ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные тенденции развития высшего образования в РоссииРазвитие системы образования на современном этапе ставит определенные социально-экономические и педагогические цели. К социально-экономическим целям можно отнести: · преодоление отставания и развитие новых технологий в ключевых областях экономики; · дальнейшее развитие культуры и духовности общества. К педагогическим целям относятся: · обновление содержания образования; · выработка новых технологий обучения; · разработка новых направлений, профессий и специальностей в обучении; · разработка междисциплинарных исследований. Педагогической общественностью нашей страны был взят курс на формирование идей новой образовательной парадигмы. Термин «парадигма» этимологически восходит к греческому «paradeigma» в значении «пример, образец». Понятие изначально употреблялось в логике, нашло широкое толкование в педагогике (в 70-е годы XX в.). Парадигма – это исходная теория или совокупность теоретических положений, идей или убеждений, принятых основной массой ученых и практиков и используемых для дальнейшего развития той же теории и практики. Парадигма господствует в течение определенного исторического периода. Каждая новая парадигма – это результат длительных теоретических изысканий и еще более длительного периода их практического воплощения. Любая образовательная практика, реализованная в рамках новой образовательной парадигмы, всегда дает более высокие образовательные результаты, а потому – более высокое качество образования. Смена образовательной парадигмы в нашей стране повлекла за собой трансформацию педагогических отношений во всех структурных компонентах системы образования. Новая образовательная парадигма предопределила основные принципы реформирования отечественной образовательной системы. Демократизация образования – следствие демократизации всего общества. Предполагает необходимость и возможность, а также средства и условия реализации следующих принципов в образовании: · равные возможности в получении образования и его бесплатный характер; · открытость и многообразие образовательных учреждений; · сотрудничество обучающих и обучаемых, студенческое самоуправление; · регионализация образования; · международная интеграция и сотрудничество; · негосударственные формы получения образования и частные образовательные учреждения; · общественно-государственное управление в системе образования; · демократический механизм руководства и контроля за качеством образования с учетом расширения имеющихся на всех уровнях полномочий. Гуманизация образования – ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения обучаемых и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека на сохранение и укрепление его здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Гуманитаризация – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющая с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека. Дифференциация – предполагает разделение учебных дисциплин на обязательные (инвариант) и по выбору (вариативные), в соответствии с профессиональными и личностными интересами студентов. Диверсификация (от англ. diverse – иной, другой) образования предполагает: · многообразие образовательных учреждений и программ, квалификаций и документов об образовании, их нострификацию; · разнообразие уровней и подуровней образования, базы и сроков подготовки и переподготовки; · многоканальное финансирование и многообразие в управлении образованием. Стандартизация – ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов. Многовариативность выражается в том, что студентам предоставляется возможность выбрать темп обучения, достигать различного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения и т.д. Фундаментализация – особое значение придается глубокому и системному усвоению теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательного учреждения. Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники (аудио-, видео- и компьютерная техника) в учебно-воспитательном процессе. Индивидуализация – это учет и развитие личностных особенностей студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Непрерывность подразумевает направленность обучаемых на процесс постоянного личностного и профессионального совершенствования на протяжении всей сознательной жизни. Многоуровневое обучение – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Структура многоуровневого обучения: · магистратура (5-6 курс) – овладение студентами профессионально-педагогической и исследовательской деятельностью; · специалистура (5 курс) – углубленная подготовка по выбранному профилю; · бакалавриат (3-4 курс) – обеспечивает фундаментальное образование профессионально-предметного плана. Многоуровневая система образования, которая сложилась в России в 90-х годах XX в., позволила реализовать новые образовательные возможности: · для государства – возможность заполнения вакантных рабочих мест специалистами соответствующего уровня; быстрое реагирование на запросы государства; · для общества – высокий общеобразовательный уровень населения; формирование высокой мобильности населения; подготовка специалистов требующихся специальностей в сжатые сроки; · для вузов – возможности формирования учебного процесса в вузе и полной реализации научно-педагогического потенциала учебного заведения, учет его специфики; высокая восприимчивость системы к новациям; · для личности – выбор собственного маршрута получения образования; возможность приобретения многопрофильной профессиональной подготовки; возможность непрерывного получения образования. Большинство вузов России переходит на многоуровневое обучение. Именно такая структура профессионального обучения является эффективной и может удовлетворять потребности общества в определенном уровне образованности. Профессионализация – это ориентированность всех учебных дисциплин на будущую профессиональную деятельность обучаемых. Опережающий характер образования – условие будущего устойчивого развития страны, ее экономики и социальной сферы. Интеграция науки и образования позволит развить научное обеспечение системы образования России, укрепить потенциал вузовской науки, решить задачи подготовки кадров для инновационной деятельности. Формирование профессиональной элиты – подготовка высококвалифицированного персонала, который будет задавать тон в политике, экономике и культуре России в XXI в. Высшее профессиональное образование – это образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам (соответствующим установленному стандарту), завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании. Структура системы высшего образования в РФ: · государственные образовательные стандарты; · образовательные программы; · научные, проектные и культурно-просветительские учреждения; · ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие высшего образования; · различные органы управления высшим образованием; · собственно высшие образовательные учреждения (институты, университеты и академии). Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Основными субъектами высшего профессионального образования являются преподаватели и студенты. Россия присоединилась к Болонской декларации 19 сентября 2003 года в Берлине. В 90-е годы XX в. основными тенденциями реформирования высшей школы России являлись: · изменение парадигмы отечественной системы образования; · зарождение новых функций образования, адаптированных к условиям демократического государства и рыночным условиям; · активизация проблем управления эффективностью и качеством в образовании; · практическая реализация идей непрерывного образования и педагогической интеграции; · формирование системы многоуровневого высшего образования. В дальнейшем, в первое десятилетие XXI в., они пополнились следующими тенденциями: · усилением приоритетности научно-инновационной составляющей деятельности вузов и, как следствие, появлением образовательных учреждений нового типа (федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, национальные научно-образовательные центры, интегрированные учебно-научно-производственные комплексы, инновационные университеты); · усилением децентрализации государственного управления и регулирования в системе высшего профессионального образования и как следствие повышением автономности вузов, развитием механизмов, форм, структуры общественного участия в управлении образованием; · усилением конкуренции среди вузов на фоне демографического спада; · появлением и развитием негосударственного сектора в системе высшего профессионального образования и связанным с этим усилением внимания к проблемам контроля качества предоставляемых образовательных услуг; · трансформацией философии и технологии образования. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|