Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Болонский процесс, как интеграция высшего образования России в европейское образовательное пространство




19 июня 1999 г. в Болонье (Италия) министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию о европейском регионе высшего образования.

Основная цель Болонской декларации – реализация Европейского пространства высшего образования, в основе которого лежат институциональная автономия, академическая свобода, равные возможности и демократические принципы – все, что будет способствовать мобильности, увеличению занятости и улучшению привлекательности и конкурентоспособности Европы.

20 сентября 2003 г. к Болонскому процессу присоединилась и Россия. Теперь под декларацией о Европейском пространстве для высшего образования стоят подписи 40 министров образования.

Предложения, рассматриваемые и исполняемые в рамках Болонского процесса, сводятся к шести основным ключевым позициям:

1. Создание единой схемы получения высшего образования.

2. Повышение качества высшего образования.

3. Введение единой системы учета трудоемкости учебной работы (под кредитом понимается условная оценка рабочей нагрузки, необходимая для освоения элемента программы обучения, начисляемая в случае его успешного прохождения).

Пример введения системы кредитов в МГУ им. М.В. Ломоносова

Из всех разрабатываемых сегодня в России методик пересчета трудоемкости из часов в кредиты наиболее широко используется так называемый «долевой подход».

Этот метод позволяет учесть роль каждого компонента в целостности учебной программы, не нарушая годового и семестрового нормативов ECTS (60 и 30 з.е. соответственно), позволяет определить кредитный «вес» курсовой единицы, исходя из ее роли в формировании тех компетенций, которыми студент должен обладать по окончании учебы. Данный подход, в свою очередь, хорошо согласуется с модульным принципом компоновки образовательной программы. При «долевом подходе» выраженная в зачетных единицах трудоемкость любого элемента образовательной программы – учебной дисциплины, выпускной работы, учебной практики и т.д., указывает не столько на их часовые эквиваленты, сколько на то, какова доля этого элемента относительно показателя общей трудоемкости образовательной программы.

Пример введения системы кредитов в СПбГУ

СПбГУ пошел по пути разработки «понижающих» коэффициентов пересчета. Для этого многие вузы, исходя из роли курсов в достижении тех или иных образовательных целей, противопоставили дисциплины гуманитарного и социально-экономического (ГСЭ) и естественнонаучного (ЕН) циклов и дисциплины обще-профессионального (ОПД) и специального (СД) циклов. Для первых вырабатывались более высокие значения коэффициентов пересчета, для последних – более низкие, в результате чего при расчете кредитной стоимости той или иной дисциплине в учебном плане возникала обратная пропорциональность.

Опыт университетов США

В университетах США, где возникла кредитная система, установлено следующее соотношение:

1 зачетная единица (кредит) = 1 ак/ч лекции + 2 часа самостоятельной работы студента в неделю + другие виды учебной работы по данной дисциплине в течение одного семестра (рефераты, домашние задания и т.п., зачет, экзамен); или 2 ак/ч практических занятий + 1 час самостоятельной работы в неделю + другие виды учебной работы (рефераты, домашние задания и т.п., зачет, экзамен); или 2 ак/ч лабораторных работ + 1 час самостоятельной работы в неделю + другие виды учебной работы (рефераты, домашние задания и т.п., зачет, экзамен).

4. Расширение мобильности.

5. Обеспечение трудоустройства выпускников.

6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования.

Таким образом, подписав Болонскую декларацию в 2003 г., Россия приняла на себя обязательства по внедрению ее основных принципов и инструментов к 2010 г. Этот год выбран не случайно, т. к. именно в этом году предполагается завершение формирования основного конструкта Европейского пространства высшего образования. Однако еще нет общего согласия по отдельным вопросам. Особенно это касается вопросов унификации научных степеней. Прежде всего, сложность заключается в том, что наиболее распространенная в России степень – кандидат наук – не имеет аналогов в Европе. Существуют и другие проблемы, решение которых в настоящий момент обсуждается. В то же время в российской системе образования многое сделано в данном направлении: происходит массовый переход вузов на многоуровневую систему обучения, создаются условия для мобильности преподавателей и студентов; ведется работа по введению единой системы учета трудоемкости учебной работы и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте деятельность ЮНЕСКР. Покажите роль этой организации в развитии высшего образования в современном мире.

2. Вспомните основные принципы реформирования российской системы образования.

3. Когда и где была подписана Болонская декларация?

4. Назовите основные ключевые позиции, рассматриваемые и исполняемые в рамках Болонского процесса.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных