Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные тенденции развития высшего образования в России




Развитие системы образования на современном этапе ставит определенные социально-экономические и педагогические цели.

К социально-экономическим целям можно отнести:

· преодоление отставания и развитие новых технологий в ключевых областях экономики;

· дальнейшее развитие культуры и духовности общества.

К педагогическим целям относятся:

· обновление содержания образования;

· выработка новых технологий обучения;

· разработка новых направлений, профессий и специальностей в обучении;

· разработка междисциплинарных исследований.

Педагогической общественностью нашей страны был взят курс на формирование идей новой образовательной парадигмы.

Термин «парадигма» этимологически восходит к греческому «paradeigma» в значении «пример, образец». Понятие изначально употреблялось в логике, нашло широкое толкование в педагогике (в 70-е годы XX в.).

Парадигма – это исходная теория или совокупность теоретических положений, идей или убеждений, принятых основной массой ученых и практиков и используемых для дальнейшего развития той же теории и практики.

Парадигма господствует в течение определенного исторического периода. Каждая новая парадигма – это результат длительных теоретических изысканий и еще более длительного периода их практического воплощения. Любая образовательная практика, реализованная в рамках новой образовательной парадигмы, всегда дает более высокие образовательные результаты, а потому – более высокое качество образования.

Смена образовательной парадигмы в нашей стране повлекла за собой трансформацию педагогических отношений во всех структурных компонентах системы образования. Новая образовательная парадигма предопределила основные принципы реформирования отечественной образовательной системы.

Демократизация образования – следствие демократизации всего общества. Предполагает необходимость и возможность, а также средства и условия реализации следующих принципов в образовании:

· равные возможности в получении образования и его бесплатный характер;

· открытость и многообразие образовательных учреждений;

· сотрудничество обучающих и обучаемых, студенческое самоуправление;

· регионализация образования;

· международная интеграция и сотрудничество;

· негосударственные формы получения образования и частные образовательные учреждения;

· общественно-государственное управление в системе образования;

· демократический механизм руководства и контроля за качеством образования с учетом расширения имеющихся на всех уровнях полномочий.

Гуманизация образования – ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения обучаемых и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека на сохранение и укрепление его здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманитаризация – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющая с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека.

Дифференциация – предполагает разделение учебных дисциплин на обязательные (инвариант) и по выбору (вариативные), в соответствии с профессиональными и личностными интересами студентов.

Диверсификация (от англ. diverse – иной, другой) образования предполагает:

· многообразие образовательных учреждений и программ, квалификаций и документов об образовании, их нострификацию;

· разнообразие уровней и подуровней образования, базы и сроков подготовки и переподготовки;

· многоканальное финансирование и многообразие в управлении образованием.

Стандартизация – ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариативность выражается в том, что студентам предоставляется возможность выбрать темп обучения, достигать различного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения и т.д.

Фундаментализация – особое значение придается глубокому и системному усвоению теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательного учреждения.

Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники (аудио-, видео- и компьютерная техника) в учебно-воспитательном процессе.

Индивидуализация – это учет и развитие личностных особенностей студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность подразумевает направленность обучаемых на процесс постоянного личностного и профессионального совершенствования на протяжении всей сознательной жизни.

Многоуровневое обучение – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека.

Структура многоуровневого обучения:

· магистратура (5-6 курс) – овладение студентами профессионально-педагогической и исследовательской деятельностью;

· специалистура (5 курс) – углубленная подготовка по выбранному профилю;

· бакалавриат (3-4 курс) – обеспечивает фундаментальное образование профессионально-предметного плана.

Многоуровневая система образования, которая сложилась в России в 90-х годах XX в., позволила реализовать новые образовательные возможности:

· для государства – возможность заполнения вакантных рабочих мест специалистами соответствующего уровня; быстрое реагирование на запросы государства;

· для общества – высокий общеобразовательный уровень населения; формирование высокой мобильности населения; подготовка специалистов требующихся специальностей в сжатые сроки;

· для вузов – возможности формирования учебного процесса в вузе и полной реализации научно-педагогического потенциала учебного заведения, учет его специфики; высокая восприимчивость системы к новациям;

· для личности – выбор собственного маршрута получения образования; возможность приобретения многопрофильной профессиональной подготовки; возможность непрерывного получения образования.

Большинство вузов России переходит на многоуровневое обучение. Именно такая структура профессионального обучения является эффективной и может удовлетворять потребности общества в определенном уровне образованности.

Профессионализация – это ориентированность всех учебных дисциплин на будущую профессиональную деятельность обучаемых.

Опережающий характер образования – условие будущего устойчивого развития страны, ее экономики и социальной сферы.

Интеграция науки и образования позволит развить научное обеспечение системы образования России, укрепить потенциал вузовской науки, решить задачи подготовки кадров для инновационной деятельности.

Формирование профессиональной элиты – подготовка высококвалифицированного персонала, который будет задавать тон в политике, экономике и культуре России в XXI в.

Высшее профессиональное образование – это образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам (соответствующим установленному стандарту), завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.

Структура системы высшего образования в РФ:

· государственные образовательные стандарты;

· образовательные программы;

· научные, проектные и культурно-просветительские учреждения;

· ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие высшего образования;

· различные органы управления высшим образованием;

· собственно высшие образовательные учреждения (институты, университеты и академии).

Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Основными субъектами высшего профессионального образования являются преподаватели и студенты.

Россия присоединилась к Болонской декларации 19 сентября 2003 года в Берлине.

В 90-е годы XX в. основными тенденциями реформирования высшей школы России являлись:

· изменение парадигмы отечественной системы образования;

· зарождение новых функций образования, адаптированных к условиям демократического государства и рыночным условиям;

· активизация проблем управления эффективностью и качеством в образовании;

· практическая реализация идей непрерывного образования и педагогической интеграции;

· формирование системы многоуровневого высшего образования.

В дальнейшем, в первое десятилетие XXI в., они пополнились следующими тенденциями:

· усилением приоритетности научно-инновационной составляющей деятельности вузов и, как следствие, появлением образовательных учреждений нового типа (федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, национальные научно-образовательные центры, интегрированные учебно-научно-производственные комплексы, инновационные университеты);

· усилением децентрализации государственного управления и регулирования в системе высшего профессионального образования и как следствие повышением автономности вузов, развитием механизмов, форм, структуры общественного участия в управлении образованием;

· усилением конкуренции среди вузов на фоне демографического спада;

· появлением и развитием негосударственного сектора в системе высшего профессионального образования и связанным с этим усилением внимания к проблемам контроля качества предоставляемых образовательных услуг;

· трансформацией философии и технологии образования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных