ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психическом в античной философии.Программа курса
Санкт-Петербург 2005
Автор программы: кандидат философских наук Бурлака Д.К.
2. Содержание курса
Тема 1. Методология курса Человек как сложное духовно-разумно-душевно-телесное существо. Человек как микрокосм – антропология. Человек как микротеос – теология. Душевная природа живых существ и горизонты ее интерпретации. Религиозно-теологический горизонт: душа и дух. Рационально-метафизический горизонт: душа и разум. Рационально-физический (естественнонаучный) горизонт: душа и тело. Субъективно-идеалистический (интерсубъективный) горизонт – душа в себе самой. Душа в ее объективации – культурологический горизонт. Метод оборачивания горизонтов. Точка схождения горизонтов – Душа в свете истории идей. Душа в контексте феноменологии духа. Психическое в смене культур-антропологических структур. Идеалистический, духовно-феноменологический и структурный подходы внутри понимания истории как мифотворческого процесса. Принцип дополнительности подходов. Психология как наука в системе наук: история и современность, научная парадигма и ее изживания в ХХ веке.
Тема 2. Душа в горизонте космоцентричного сознания дохристианского мира. Понятие языческого мира, его идентифицирующие архетипы – категории – символы. Космос – хтон – хаос. Мужское и женское. Космогония и теогония. Божество как родитель и демиург. Душа – начало движения и жизни. Внебожественность душевной жизни и отсутствие спиритуалистического горизонта. Дух как разум и мужское. Открытие женственности душевного: типические мифы.
Тема 3. Концептуальное оформление интуитивно-мифологического знания о психическом в античной философии. Религиозно-мифологический традиционализм и объективизм досократиков. Открытие субъективности – софистика. От субъективности к метафизической интеробъективности – Сократ. Учение Платона. Душа как идея в становлении. Структура душевной жизни. Душа и тело, душа и разум. Смерть и бессмертие. Платонизм как экзистенциальная стратегия человечества. Аристотель: психология в системе наук античной цивилизации. Психология как наука. Позиционирование основных горизонтов понимания душевного: физического, логического и метафизического, этико-этатического и теологического. Полемика с Платоном. Душа как дюнамис и энергия. Учение о добродетели. Смерть и бессмертие. Стоицизм традиционное и новое в учениях о душе. Пневма, космос, судьба, смысл жизни и смерти. Неоплатонизм – итоги античного умозрения. Единое – Ум - Мировая душа. Мировая и индивидуальная душа в потоке эманации. Земная и загробная участь души. Концептуальное оформление языческих представлений о судьбе, аде, рае, спасении и благе. Неклассические фрагменты в неоплатонизме – свидетельства изживания древних представлений о душе.
Тема 4. Душа в контексте иудео-христианского откровения. Библейское учение о сотворении мира Богом. Открытие спиритуалистического горизонта антропологии и психологии. Человек как вершина творения и микрокосм. Человек как образ и подобие Бога. Иерархия Бог – человек – мир как основание иерархии дух – душа – тело в человеке. Дух как свобода. Миф о грехопадении тварных духовных существ: космическая катастрофа, изменение места человека в мире и трансформация центральной антропологической вертикали: тело – душа – дух. Тело и плоть, «кожаные ризы». Начало истории. Мифология спасения, переживание душевного в сотериологическом горизонте. Сердце как главный орган чувства и мысли. Ветхозаветные представления о благе, смерти, бессмертии души.
Тема 5. Новозаветное понимание природы душевного Догмат боговоплощения: рождение Бога в душе человека. Явление Бога в теле и в истории. Тело и плоть, плоть и грех. Дух и истина. Душа между зовом плоти и волей к Истине. Учения о душе в горизонте мифологемы спасения: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать»; «один кающийся грешник и девяносто девять праведников, не имеющих нужды в покаянии»; «какая польза душе человека…», «Кто захочет душу свою спасти…» Искупительная жертва Сына Человеческого и освобождение человеческой природы. Сошествие Иисуса Христа во Ад и освобождение душ праведников – основание учения о преображении души человека. Учение апостола Павла о душевном и духовном. Церковь – тело Христово, земная и загробная жизнь и судьба человеческой души.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|