобряемый взрослыми.

Типичные реакции при проведении диагностических методик.

Рисуночные методики: на рисунках агрессивные персонажи, у которых акцентированы защитные способности: либо их размер и сила, либо большое количество защитных средств. Однако персонажи не просто нападают, а, нападая, защищаются (рис. 3, 4 цв. вкл.).

Вербальные методик и: в рассказах описаны герои, имеющие мощные средства защиты. Могут акцентироваться агрессивные действия, совершаемые для самозащиты. Иногда страхи отрицаются, приписываются окружению (необходимо, чтобы окружающие боялись героя). В некоторых случаях отмечается пожелание долгой жизни своему герою. Могут также присутствовать темы опасностей, которые чаще всего благополучно разрешаются.

Рассказы о несуществующем животном.

Антон, 8лет.

Это чаризард. Он никого не боится, потому что он большой и огненный. Он единственный представитель своего рода на земле. А живет в пещере.

Игорь, 8лет.

Это артимоитсзатр. Он огнелетающий. Он один самый сильный. У него три шеи. Каждая шея по 10 км. Друзей у него нет. У него 4 защиты: лед, электричество, огонь и панцирь. А живет он бесконечное количество лет.

Андрей, 8лет.

Это перевозная собачка. Живет в Испании. Перевозит испанских людей. Она бывает добрая и недобрая. Ее люди могут разозлить. Когда заставляют много работать. Когда она станет большая, она уплывет в океан и будет убивать акул. А люди ее будут бояться.

Продолжение рассказа по методике Гарднера.

Петя, 7лет.

За горами, за лесами живет старик в одном селе. У него было три сына. Как-то они поехали на корабле ловить рыбу, уехали далеко-далеко, и вдруг начался шторм. И они потонули. А рядом был берег, и когда шторм кончился, они все-таки спаслись.

Раннее воспоминание.

Сережа, 9лет.

- В 5 лет я поехал, т. е. полетел на Канарские острова. Я летел далеко-далеко, долго-долго, а когда прилетел, там мне очень понравилось. Один раз мы поехали кататься на горки. Я взял круг, полез на горку, сел на круг и поехал. Когда я съехал, оказалось, что я сразу утонул почему-то. Я думал, что я на круг упаду. А я его почему-то отбросил и упал в воду. Потом мы поехали домой и заблудились. Мы объехали весь остров, только под вечер мы нашли наш домик и стали спать.

Сон.

Надя, 6лет.

Один раз мы поехали в гостиницу. Потом будет очень страшно. И мы договорились с Сережей - это мой друг, что в 3 часа пойдем на детскую площадку. И вот мы идем с Сережей и моей тетей, и стоит какой-то дядька в черном костюме. Мы испугались. Потом решили пойти на дискотеку. А там другой дядька. Подходит и говорит: "Пойдемте со мной". Повел нас в кабинет. А он весь в бомбах и пистолетах. А там уже мои родители, и брат, и другой дядька. Этот другой говорит: "Вставайте по росту. Кто первый из вас скажет одно слово, тот умрет". Я заговорила. А дядька сказал: "Эта девочка первая умрет". Он берет круглую штучку с проводами. Она врезалась в меня. Я умерла. Они говорят: "Потом ваш сын умрет", и стреляют пистолетом в сердце. Потом мама умирает. Ее так же, как меня, убили. Потом Сереже ножом втыкают в живот. И он умирает. А моя тетя убежала. А потом мой папа от автомата умер. А тетю не догнали. Она спряталась у милиционера. А его убили. А я теперь не могу спать сама. К маме бегаю. Надо передвинуть кровать в мамину комнату.

В описаниях картин CAT прослеживается тема ухода от опасностей, причем иногда предлагаются цепочки опасностей, когда герой избегает одной, потом второй, третьей опасностей... Особо акцентируются усилия героя, связанные с сохранением безопасности. Часто герой защищается не сам, а с помощью родителей или

сильных животных. Понятно, что окружающая среда предстает при этом как угрожающая.

Лукас, 6лет.

Рисунок 4. Один раз кенгуру прыгал в лес. А за ним бежала гиена. На них напал волк, и они убегали от волка. Но волк успел взять у гиены велосипед. Но гиена запрыгнула кенгуру на спину. Волк устал. И они убежали домой.

Рисунок 5. Один раз медведь пошел в лес, а своего маленького оставил спать. Он заснул. Кто-то постучал в дверь. Маленький знал, что это не медведь, и не открыл дверь. Медведь возвращается и видит, кто-то стоит. Оказывается, это сосед. А маленький не знал и боялся, что его слопают. Думал, что это волк был. А сосед прокрался и сказал таким голосом, что это был не сосед. На самом деле это был волк. Он съел соседа, а шкуру надел на себя. Медведь как вскочил и как выкинул его на березу. А береза придавила его.

Рисунок 9. То же самое, что и про медведей. Жили-были зайцы. Зайчиха уложила зайчика спать. Он заснул. А мама забыла закрыть дверь. Зайцу было холодно. Пришел папа и сказал:

- Кто это забыл закрыть дверь?

- Это мама ушла.

- Сейчас я найду маму.

Папа нашел маму, поговорил с ней. И они легли спать. Они спали до ночи. И ночью разбудились, потому что услышали звук. Они пробудили маленького.

- Думаем, что это воет волк со стаей. И что-то злое замышляет, но про других зайчиков, не про этого.

Они позвали медведя и ласточек и сказали:

- Ласточки, пролетите над лесом, прокричите, что явился злой волк. Мама и папа держали дверь на замке. А медведь разобрался с волком,

и он ушел в свои края.

Поведенческие признаки деструктивной агрессивности.

Отмечается противоречивое поведение детей: в присутствии значимых взрослых послушны, в отсутствие - проявляют негативизм, непослушание, своеволие (симптомы кризиса трех лет).

В ситуациях проверки знаний не уверены в себе.

Могут вести себя неадекватно, произносят фразы, которые не принято употреблять в данной ситуации.

Иногда склонны к неорганизованности (например, потере вещей, неаккуратности или забывчивости).

Нередко используют вульгарную лексику.

Стремятся к разрушению (ломают, рвут, разбрасывают, разбивают).

Иногда склонны к проявлению косвенной агрессии (например, ябедничают или действуют исподтишка).

Типичные реакции при проведении диагностических методик.

Рисуночные методики. Рисунки, как правило, выполняются с трудом, особенно на свободную тему. Иногда ребенок не-

сколько раз просит разрешения перерисовать, говорит, что плохо получается. Обращается к изображению знакомых сюжетов, например из недавно просмотренного фильма или из урока рисования. В наиболее сложных случаях может отказаться выполнить такое задание. И соглашается рисовать только хорошо знакомые предметы, как правило, "дом-дерево-человек". Может использовать линейку. Если после этого предложить ему свободный рисунок, то, вероятнее всего, он будет повторять элементы уже нарисованного ранее (рис. 5, 6 цв. вкл.).

В вербальных методиках наблюдается специфическая динамика при выполнении заданий: в первых заданиях ребенок несколько скован, постепенно оживляется, изображает сцены нарушения правил поведения; затем веселится, в рассказах появляется агрессивная и вульгарная тематика, которая сменяется агрессией в отношении родителей.

Илья, 9лет.

Рисунок на тему " Несуществующее животное ".

При выполнении рисунка постоянно спрашивает, правильно ли он рисует. Рассказ на тему "Семья животных" (прилетел волшебник и превратил членов твоей семьи в различных животных): "Папа - крокодил, потому что первое пришло в голову. Оля (старшая сестра) - червяк, потому что она их боится. Мама - поросенок, потому что я больше ничего не умею рисовать".

Продолжение рассказа по методике Гарднера.

Далеко отсюда за горами жил-был коровий сын. Жил он в разваленной теремушке, и была у него жена по имени Маруся. Он ее очень любил, каждый день он уезжал на охоту (задирает ноги на стул), привозил много тухлой индейки. Один раз он встретил чудо-юдо и стал с ним сражаться. И вот коровий сын как даст ему в рыло. Так и запишите (смеется).

Андрей, 11 лет. Несуществующее животное.

По ходу рисования постоянно переспрашивает: "А я правильно делаю? А можно так? А ничего, если я тут напишу? А как нужно?" Рассказывает. "Это очень умный верблюд Это сильный верблюд и быстрый, как лошадь".

Рассказ про другого мальчика.

Пусть будет про Мишу. Нет. Не хочу. Лучше Андрюша. Ну, хорошо, Миша. Вышел он на улицу и решил поменять имя. Пошел в бюро и поменял имя на Андрюшу. Ему это понравилось, и он решил менять каждый день имя. Вечером он посмотрел фильм и решил стать бандитом и менять имена, как бандиты. Ближе к ночи он решил пойти на улицу и выбить окно. После решения он пошел и выбил окно камнем. В квартире никого не оказалось. Потом он увидел много красивых вещей и решил их взять. На следующее утро он увидел, что возле того окна стоит милиция. Он хотел похвастаться всем, что это он разбил окно. Но потом он вспомнил, что его тогда посадят в тюрьму. А днем он присмотрел в магазине много игрушек и решил их украсть ночью. Ночью он прихватил с собой

мешок. Подошел к стеклянной двери магазина, ударил в нее ногой, и она разбилась. Тут он увидел, что рядом гулял его сосед, которому он разбил окно. (Смех.) Сосед достал ножик (громкий смех) и начал резать ему пальцы. (Смех.) Когда остался один пальчик, сосед начал держать его над обрывом. Палец (смех) хрустел и отвалился, а мальчик полетел вниз и разбился. (Смех.) Все.

Рассказ о запомнившемся сне.

Мне не снятся сны. Не могу рассказать. (Долго думает.) Вспомнил сон только детский. Мама, папа, я и старшая сестра сидим на кухне. Потом мы с сестрой пошли в комнату и сели на кровать. Вдруг в окно раздался стук, на балконе стояла Баба Яга. Она взломала замок, вошла в комнату и подошла к шкафу. В этом шкафу мама держит свои вещи и постельное белье. Баба Яга со словами "Вот я вам" стала рыться в этом шкафу. А там кто-то спрятал ремень, и мама его там искала. Баба Яга там долго рылась, как мама. Я открыл дверь от комнаты, а открылась дверь от туалета. Там был папа, он с удивлением сказал: "Что такое, дверь открывается все время". Он держал руками дверь от туалета и тянул ее на себя. А дальше (смех) мама обрезала натянутую веревку, а папа ударился о стену.

При описании рисунков CAT дети рассказывают о возможных вариантах нарушения поведения, шалостях героев рассказов. Иногда в рассказах нарушения поведения пресекаются родителями, герой "навсегда" становится хорошим и послушным ребенком. При описании нарушений поведения ребенок может прибегать к приписыванию герою пола, противоположного своему. В некоторых картинках могут присутствовать слова так называемой туалетной тематики. Кроме того, в рассказах может акцентироваться тематика попыток территориального отделения от мамы, последующих за этим отделением опасностей и возвращения обратно к маме.

Женя, 8лет.

Рисунок 3. Жил-был богатый кот. Он был чемпионом по шалости. И был лев, который хотел быть чемпионом по шалости. Лев победил кота и так гордился этим, что дал мышке сыра. А потом ему приснился сон, что он обыграл по шалостям весь мир. И он после этого в себя поверил, а кот стал диким.

Рисунок 5. Жил призрак и маленькиий мальчик 5 лет. И он все время боялся призраков. Как-то раз призрак хотел напугать мальчика. Но мальчик посветил - и призрак оказался кошкой. А когда он уснул, кошка легла рядом и пукнула.

Рисунок 8. Жила-была обезьянка, она любила всех передразнивать. Когда пришли гости, она стала кривляться и кричать и сказала мамочке: "Какая у тебя противная рожа". Мама выставила ее из-за стола, и обезьянка навсегда забыла, как смеяться и кривляться.

Поведенческие признаки социальных страхов.

Дети стремятся соответствовать установленным нормам поведения, даже в ущерб собственным интересам. Любят получать пооппэения.

При выполнении учебных заданий часто задают вопросы: "А можно так?", "А как надо?", "А это правильно?".

Творческие или незнакомые задания выполняют хуже, чем задания по образцу.

Очень боятся ошибок (в частности, беспокоятся во время контрольных работ).

Не склонны к агрессивным действиям.

Могут иметь расстройства речи (запинки).

У таких детей развиты чувство долга и ответственность.

Им свойственна высокая эмоциональная чувствительность.

Проявляют повышенную чистоплотность (часто моют руки и т. п.).

Остро реагируют на неудачу, что приводит к снижению качества деятельности.

Склонны к психосоматическому реагированию (заболевать в эмоционально напряженных ситуациях).

Типичные реакции при проведении диагностических методик.

Рисуночные методики: отмечаются слабый нажим, стремление использовать линейку, рисунки маленькие (рис. 7, 8 цв. вкл.).

Вербальные методики: прослеживается желание нарушать правила поведения, правда, оно тщательно скрывается ребенком. Если герой рассказа все-таки их нарушает, то вынужденно, и ребенок акцентирует это. Иногда, прикрывая свое желание рассказывать о нарушениях, он говорит, что будет шутить, придумывать смешной рассказ и т. п.

Раннее воспоминание.

Алена, 8лет.

Мне было 4 года. Я очень ярко помню этот случай. Это было примерно в 5 утра. Я встала и вышла на кухню. Я очень хотела пить, а так как на столе стоял стакан с чем-то очень похожим на вишневый сок, который я очень люблю, я подбежала и выдула сразу полстакана, закашлялась и выплюнула. Оказалось, это было вино. Мама очень удивилась, что вина в стакане заметно уменьшилось. С ума можно сойти. Что со мной было!

В описаниях картин CAT преобладают темы запрета на отдаление от мамы и на нарушения поведения. Если нарушения поведения всё-таки совершаются, то они являются вынужденными, т. е. герой сам не хотел, но по каким-либо причинам должен был это делать. Либо нарушения поведения происходят случайно. Кроме того, в рассказах могут присутствовать специфические, слишком нравоучительные окончания "с тех пор никогда не гуляли без мамы", "с тех прожили дружно", "и теперь он понял" и т. п. Особое значение дети придают 10-му рисунку. Они либо очень эмоционально на него реагируют, при этом используют слова анальной тематики, либо остаются к нему равнодушны.

Стае, 8лет.

Рисунок 1. Мама-курочка принесла детям поесть. Она за ними следила, они ели спокойно. Они поели и пошли гулять. Потом они увидели

собаку и очень ее испугались. Один цыпленок сказал: "А вдруг она нас съест?" И они побежали от собаки. Они запрыгнули на ветку дерева. Им было очень страшно. Они замахали крыльями, надеялись, что взлетят. Но тут прибежала мама-курица, она отогнала собаку от дерева. И теперь дети никогда не ходили гулять одни.

Рисунок 2. Однажды встретились два больших медведя. К ним подошел маленький медвежонок. Большие медведи поспорили, кто сильнее. Они стали перетягивать канат. А маленький медвежонок сказал: "А можно мне с вами поиграть?" Они стали перетягивать, потянули изо всех сил. И вдруг канат разорвался, и они полетели в разные стороны. У них набралось много ран и ссадин. И на следующий день они сказали: "Давайте больше не будем играть в такие плохие игры".

Рисунок 3. Однажды жил лев. И звери решили: "Нам нужен царь. Царь должен быть очень сильным". И они решили, что нужно устроить бой между сильными животными. В бое участвовали лев, тигр, леопард и черная пантера. Начался бой. Они ломали деревья, вдруг врезались в дуб и полетели кувырком. Потом опять начали драку. Лев одной лапой разбил всех и стал царем.

Рисунок 6. Жил-был на свете хороший мальчик. Он очень любил животных. И если он видел, что в подъезде живет какой-нибудь котенок, он его хорошо накормит, но ему стало скучно. И он купил себе очень хорошую обезьяну. Она была очень умная. Он стал играть только с обезьяной. А другие мягкие игрушки обиделись и убежали от него в игрушечный магазин, и их продали. Потом обезьяна убежала в зоопарк. Ему стало совсем скучно. И он сделал такой вывод, что с друзьями нужно играть со всеми.

Лена, 7лет.

Рисунок 5. Жили-были трое животных: гиена - папа, мама, гиененок. Он был коварным. Спал около норки, чтобы быстрее поймать кого-то. Был жадным. Когда они спали, он ходил на охоту. Один раз мама с папой заболели. Пришлось маленькому отправляться за едой. Он укрыл их веточками. И они выздоровели. Он понял: всегда, если сделаешь добро, в ответ тебе тоже сделают добро.

Алена, 8лет.

Рисунок 2. В одном далеком лесу проходил волшебник и случайно обронил веревку.

Сначала ее нашел первый медведь и пожелал себе медвежонка и полную берлогу еды. Потом ее нашел заяц и пожелал гору жеваной капустки. Потом нашел медвежонок. А так как они играли с другими в типа салочки, бросали друг в друга репейником, то он пожелал репейника. А потом они стали перетягивать канат. А так как силенок много, то веревка разорвалась.

И вот что из этого получилось. Медведь вернулся в свою берлогу и обнаружил, что лежит на репейнике. Вот что веревка натворила. А у медвежонка появилась жевательная капуста. А зайца отвезли в зоопарк, так как никто не видел плотоядного зайца, а у него оказалась еда медведя. Но, к счастью, вернулся волк. Он починил веревку. И все встало на свои места. А веревку волк забрал с собой.

Илья, 9лет.

Рисунок 10. Жили-были две собачки: мама и сыночек. Сынок пошел в туалет, а мама рассердилась на него: почему не идет завтракать. Она догнала и отшлепала его, что он не идет завтракать. Он обиделся и завизжал. Набросился на маму и растоптал. Потом обкакался. Мама отшлепала его за непослушание. С тех пор щенки всегда ходят чисто. Смешная сказка для малышей, потому что малыши смеются.

Катя, 8лет.

Рисунок 11. Щеночек не хотел в туалет и писал на ковре. А потом как... под шкафом и воняет. А маме приходилось все вылизывать. А ему не хотелось в туалет просто ходить.

Поведенческие признаки демонстративной агрессивности и дест-руктивности.

Дети проявляют стремление привлечь к себе внимание любыми, в частности, социально неодобряемыми способами (например, на уроке поднимают руку, даже если не знают ответа на заданный вопрос).

Демонстрируют поведение, неадекватное ситуации.

Проявляют преимущественно вербальную агрессию.

Склонны прибегать к лживости или воровству.

Большое внимание уделяют собственной одежде, внешнему виду (девочки).

Часто вступают в конфликты со сверстниками.

Типичные реакции при проведении диагностических методик.

Рисуночные методики: наблюдаются увеличенный размер рисунков, небрежность в исполнении. Цвета яркие, часто выделены глаза и ресницы (рис. 9, 10 цв. вкл.).

Вербальные методики: отражается желание ребенка привлечь к себе внимание, стремление к первенству.

Продолжение рассказа по методике Гарднера.

Саша, 9 лет.

...Там жила семья динозавров. В ней было два брата. Первый брат опережал второго во всем. Он нравился девочкам, хорошо плавал и т.п. И один раз девочка-динозавр купалась. И у нее с шеи упал браслет прямо на дно реки. И первый брат поплыл за ним. Но он плохо видел. И когда у него кончилось дыхание, он выплыл наружу. Без браслета. Девочка заплакала. И тогда второй брат поплыл за браслетом. И нашел его. Девочка поцеловала его и рассказала про него подругам. Все были в восторге.

В описаниях картин CAT преобладает тема борьбы за внимание родителей. Она осуществляется либо через регрессию, либо через негативное поведение. В некоторых случаях может присутствовать описание агрессивных действий родителей в отношении героя.

Гриша, 6лет.

Рисунок 1. Курочка Ряба кормила своих птенцов. А один всегда дрался, так как ему меньше всегда доставалось. Дрался он, чтобы мама посмотрела, что он не маленький. Он был младше всех.

Рисунок 8. Макаки решили собрать чаепитие, и они наказали маленького мальчика и посадили его в подземелье за то, что он разлил на скатерть воду. Он пугался привидений. В подземелье его сожрали.

Рисунок 10. Однажды пудели сидели и играли и даже не смотрели, что это туалет. И один провалился прямо в туалет. И его засосало. Он умер. Когда засосало, мама с папой слили его, так как думали, что это какашка. Они обрадовались. Ура! Наш сын умер.

Валера, 8лет.

Рисунок 1. Они кушают торт. Их малыш не хочет кушать. Он балуется за столом, поднял ложку, чтобы стучать. И его родители сказали, чтобы он не безобразничал. А кушал. Рядом мама и папа.

Рисунок 2. Наступила зима, и медведь с медведицей вырыли берлогу. И медведица родила медвежонка. Они спят рядом с ним. А потом ребеночек вырвался из берлоги, а они ее специально закрыли. Он может умереть от голода, так как его не кормят. Они спят до весны.

Рисунок 8. Мама с сыночком пришли в гости к другим обезьянам. Сыночек шалил. И обезьянки переговаривались, какой у них хулиганистый сыночек. Мама стала его ругать. Гости хотели, чтобы они скорее ушли. А ему нравилось пирожные сбрасывать и все ломать.

Поведенческие признаки страха самовыражения.

На занятиях или уроках дети мечтают или задумываются о чем-то своем, часто не слышат вопросов взрослых, невнимательны.

В поведении этих детей отсутствует спонтанность, живость.

Склонны принимать привычные позы, избегают контакта глаз.

Меньше, чем другие дети, общаются со сверстниками по сравнению с остальными.

Типичные реакции при проведении диагностических методик.

Рисуночные методики. Задания выполняются формально, размеры рисунка уменьшены. Снижено количество деталей. "Несуществующее животное" часто состоит из элементов реальных зверей и птиц (рис. 11 цв. вкл.).

Вербальные методики. Проявления агрессии отсутствуют, персонажи подчеркнуто миролюбивы, никого не боятся. Прослеживаются темы потребности в родительском внимании, тема одиночества.

Несуществующее животное.

Маша, 9 лет.

Его зовут Эльдоеди. Когда он наступает на землю, там растут разные растения. Он ими питается. Он дружит со всеми животными. А травоядных защищает. Он никого не боится (рис. 12 цв. вкл.).

Даня, 9лет.

Он живет на небесах. Питается пищей богов Амброзией. Он никогда ни с кем не общается. Он очень замкнутый!!!

Раннее воспоминание.

Ксюша, 9лет.

Когда мне было пять лет, я пришла в эту школу. С того дня, как я здесь. Мне все нравится. Здесь я практически со всеми быстро подружилась.

В описаниях картин CAT рассказ ведется строго по содержанию рисунков, довольно лаконично, что напоминает рассказы по картинке на уроках чтения. Практически отсутствует динамика, т. е. по мере выполнения методики рассказы не увеличиваются, качество не меняется.

Рисунок 1. "Цыплята ели кашу".

Рисунок 2. "На опушке леса один медведь и медведица со своим ребеночком выясняли, кто сильнее".

Рисунок 3. "В замке в тронном зале заседал лев и курил трубку, а рядом с ним мышка".

Рисунок 4. "Мама кенгуру со своими детьми скакала с рынка мимо леса с полной корзиной грибов".

Рисунок 5. "Вечером в комнате спали два медведя в своей маленькой кроватке".

Рисунок 6. "Поздней осенью в берлогу залегли спать папа, мама и ребенок".

Рисунок 7. "В джунглях тигр охотился за обезьяной, которая очень ловко перебиралась по лесам".

Рисунок 8. "Семья обезьян сидела дома. Некоторые пили чай. А мама обучала своего сыночка ходить".

Рисунок 9. "Ночью в темной комнате спал маленький зайчик. Дверь была открыта, за дверью было очень темно".

Рисунок 10. "После прогулки мама мыла своего сынка и ругала за то, что он измазался".

Поведенческие признаки травм потери.

Выделяются с трудом, поскольку они очень индивидуальны и внешне почти незаметны. Реакция ребенка во многом зависит от специфики развития в раннем возрасте, с одной стороны, и от стиля поведения в конфликте (пассивного или активного) - с другой.

Если ребенок лишился одного из родителей, у него может появиться страх потерять другого родителя (беспокоится, если того нет рядом).

У ребенка может снизиться внимание, повышается общая неуверенность.

Появляется заторможенность, апатия или, наоборот, увеличивается двигательная активность, возникает агрессивность в отношении значимых лиц (родственников, учителей и т.п.).

Иногда присутствует страх близких эмоциональных контактов.

Происходит искажение эмоциональных реакций (боязнь выразить грусть, гнев и т.п. в тех ситуациях, когда это необходимо).

При углубленном диагностическом обследовании обычно выявляется, что ребенок испытывает сильный страх внешней агрессии, хотя на первых встречах с психологом это может и не проявиться; ребенок способен спокойно говорить об умершем в настоящем и будущем времени.

Алеша, 9лет. (В школе снизилась успеваемость, ухудшилось внимание; отец, которого, по словам матери, мальчик очень любил, умер три месяца назад. Узнав об этом, мальчик немного поплакал, а потом весело побежал играть.)

Рисунок будущего.

Рисует машину, дом, все в ярких тонах. Рассказывает: "Это мы с мамой и папой едем домой".

Никита, 7 лет. (Внешне абсолютно адаптирован, успешен, отец погиб три года назад.)

Игра в куклы.

На первой встрече быстро включается в игру, принимает роль только агрессивных персонажей, всех побеждает и радостно кричит: "Я не мертвый, я живой".

На второй встрече сочиняет рассказ по свободному рисунку: "Это полянка, на ней цветочки. Но погасло солнце, и хрюшка потерялась в темноте, ей очень страшно".

Нередко в методиках можно заметить наличие идентификации ребенка с умершим родителем.

Сережа, 8лет. (Трудности в обучении, отец погиб год назад.)

Автопортрет.

Нарисовал голову. Затем тело, потом стер тело и нарисовал заново (повторил это 3 раза подряд). Затем нарисовал руки и ноги. В разговор о человеке вступал очень неохотно. Но все-таки сказал: "Он работает механиком (его отец тоже работал механиком). Ему очень нравится его работа".

Антон, 8лет.

Раннее воспоминание (назвал работу "Мои страдания").

Когда мне было 4 года и 2 месяца, мой отец умер от кружения головы. "Скорая" не могла приехать, и он умер. Его похоронили там, где он родился.

1Бремс К. Полное руководство по детской психиатрии. - М., 2002.

2Сидоренко Е.В. Опыты ориентационного тренинга. - СПб.,1995.

1.6. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Если по результатам диагностики у детей будут выявлены глубокие нарушения психологического здоровья, следует обратиться к родителям. Это необходимо потому, что, во-первых, психолог не имеет права на индивидуальную коррекционную работу без их ведома, во-вторых, без участия родителей она будет малоэффективной. Поэтому лично или через педагога психолог приглашает родителя на консультацию и предлагает обсудить некоторые трудности в развитии ребенка.

Консультативную беседу с родителями можно условно разделить на четыре части.

1. Введение в проблему. Психолог разъясняет родителю необходимость сохранения психологического здоровья ребенка. Для многих

эта проблема будет неожиданной и новой. Ведь чаще всего родители беспокоятся о физическом здоровье ребенка и его успеваемости в школе. Поэтому нужно объяснить, что понимается под психологическим здоровьем и в чем его отличие от здоровья психического. Нередко психолог ассоциируется с психиатром, и это вызывает страх, а следовательно, отторжение сотрудничества: "Что мой ребенок - псих, что ли, зачем ему психолог?" В этом случае можно подчеркнуть, что в нашем нестабильном и стрессогенном обществе те или иные нарушения психологического здоровья имеются почти у всех здоровых детей. Далее полезно отметить, что нарушения психологического здоровья взаимосвязаны с успеваемостью в школе, адаптацией к социальной среде и, наконец, со здоровьем физическим; для этого можно использовать материалы части 1 данной книги. В итоге родитель начинает понимать, что необходимо проявлять особую заботу о сохранении психологического здоровья.

2. Анализ проблемы. Психолог раскрывает родителю конкретную проблему его ребенка, по возможности на примерах его поведения, чтобы родитель имел возможность сравнить замечания специалиста со своими собственными наблюдениями. В этом случае он, вероятнее всего, согласится с тем, что вьывленное психологом нарушение у ребенка присутствует. Например, если ребенка беспокоит несоответствие нормам и ожиданиям окружающих, можно объяснить, что он боится контрольных работ и потому выполняет их хуже, чем в спокойной обстановке или дома. Можно попросить родителя привести собственные примеры, подтверждающие наличие у ребенка нарушения психологического здоровья.

3. Выявление причин нарушения психологического здоровья. Если родитель согласился с тем, что его ребенок имеет то или иное нарушение, то, вероятнее всего, он попросит объяснить причины этого нарушения. Здесь очень важно избежать появления у него чувства вины, поскольку за этим последует сопротивление дальнейшей работе, поскольку родители не хотят признавать, что допустили ошибку в воспитании своего ребенка. Или, наоборот, включаются в работу столь рьяно, что могут спровоцировать какое-либо другое нарушение. Поэтому имеет смысл сказать, что, по-видимому, были какие-то объективные причины. Какие? Родитель с удовольствием сам подберет их: конфликты между супругами, финансовые проблемы, необходимость много работать, частая смена жительства и т. п. Психологу следует согласиться с родителем, добавив, что современные социально-экономические условия сильно обостряют действие этих причин.

4. Решение проблемы. В подобных ситуациях родители обычно спрашивают: "Что делать?", т.е. они понимают, что нарушение имеется, и причины им ясны, но важно знать, как изменить ситуацию. И тут можно деликатно сообщить родителю, что его общение с ребенком неэффективно и даже закрепляет нарушения. Здесь можно исполь-

зовать сравнение с аллергией. Если ребенок-аллергик обладает повышенной чувствительностью к некоторым продуктам питания, они могут спровоцировать заболевание, даже такие полезные детям, как, к примеру, молоко. Так же обстоит дело и с проблемой психологического здоровья. Нездоровый в психологическом плане ребенок не воспринимает некоторые психологические воздействия, более того, они ухудшают его состояние, в то время как здоровому ребенку могли бы быть полезны. Поэтому неблагополучному ребенку нужна особая "психологическая диета", организовать которую может только любящий родитель. Подобная работа состоит из двух этапов.

Первый этап - это общее неспецифическое воздействие родителей на ребенка с целью повышения уровня его психологического здоровья в целом.

Второй этап - специфическое воздействие, соответствующее конкретному нарушению психологического здоровья.

Что включает в себя каждый из этих этапов?

Первый этап. Психологическое здоровье можно рассматривать как систему, состоящую из трех компонентов: аксиологического, инструментального и потребностно-мотивационного. Соответственно этим компонентам определяются основные направления воздействия родителей. Они должны содействовать формированию у ребенка: а) умения любить себя и других людей; б) личностной рефлексии; в) потребности в саморазвитии.

Умение любить себя. Прежде всего необходимо определить, что такое любовь к себе, поскольку для многих родителей перспектива обучать этому детей покажется абсолютно ненужной. "Они и так себя слишком любят", - скажут многие. Но на самом деле это не так. Любовь к себе описывается в литературе синонимично таким понятиям, как "самопринятие", "положительное самоотношение", "положительная Я-концепция" и т.д., а любовь к себе - это чувство собственного достоинства, собственной ценности, осознание собственной уникальности и вера в свои возможности.

Однако не является ли любовь к себе проявлением эгоизма? По словам известного психолога Э. Фрома, в современной культуре часто прослеживается альтернатива: или любовь к другим, что добродетельно, или любовь к себе, что грешно. Э.Фром подробно рассматривал отражение этой альтернативы в трудах таких ученых, как И. Кальвин, Ф. Ницше, И. Кант, М. Штирнер и др., и пришел к следующему выводу. Догма, что любовь к себе несовместима с любовью к другим, заполнила теологию, философию и общественную мысль. Однако Э. Фром считал, что разрешить это противоречие можно через введение и последующее определение понятия "себялюбие". Себялюбие, по Э. Фрому, не только не тождественно любви к себе, но обусловлено именно отсутствием любви к себе. Себялюбец любит себя не слишком сильно, а слишком слабо, вернее, он ненавидит себя. И с этим положением Э. Фрома хочется не

просто согласиться, но подчеркнуть его особую значимость. Себялюбие исключает какой-либо искренний интерес к другим людям, т. е. оно несовместимо с любовью к другим. Реальная же любовь к себе и любовь к другим коренным образом взаимообусловлены. Как утверждает Э.Фром, установка на любовь к себе обнаруживается у всех, кто способен любить других1.

Однако достичь реальной любви к себе нелегко. Уже у детей 3-4 лет можно заметить неумение любить себя, т.е. непонимание собственной ценности, уникальности. И это понятно, потому что взрослые чаще обращают внимание на нарушения поведения детей, поэтому в общении с ребенком преобладает использование негативной лексики. В результате уже дошкольники прекрасно знают свои недостатки, но далеко не всем известны собственные достоинства. Многие дети считают, что родители их любят, только когда они хорошо ведут себя или учатся.

Следовательно, очень важно, чтобы психолог сумел донести до родителей необходимость демонстрировать ребенку свою безусловную любовь, т. е. любовь не за что-то или при определенных условиях, а несмотря ни на что и ни на какие условия. Чтобы ребенок это понял, можно прочесть ему сказку, приведенную ниже. Дети обычно очень живо на нее откликаются и говорят, что у них были похожие ситуации и чувства.

Сказка о букашке Сашке.

Букашка Сашка очень любил свою маму и хотел, чтобы мама тоже всегда его любила. Но, как ему казалось, мама часто не любила его. Например, когда он в детском саду дрался, а воспитательница маме жаловалась, она его дома в угол ставила и кричала, что откажется от него, такого нехорошего. А когда букашка Сашка сам одеваться не хотел, спать не хотел ложиться или как-нибудь по-другому не слушался, она говорила, что дяди милиционеры непослушных мальчиков собирают в специальные домики и там учат их послушанию.

Букашка Сашка очень хотел, чтобы мама его любила, и часто спрашивал: "Мама, а ты любишь меня?" И она всегда отвечала одинаково: "Люблю, когда ты себя хорошо ведешь". "Значит, когда я плохо себя веду, мама меня совсем не любит", - решил Сашка.

И вот случилось с Сашкой в детском саду сразу три "плохо". Синяк букашке Наташке на лбу поставил, в лужу упал и штаны измазал, а в группе коляску кукольную сломал. "Теперь уж мама меня совсем не будет любить, - решил Сашка, - а может быть, даже в специальный детский домик для непослушных отдаст. Лучше убегу я в Америку". Тихонечко выскочил он из группы на улицу и остановился. Где Америка находится, он и не знает. Стал он по улицам бродить, у взрослых спрашивать, а те только смеются.

А тем временем пришла за Сашкой в детский сад мама. А Сашки-то нет. Бросились все искать его. Воспитательница ищет, заведующая ищет, и даже

медсестра ищет. А мама сидит на маленьком детском стульчике и плачет: "Где мой Сашка?" - "Он, наверное, боялся, что вы его разлюбите, у меня тоже такое бывает", - прошептала из^за угла ей букашка Наташка. А мама тогда еще громче заплакала: "Как же я могу разлюбить своего сына! Мама любит своего ребенка всякого: беленького и черненького, чистенького и грязненького, послушного и озорника. Где мой Сашка?"

А Сашка уже устал искать Америку, ноги промокли, и есть захотелось. И хорошо, что не успел он далеко от своего сада уйти. Вернулся Сашка в детский сад. А там мама. Отшлепала мама Сашку за то, что потерялся. Поцеловала за то, что нашелся. И повела домой кормить. А Сашка крепко держал ее за руку и думал: "Как хорошо, что мамы всегда любят своих детей".

Особое внимание следует обратить не только на наличие безусловной любви, но на ее демонстрацию ребенку. Нередко он воспринимает семейную ситуацию неадекватно. Например: мама, безусловно любящая ребенка, в силу занятости или каких-либо других причин не показывает ему этого, а он считает, что его не любят. Ситуация осложняется, если мама не умеет проявлять свои чувства, так как сама росла в семье, где было не принято открыто выражать свои эмоции. В этом случае демонстрировать любовь к ребенку должен отец.

Личностная рефлексия. Умение понимать свои чувства и чувства других людей, причины и последствия своего поведения можно развивать у младших дошкольников - детей 3-4 лет. Для этого при чтении сказок обращают внимание на чувства их героев, например: "Радуется ли герой и почему?", "Злится ли и почему?", "Боится ли и почему?". При рассматривании иллюстраций можно порассуждать, что чувствует, например, лисичка на картинке. Более старших детей можно подвести к осознанию того, что непонимание людьми чувств друг друга может привести к конфликту. Обычно на занятиях с детьми для этого используются такие сказки, детям предлагают найти ошибки в понимании чувств друг друга их героями. Их можно прочитать и родителям.

Сказка про Мишу.

Миша рос высоким и добрым мальчиком, но, к сожалению, он часто трусил. И вот пришло время ему идти в детский сад, так как бабушка, которая с ним раньше сидела, уехала в другой город. Не хотел Миша идти в детский сад. Боялся, что ребята будут его обижать. И, может быть, поэтому, когда он вошел первый раз в группу, показалось ему, что ребята как-то странно на него смотрят и собираются бить. Сжал он кулаки, приготовился обороняться. А ребята видят: вошел высоченный мальчишка со сжатыми кулаками, решили, что драться хочет. Собрались они все вместе и отлупили Мишу. А воспитательница в это время посуду мыла, поэтому драки не заметила.

Сказка про Машу.

Оставшись как-то одна дома, Маша решила помочь маме помыть посуду и нечаянно разбила любимую мамину чашку. Расстроилась Маша.

Очень ей стало стыдно и маму жалко. Забилась в уголок между диваном и шкафом. Пришла мама. Увидела разбитую чашку, стала искать Машу, раскричалась: "Ни стыда у тебя ни совести, Маша. Мало того что чашку разбила, так еще прячешься, отвечать не хочешь". Расплакалась тут Маша. А мама еще больше рассердилась: "Ах, ты еще плачешь. Себя жалеешь".

Ребенка нужно учить не только проявлять внимание к чувствам других, но и анализировать свой жизненный опыт, в особенности находить обучающее воздействие ситуаций неудач, например: "Чему может научить эта "двойка" за задачу? Может быть, более внимательному чтению ее условия или же необходимости зрительно представлять это условие? Может быть, чему-то еще?"

Потребность в саморазвитии. Это, пожалуй, самое сложное, но необходимое ребенку качество для полноценного психологического здоровья. Сформировать его нелегко, особенно для тех родителей, которые сами никогда не задумывались над этим. К сожалению, в реальной действительности сегодня таких довольно много. Поэтому психолог должен очень умело разъяснить родителям: главное - чтобы их ребенок стремился стать лучше. В чем? В разных жизненных областях: стремился бы лучше общаться, помогать по дому, заботиться о близких, учиться, познавать новое и т. п. Безусловно, на пути реализации этих стремлений будет много трудностей. И очень важно вселить в ребенка твердую веру в то, что его ожидания обязательно сбудутся, если он приложит для этого достаточно усилий. На занятиях с детьми мы используем такую сказку.

Верить и стараться.

Жила-была семья из трех человек: папа, мама и маленький мальчик. Может быть, это была девочка, я точно не помню. Но, кажется, мальчик. Мальчик этот очень хотел быть хорошим. Он очень хотел хорошо учиться, но буквы часто перепутывались друг с другом, ошибки в слова сами вскакивали, задачки почему-то решаться не хотели. А стихотворения никак не запоминались. Зато вертунчики частенько начинали щекотать ему то ладошки, то ноги, то горло. И тогда мальчик со стула сваливался или выкрикивал громким голосом, когда все ребята сидели тихо. Очень хотел хорошо учиться мальчик, но все время замечания да двойки получал. Маму и учительницу огорчал. А как сам огорчался! "Почему я такой? Почему у меня не получается? Как стыдно! Очень стыдно!" - думал он и во время обеда, и в машине, и перед сном. "Я же так хочу хорошо учиться". Так сильно огорчался мальчик, что стал учиться все хуже и хуже, делал ошибок все больше и больше. Учительница только строгим голосом к нему обращалась: "Опять не успел... Опять не выучил..." А мама даже заболела.

"Какой я несчастливый", - думал он, лежа вечером на диване, думал, думал и уснул. И приснился ему сон. А во сне он уже вырос, стал высоким, красивым мужчиной. Сидит он за столом, толстые книги быстро-быстро прочитывает, сам толстую книгу пишет да еще в компьютере какие-то сложные задачи решает. И подходит к нему, к большому,

маленький мальчик и спрашивает: "Дядя, а как ты вырос таким умным, так пишешь красиво, задачи сложные решаешь? Ты, наверное, в школе на одни пятерки учился?" И ответил он: "Что ты, малыш! Были в школе у меня и двойки, и тройки. Писал я не всегда чисто, часто и красиво. Но я верил, что когда-нибудь и у меня получится хорошо. Главное - верить и стараться". "Верить и стараться", - прошептал наш ученик второго класса, просыпаясь. Верить и стараться. Верить, что все получится, стараться и не очень огорчаться. Подпрыгнул мальчик три раза на правой ноге, один - на левой, и еще раз на двух сразу и побежал рассказывать сон маме. "Надо, чтобы и она перестала огорчаться, - сказал он, - а я-то теперь знаю, что у меня обязательно все получится. Я ведь очень стараюсь".

Второй этап. "Психологическая диета", как уже говорилось, соответствует конкретному нарушению психологического здоровья ребенка, и воздействие на него носит специфический характер. Рассмотрим особенности этого воздействия на примерах выделенных ранее нарушений.

Родителей детей с защитной агрессивностью нужно убедить прежде всего полностью исключить физические наказания, которые служат ребенку образцом для подражания. Необходимо также сократить просмотр различного рода "ужастиков" или соответствующие компьютерные игры, с героями которых ребенок может идентифицировать себя. Им нужно посоветовать ежедневное телесное общение с ребенком. Это может, к примеру, происходить перед сном, когда родитель поглаживает все тело ребенка: головку, ручки, ножки и т.п.

С родителями, дети которых испытывают страхи, следует обсудить режим ребенка, акцентировать внимание на недопустимости его перевозбуждения перед сном. Им нужно разъяснить необходимость ограничить просмотр боевиков и страшных мультфильмов, заменив их сказками с благополучным концом. Кроме того, не стоит обсуждать опасные ситуации (реальные или потенциальные) в присутствии ребенка. А если они найдут время спросить ребенка о запомнившихся ему снах, предложить нарисовать их. Родители должны знать: если ребенок боится оставаться дома один или один засыпать, объяснения типа "не бойся" или "посмотри - под кроватью ничего нет" абсолютно бездейственны. Ребенок не может не чувствовать то, что он чувствует. И уже совсем недопустимо специальное приучение к смелости или осуждение за страхи. Ребенку необходимо дать право на собственные чувства и убедить его, что это не стыдно, а совершенно нормально. Страхи - это этап, через который проходит любой человек, пройдет время, а вместе с ними страхи.

Если детям свойственна деструктивная агрессивность, то главная проблема родителей - это гиперопека или сверхконтроль как следствие огромной любви к ребенку. Такие родители во многом

походят друг на друга. Ребенок для них чаще всего - смысл жизни, образец совершенства. Преувеличивается его хрупкость, слабость, беззащитность. Ребенок может быть столь горячо обожаем, потому что он поздний, либо воспитывается в неполной семье, либо родители сами имеют аналогичные проблемы. Поэтому главное в подобных ситуациях - предоставление ребенку самостоятельности и обучение умению распоряжаться ею. Важно, чтобы ребенок мог принимать самостоятельные решения в соответствии со своим возрастом и имел определенные обязанности, например убирать постель и свои вещи в шкафу, стирать носочки и т. п.

Нужно помнить, что появление у родителей чувства вины мешает им расширять сферу самостоятельности ребенка. Кроме того, некоторые родители сами испытывают социальные страхи, которые порождают стремление абсолютно контролировать свои чувства, не допускать свободы их проявления, сохранять привычную маску "все хорошо". Поэтому следует особо подчеркивать их родительскую компетентность (они все делают так, как надо), замечаемую окружающими любовь к ребенку, но при этом - необходимость предоставления ребенку ситуаций свободного выбора, права на самостоятельные решения, на ошибку и, конечно же, права не всегда строго следовать режиму дня, не всегда аккуратно складывать вещи, а иногда даже съесть обед немытыми руками.

Родители детей, испытывающих социальные страхи также отличаются гиперопекой и сверхконтролем, преувеличением слабости и болезненности своих детей, повышенной ответственностью за их воспитание. Поэтому основное направление работы как и в предыдущем случае - это расширение сферы самостоятельности детей, предоставление им права на ошибку и на собственный выбор. И понятно, что этому должна соответствовать демонстрация родителями ребенку своей безусловной, безоценочной любви. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что мама любит его всякого - успешного и неуспешного, причем сила ее любви не определяется степенью успеха.

Дети, проявляющие демонстративную агрессивность и страх самовыражения, внутренне одиноки. Постоянно занятые работой или эмоционально холодные - такими обычно бывают их родители, поэтому, пожалуй, до них труднее всего "достучаться". Вероятнее всего, на консультации они будут вежливы, скажут, что очень любят своего ребенка и все для него делают. И это действительно может быть так. Они любят ребенка, но не умеют проявить свою любовь или же для этого нет объективных возможностей ввиду постоянной занятости решением собственных проблем. Успех консультирования таких родителей зависит от того, сумеет ли психолог войти с ними в контакт, т.е. насколько широко родитель откроет ему свое собственное одиночество, поскольку такие родители часто сами внутренне одиноки, а внешне сильно закрыты и стремятся

демонстрировать свою полную успешность и абсолютное благополучие. И только тогда можно говорить с ним об одиночестве ребенка. В противном случае лучше вежливо проститься, осознав, что психолог не бог и не всегда может позитивно изменить ситуацию.

Консультирование родителей детей, перенесших травму потери, является, безусловно, наиболее сложным. Прежде всего имеет смысл предложить родителю сохранять эмоциональный контакт с ребенком или установить его, если его не было. Это необходимо для того, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким в своих переживаниях и имел возможность поделиться ими не только со школьным психологом. Тем более что чаще всего ребенок будет их скрывать, поскольку после смерти одного из родителей начинает испытывать страх потерять и второго. Поэтому заботясь о его эмоциональном благополучии, родитель оставляет свои мучительные чувства при себе.

Важно также, чтобы родитель не начал впадать в неадекватную жалость к ребенку, сопровождающуюся излишней опекой. Это может происходить из-за не всегда осознанного ощущения своей вины перед умершим супругом, которая переносится на ребенка. Родителю начинает казаться, что он виноват перед ребенком, и в этом случае он пытается загладить свою вину избыточным вниманием. Родитель должен осознавать это чувство вины и понять, что вина - не всегда конструктивное чувство.

Возможен вариант, когда ребенок становится "эмоциональным костылем" родителя после смерти супруга. Чаще всего это бывает в случае с матерью. Тогда она стремится пребывать в особо близких отношениях с ребенком, тем самым "заражая" его своим депрессивным настроением. К примеру, часто ходит на кладбище с ребенком, плачет перед портретом ушедшего в присутствии ребенка и т.п. Понятно, что здесь имеет смысл предложить матери несколько дистанцироваться от ребенка.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных