Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Право на получение необходимой информации




КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕЗРАБОТНЫМИ

 

Студентка: Сумина Мария Юрьевна Группа: 4ПСО7

Работа выполнена «__»______2016 г. Подпись студента: _______

Дата защиты «__»__________2016 г. Оценка: ________________

 

Руководитель курсовой работы: ___________ Н.В. Прокудина

Подпись ФИО

СОГЛАСОВАНО

Протокол ПЦК № ___ от _______2016 г.

Председатель ПЦК специальности Право и организация социального обеспечения

_____________________ Л.П. Маньковская

 

Москва 2016

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ……………………………..

1.1. Нормативно-правовое регулирование технологий реабилитации и абилитации…………………………………………..………………………..

1.2. Характеристика основных понятий…………………………….

ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИХСЯВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ………………………………………

2.1. Особенности технологий социальной реабилитации и абилитации инвалидов………………………………………………………………….

2.2. Комплексная абилитация детей-инвалидов……………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ………………….

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Изменения, произошедшие в последние десятилетия в гуманитарной сфере жизни российского общества, в числе прочего выразились в усилении внимания к тем категориям и группам населения, специфические социальные проблемы которых прежде либо неоправданно рассматривались как незначимые, либо не замечались и игнорировались. Речь идет, в частности, о детях и взрослых с ограниченными возможностями здоровья – инвалидах; о лицах с расстройствами поведения - наркозависимых, лицах с алкогольной зависимостью, с поведенческими формами зависимости и с личностными расстройствами; а также о лицах, попавших в трудную жизненную ситуацию - детях-сиротах, лицах пожилого и преклонного возраста, лицах без определенного места жительства и лицах, вышедших из мест заключения.

В настоящие время государство осознало социальную реабилитацию граждан, находящихся в специфической ситуации социального развития, в качестве своей неотъемлемой функции и важнейшей задачи социальной политики, и свидетельством тому служит принятие целого ряда мер нормативно-правового характера, осуществление целевых программ.
Между тем, принципиальное значение для успешной реализации данной функции и задачи приобретает кадровое обеспечение соответствующей практической деятельности, т.е. насыщение ее инфраструктуры специалистами, владеющими современными эффективными социально-реабилитационными технологиями. Однако целенаправленный профессионально-образовательный процесс в области социально-реабилитационных технологий до настоящего времени в вузах не осуществляется, что указывает на наличие очевидного противоречия между актуальными кадровыми потребностями социально-реабилитационной практики и способностью высшей школы их удовлетворить в русле традиционных структурно-содержательных подходов.

В настоящее время проблема социальной реабилитации и абилитации детей инвалидов, в виду ее актуальности, широко разрабатывается.

Целью курсовой работы является изучение особенности технологий социальной реабилитации и абилитации.

Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:

Ø Выявить сущность понятий технологий социальной реабилитации и абилитации

Ø Изучить категории граждан нуждающихся в социальной реабилитации и абилитации

Ø Проанализировать законодательную акты, регулирующие особенности применения социальной абилитации и реабилитации

Ø Изучение особенностей применения технологий

Методы исследования: Для достижения цели исследования использовались общенаучные методы: анализ (проанализирована действующая нормативно - правовая база), частные научные правовые методы: историко-правовой (основной и наиболее важный метод в изучении работы, так же использования этих знаний при изучении особенностей социального обеспечения, так как знания социальных норм исторических документов позволяет более глубоко проникнутся проблемами социальной защиты и обеспечения, и найти наиболее оптимальный выход из сложившихся положений), формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, проводить классификацию терминов, толковать содержание правовых предписаний).

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в оказание реабилитационных и абилитационных технологий.

Предметом исследования выступают правовые аспекты, использование нормативно-правовой базы, регулирующей процесс применения технологий к различными категориями граждан.

Курсовая работа состоит из вступления, в котором обоснован выбор темы, раскрывается актуальность исследования, сформулированы цель и задачи, объект и предмет курсовой работы. Основная часть, состоит из двух глав: 1 глава посвящена изучению понятий и нормативно-правовых актов,регламентирующих применений реабилитационных и абилитационных технологий; во 2ой главе рассматриваются особенности применения технологий, проводимой с различными категориями граждан. В заключение содержатся выводы, подводятся итоги исследования, рассмотрены плюсы и минусы данного исследования. В курсовой работе содержится список использованных источников, который состоит из перечня нормативно-правовых актов, научно-методической литературы и интернет - ресурсов, приложение, в котором предоставлена статистическая информация и образцы документов.

 

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

1.1Нормативно-правовое регулирование технологий реабилитации и абилитации

В федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

В статье 9 федерального закона № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[1] раскрываются понятия реабилитации и абилитации инвалидов.

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:

Ø медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

Ø профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;

Ø социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

Ø физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

К основным направлениям реабилитации относятся[2]:

Ø Медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

Ø профессиональная ориентация, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственная адаптация;

Ø социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитацию, социально-бытовая адаптация;

Ø физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Законодательством предусмотрено право инвалидов на реализацию основных направлений реабилитации и абилитации следующим образом:

Ø использование инвалидами технических средств реабилитации;

Ø создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур;

Ø пользование средствами транспорта, связи и информации;

Ø обеспечения инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации и абилитации.

Технические средства реабилитации инвалидов [3]

К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. К ним относят специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией и др.

Медицинское обеспечение

Инвалидам по закону предоставлено право на бесплатное медицинское обслуживание.

В ряде случаев инвалидам гарантировано право на бесплатное получение лекарств. Перечень льготных категорий граждан и видов лекарств предусмотрен постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»[4].

Так, инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное получение всех лекарственных средств, средств медицинской реабилитации, калоприемников, мочеприемников и перевязочных материалов (по медицинским показаниям).

Пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах, а также работающие инвалиды II группы, инвалиды III группы, признанные безработными, при амбулаторном лечении имеют право на приобретение лекарственных препаратов по рецептам врачей с 50-процентную скидкой от свободных цен.

Кроме того, инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными, кроме лекарственных средств имеют право на приобретение с 50-процентной скидкой изделий медицинского назначения (мочеприемников, калоприемников), перевязочных средств по медицинским показаниям.

Право на получение необходимой информации

Реализация данной возможности обеспечивается выпуском спецлитературы для инвалидов по зрению; приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для муниципальных библиотек.

 


 

 

1.2.Характеристика основных понятий

Инвалид[5] - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности- полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Социальная защита инвалидов- система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или

частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

 


 

ИТОГИ 1 ГЛАВЫ

Проанализировав изложенный материал, можно сделать выводы, что в настоящее время основополагающим актом, регламентирующим права и обязанности безработных граждан, является федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181[6].

Данным законом дано понятие «инвалид» (ст. 1 Закона) и установлены категории групп инвалидности.

Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

Признание гражданина инвалидом осуществляет бюро медико-социальной экспертизы на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".

 

Законодательством предусмотрено право инвалидов на реализацию основных направлений реабилитации и абилитации следующим образом:

Ø использование инвалидами технических средств реабилитации;

Ø создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур;

Ø пользование средствами транспорта, связи и информации;

Ø обеспечения инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации и абилитации.

 

ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИХСЯВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ

2.1. Особенности технологий социальной реабилитации и абилитации инвалидов

Процесс социальной адаптации личности - это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Выделяется два класса адаптивных процессов. Первый связан с событиями, вызвавшими изменение социального статуса человека. Здесь требуется овладение новой социальной ролью, а также включение человека в новую для него социальную среду. Второй класс адаптивных процессов определяется событиями, обусловленными изменениями социальной среды, динамикой общественного развития. Для инвалида адаптивные процессы связаны, в первую очередь, с новой для него социальной ролью индивида и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом. Задержки и срывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей инвалидов, росту заболеваемости, психологическому феномену, определяемому как формирование статуса инвалида. Социальная реабилитация - самый надежный путь и условие к успешной социальной адаптации инвалида.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания.

Технологии социальной реабилитации инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата

Проблемы осуществления самообслуживания и самостоятельного передвижения решаются в ходе социально-бытовой реабилитации.

Организация социально-бытовой реабилитации связана с рядом методических подходов, которые лежат в основе технологии этой формы реабилитации.

На этапе первичного освидетельствования инвалида в бюро медико-социальной экспертизы специалист по социальной работе по согласованию с клицинистом - экспертом выявляет тип дефекта и связанные с ним ограничения жизнедеятельности. Вслед за этим он изучает вопрос о нуждаемости инвалида в приспособлениях и вспомогательных устройствах для осуществления относительно независимого существования в быту.

На следующем этапе выявляется ситуация о наличии условий в жилище инвалида для относительной бытовой независимости.

В ходе осуществления технологии социально-бытовой реабилитации полученная специалистом по социальной работе так называемая социальная информация включается в индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Сам процесс социально-бытовой реабилитации инвалидов должен предусматривать ряд последовательных смысловых технических составляющих.

Осуществление социально-бытовой реабилитации должно начинаться с социально-бытовой ориентации, в ходе которой специалист по социальной работе ориентирует инвалида в его возможностях к проживанию в каких-либо конкретных условиях, раскрывает перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложения определенных усилий.

Осуществление социально-бытовой реабилитации инвалида[7] с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусматривает обучение его приемам восстановления утраченных навыков по социально-бытовому самообслуживанию.

Специалисту, обучающему инвалида социально-бытовым навыкам, необходимо знать назначение приспособления и механизм его действия, уметь его использовать. При этом обучающий должен знать особенности анатомического дефекта, лежащего в основе инвалидности, физиологические функции отдельных групп мышц. Специалист, обучающий инвалида, должен пользоваться медицинскими рекомендациями, учитывающими целенаправленность воздействия приспособления на пораженный сустав (конечность, орган).

Важной составляющей социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата является социально-бытовая адаптация, которая представляет собой процесс приспособления инвалида к условиям жизнедеятельности с помощью специальных вспомогательных устройств и приспособлений для стабилизации жизни с имеющимся дефектом к новым, сложившимся условиям.

Заключительным этапом социально-бытовой реабилитации инвалида является социально-бытовое устройство - проживание его в квартире со специально созданными бытовыми условиями, которые отвечают всем потребностям инвалида.

При организации социально-бытовой реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата необходимо исходить из следующих принципиальных положений.

1. Предусмотреть возможность использования инвалидом обыденного хозяйственно-бытового оборудования и кухонной утвари путем обучения (переобучения).

2. Оснастить имеющееся оборудование, утварь элементарными специальными приспособлениями (насадками, рычагами) для использования его инвалидом.

3. оборудовать квартиру новыми специальными адаптивными техническими средствами с учетом потребностей инвалида, основательно приспособить жилищные условия к потребностям инвалида с учетом типа дефекта.

Реализация указанных положений будет различаться в зависимости от локализации анатомического дефекта (повреждение верхних либо нижних конечностей). Вместе с тем вне зависимости от локализации повреждений необходимо предусмотреть последовательность технологии социально-бытовой реабилитации.

При осуществлении первого положения необходима ориентация не только инвалида, но и членов его семьи на возможность приспособления поврежденных кистей рук к пользованию обыденным хозяйственно-бытовым оборудованием и кухонной утварью. Специалист по социальной работе должен не только ориентировать, но и обучить инвалида непосредственно и опосредованно через вовлечение членов семьи навыкам пользования холодильником, плитой и т.д.

Специальные приспособления на хозяйственно-бытового оборудование устанавливаются в ванной комнате в виде фиксированных к стене электроприборов, удлиненных ручек к расческам и зубным щеткам, в виде установок автоматической подачи зубной пасты, в виде рычажных кранов для воды.

Для осуществления самостоятельного приготовления пищи необходимы приспособления для мойки и чистки овощей и рыбы, для резки продуктов, для мытья посуды, для открывания банок и бутылок и др.

Специалист по социальной работе должен определять необходимость снабжения инвалида с поражением верхних конечностей специальными приспособлениями для раздвигания занавесок, для поднятия предметов с пола для открывания форточек.

Еще большие проблемы в самообслуживании возникают у инвалидов, прикованных к постели. В этих случаях ограничение самообслуживания связано не с дефектами верхних конечностей, а с невозможностью передвигаться. Вся жизнедеятельность осуществляется в пределах ограниченного пространства. В связи с этим необходимо оборудование такого пространства специальными приспособлениями для приема пищи, чтения, письма. Этой цели может служить надкроватный столик, который оснащается насадками-держателями книг, ручек и т.д. на стене, где стоит кровать, необходим горизонтальный поручень, позволяющий инвалиду самостоятельно сесть в постели.

Инвалид с повреждениями нижних конечностей нуждается прежде всего в индивидуальных вспомогательных средствах передвижения (трость, костыли, кресло-коляска).

В связи с этим при оборудовании квартиры стационарными устройствами необходимо пересмотреть и то обстоятельство, чтобы они не создавали препятствий для пользования индивидуальными средствами передвижения.

Оборудование квартиры, в которой проживает инвалид с повреждениями нижних конечностей, вынужденный пользоваться креслом-коляской, должно начинаться с прихожей. Необходимо предусмотреть низкое расположение вешалки для одежды и полок. Входная дверь должна иметь ручки, расположенные на доступной для инвалида высоте. Площадь прихожей должна быть достаточной для маневрирования кресла-коляски.

В квартире между помещениями и при выходе на балкон не должно быть порогов. Дверные проемы должны давать возможность проезда кресла-коляски. Вдоль свободных от мебели стен необходима установка горизонтальных поручней.

Туалеты должны иметь достаточную площадь для разворота кресла-коляски. Унитаз необходимо оборудовать настенным горизонтальным поручнем либо опорной рамой. В ванной комнате следует предусмотреть возможность разворота кресла-коляски, установить поручни для перемещения в ванну. В кухне для удобства при приготовлении пищи поставить специальный стол с выемкой для инвалида на коляске.

Рекомендуемое оснащение, оборудование, предлагаемые технические средства являются общими, они не решают всех проблем удовлетворения потребностей инвалидов с повреждениями опорно-двигательного аппарата. В каждом конкретном случае могут быть иные потребности, в зависимости от особенностей дефекта. Кроме того, вопросы оборудования квартиры, всех ее помещений не решают проблему социально-бытовой реабилитации инвалидов. Вслед за осуществлением оборудования квартиры встает задача обучения инвалида пользованию вспомогательными устройствами и приспособлениями.

Само оборудование квартиры должно отвечать не только требованиям быта в узком смысле этого слова. Инвалид, находящийся постоянно в пределах собственной квартиры, может продолжить образование, заниматься трудовой деятельностью, иметь любительское занятие. В связи с этим и оборудование квартиры должно отвечать конкретным целям, т.е. выходить за узкие рамки социально-бытовой реабилитации.

С целью практической реализации положений о социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в жилой среде необходимо создание модели жилого помещения, которая содержала бы все жизненно важные блоки для овладения инвалидом предложенными вспомогательными устройствами и реабилитационными техническими средствами с последующим относительно независимым образом жизни.

Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями слуха

В целях социально-бытовой и социально-средовой реабилитации инвалидов с нарушениями слуха используется много технических средств. Среди них индивидуальные слуховые аппараты:

- ушные вкладыши каплевидной формы, которая максимально соответствует анатомическим особенностям слухового прохода, что позволяет избежать обратной акустической связи;

- заушные слуховые аппараты с присоединением к дужке очковой оправы;

- система индивидуального прослушивания телерадиоаппаратуры;

- усилитель акустический на телефонную трубку.

Люди, страдающие тугоухостью, постоянно сталкиваются с проблемами адаптации к слуховым требованиям повседневной жизни. Для создания максимального комфорта людям с частичной потерей слуха рекомендуется оснащение бытовых и производственных помещений следующей аппаратурой:

- индикатор телефонного вызова с возможностью подключения комнатного светильника;

- телефонная трубка с усилителем;

- световой сигнализатор дверного звонка;

- будильник со световой, вибрационной индикацией;

- телефон-принтер с памятью со встроенным экраном;

В связи с тем, что в основе причин глухоты лежат вредные условия труда, в реабилитационных целях применяют звукоизоляцию, вибропоглощение, дистанционное управление. Используются и индивидуальные средства защиты: виброгасящие перчатки, обувью ушные шлемы.

Плохо слышащие и глухие испытывают затруднения при пользовании общественным транспортом. Невозможность услышать предстоящую остановку вызывает у инвалидов психологическую напряженность.

Специфические ограничения жизнедеятельности у лиц с нарушениями слуха заключаются в затруднении получения информации (вербальной, звуковой). В связи с этим глухота не только создает проблемы «доступа» к транспорту, сколько ограничивает возможности его использования без дополнительных приспособлений. В связи с этим как реабилитационное мероприятие выступает информационное обеспечение инвалидов с патологией слуха на транспорте, оснащение транспорта для глухих и плохослышащих, которое представлено световым сигнализатором остановки и начала движения, «бегущей строкой» - информацией о наименовании станции, мигающим маяком.

Для действенной реализации программ социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха представляется важным осуществления субтитрования общественно значимых информационных и других телепередач, выпуск видеопродукции (с субтитрами), адресованной инвалидам.

Для социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха важное значение имеет Всероссийское общество глухих, которое располагает широкой сетью реабилитационных учреждений, где осуществляется обучение, трудоустройство и меры по социальной интеграции лиц с данной патологией.

В федеральном законе № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ»[8] прописаны льготы для лиц, страдающих нарушениями слуха. Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами, инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, сурдо- и другими средствами, необходимыми для социальной адаптации. Ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях. Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами, облегчающими их труд и быт, определяется Правительством РФ.

Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения

Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров - осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.

Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями.

Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция.

Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей; текстовая информация на таблицах должна быть максимально краткой. Строительные элементы на путях движения у лиц с ослабленным зрением (лестничные клетки, лифты, вестибюли, входы др.) следует оборудовать системой типовых ориентиров-указателей, выполненных на основе цветового, акустического и тактильного контраста с окружающей поверхностью.

Важное значение для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:

- для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации - локаторы лазерные, световые и др.)

- для самообслуживания - тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.)

- для информационного обеспечения, обучения (приборы и приспособления для чтения, письма по Брайлю, системы «говорящая книга», специальные компьютерные устройства и др.)

- для трудовой деятельности - тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности.

Для лиц с остаточным зрением и слабовидящих необходимы специальные средства коррекции зрения: увеличивающие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические очки, а также некоторые тифлотехнические средства бытового, хозяйственного и информационного назначения.

Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация - вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.)

Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства (световые табло, контрастная окраска пограничных - верхней и нижней - ступеней, края платформы и др.)

Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.

Важную роль в социальной реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в РФ Всероссийское общество слепых, где осуществляется самые различные формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкая сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих.

В федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны льготы для инвалидов с нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами, тифлосредствами, необходимыми им для социальной адаптации. воляют емц использовать, дифферинцировать, различать транспортные средства и устройства.

2.2. Комплексная абилитация детей-инвалидов[9]

Реабилитация является основополагающей концепцией государственной политики в отношении инвалидов, включая и детей-инвалидов.

Реабилитация инвалидов в настоящее время рассматривается как система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности и направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, в целях: социальной адаптации инвалидов, достижения ими самостоятельности, материальной и иной независимости и интеграции в общество.

Данное в законе определение понятия «реабилитация инвалидов» в России в настоящее время распространяется на всех инвалидов. Вместе с тем за рубежом, а за последние годы и в нашей стране наряду с термином «реабилитации» нередко используется термин «абилитация». В отличие от реабилитации под абилитацией инвалидов понимается система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Сравнение понятий «реабилитация» и «абилитация»

Реабилитация Абилитация
Система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности Система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

 

Термин «абилитация» применим преимущественно в отношении детей-инвалидов с врожденными заболеваниями и последствиями травм, полученных во время родов, нуждающихся как можно в ранние сроки в восстановительном лечении, психическом и физическом развитии, социализации,

социальной адаптации и интеграции в общество. В отношении детей-инвалидов с приобретенными заболеваниями и последствиями травм в большинстве случаев следует, как и для взрослых инвалидов, применять термин «реабилитация».

Основные направления и виды реабилитации и абилитации детей-инвалидов

В комплексе реабилитационных мероприятий большая роль отводится психологическим аспектам реабилитации, которые имеют значение при осуществлении программ как медицинской, профессиональной, так и социальной реабилитации детей-инвалидов.

Основными составляющими системы реабилитации детей-инвалидов являются:

Ø научные взгляды, идеи и представления, научно-технические разработки в области реабилитации инвалидов;

Ø законодательная и нормативная правовая база по вопросам реабилитации инвалидов;

Ø совокупность услуг, мер и средств реабилитации;

Ø целевые федеральные (государственные), региональные и муниципальные программы реабилитации инвалидов;

Ø государственные реабилитационные стандарты;

Ø индивидуальные программы реабилитации ребенка-инвалида, выданные федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;

Ø органы управления федерального, регионального и муниципального уровней («органы управления системой реабилитации»);

Ø сеть учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности, в том числе и реабилитационных:

Ø здравоохранения (больницы восстановительного лечения, отделения и кабинеты восстановительного лечения, специализированные стационарные и амбулаторные центры реабилитации, врачебно-физкультурные диспансеры, санаторно-курортные учреждения);

Ø дошкольные образовательные организации (дошкольные образовательные учреждения общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности).

Ø общеобразовательные организации - образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, включая инклюзивное образование;

Ø подготовка и повышение квалификации кадров специалистов по реабилитации;

Ø информационное обеспечение проблем инвалидности и инвалидов;

В методологическом и практическом отношении для определения целей и задач, стратегии и тактики осуществления реабилитационных мероприятий в процессе реабилитации инвалидов следует выделять следующие три этапа:этап восстановительного лечения,этап социализации или ресоциализации,этап социальной интеграции или ренинтеграции.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных