Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Карта нарушений психологического здоровья 6 страница




" Передаю взглядом "

Взрослый помогает угадать задуманное качество, внимательно глядя ребенку в глаза (очень важен контакт глаз). Ребенок должен

догадаться, какое качество задумано. Затем происходит смена ролей. Упражнение можно повторять несколько раз.

" Скульптура из хороших качеств "

Ребенок совместно со взрослым вспоминает свои хорошие качества, подбирая к каждому пластилин определенного цвета. Затем определяет свое главное хорошее качество, размышляет о том, на что оно похоже, как его можно слепить. После этого добавляет в скульптуру все свои хорошие качества.

" Волшебный попугай "

Для игры ведущий готовит "билетики" с ободряющими высказываниями для данного ребенка и несколько высказываний для взрослого, например: "Твои движения стали более плавными и сдержанными", "Заметно, как ты взрослеешь и умнеешь", "Ученики скоро будут уважать тебя еще больше" и т. п. Хорошо, если найдется игрушечный попугай. Ребенок вытягивает у попугая билетики и решает, кому подходит то, что там написано, - ему самому или взрослому.

2.5.2. Задания на проявление реальных чувств

" Семейный сериал "

Упражнение можно проводить с двумя детьми, если их проблемы связаны с родителями разного пола. Детям предлагают разыграть сериал о выдуманной семье, роли родителей исполняют дети, а роли детей - ведущий и его ассистент. На первом занятии после распределения ролей дети рассказывают о характере и образе жизни своих персонажей. На последующих занятиях разыгрываются предложенные детьми сюжеты. (Необходимы ассистенты.)

Фариза, 9 лет (чувствует себя нелюбимой в семье).

- Моя мама будет модель. Она любит покупать своим детям модные вещи. Любит ходить в ресторан и приглашать туда своих друзей.

Аня, 9 лет (переживает из-за отсутствия отца, воспитывается мамой).

- Я - папа. Мой папа работает мастером, ему хорошо платят. Но он не чинит вещи, а все портит. Потом он бросил работу и начал ходить в канализацию, встретился с черепахой, а она на него плюнула. Потом он пошел к реке, там тоже увидел черепаху, она позвала его, и он утонул. А через несколько лет встал и начал делать людям все плохое. А весь мир от него отвернулся. Он опять пошел в канализацию и опять умер.

- А до того, как ушел с работы, он был каким?

Он бил детей. По 100 раз ударял, 50 раз веником, 30 раз ремнем, 40 минут рукой в боксерской перчатке.

- А дети как к нему относились?

- А дети его любили. Но он ходил на работу и детей почти не видел.

"Режиссер"

Ребенку предлагают стать режиссером фильма на тему, для него значимую. Сначала он распределяет роли, потом придумывает сюжет. Ведущие при необходимости также принимают в этом участие.

Витя, 9 лет (подвержен социальным страхам, инфантилен, проявляет демонстративную агрессию, ревность к младшей сестре).

Занятие проводится совместно с М.Э.Шакировой. Предлагаем Вите поиграть в маленьких, после того как он говорит, что иногда хочет вернуться в детство.

Витя распределяет роли.

- Я буду мальчик Федя, а вы мама (М.Э.) и бабушка (О. В.).

Кладем Витю на диван, предлагаем громко кричать "уа", раскачиваем его руки и ноги, чтобы он дергал ими как маленький. Затем предлагаем накрыть его одеялом, гладим по головке. Он довольно долго и с удовольствием лежит, затем начинает сосать пальцы, потом вдруг вскакивает, падает на пол, начинает разбрасывать игрушки. Мы подыгрываем, ласково предлагаем почитать книжку, а не валяться на полу, даем ему книжку - листы бумаги. Он яростно рвет их. Даем ему коробку с конструктором. Мальчик расшвыривает кубики по комнате. Тогда "мама" говорит, что не хочет такого гадкого сыночка, она родит себе новую дочку. Пока она уходит в роддом, Витя бьет подушками "бабушку" и кидается в нее кубиками.

Приходит "мама" с ребенком-подушкой, гладит ее, затем предлагает подержать "ребенка" Вите. Он берет и бросает подушку-ребенка на пол. Делает это дважды. Затем говорит, что "мама" обиделась на него и ушла жить в другой дом. А он остался жить с "бабушкой".

Занятие близится к концу. Прерываем игру и обсуждаем ее.

- Почему Федя стал разбрасывать игрушки?

- Он обиделся.

- На кого?

- На "маму".

- За что?

- Она не хотела выпускать его из коляски.

- А как Федя к маленькому ребенку относится?

- Завидует, потому что он маленький.

- А тебе хотелось бы стать взрослым? -Да.

- А маленьким?

- Маленьким тоже хочется.

- Но нельзя одновременно быть и маленьким, и взрослым. Придется выбирать.

- Все-таки лучше буду взрослым, хотя маленьким очень хочется.

"Семья животных"

Ребенок фантазирует, что пришел волшебник и превратил всех членов его семьи в каких-либо животных, затем сочиняет про животных историю.

Петя, 6 лет (переживает развод родителей, воспитывает его в основном бабушка).

Мальчика спрашивают:

- У тебя есть семья?

- Да, была собака. Она умерла.

- А ты есть? -Да.

- А еще кто?

- Мама, папа, бабушка, дедушка.

- Выбери для них игрушки, на какие они похожи.

- Я буду лошадкой. Мама - пушистый олененок. Папа - олень. Бабушка - хрюшка (смеется).

- Расскажи, что они делают.

- Лошадка с бабушкой пошли в парк. С ними пошел папа. Он сидел на Пете. Он всегда на меня садился. Петя споткнулся, и они оба грохнулись.

А потом на них напал волк, вернее, на бабушку. И она кричит: "Петя, помоги!" Он не слышал, так как папа громко говорил. И бабушку съели без двух ног. Петя пошел домой, а бабушка тоже пришла и просит помочь.

Дедушка стал помогать. Брыкнул. И ноги приросли. А Петя с папой пошли в парк. А бабушка потом пошла за ними. На нас напал волк и опять на свинюшку напал. А они споткнулись и упали на бабушку. И бабушке нос оторвало.

А они опять уехали в другой парк.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЯВИТЬ ЖЕЛАЕМОЕ РЕГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

"Когда я был маленьким"

Два стула ставятся рядом. Это кроватка. Ребенок ложится на стулья и вспоминает значимые сцены из своего детства.

Тима, 7лет (боится смерти близких).

- Когда мне было два годика, баба Алла была жива. Сейчас она умерла. Я ел сосательную конфету, она у меня в горло попала. Она с мамой меня перевернула вниз головой и спасла мне жизнь.

- Вспоминай еще.

- Дедушка меня качал на ручках, только он тоже уже умер. У нас почти вся семья умерла.

2.5.3. Задания, способствующие формированию эмоциональной децентрации - умения встать на позицию другого человека

"Что чувствует мама, если..."

Ребенку предлагают ситуации, близкие его жизненному опыту. Он должен придумать, что будут чувствовать в данных условиях герой, его мама, отец, брат и т.п.

"Роли"

Ребенок становится актером. Что делает актер в театре или кино? Исполняет различные роли: мамы, папы, сына или учителя, продавца и т.п. Если работа ведется с ребенком 9-10 лет, можно определить роли как семейные или социальные. Далее взрослый спрашивает у ребенка, с каких ролей он хочет начать свою актерскую деятельность. Перед ребенком и взрослым на пол кладут по два листа бумаги: темный и белый. Задается условие: если хочешь играть данную роль как отрицательную - становись на черный лист, положительную - на белый. Затем ребенок и взрослый приступают к проигрыванию различных ролей, при этом важно, чтобы голос, мимика, жесты "актера" соответствовали характеру роли.

Занятие проводится совместно с М. Э.Шакировой.

Валера, 8лет.

Мальчик говорит, что хочет играть социальные роли. Спрашивает:

- А ученик тоже социальная роль? Тогда я буду учеником, вы (О. В.) - учителем, М. Э. - директором.

- А какой ты будешь ученик?

- Хороший. А как мне им быть?

Помогаем. Мы обе играем роли плохих учителя и директора. Он смеется. Затем меняемся ролями по кругу. Валера становится хорошим директором. Я - плохим учеником. Однако в своей роли он кричит на ученика, обещает выгнать из школы, потом мы долго толкаем друг друга сцепленными руками.

"Отгадай, в какой я роли"

Ребенок и взрослый по очереди задумывают какую-либо роль, затем от имени своего персонажа произносят фразу. Нужно догадаться, какая роль задумана.

Занятие проводится совместно с М.Э.Шакировой, которая придумывает фразу:

- Ты меня никогда не слушался. Я отведу тебя в школу и там оставлю. Саша, 8 лет, сразу догадался:

- Это мама. Но, может быть, и папа. Сочиняет свою фразу:

- Ты очень хорошо учишься, на одни пятерки, тебя не ругают. Мы определяем, что это мама.

2.5.4. Задания на осознание и укрепление чувства взрослости

ОСОЗНАНИЕ ПРОЦЕССА ВЗРОСЛЕНИЯ

"Раньше - сейчас"

Ребятам раздают таблички, каждый заполняет ее от своего имени, а затем на доске заполняется общая табличка, относящаяся к "мы".

Раньше Сейчас
Неумел...... Умею....
Не любил..... Люблю....
Не хотел...... Хочу...
Не знал..... Знаю.....

Делается вывод, что человек постоянно меняется.

УКРЕПЛЕНИЕ ЧУВСТВА ВЗРОСЛОСТИ

"Каким я буду, когда вырасту"

Дети получают инструкцию: "Закройте глаза. Постарайтесь увидеть себя взрослым. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди окружают вас. Эти люди вас очень-очень любят. За что они вас любят? Может быть, за вашу отзывчивость или искренность, за честность? Может быть, за что-нибудь еще? Откроем глаза и расскажем друг другу, какими мы станем, когда вырастем, какие наши качества будут нравиться окружающим".

"Умел раньше, умею сейчас, буду уметь, когда вырасту"

Детям предлагают рассказать, что они умели делать раньше, что умеют сейчас и что будут уметь, когда станут взрослыми.

Илья, 8 лет, рассуждает:

- Раньше я умел плакать. Ходить без трусов. Сейчас умею писать, читать, говорить по-английски, поливать растения. Буду уметь водить машину, работать в офисе, зарабатывать деньги.

"Интервью"

Ребенок стоит на стуле в роли взрослого. Ведущий помогает ему принять "взрослую" позу, соответствующее выражение лица. Затем ведущий из роли корреспондента газеты или журнала берет у ребенка интервью, расспрашивает о работе, семье, детях и т. п.

Саша, 7 лет (очень боится отца, так как тот подвергает его физическим наказаниям).

Рассказывает о себе взрослом:

- Я хочу работать на всех профессиях. Хочу в офисе играть на компьютере и музыкантом. У меня пять детей.

- А есть дети, которые плохо себя ведут? Что ты тогда делаешь?

- У меня плохо себя ведет Сережа.

- Почему Сережа?

- А у меня папа Сережа (смех). Папа плохо себя ведет. А я его ремешком по попочке.

"Мое взрослое будущее"

Ребенку предлагают нарисовать себя в будущем. После завершения рисунка ребенок и взрослый обсуждают, как удалось достичь такого прекрасного будущего.

2.6. КОРРЕКЦИЯ СТРАХА САМОВЫРАЖЕНИЯ

Как утверждал А.Лоуэн, самовыражение - это свободная, непосредственная и естественная деятельность человека, которая приносит ему удовлетворение. Самовыражаясь в разговоре, пении, танцах и т.п., человек получает удовольствие независимо от того, как на это реагируют окружающие. Самовыражение - это соответствие внутреннего чувствования и внешнего проявления. Однако если ребенок предполагает, что проявление вовне его внутреннего состояния вызовет резко негативные реакции окружения - отвержение, гнев, обиду и т. п., он блокирует эти проявления, т. е. скрывает эти чувства от взрослых, а иногда и от самого себя. А вместо этого демонстрирует социально желательные реакции. Внешне это выражается в скованности движений, излишней рассудительности, трудности любых спонтанных проявлений. Можно сказать, что такой ребенок выглядит, как маленький взрослый. Поэтому на первом этапе работы с такими детьми должна стать актуализация состояния "внутреннего ребенка". Можно использовать упражнения, включающие удары ногами, битье, кусание и прикосновение, пронзительные крики. Поскольку вербальное общение может быть затруднено, эффективны на этом этапе телесноориентированные упражнения. Кроме того, нужно уделить внимание установлению доверительных взаимоотношений и использовать для этого задания, вызывающие у ребенка приятные чувства.

На втором этапе ребенку предоставляют возможность проявить истинные чувства: небезопасность, гнев в отношении родителей, страх потери любви. Здесь важно снять телесные и голосовые зажимы, установить контакт глаз, а также с помощью определенных

заданий позволить ребенку говорить о себе, о различных аспектах своего Я.

На третьем этапе проводится конкретная работа с целью устранения внутреннего конфликта ребенка, вызванного переживанием сложной семейной ситуации, развода родителей и т.п. Хотя вполне вероятно, что разговор о ней начнется на предыдущих этапах. Необходимо добиться того, чтобы ребенок принял эту ситуацию, нашел в ней свое место и был уверен, что его любят.

Особенности поведения на коррекционных занятиях: дети сначала отказываются идти на занятия, а придя, ведут себя отстранение, ограничиваются выполнением необходимых требований, стремятся защитить свой внутренний мир; избегают телесного контакта и контакта глаз; проявляют выраженные страхи в связи с потерей чувства безопасности из-за внутрисемейной ситуации.

2.6.1. Задания, направленные на актуализацию внутреннего мира ребенка, усиление его Я, установление отношений доверия

"Мне в тебе правится, мне в себе правится"

Ведущий и ребенок кидают друг другу мяч и по очереди, обращаясь сначала друг к другу, затем к самому себе, заканчивают фразы: "Мне в тебе нравится", "Мне в себе нравится".

Даня, 8 лет (родители разведены, у мальчика сложные отношения с обоими родителями).

С удовольствием играет, а потом предлагает изменить условия:

- Давайте теперь называть, что не нравится в себе, а потом, что не нравится в папе и маме.

"Что я люблю"

Проводится аналогично предыдущему упражнению.

Ира, 9лет (родители в разводе).

- Я люблю заводить животных. У меня дома голубь, собака, морская свинка, кролик, мышка.

- Как много их. Расскажи, где они живут.

- Они живут в клетках, кроме собаки. Они все мальчики, только собака-боксер - девочка. А кролика мне папа подарил. Он у нас развелся.

- Да, я помню, это было, когда ты училась в первом классе.

- Нет, когда мне было пять лет. Он уже тогда домой почти не приходил. Я просто сильно переживала и никому не хотела говорить об этом.

"Я - это..."

Упражнение описано на с. 129.

Катя, 8лет.

Вытаскивает карточку "совесть" и рассказывает:

- Я - это совесть, потому что в "рафике" одна малявка стащила у другой девочки часы и показывала. Мы заставили ее отдать часы.

Следующая карточка "Терпение":

- Я никогда не бегаю узнавать свои оценки, даже если кто-то говорит, что они плохие.

Карточка "Воля":

- У меня есть собачка, без которой я не могу жить. Если она умрет, я умру. Ей нужно было перед выставкой сделать прививки. Я не хотела ее отдавать на прививки. Я три раза возвращалась с ней домой. Но потом решила, что она должна выиграть на выставке, и решила ее отдать.

"Корабль"

Ребенок ложится на спину. Он - корабль. Сначала корабль попадает в сильный шторм, и ведущий качает его, говоря при этом: "Кораблю трудно, но он выстоит. Волны хотят потопить его. Но он все равно выстоит, потому что он сильный". Буря заканчивается, теперь волны - руки ведущего - ласково поглаживают корабль: "Мы любим тебя, ты такой большой, сильный".

Бурю и штиль можно проводить несколько раз.

"Материк"

Ребенок ложится на живот. Он - материк (или просто земля, если ребенок маленький). На нем расположены два государства: на голове и на ногах. Государства начинают воевать друг с другом, причем побеждает то одно, то другое. На спине ребенка ведущий разыгрывает с помощью своих рук сцены боя. Остановить войну может только материк (земля). Она устраивает землетрясение (ребенок двигается так, чтобы скинуть руки ведущего). Руки - воины разных государств - сначала расходятся по домам, затем снова собираются на поле - спине, заключают мир и благодарят материк (землю) за помощь.

2.6.2. Задания для проявления истинных чувств ребенка

ОБУЧЕНИЕ САМОВЫРАЖЕНИЮ

"Я протестую..."

Ребенку предлагают сначала, некоторое время плотно сжимая, напрягать губы. Затем взрослый и ребенок перебрасываются мячиком, по очереди заканчивая фразу "Я протестую...". При этом все слова после первых произносятся очень громко.

Ксюша, 8лет, не сразу соглашается выполнить упражнение. Когда все-таки начинает, не может сжать губы. Потом в своих протестах повторяет слова ведущего. Свои придумать не может.

"Гу-гу"

Консультант заранее готовит карточки с написанными на них различными слогами, например "гу-гу" или "гер-гер" и т. п. Ребенок и взрослый вместе берут по одной карточке и читают каждую с чувством гнева, страха, радости, удивления.

Катя, 8 лет, выполняет упражнение с удовольствием, однако с трудом произносит фразы с чувством радости, руки при этом держит за спиной.

"Разные голоса"

Ведущий заранее готовит карточки с рисунками кошки, голубя, поросенка и т.п., ребенок должен войти в роль этих животных и озвучить их, а затем подключить к этому какое-либо чувство.

Ксюша, 8лет, ни в одной из ролей не может передать чувство радости.

"Вырази чувство глазами*

Ребенок и взрослый по очереди задумывают какое-либо чувство и стараются выразить его только глазами. Остальная часть лица при этом прикрывается.

Вера, 7 лет, просит разрешения нарисовать чувства (рис. 13, 14 цв. вкл.).

"Расскажи глазами"

Ведущий заранее готовит карточки, на которых сделаны такие надписи: "Люби меня", "Я не люблю тебя", "Я не понимаю тебя", "Я доверяю тебе", "Я не могу открыться тебе", "Я ненавижу тебя". Карточки сначала читаются вслух, потом кладутся в колоду надписями вниз. Ведущий и ребенок по очереди берут карточки, закрывая нижнюю часть лица бумагой, передают содержание надписи на карточке только глазами. Партнеру нужно "услышать" сообщение.

Люся, 9 лет, передает фразы с трудом, при этом использует только движения век и разрез глаз. Зрачок остается почти неподвижным, так же, как и брови. Лучше всего удается передача фразы: "Я не могу открыться тебе".

"Глазки-кокетки"

Так же, как и в предыдущем упражнении, ребенок и взрослый по очереди, надев маску, "говорят глазами" друг другу фразы, написанные

на карточках: "Я очень злой", "Я тебя люблю", "Где моя ручка?" и т. п. Затем ребенок рисует на маске реснички и кокетничает с ведущим.

ПОВЫШЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ

"Шаги правды"

На полу выкладываются бумажные следы. Взрослый называет какое-либо качество участника. Если тот соглашается со взрослым, то делает по следам шаг вперед. Если нет, то остается на месте. Потом можно поменяться ролями.

ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ В РАЗГОВОРЕ О ЗНАЧИМЫХ
ПЕРЕЖИВАНИЯХ

"4 вопроса - 4 рисунка"

Ведущий рассказывает ребенку правила игры. Лист делится на четыре части. Потом взрослый задает ребенку четыре вопроса, а тот отвечает на них маленькими рисунками. Взрослый по рисункам должен догадаться, что хотел сказать ребенок. Если это ему удается, ребенок ставит плюс.

В конце игры подводится итог, сколько плюсов получил взрослый.

"Свечка"

Если занятия проводятся зимним вечером, можно использовать свечку. Ее зажигают, погасив свет, и предлагают ребенку внимательно смотреть на огонь до тех пор, пока он не разглядит в пламени свечи то, что может помочь в трудной ситуации именно ему.

Лена, 7лет.

- Я увидела там свой самый счастливый день.

- Как же ты его себе представляешь?

- Я сейчас нарисую его (рис. 15 цв. вкл.).

"Рисунок своего сна"

Ведущий просит ребенка вспомнить свой самый интересный сон и нарисовать его.

Сережа, 7лет.

- Когда мне было 6 лет, мне снился такой сон: как будто я был в раю, как будто я еще в животе у мамы. Я такой маленький с белыми крылышками, летаю. Я был ангелочком.

Интересно, что на одном из предыдущих занятий Сережа придумал рассказ, близкий по символике к своему сну.

- Однажды поздно вечером, когда мне было 15 лет, слышу звук. Поворачиваюсь и вижу мумию. Мумия набросилась на меня и выхватила мою душу. И я стал мумией. Отправился в Древний Египет, и меня положили в саркофаг.

"Пещера моей души"

Ребенку читают сказку.

"Жил-был самый обыкновенный мальчик в большом доме с папой и мамой, и как у всех обычных мальчиков были у него бабушка с дедушкой. И все эти родственники, как могли, заботились о нем. Но что ему были их заботы? Он был одинок, он думал, что ни один человек в мире не может понять его. Никто на свете не знает, какой он. А он так хотел, чтобы узнали. Он пытался обратить на себя внимание, прыгал и визжал, и ничего - все взрослые только хмурились и ворчали. Он дрался. Пытался доказать, что он сильный, и добиться дружбы, но все одноклассники вздыхали, потирали шишки и ушибы, но дружили между собой и совсем не интересовались им. А тут на горе еще фея Рул из страны Скуул возникла как из-под земли и превратила его - в кого бы вы думали? В ежа. Вы думаете, у него отовсюду иголки стали торчать - так нет. Он стал, словно иголками, своими ответами людей отпугивать. Что ни скажешь ему, о чем ни попросишь - в ответ: "Нет, не буду". А еще он, как еж, все старался в угол забиться, чтоб его не трогали, не учили, не заботились; так что стало мальчику от колдовства феи Рул из страны Скуул еще более одиноко.

Но вот однажды случайно попал наш мальчик в башню под страшным именем Холидж, и навстречу ему вышла девушка по имени Сайко. Она улыбнулась и сказала: "Здравствуй, мальчик, я рада видеть тебя. Давай присядем, и ты мне все расскажешь. Я слушаю тебя". От этих слов иголки уменьшились. Мальчик сел, открыл рот, и оттуда понеслись удивительные истории о его жизни, о его чувствах, переживаниях, о том, что он одинок и ему скучно. Никогда. Нигде и никому не рассказывал мальчик этого. Долго говорил он, а фея слушала, смотрела на него ласково, не перебивала. Постепенно иголки становились все меньше, а темная пещера в его душе - светлее. Наступил вечер, смеркалось. "Мама, наверное, беспокоится, - сказал мальчик, - я побегу. До свидания". "До встречи, пока", - ласково сказала фея Сайко.

Даша, 10лет (родители в разводе).

Рисует девочку, внутри нее круг, а в кругу - пустота. Эта пустота состоит из трех частей:

- Внутри девочки три пустоты.

Дима, 9лет (родители в разводе).

Рисует пещеру полосатой, причем цвет полос постепенно сверху вниз темнеет. Далее говорит, что пещера соответствует его жизни с четырех лет - так он себя помнит. Тогда жизнь его была хорошей. Но постепенно

она ухудшается - темнеет. Завершает рисунок внизу темной чертой - это последние два месяца. Когда обострились отношения дома с мамой, а мальчик стал проситься жить к отцу. Когда заканчивает рисовать, спрашиваю:

- Что-нибудь еще хочешь дорисовать?

Долго думает, потом рисует сверху голубое облако:

- Это ангелы.

Лицо его при этом светлеет (рис. 16 цв. вкл.).

ОБСУЖДЕНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРЕВОГИ И БЕСПОКОЙСТВА, СВЯЗАННЫХ С РАЗВОДОМ РОДИТЕЛЕЙ

"Фея Равнодушие и Страна Надежды"

Ребенку читают сказку.

В стародавние времена, далеко-далеко, в той стране, где всегда лето, произошла эта история.

Жил-был мальчик, и было ему... лет. Он очень был похож на тебя, любил кататься на велосипеде, есть мороженое, играть в футбол с друзьями, кататься с родителями на аттракционах по выходным.

В семье ему жилось замечательно. Мама относилась к нему ласково, хотя и воспитывала строго, но мальчик понимал, что так нужно, и ему было приятно, что именно она - мама - хочет, чтоб из ребенка вырос такой же человечище, как папа, которого она, между прочим, всегда в пример ставила. Папа тоже занимался мальчиком: гулял с ним (именно он научил кататься на велосипеде нашего героя), а главное, у папы был еще один друг - автомобиль, возле которого они с сыном проводили много времени (что-то там все время барахлило). Отец возился под капотом, а сын в салоне нажимал на педали, чтобы папа мог оценить работу двигателя.

И так длилось долгое время. Но злая волшебница Равнодушие заколдовала родителей. Мама и папа стали часто ссориться. По вечерам бабушка, а не мама, сидела у кроватки и читала нашему мальчику сказки. А мама и папа на кухне о чем-то спорили и громко кричали. В эти моменты мальчику хотелось одновременно и спрятаться, сжавшись в комок, чтобы этого не слышать, и забежать на кухню, чтобы прервать разговор родителей, помешать им ссориться, помирить их. Или, наконец, заклеить им рты пластырем и, связав, уложить спать.

Наутро все просыпались расстроенными, у мамы были заплаканные глаза, у папы - сердитое лицо. Грустно и тоскливо было нашему мальчику.

И тут Равнодушие придумала новую козню - развод. Мама и папа решили, что вместе они жить не могут. Мальчик остался с мамой, так как именно она могла ухаживать за подрастающим сыном лучше всех и именно она умела выслушать сына, понять его и пожалеть. А папа уехал...

Тогда нашему мальчику стало совсем плохо, печальные мысли одолевали его. Ему казалось, что папа уехал, потому что разлюбил его и родители ссорились из-за него. А развод - это наказание ему за плохое поведение. Казалось, что этому не будет конца.

И вот однажды во сне ему явился волшебник из Страны Надежды. Он был высокий и красивый, голос похож на папин. Он посадил мальчика на колени, как делал это папа, когда они вдвоем смотрели по телевизору футбол. Это было очень удобно. Волшебник объяснил ему и про фею Равнодушие, и про то, что родители по-прежнему его любят.

Мальчику стало так тепло и хорошо, что утром он проснулся радостный и услышал телефонный звонок. Это был папа.

Затаив дыхание сын слушал, как отец приглашал его пойти погулять, покататься на велосипеде, а затем заехать в гараж, поковыряться в машине.

О, что за денек выдался тогда! Солнце припекало и поблескивало в спицах велосипеда. Глаза папы и сына сияли счастьем. Они держались за руки. И все бабушки во дворе говорили, что сын похож на отца. Когда же они возвращались домой, папа купил три порции мороженого и сказал: "Одно для мамы, передай ей".

В тот день мальчик понял, что в его жизни произошли перемены: у него стало два дома - мамин и папин, и родители его по-прежнему любят и ценят, каждый из них хочет быть рядом с ним всю жизнь. И даже фея Равнодушие не помешает этому счастью, потому что волшебник из Страны Надежды всегда будет с ним.

Слава, 9лет (родители в разводе).

Очень внимательно слушает, а затем спрашивает:

- А потом они снова стали жить вместе? - Нет.

- Жалко.

После этого мы обсуждаем, почему иногда хорошие, порядочные взрослые не могут жить вместе.

СПОСОБСТВОВАТЬ САМОВЫРАЖЕНИЮ РЕБЕНКА

"Пальчиковые куклы"

Ведущий показывает ребенку пальчиковые куклы и предлагает придумать и разыграть жизнь какой-нибудь из них. (Надевающиеся на пальцы.)

Даша, 10лет (родители в разводе). Легко входит в игру и рассказывает:

- У нас будет сказка про короля, королеву и их гадкого сыночка. Я буду сыночком.

На протяжении сказки сыночек постоянно изменяется и превращается то в одно, то в другое гадкое существо: дракона, привидение и т. п. Родители не любят своего сыночка, отвергают его. Наконец Даша превратила себя в звездочета. И тут папа и мама вдруг заметили, что их сын поумнел, и стали любить его. Сын-звездочет попробовал было похулиганить. Но они приняли и такого.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных