Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Т Е М П Е Р А М Е Н Т

Задача № 2

На основании описанных опытов сделайте вывод о том, являются ли необходимыми и достаточными мышечные ощущения для пространственной ориентации.

А. Ребенку 2-3 лет завязывали глаза платком, отводили его в какой-нибудь угол комнаты, тем же путем проводили обратно и просили повторить пройденный путь с закрытыми глазами. Дети успешно решали эту задачу.

Б. Ребенка 2-3 лет с завязанными глазами сажали на стульчик, переносили его направо или налево на некоторое расстояние, возвращали на старое место, а затем просили пройти туда, куда его носили. С этим заданием дети справлялись как с открытыми, так и с закрытыми глазами.

Задача № 3

1. Какой вывод о роли мышечных ощущений пространственной ориентации можно сделать на основании проделанных опытов?

2. Об участии какого анализатора в пространственной ориентировки говорит опыт?

Описанные в задаче 120 опыты были повторены с глухонемыми детьми, у которых не функционировал лабиринтный аппарат. Дети не смогли выполнить ни первое, ни второе задание.

Задача № 4

При исследовании звуковысотного слуха обнаружено, что чувствительность к малым высотным разностям у пианистов и скрипачей неодинакова.

1. У кого чувствительность выше?

2. Чем объясняется это различие в уровне звуковысотной чувствительности?

Задача № 5

Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

А. Побывав в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощутил его.

Б. А.Н.Скрябин и Н.А.Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т.е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета.

В. Ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационнные ощущения.

Г. При обтирании лица холодной водой острота зрения летчика-наблюдателя повысилась.

Д. При усилении освещения в зале звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.

Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите тот № ответа, в котором все явления указаны верно.

1. а) Изменения обоняния, б) взаимодействие анализаторов, в) сенсибилизация, г) сенсибилизация, д) синестезия.

2. а) Адаптация, б) синестезия, в) специфическая сенсорная организация, г) сенсибилизация, д) сенсибилизация.

3. а) Адаптация, б) специфика абсолютного слуха, в) тренировка чувствительности, г)сенсибилизация, д) синестезия.

 

Задача № 6

1. Что общего имеется между приведенными примерами?

2. О какой закономерности ощущений здесь идет речь?

А. Входя в темную комнату, ребенок произносит слово «темно» обычно более низким голосом. Название маленьких предметов произносится детьми обычно более высоким голосом, чем названия вещей крупных.

Б. Мы часто употребляем и хорошо понимаем смысл таких выражений: «кричащие цвета», «острые вкусы», «сладкие звуки», «тяжелые краски», «пышная музыка», «плоский звук», «кислый запах», «холодный колорит картины» и т.д.

Задача № 7

Какая закономерность объясняет изменение в остроте зрения?

У детей дошкольного возраста испытывали остроту зрения. Они должны были с различного расстояния узнавать показываемые фигуры.

Затем те же фигуры дети должны были узнавать в условиях игры в «охотник», чтобы по ним найти местонахождение зверей. В игре дети обнаружили гораздо большую остроту зрения. (По Т.В.Ендовицкой).

ВОСПРИЯТИЕ

№ 8

1. К какому сенсорному процессу относится каждый из описанных фактов?

2. Чем объясняется различие в отражении фигуры при различной длительности восприятия?

А. При предъявлении фигуры в течении 0,005 сек испытуемый говорит: «Что-то мелькнуло перед глазами»;

Б. Если показ фигуры продолжается 0,05 сек, испытуемый замечает: «Увидел что-то светлое»;

В. Если демонстрация продолжается 0,5 сек, испытуемый узнает форму фигуры. (По Б.Ф.Ломову).

№ 9

1. От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека?

2. Может ли обладать такой способностью современная электронная машина?

Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например, квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным цветом на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. (По А.М.Эндрю).

№ 10

На рисунке трехлетнего ребенка схематично изображен человек: нос и уши отсутствуют, а выделенные рот и язык изображены вне лица, а язык, к тому же, - и вне рта. (По С.Л.Рубинштейну).

Какой недостаток детского восприятия проявляется в данном случае?

№ 11

Какая важная особенность человеческого восприятия проявляется в ответах нормального ребенка и отсутствует у ребенка, с нарушенной психикой?

Если показать ребенку расплывшееся на бумаге чернильное пятно и спросить его:»Что ты видишь? Что это?», - то ответы обычно бывают такого рода: «Это птица какая-то, вот крылья», «Это две собаки встретились», «Это тетенька, вот у нее нос длинный» и т.д.

Если же такой вопрос задать больному, то чаще всего он ответит: «клякса», «пятно». (По И.М.Палею).

№ 12

Укажите на основании описанного исследования, какую роль играет движение глаз в сложном зрительном восприятии.

Исследование показало, что при рассмотрении объекта глаз никогда не остается в покое: он совершает толчкообразные движения, останавливаясь на отдельных деталях воспринимаемого образа и фиксируя их, а затем переходя к следующим деталям. Если человек рассматривает портрет, его взор скачкообразно перемещается по отдельным частям этого портрета, выделяя те детали, которые несут максимальную информацию. (По А.Р.Лурия).

№ 13

Как организовать экскурсию старших школьников в парк зимой (осенью), чтобы создать наилучшие условия для наблюдения? Выберите номер (см. в конце задачи), в котором все ответы правильные.

а) привести детей в парк и организовать подвижную игру;

б) прочитать предварительно стихотворение А.С.Пушкина «Осень»;

в) предварительно объяснить детям, что они должны заметить различия между осенним и зимним парком;

г) заранее предупредить их, чтобы они внимательно рассмотрели все, что встретят в парке;

д) перед экскурсией объяснить детям, на какие изменения в парке они должны обратить внимание;

е) предупредить, что после экскурсии они должны будут нарисовать деревья осенью (зимой) и летом;

ж) предложить собрать опавшие листья и разложить их по родам деревьев.

1.а,в,г;

2. б,в,г;

3. в,д,ж;

4. в,д,е;

5. г,д,ж.

П А М Я Т Ь

№ 14

Ниже описаны действия человека, характеризующие различные процессы памяти. Определите, какой процесс памяти (запечатление, сохранение, воспроизведение, узнавание) проявляется в описанных действиях

А. Ученику задали вопрос:»В каком году был напечатан роман И.С.Тургенева «Накануне?» Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа «Накануне» в свое время разгорелись горячие споры в редакции журнала «Современник». Более того, статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» как раз послужила поводом к расколу в редакции «Современника». Когда же это было? Это был год большого политического накала, когда очень остро проходила и литературная борьба, год накануне крестьянской реформы 1861 года. Стало быть, роман «Накануне» был напечатан в 1860 году» (По А.И.Розову).

Б. Известный мнемонист Ш. Отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана искусственная и ничего не означающая сложная математическая формула. Ш. Внимательно смотрит на таблицу с формулой и несколько раз поднимает ее к глазам, опускает ее и идет с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне просматривая «запоминаемое».(По А.Р.Лурия).

В. Иногда на оживленной улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий, внимательно взглянув на другого, радостно бросается ему на встречу.

-Вы? Это вы?!

-Простите, мне кажется, что я вас не знаю. А где мы с Вами встречались?

-А помните, в таком-то году, в таком-то городе?

-А! Так вы.....

Г. Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад, и воспроизводит 70% содержания учебника. Опрошенный через месяц по тому же вопросу, он воспроизводит лишь 40%.

Д. На экзамене по математике ученик К. долгое время никак не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как К. безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона».

№ 15

Какой закономерностью запоминания можно объяснить следующие факты?

А. В Х классе начали изучать новый предмет - астрономию. Через несколько дней к учителю подошли трое учеников и стали жаловаться, что у них плохая память, плохо запоминают материал из учебника. Учитель спросил: «Кстати, кто в позапрошлом году играл в «Зените» вместо Садырина?» Ребята назвали фамилию футболиста. Потом они перечисляли множество фамилий игроков различных отечественных и зарубежных команд.

Б. Ученица Л., плохо знающая литературу и путающая героев классических романов, легко перечисляет имена кинозвезд и может охарактеризовать образы, которые они создали на экране.

№ 16

Изучалась продуктивность разных приемов запоминания комплекса гимнастических упражнений. Определите, в какой группе испытуемых запоминание было более эффективным и почему.

Одна группа испытуемых заучивала движения обычным способом (смотрела и воспроизводила). Вторая группа словесно обозначала и записывала каждый комплекс упражнений, прежде чем его воспроизвести. Третья группа перед воспроизведением должна была придумать сходное по структуре движение.

№ 17

Какой вид и какие условия запоминания обнаружились в данном эксперименте?

Испытуемым (детям и взрослым) давали 15 карточек с изображением предмета на каждой из них. Нужно было расклассифицировать эти предметы по конкретным признакам на четыре группы. Кроме изображения, на каждой карточке в правом верхнем углу черной тушью была написана цифра.

  Результаты воспроизведения (в%)
Объекты запоминания 2 класс 4 класс 6 класс 7 класс Взрослые
Предметы 10,3 10,6 12,9 13,0 13,2
Числа 2,0 1,9 0,9 1,6 1,4

После выполнения задания испытуемым предлагали припомнить изображенные на карточках предметы и числа. Результаты эксперимента приведены в таблице.

№ 18

Одна группа учеников 4 класса заучивала стихотворение, непрерывно повторяя его до полного дословного воспроизведения. Друная группа учеников заучивала это же стихотворение, распределив повторение: каждый день стихотворение прочитывалось дважды, вплоть до полного заучивания. (По А.А.Смирнову).

1. Какой группе школьников потребовалось меньшее количество повторений для безошибочного воспроизведения всего стихотворения?

2. Как называется эта закономерность повторения?

№ 19

Определите к какой группе испытуемых относятся числовые данные экспериментов, характеризующие более полное и более прочное запоминание.

Одной группе учащихся предлагали запомнить содержание текста путем четырехкратного чтения подряд, другой - чередующихся двукратного чтения и двукратного воспроизведения. Оказалось, что полнота и прочность запоминания в этих группах неодинаковы. Через час после заучивания в одной из групп материал был удержан памятью на 75%, а в другой - на 52%, через десять дней - соответственно на 72% и 25%.

ВНИМАНИЕ

№ 20

1. Какой мотив способствует привлечению внимания у Ларисы и Тани на уроке?

2. По каким признакам можно это установить?

Знакомя детей с перелетными птицами, я повесила на доску картину с изображением множества птиц.

Объясняя про ласточку, я услышала голоса Ларисы и Тани; показывая на картинку, они говорили довольно громко:

-Посмотри, какой хвостик красивый!

-А вот та птичка: какой у нее длиннющий клювик и грудка какая зеленая!

-А эта, какая малюсенькая! Смотри-ка, Таня!

-Которая?

-Да вот та, на ветке.

-Вижу, это, наверное, пеночка. А вот журавль!

Пока девочки рассматривали пеночку и журавля, я рассказывала о скворце, о жаворонках... Но Лариса и Таня так ничего и не узнали об этих птицах, потому, что не слушая моего рассказа, продолжали разглядывать всех птиц, нарисованных на картинке. (По Э.Ш.Натанзон).

№ 21

1.С каким мотивом личности связано возникновение внимания ребят на данном уроке?

2.По каким внешним признакам можно это установить?

 

Я вешал на доску таблицу по арифметике, когда раздались приглушенные возгласы ребят. Я повернулся - весь класс глядел на поляну: там, на залитом солнце пригорке мышковала лиса - настоящее живое пламя!

Я встал у окна, как зачарованный. Заметив мое восхищение, ребята (они - замечательный «психобарометр») повскакали с парт, гроздьями облепили окна, повиснув на плечах друг у друга. А те, что замешкались, встали во весь рост на партах, припечатав валенками раскрытые тетради...

Мы смотрели, затаив дыхание. А зверек то скакал по снежной искрящейся глади, то поднимался на задние лапы и застывал, как изваяние из чистейшего золота. Вот он изогнулся всем своим гибким телом - ринулся вправо, влево; вот ударил хвостом - взметнулось алмазное облачко, осыпав шубку зверька снежными искрами...

Не знаю, сколько прошло минут, когда я очнулся и вспомнил про инспектора. (По Э.Ш.Натанзон).

№ 22

1.Какое свойство внимания проявляется в описанном случае?

2.По каким признакам можно это установить?

Ученик музыкальной школы однажды утром слушал интересную радиопередачу для школьников. Вдруг он вспомнил, что к сегодняшнему уроку музыки он должен разобрать заданную пьесу. Продолжая слушать радио, он сел за пианино и стал негромко разбирать пьесу. Когда радиопередача была окончена, мальчик закрыл пианино, выключил радио и отправился в музыкальную школу. Там его похвалили за хорошо разобранную пьесу, а по дороге домой он подробно рассказывал товарищам содержание прослушанной радиопередачи.

№ 23

Развитие каких свойств внимания помогает актеру успешно выполнять свою работу?

Деятельность актера сложна. Наряду с основными задачами он выполняет и побочные. Актер не только направляет внимание на роль, на выполнение сценических задач, но и на партнера, и на суфлера.

№ 24

Какие приемы организации внимания учащихся на уроке являются педагогически наиболее целесообразными?

На открытом уроке по зоологии молодая учительница, объясняя новый материал, демонстрировала многочисленные иллюстрации перелетных птиц. Это вызвало оживление в классе. Однако при закреплении нового материала оказалось, что некоторая часть учащихся поверхностно усвоила новый материал: они легко могли рассказать об образе жизни той или иной птицы и были совершенно беспомощны при объяснении других фактов. Как будто бы их не было в классе. Для поддержания внимания учащихся на уроке были предложены следующие приемы:

1) нужно было сделать ученикам замечание;

2) после каждого объяснения следовало закрывать наглядное пособие;

3) нужно было дождаться полной тишины в классе прежде, чем начинать объяснение;

4) после каждого объяснения следовало делать небольшую пузу.

МЫШЛЕНИЕ

№ 25

1.Выделите основные этапы решения педагогической задачи.

2.Обозначьте каждый этап соответствующим психологическим понятием.

Студентка-практикантка В.К. вначале не знала, какие приемы педагогического воздействия применить к Коле, который нарушал дисциплину в 7 классе. Она начала присматриваться к мальчику. От классной руководительницы студентка узнала, что он слабый ученик (особенно по геометрии и физике). Стало известно, что по семейным обстоятельствам Коле некогда готовиться к урокам. Обнаружилось, что Коля далеко живет от школы. Мальчику мешали заниматься и ненормальные отношения между родителями, и чрезмерная загруженность домашними делами. В школе мало интересовались жизнью мальчика во внеурочное время. Он часто слышал одно: плохой, неисправимый. Это еще больше озлобляло ребенка.

Студентка-практикантка, узнав все обстоятельства, приходит к выводу, что Коля нуждается в ласковом отцовском слове, в проявлении доброты к нему. Она решила строить свой подход к мальчику на понимании его душевного состояния и проявить к нему внимание, доброту, заботу. Девушка часто подходила к нему и, как бы не замечая его озорства, старалась обращаться с ним ласковее. Для привлечения его внимания студентка готовила к уроку что-то новое, интересное. Мальчику помогли заниматься по геометрии и физике. Узнав, что Коля хорошо рисует, она попросила его помочь выпустить стенгазету.

Мальчик стал вести себя лучше. На уроках сидел тихо. Внимательно слушал объяснения. Повысилась его успеваемость.

№ 26

Какая мыслительная операция недостаточно развита у школьников, вследствие чего у них наблюдаются ошибки в решении задач?

А. Ребенка, поступившего в школу, спрашивают: «Что такое птица?» Он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет носик и ротик».

Б. Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Не обращая внимание на вопрос, ученик говорит: «Нужно искать ее и найти».

В. Ребенку вспомогательной школы дают набор картинок и предлагают разложить их на группы по принципу «что к чему подходит». Ребенок раскладывает так: одежду кладет около шкафа, моряка - на корабль, бабочку объединяет с цветами и т.д.

№ 27

1. На основании опыта сделать вывод о психологических причинах, препятствующих решению задачи во втором варианте.

2. Какие психологические условия необходимы для успешного решения задачи во втором варианте?

Испытуемым предлагали решить задачу на сообразительность. На двери нужно было закрепить три свечи на одном уровне. Перед испытуемым на столе лежали разные предметы: молоток, буравчики, веревочки, картонные коробки, гвозди и т. Д. Для решения задачи необходимо было использовать в качестве подставки коробочки из-под гвоздей. Задача давалась в двух вариантах. В первом варианте коробочки были пустые, во втором - наполненные гвоздями. В первом варианте все испытуемые использовали пустые коробочки в качестве подставки. Во втором же варианте более половины испытуемых затруднились решить задачу, и только около 43% испытуемых догадались освободить от гвоздей коробочки и использовать их в качестве подставок для свечей. (По М.И.Розету).

№ 213

1. Какое общее условие успешного решения задачи нарушается?

2. В чем состоит общая психологическая причина трудности в решении задачи?

 

  Обычно с большим трудом решается следующая простая задача из серии головоломок: провести через четыре точки три прямые линии, возвратившись в ту точку, откуда начали движение. Наиболее частые ответы изображены на рисунке. (По И.М.Палею, 1966).

№ 28

Установите психологическое условие, от которого зависит изменение в интеллектуальной деятельности первоклассника.

Исследовались причины отставания учеников 1 класса по арифметике. Эти дети не могли решить простейших задач, ответы давали наугад и очень неохотно. Они производили впечатление неспособных, апатичных, а иногда даже умственно отсталых детей. Им предложили дидактические игры. Выиграть можно было только при условии, если: правильно пользуясь соответствующими интеллектуальными приемами, решить предложенную учебную задачу. Дети были в восторге от игры. С первой же игры исследователи изменили мнение об испытуемых, которые оказались веселыми, живыми, сообразительными детьми, активными и настойчивыми, заинтересованными во всей деятельности, в решении задачи, в собственном выигрыше. Фактически игра состояла в решении тех же задач, которые дети с неудовольствием решали в учебных, вне игровых занятиях. Все ученики при решении задачи в игре начинали пользоваться теми приемами умственной деятельности, которыми абсолютно не пользовались в школьных занятиях. В занятиях без игры испытуемые дали 29% правильных ответов, а в игре - 88% (По Л.С.Славиной).

№ 29

1. Отметьте в приведенных примерах виды мышления.

2. Укажите отличительные особенности каждого вида.

А. Ученик VIII класса так выразил свое понимание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утес»: «Тучка - это мимолетная радость, посетившая человека. Она согрела его, оставила хорошее воспоминание и улетела. И этот человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество: всю безрадостность своего существования». (По М.Н.Шардакову).

Б. Первоклассникам давали одноцветные кирпичики и предлагали из части кирпичиков выложить третью стенку (соединяющую первые две), глядя на ранее выложенные две стенки. Вторая группа, сооружая третью, была лишена возможности сравнивать свою работу с двумя первыми стенками. В первой группе оказалось втрое больше учеников, верно решивших задачу, чем во второй группе. (По М.Н.Шардакову).

В. Ученик Х класса так определяет чувство чести: «Чувство чести- это чувство, заставляющее человека поддерживать в глазах других свой авторитет, престиж, репутацию или авторитет, престиж и репутацию коллектива, членом которого он является. Это чувство заставляет во всех проступках следовать своему мировоззрению, коммунистическим убеждениям, не позволяет раболепствовать, совершать бесчестные поступки, унижаться, унижать других. Это чувство заставляет стремиться к безупречности своих поступков, моральной чистоте. Личная честь у нас в стране неотделима от коллективной: честь человека - это честь его коллектива и наоборот». (По В.А.Крутецкому, Н.С.Лукину, 1963).

Ч У В С Т В А

№ 30

Определите, какое влияние (регулирующее, стимулирующее или дезорганизующее) оказали чувства на деятельность.

А. Урок английского языка.

Ребята принесли в класс ворону. Молодая преподавательница Н. Забралась на подоконник, чтобы поймать птицу и выпустить ее. В это время учитель Мельников заглядывает в класс. Он резко отчитывает Н.. Смущенная, расстроенная, она выбегает в коридор, чтобы объяснить своему учителю, любимому человеку, суть происходящего. Но тот холоден и строг. Тогда Н. Возвращается в класс, хватает ворону, которую кто-то из ребят завернул в тряпку. И так, в тряпке, выбрасывает беспомощную птицу в окно. Взволнованные и возмущенные ребята грубят учительнице. Одного за другим она выгоняет их за дверь. (Т.Матвеева. Раздумья о фильме «Доживем до понедельника». «Правда» от 1 ноября 1969г.).

Б. Досадное чувство собственного безволия возникает в тех случаях, когда отступаешь перед трудностями. В этих случаях стоит только безжалостно и искренне назвать себя тряпкой, никчемным человеком, как просыпается чувство оскорбленной гордости. С такой «злостью» и досадой берешься за работу, что себя не узнаешь. (По П.М.Якобсону, 1966).

В. Группа ребятишек забралась на лодочный пирс. Взрослый незаметно подошел к ним и громко крикнул: «Вы что тут, озорники, делаете?»Ребята бросились в рассыпную прежде, чем успели подумать, что ничего плохого они не сделали, но удрали не все ребята, один из них сел на землю и заплакал. А один из ребят нахмурился, сжал кулаки и пошел к взрослому выяснять обстановку, хотя ему тоже было страшно. (По К.К.Платонову).

Г. Сталевар 41года переживает тяжелое состояние по поводу смерти единственной 18-летней дочери. Раньше он очень любил свою профессию, отличался сознательным и ответственным отношением к труду. Во время войны работал с высокой производительностью, по две-три смены не выходя из цеха. Теперь работа ему тягостна, он жалуется на крайнюю усталость, хочет перейти на инвалидность.(По В.С.Мерлину, 1968).

№ 31

1. Определите, к какой категории эмоциональных явлений (настроение, аффект, эмоции, чувство, стресс, фрустрация, депрессия и т.д.) относится описываемое в каждом примере переживание.

2. По каким признакам это можно установить?

А. Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы - куда девались их задор и одержимость.

Б. Во время сдачи вступительного экзамена по математике сильный ученик, отличник, не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное состояние; все забыл.

В. Ученик 6 класса рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда всем начинает говорить грубости. Злоба так его захватывает, что он хочет вылить ее на других. Из-за этого возникают ссоры, драки и всякие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается.

Г. Добросовестная и прилежная ученица была спрошена учителем. В это время в класс вошел директор школы. Девочка растерялась, сразу замолчала. На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. Создалось впечатление, что она не знает урока. После того, как директор вышел из класса, девочка бойко и уверенно ответила по тому материалу, который безуспешно пыталась воспроизвести ранее.

Д. При обучении прыжкам с парашютом некоторые новички не находят в себе силы покинуть борт самолета. Иных только повторным приказом удается заставить сделать шаг за борт самолета. Страх и волнение не оставляет их тогда, когда шелковый купол парашюта раскрывается над ними, они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного действия. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках.

Е. Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети лежала на кресле, странно-неловко выпячиваясь, и билась головой об стену...

«Наташу кричала она, отталкивая от себя окружающих. -Подите прочь все, неправда! Убили!.. Ха-ха-ха-ха!.. неправда! (Л.Н.Толстой. Война и мир. Собр. Соч. В 20-ти т., т.?.М., Гослитиздат, 1963, стр. 201).

Ж. Отмечалось, что к концу полета космического корабля «Апполон-7» космонавты все чаще проявляли раздражительность и нетерпение. Они иногда начинали вступать в спор с операторами наземных наблюдательных станций. Дело кончилось тем, что космонавты сняли с себя биодатчики. Космонавт Эйзел отказался даже обсуждать инцидент с руководителями полета и обвинил наземный центр в том, что там наговорили космонавтам «красивые слова» о снаряжении, хотя оно никуда не годится. (По В.В.Парину, Ф.П.Космолинскому, Б.А.Душкову).

3. В условиях аварийной ситуации у оператора Ч. наблюдается учащенное мигание, сухость во рту, усиленная двигательная активность, напряженность голоса, блокирование процесса восприятия:

Ч. Слушает и не слышит, смотрит и не видит. Объем восприятия узок, показания приборов воспринимаются с ошибками, мыслительная деятельность заметно затруднена. Нарушается инструкция об определенном порядке действий. Наблюдаются сенсорные и двигательные отвлечения: оператор смотрит в окно, переходит с места на место, дает без надобности сигнализацию. Все это приводит к выпадению ряда необходимых операций и прямо ошибочным действиям. (Ответ см. у В.Ф.Матвеева, стр.43)

И. В условиях нерешенной задачи у испытуемого чрезмерно повысилась двигательная активность. В течение всего опыта он насвистывал, напевал, постукивал по столу пальцами, тер руки и лицо. Движения, прежде осторожные и точные, стали сильными и размашистыми. Испытуемый стал необычайно говорлив: к звуковому сигналу за ошибку отнесся резко отрицательно. Затруднения высказывал вслух. В конце опыта появилась отдышка. Но сознательный контроль за ходом выполнения деятельности не был нарушен. Испытуемый использовал логические выкладки при определении допущенных ошибок. (По Суворовой).

К. В начале задания испытуемый забыл сделать одно из существенных вспомогательных действий, дальше произошла ошибка - выпадение действий. Испытуемый забывал последовательность действий, хорошо освоенную прежде, и часто допускал действия, неадекватные пусковым сигналам. В процессе работы он сидел в скованной позе, низко склонив голову к столу или даже опустив ее к себе на колени. Сознательный контроль нарушался. После опыта долго и бесцельно смотрел в свою записную книжку, не понимая, зачем это делает. (По В.В.Суворовой).

№ 32

Определите виды чувств.

А. «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к Онегину». (Из письма П.И. Чайковского).

Б. После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга.

В. Мальчик- староста был совершенно подавлен тем, что ребята называли его «предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло.

Г. Ученица Х класса пишет, что она в 15 лет прочла «Овод». Книга оказала на нее потрясающее воздействие, и девочка три дня ходила под сильным впечатлением. (По А.Г.Ковалеву).

Л И Ч Н О С Т Ь

№ 33

Нижеприведенные особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность.

1. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности.

2. Дайте обоснование своего выбора.

Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, малая моторная ригидность, высокая сенсорная чувствительность.

№34

Нижеприведенные особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность

1. Выделите те особенности, которые характеризуют индивида и личность.

2. Дайте обоснование своего выбора.

Добросовестность, робость, высокая скорость усвоения навыка, скромность, правдивость, пластичность, упрямство, реактивность, малая чувствительность к общественной оценке, подвижность, быстрый темп деятельности.

№35

Даны образцы проявления в поведении людей свойств индивида и свойств личности. Выберите те образцы поведения, которые характеризуют личность, и те, которые характеризуют индивида.

А. У девочки наблюдается медленность в моторике, в речи, в мышлении и в протекании других познавательных процессов, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одной деятельности на другую. (По А.И.Ильинов и И.М.Палею).

Б. Рабочий Э. Рассказал на комсомольском собрании о том, как он распределяет свободное от работы время между занятиями спортом и учебой.

В. Товарищ Ф. вступил в общество «Знание».

Г. Товарищ М. отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.

Д. Учитель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.

Е. У инженера Ш. прекрасная дикция и приятный голос.

№ 36

Определите, к какой группе психических явлений - психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям относится каждое явление, описанное ниже.

А. Учитель математики не раз обращал внимание на то, что некоторые ребята с большим трудом усваивают материал непосредственно после уроков физкультуры и значительно лучше, если урокам математики предшествует другая учебная деятельность.

Б. Ученик Коля Ш. испытывал всегда большое удовольствие, если его товарищи демонстрировали великолепные знания по изучаемым предметам.

В. Таня К. всегда прямо и откровенно осуждала своих товарищей за недобросовестное отношение к учебной работе.

Г. Витя К. регулярно посещает кружок авиамоделистов.

Е. Петя К. придя из школы домой сразу же решил выучить стихотворение по литературе. Однако, как он ни старался, последнее четверостишие он не мог правильно запомнить. После небольшого отдыха мальчик быстро выучил последний отрывок и рассказал все четверостишие выразительно и безошибочно.

№ 37

1. Определите, изменилось ли отношение испытуемых к заданию в описанном эксперименте; если изменилось, то в какую сторону. Почему?

2. Как называется это явление?

От испытуемых требуют выполнять скучное и бессмысленное задание до тех пор, пока у них не проявится отрицательное отношение к деятельности. После этого, им предлагают самим выступить в роли экспериментатора и предложить то же самое задание другим испытуемым. При этом в инструкции они должны сообщать, что опыт интересен и имеет научное значение. За участие в роли экспериментатора бывшие испытуемые получали вознаграждение. В заключительной фазе опыта настоящий экспериментатор расспрашивает этих испытуемых об отношении к первоначально выполненному ими заданию.

Т Е М П Е Р А М Е Н Т

№ 38

1. На основании характеристики определите тип темперамента школьника.

2. Какие свойства нервной системы проявляются в этой характеристике?

А. Виктор Г.,3 класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит довольнос равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопросы учителя отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руку, отвечает односложно: «Да так...». Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлоблив, но для товарищей ленится что-нибудь сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо привязчив. (По И.М.Палею,1966).

Б. Борис Р., 3 класс. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и лететь в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив. Материал усваивает быстро и правильно, но часто от торопливости дает сбивчивые ответы. Приходится все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее и на дурное (на дурное теперь реже, так как с ним ведется большая педагогическая работа). Когда рассердится, еще не умеет себя сдержать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит: «Изумрудная пятерочка». Хотя сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, так как от желания скорее его выполнить не дослушивает до конца. (По М.И.Палею,1966)

В. Саша Д. 2 класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебника. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их воспринимает. Мечтательный. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется правилам игры. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит его не хуже других. (по И. М, Палею, 1996).

Г. Лена В., 2 класс. Девочка очень подвижная, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-нибудь в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение веселое и бодрое. На вопрос: «Как дела? – обычно отвечает с улыбкой: «Очень хорошо!», - хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки и не так уж хороши. Про пятерки радостно объявляет всем в доме. Двоек не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так… случайно…». Иногда огорчается, даже плачет, но недолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко дисциплинировать. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.(По И. М. Палею, 1966).

№ 39

Указать те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

А. Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность, движения и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, аффективность, бедность и движений, малая активность, вялость, выразительность, мимики и пантомимики, молчаливость, гиперсензитивность.

Б. Бодрое, повышенное настроение, быстрая приспосабливаемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональность возбудимость, выдержанность, однообразность

№ 40

  1. Какое свойство темперамента проявилось у Аиды и Люды?
  2. По каким признакам это можно установить?

Аида и Люда – ученицы 9 класса. У них примерно одинаковая успеваемость и одинаковое положение в коллективе. Когда в начале учебного года они узнали, что их класс будет расформирован, то Аида с удовлетворением заявила, что наконец-то она расстанется с ребятами, которые ее обидели. Люда же с досадой заметила, что теперь она будет опять в одном классе с Р. и У., с которыми она порвала дружбу. Однако после расформирования класса Люда в первые же дни познакомилась со всеми, а Аида долго даже не подходила к новым ученикам.

№ 41

  1. Определите, о каком свойстве темперамента говорится в примере?
  2. Какое свойство темперамента проявляется у Пети и у Вани?

Петя любит оживленную суету вокруг себя, очень общителен, предпочитает быть в центре внимания; Ваня, напротив, предпочитает тишину и уединение. С трудом знакомится с новыми людьми. Слишком большое внимание его смущает.

№ 42

какое свойство темперамента проявляется у испытуемых А. и В.?

В изолируемой кабине испытуемые А. и В. «ждут» боль. Их предупредили, что как только экспериментатор сосчитает от 20 до 0, они получат сильное болевое раздражение. И действительно, как только экспериментатор произнес слово «ноль», испытуемые ощутили удар тока по пальцу.

Если сравнить изменение электрокожного сопротивления (кожно-гальваническую реакцию- КГР) в процессе ожидания боли и в момент подачи болевого раздражителя у А. и В., то оказывается, что между испытуемыми существует большая разница. У испытуемого А. ожидание боли дает большую КГР, чем сама боль; у испытуемого В. – меньшую.

№43

«По мере увеличения возраста не наблюдается постепенного и плавного улучшения зрительных пространственно-различительных функций. Наибольшая величина поля зрения обнаруживается у детей в возрасте 10 и 14-15 лет, и наоборот, сужение поля зрения имеет место у детей 9 и 12 лет. Острота зрения также меняется при переходе от одного возраста к другому. Заметное улучшение этой функции приходится на период 9-12 лет, а также 14-15 лет, а ее ухудшение наблюдается у детей 12 лет. Степень точности линейного глазомера также колеблется с возрастом: наибольшая величина ошибки в глазомере встречается у детей 10 лет, а затем, начиная с 11-летнего возраста, наступает значительное улучшение этой функции» (Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, 1964).

№44

«Если ребенок дошкольного возраста мыслит и запоминает так, как он воспринимает, то подросток запоминает и воспринимает так, как он мыслит» (Л.С. Выготский, 1960).

№ 45

«…Если для ребенка раннего возраста мыслить – значит вспоминать, то для подростка вспоминать – значит мыслить. Его память настолько логизирована, что запоминание сводится к установлению и нахождению логических отношений, а припоминание заключается в искании того пункта, который должен быть найден» (Л. С. Выготский, 1960).

№ 46

Экспериментальное исследование возрастной динамики интеллектуальных функций (внимания, памяти, мышления) у взрослых в период с 18 до 35 лет показало, что «пик в развитии мышления падает на 20 лет, 23 года, 25 лет, 30 лет и 32 года, спады наблюдаются в 22, 24, 26, 28, 31 и 34-35 лет. Пики в развитии памяти приходятся на 19, 23, 24 и 30 лет, спады – на 21, 25, 26, 31, 34-35 лет. Пики в развитии внимания обнаруживаются в 22, 24, 27, 29, 32-33 года, спады – в 23, 25, 31, 34-35 лет» (Е. И. Степанова, 1971).

№ 47

Исследовали 50 пар однополых близнецов в возрасте 12-17 лет. До эксперимента близнецы находились в одинаковых условиях жизни и воспитания. Значительное сходство между ними выявилось в строении и форме тела, гибкости, латентном времени двигательной реакции, результатах скоростно-силовых тестов (прыжок в длину с места и с разбега, бег на 30 м), относительной мышечной силе и максимальной ЧСС. Различие обнаружилось в абсолютной мышечной силе, частоте движений, ЧСС (в покое, при работе умеренной мощности и в период восстановления), некоторых показателях ловкости (В. М. Зациорский, Л. П. Сергиенко, 1975).

 

№ 48

В одной из школ в трех экспериментальных классах учащиеся наряду с обычными задачами часто решали специально подобранные нестандартные задачи по алгебре. В контрольном классе таких задач не решали. Затем учащимся всех четырех классов было дано общее задание – решить несколько алгебраических задач, требующих догадки, и нестандартные геометрические задачи. Учащиеся экспериментальных классов лучше решали эти задачи, чем учащиеся контрольного класса (И. М. Розет, 1975).

№ 49

Советский психолог А. Р. Лурия наблюдал за развитием двух однояйцевых близнецов-дошкольников. Их по-разному учили играть со строительным материалом. В результате у одного из близнецов постройка была сложнее, разнообразнее и оригинальнее.

№ 50

А. Место, занимаемое дошкольником (ребенком от 3 до 7 лет) среди окружающих людей, существенно отличается от того, которое характерно для ребенка раннего возраста.

Назовите особенности социальной ситуации развития дошкольника и приведите примеры из литературы и собственных наблюдений.

Б. В каждой из приведенных ниже ситуаций показаны основные особенности внутренней позиции дошкольника.

Каково содержание мотивов поведения дошкольника?

Как влияет на развитие личности ребенка его общение со сверстниками и взрослыми?

1. Дети старшей группы детского сада играли в игру «Гараж». Саша и Андрей захотели быть начальниками. Назревал конфликт.

Воспитатель пришел им на помощь: «В вашем гараже много разных машин, и одному начальнику трудно будет справиться с работой. В гараже должны быть инженеры, механики, автослесари, водители».

Андрей согласился быть инженером, а Саша – начальником, к ним присоединились и другие дети. Играли все дружно, заинтересованно и ответственно относясь к выбранной роли.

2. Мама моет посуду. Маша (4 года) стоит рядом, наблюдает, а затем обращается к маме: «Я смогу так же вымыть посуду. Разреши мне».

3. Нина (5 лет) постоянно обрывала цветы, растущие в ящике на балконе. Мама рассказала об этом воспитателю.

Воспитатель обратился к детям: «Тот, кто хорошо дома ухаживает за растениями, получит в подарок семена красивых цветов». Ребята стали наперебой просить семена, а Нина, опустив голову, молчала. Когда вечером мама пришла за ней, дочь бросилась ей навстречу: «Мамочка, не говори, что я обрывала цветы на балконе. Я так больше делать не буду!»

4. Воспитатель старшей группы детского сада попросил одну из мам рассказать о своей работе.

Мама пришла в назначенное время празднично одетая, принесла фотографии своих товарищей по работе. Она рассказала о своей работе, о том, как они помогают друг другу. Дети с интересом выслушали ее рассказ, с любопытством рассматривали фотографии, задавали много вопросов.

В). В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребенка. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание.

Что составляет основное содержание сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте? Из возможных ответов выберите главный:

а) освоение свойств предметов и действий с ними;

б) подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли;

в) воспроизведение отношений между людьми;

г) высвобождение лишней энергии ребенка;

д) получение удовольствия.

Г. Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры.

Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у «капитана».

– Товарищ капитан, – обратился Клим к товарищу в роли капитана, –разрешите мне уйти с корабля?

Саша твердым голосом ответил: «Запрещаю!»

Клим беспрекословно повиновался ему и сошёл с «корабля» на берег вместе с другими только тогда, когда «корабль» «вернулся из плавания».

Какие качества личности формируются у детей в данной игре?

Д. Дети играли в игру «Магазин».

Около продавца выстроилась очередь. Интересно было наблюдать за поведением детей в очереди.

Таня захотела стать старушкой. Она надела платок, взяла палочку в руку, сгорбилась и сказала:

– Я бабушка.

Витя, не хотевший никого пропускать, спросил:

– Старенькая, да?

– Конечно, бабушки всегда старенькие, – ответила Таня.

– Ну тогда становись впереди меня. Бабушек надо пропускать, я знаю, – рассудительно заметил Витя.

№ 51

Воспитатель похвалила мальчика: «Молодец Витя, хорошо поступил».

Какие качества личности воспитываются у детей в приведенном примере?

Е. Предлагаем запись двух игр детей на одну тему.

1. Игра в «магазин». Наташа отправляется за покупками в магазин. Берёт сумку и говорит: «Пойду куплю хлеб, молоко, колбасу».

2. Игра в «магазин». Играют Саша, Маша, Сережа, Катя, Алеша, Света, Нина. У каждого своя роль. Двое – продавцы, один – кассир, один – принимает товар, двое – сгружают его, покупатель – Нина. Она выбирает продукты, платит деньги, складывает покупки в сумку.

Определите возраст детей, назовите основные признаки, по которым вы его определили.

№ 52

Представьте себе, что вам поручено составить программу для нового детского сада, который будут посещать дети в возрасте от 2 до 6 лет. Предложите виды деятельности, которые следует включить в программу по каждому пункту, кроме первого.

1. Групповые игры: необходимо отвести время на то, чтобы дети общались друг с другом. Пусть они играют в групповые игры и занимаются деятельностью, в процессе которой им придется делиться игрушками и играть по очереди.

2. Развитие двигательных функций крупных мышц:_____________________

3. Развитие тонкой моторики: _______________________________________

4. Просмотр телепередач: ___________________________________________

5. Питание: _______________________________________________________

6. Дисциплина:____________________________________________________

№ 53

Письменно закончите каждое предложение, развив или пояснив мысль, заложенную в его 1-й части.

I. На уроках физкультуры в младших классах требуется частая смена заданий и упражнений, потому что …

II. Формулировки заданий и упражнений должны быть краткими, конкретными, так как …

III. Одним из ведущих принципов обучения младших школьников новым физическим упражнениям является принцип наглядности, что объясняется …

IV. При изучении новых упражнений важно также соблюдение принципа систематичности и последовательности, психологически грамотное повторение, то есть …

V. Младшие школьники очень эмоциональны, поэтому …

VI. Первоклассники склонны к фантазированию, поэтому, продумывая содержание урока, целесообразно предусмотреть …

VII. Волевые проявления младших школьников еще очень слабы, поэтому на уроках физкультуры …

VIII. В период обучения в начальной школе наряду с совершенствованием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления интенсивно развивается и абстрактное мышление, в связи с чем учителю необходимо …

IX. Одним из недостатков восприятия младших школьников является неумение выделить существенное в воспринимаемом объекте (физическом упражнении), поэтому учитель …

X. На уроках в начальной школе целесообразно как можно шире использовать игровой и соревновательный методы, что отвечает таким особенностям младших школьников, как …

XI. Для младших школьников очень значима оценка учителя, которая должна применяться психологически грамотно, то есть…

XII. В начальной школе очень велик авторитет учителя, что можно использовать для …

4. Используя книгу Чистяковой М. И. «Психогимнастика», подберите 5 игр и упражнений на развитие психомоторики у младших школьников из приведенных в. М., 1990, с. 52-74.

№ 54

Укажите, к какой категории относятся изменения, описанные в каждом примере, – к физиологическим, социальным или интеллектуальным?

А. Четырнадцатилетний Игорь прекрасно играет на пианино. Прежде он любил похвастаться этим перед окружающими. С некоторых пор он стал съёживаться и краснеть, когда родители просят его сыграть что-нибудь для своих гостей.

Б. Пятнадцатилетняя Лена пулей выскочила из дома, хлопнув дверью, после того как родители попросили её вымыть посуду. Она кричала: «Все указывают мне, что я должна делать! У меня не остаётся времени для себя!».

В. Теперь, когда Олегу исполнилось 16 лет, он стал терпимее относиться к людям. Прежде он был недоволен тем, что отец никогда не ходит с семьёй в церковь. Вчера он заявил отцу, что люди должны всегда действовать в соответствии со своими убеждениями.

Г. Бедняга Пётр! После того как ему исполнилось 13 лет, его исключили из хора мальчиков. Прежде у него был прекрасный альт, а теперь его голос то и дело «даёт петуха».

Д. С тех пор как Оле стукнуло 13, она отказывается носить многие из своих прежних вещей. Она ходит только в джинсах с определённой наклейкой и в рубашках с надписями. Она заявляет: «Это носят все мои друзья. Я не хочу быть “белой вороной”.

3. Проанализируйте следующие три портрета в соответствии со схемой возрастных особенностей подростков. В том случае, когда портрет не имеет всех характеристик, содержащихся в схеме, надо достроить его. По портрету прогнозировать дальнейшее (в VIII, IX и X классах) развитие подростка и оптимальные пути воздействия на него педагогов, в частности педагога физического воспитания.

№ 55

Схема анализа возрастных особенностей подростка:

уровень физического развития, характер развития (конфликтный – спокойный), место школы в жизни подростка, общественная активность, общение с одноклассниками и статус в классе, взрослость подростка (её содержание и проявление), отношение к взрослым и со взрослыми, место физической культуры в жизни ученика. Прогнозируется дальнейшее развитие подростка.

Портреты подростков.

ВИТЯ. В V классе большинство девочек и мальчиков очень выросли, Витя и ещё три мальчика совсем не изменились. Дома Витя многое делал сам. Ему была предоставлена самостоятельность в учении. В распределении времени, выборе занятий и друзей. Учился средне, уроки готовил от случая к случаю. С восторгом и увлечением говорил Витя о старшем брате, подражал ему. Всегда подчёркивал его силу и рост. И не случайно: как раз этого ему недоставало. Перечисляя важные и полезные учебные предметы в школе, прежде всего называл физкультуру: «Она для развития нужна».

Витя всегда хотел руководить, был уверен в своей правоте, идеи и предложения товарищей казались ему хуже собственных. Обычно он за всё брался, а выполнял плохо. В то же время он очень хотел, чтобы всё делалось именно так, как он предложил.

Витя всегда рассказывал либо о прошлом, либо о том, что с ним случилось не в школе. Рассказы не были просто выдумкой, но в них было стремление доказать свои достоинства, геройство, желание заинтересовать товарищей. Рассказы были полем его деятельности, известным способом самоутверждения и своеобразной компенсацией неуспеха в учении.

Витя очень чутко реагировал на действительные или только кажущиеся ему ущемления его достоинства, всегда раздражался и обижался, если его нарочно и даже нечаянно толкали. Сдачу давал только слабым или девочкам. Он очень обижался на критические замечания взрослых, особенно высказанные публично. Замечания и наказания переживал как личную обиду, оскорбление, унижение.

К концу учебного года Витя становился всё более ранимым, обидчивым, упрямым, временами был непослушен, приставал к слабым ребятам, демонстративно грубил, говорил басом, гоготал, ходил вразвалку, держался нарочито солидно, пыжился, старался во всём оригинальничать, острил по каждому поводу, гримасничал и кривлялся, стал курить, разговаривать о выпивке.

ИРА. Ученица VII класса, 15 лет. Девочка хорошо физически развита (выше многих мальчиков в классе), выглядит девушкой, миловидна, раскована. Своей внешности Ира всегда уделяла много внимания и времени. Она могла часами вертеться перед зеркалом, хотела быть одетой хорошо и обязательно по моде. Лучше всех девочек класса играла в баскетбол, волейбол и танцевала. Училась Ира неплохо, но любимых предметов не было. Читала очень мало. Дома за книги и уроки по доброй воле не садилась.

Общение с товарищами всегда занимало в жизни Иры большое место. Постепенно оно вытеснило все остальные дела. С V класса начались «вечеринки» на квартирах у одноклассников. Мать пыталась противодействовать этому, но наталкивалась на настойчивость и упрямство дочери, которая настаивала на своём праве распоряжаться свободным временем по-своему. В семье часто возникали ссоры. Уже в IV классе Ира пользовалась у мальчиков большим успехом и знала об этом. Были у неё друзья из параллельного класса и во дворе. Ира сама проявляла к мальчикам интерес. С девочками Ира не дружила, они её не интересовали.

В VII классе отношения Иры с мальчиками, отношение к себе и своей внешности превратились в важную сторону её жизни. Она уже имела в отношениях с мальчиками своеобразный опыт полуигривого-полуромантического характера.

ПЕТЯ. Ученик V класса, первый помощник матери (учительницы начальных классов), её защитник от отца-пьяницы. Жизнь дома, несмотря на тяжёлую обстановку и различные обязанности, не тяготила его.

Школа, учение, общение с товарищами занимали в жизни Пети также большое место. Все предметы Петя считал интересными, в том числе и физкультуру. Хотел хорошо учиться, с радостью говорил о любой хорошей отметке, а двойки его огорчали до слёз. За уроки садился без принуждения, иногда заучивал материал, не понимая его. Круг умений и практических знаний у Пети был шире, чем учебных.

Петя любил играть в шашки, волейбол, футбол, выпиливать и фотографировать. Читал книги про путешественников, особенно любил читать исторические романы. Дома, когда было время, смотрел телевизор. Он всегда следил за программой передач, сообщал об этом ребятам. Соревноваться с Петей в знании названий ансамблей было трудно.

Развитие дружеских отношений Пети с товарищами зависело не только от совпадения интересов и любимых занятий, но, главным образом, от наличия у них качеств хорошего товарища: преданности другу, равенства в отношениях, уважения, взаимной помощи. В отношениях с товарищами Петя был независим, не поддавался влиянию. Никого не копировал. Предъявляемые им требования к товарищам не расходились с его собственным поведением. Он был справедлив, принципиален в оценках и высказываниях. На руководство ребятами он не претендовал. В VI классе у Пети начался процесс «кристаллизации» определённых требований к качествам собственной личности, и он стал заниматься самовоспитанием.

№ 56

Проанализируйте цитаты из работ известных психологов и педагогов, раскрывающие психологические особенности детей младшего школьного, подросткового и старшего школьного (юношеского) возраста. Определите, о каком возрасте идёт речь?

1). «На основании имеющихся в литературе данных и собственных исследований мы полагаем, что ________ возраст характеризуется возникновением нового уровня самосознания, главная черта которого – появление у ________ способности и потребности познавать самого себя как личность, обладающую именно ей (в отличие от всех других людей) присущими качествами. Это порождает у _________ стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию» (Л.И. Божович).

2). «В своеобразии урока с учащимися ________ возраста отражаются следующие их возрастные психологические особенности: 1) внимание основывается на непосредственном интересе; произвольное же внимание развито слабо; 2) усвоение основывается на запоминании посредством слушания и упражнения; пользование при усвоении книгой и записями слабо развито; 3) мышление наглядное, отвлечённое логическое мышление слабо развито; 4) самоконтроль развит слабо; 5) приёмами и средствами систематического умственного труда владеют ещё плохо; 6) очень подвижны и эмоциональны» (П.П. Блонский).

3). «Умственное развитие __________ заключается не столько в накоплении знаний, умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности» (И.С. Кон).

4). «_____________ проявляют постоянную заботу о том, чтобы не показаться изолированными от друзей по группировке и от класса в целом. Если над ними нависла угроза лишиться поддержки класса или хотя бы ближайших друзей, они тотчас перестраивают своё поведение… Потребность в достойном положении в классе столь значима для _______, что, оказывая ему помощь в стремлении удовлетворить её, легко установить с ним не только деловой, но и эмоциональный контакт, благодаря чему становится возможным решение любой воспитательной задачи» (А.П. Краковский).

5). «Несмотря на большие успехи, достигнутые в процессе воспитания, воля ___________ развита слабо. Волевые действия, хотя и становятся более продуманными, ещё не утратили импульсивного характера. Непосредственные желания и чувства остаются всё ещё более сильными мотивами поведения. _______ уже сознают необходимость действовать по долгу, но фактически часто следуют своему желанию» (В.И. Селиванов).

6). «У ________, как известно, специфическим новообразованием становится «чувство взрослости», которое выражает их новую жизненную позицию по отношению к себе, другим людям и миру, определяет направление и содержание социальной активности, систему переживаний и аффективных реакций» (А.И. Раев, Л.А. Матвеева).

7). «Для _______ независимость – самоцель. На вопрос: «Что значит найти своё место в жизни?» – _________ отвечает: «Это значит занять независимое место, делать то, что хочешь». _________ ответит на этот вопрос по-другому: «Это значит занять место по способностям, по своим силам, самому хорошо решать свои жизненные задачи, справляться со своими делами». Стремление к самоутверждению сменяется, таким образом, более реалистичным и критическим самоанализом и самовоспитанием»
(И.С. Кон).

8). «Они не умеют отделить в воспринимаемом объекте главное и существенное от деталей подробностей. Образ предмета «размыт», неясен и слитен (недифференцирован). Эта особенность восприятия _______ является причиной многих ошибок, которые они допускают при восприятии сходных по внешнему виду предметов или изображений» (А.А. Люблинская).

9). «В результате исследования мы обнаружили, что __________ совершает важнейший переломный шаг на пути интеллектуального развития. Он переходит от конкретного мышления к мышлению в понятиях. …Для ребёнка _______ возраста слово означает фамилию, вещи. Для ________ слово означает понятие вещи, т. е. Её сущность, законы её построения, связь со всеми остальными вещами и место в системе уже познанной и упорядоченной действительности» (Л.С. Выготский).

10). «Ценнейшее психологическое приобретение __________ возраста – открытие своего внутреннего мира, которое равнозначно для растущего человека настоящей коперниковской революции» (И.С. Кон).

№ 57

Решите следующие психологические задачи:

А). Прочитайте сюжет и выпишите в тетрадь: 1 – поступки героини, характерные для незрелой личности и 2 – характерные для зрелой личности.

Двадцативосьмилетняя Наталья работает парикмахером. Ей нравится её работа, но хозяин парикмахерской подумывает о том, чтобы её уволить. Дело в том, что Наталья сердится на клиентов и грубит им, если они недовольны её работой. Вчера она заявила одному клиенту, что его отвратительные волосы вообще невозможно хорошо уложить, потому что они слишком редкие и тонкие. Хозяин сказал ей, что если она не научится прилично себя вести, то он не позволит ей продолжать работать в его парикмахерской.

У Натальи есть близкий приятель, которому она рассказала о своих проблемах. Он выслушал и посочувствовал её трудностям. Но Наталья никак не может решить, следует ли ей поменять профессию. Она собирается сегодня вечером позвонить маме, чтобы та посоветовала, как поступить.

Б). Олегу и Людмиле по сорок лет. Они женаты двадцать лет, и у них есть восемнадцатилетняя дочь. Олег работает портовым грузчиком на погрузке и разгрузке кораблей. Людмила никогда прежде не работала и теперь подумывает о том, чтобы поискать для себя место. Представьте себе, что они попросили вас помочь им составить жизненные планы на период зрелости. Расскажите им о том, чего им следует ожидать и как лучше приспособиться к грядущим изменениям.

В). Планирование своей жизни помогает человеку подготовиться к старости и облегчает адаптацию. Для каждого из перечисленных аспектов жизни предложите запланировать одно мероприятие, которое помогло бы человеку адаптироваться к старости.

ЗДОРОВЬЕ__________________________________________________

ФИНАНСЫ_________________________________________________

ИНТЕРЕСЫ _________________________________________________

ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ _____________________________________

№ 58

Решите психологические задачи. Вы – учитель физкультуры.

Вам нужно обучить новому двигательному

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контрольная работа по теме «Морфология» за курс 7 класса. | Обучающихся по специальности 33.02.01. «Фармация», по сокращенной общеобразовательной программе с элементами дистанционных технологий


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных