ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Право на получение необходимой информацииКУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕЗРАБОТНЫМИ
Студентка: Сумина Мария Юрьевна Группа: 4ПСО7 Работа выполнена «__»______2016 г. Подпись студента: _______ Дата защиты «__»__________2016 г. Оценка: ________________
Руководитель курсовой работы: ___________ Н.В. Прокудина Подпись ФИО СОГЛАСОВАНО Протокол ПЦК № ___ от _______2016 г. Председатель ПЦК специальности Право и организация социального обеспечения _____________________ Л.П. Маньковская
Москва 2016
СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПЛЕНИЕ ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ…………………………….. 1.1. Нормативно-правовое регулирование технологий реабилитации и абилитации…………………………………………..……………………….. 1.2. Характеристика основных понятий……………………………. ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИХСЯВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ……………………………………… 2.1. Особенности технологий социальной реабилитации и абилитации инвалидов…………………………………………………………………. 2.2. Комплексная абилитация детей-инвалидов………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ………………….
ВСТУПЛЕНИЕ Изменения, произошедшие в последние десятилетия в гуманитарной сфере жизни российского общества, в числе прочего выразились в усилении внимания к тем категориям и группам населения, специфические социальные проблемы которых прежде либо неоправданно рассматривались как незначимые, либо не замечались и игнорировались. Речь идет, в частности, о детях и взрослых с ограниченными возможностями здоровья – инвалидах; о лицах с расстройствами поведения - наркозависимых, лицах с алкогольной зависимостью, с поведенческими формами зависимости и с личностными расстройствами; а также о лицах, попавших в трудную жизненную ситуацию - детях-сиротах, лицах пожилого и преклонного возраста, лицах без определенного места жительства и лицах, вышедших из мест заключения. В настоящие время государство осознало социальную реабилитацию граждан, находящихся в специфической ситуации социального развития, в качестве своей неотъемлемой функции и важнейшей задачи социальной политики, и свидетельством тому служит принятие целого ряда мер нормативно-правового характера, осуществление целевых программ. В настоящее время проблема социальной реабилитации и абилитации детей инвалидов, в виду ее актуальности, широко разрабатывается. Целью курсовой работы является изучение особенности технологий социальной реабилитации и абилитации. Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи: Ø Выявить сущность понятий технологий социальной реабилитации и абилитации Ø Изучить категории граждан нуждающихся в социальной реабилитации и абилитации Ø Проанализировать законодательную акты, регулирующие особенности применения социальной абилитации и реабилитации Ø Изучение особенностей применения технологий Методы исследования: Для достижения цели исследования использовались общенаучные методы: анализ (проанализирована действующая нормативно - правовая база), частные научные правовые методы: историко-правовой (основной и наиболее важный метод в изучении работы, так же использования этих знаний при изучении особенностей социального обеспечения, так как знания социальных норм исторических документов позволяет более глубоко проникнутся проблемами социальной защиты и обеспечения, и найти наиболее оптимальный выход из сложившихся положений), формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, проводить классификацию терминов, толковать содержание правовых предписаний). Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в оказание реабилитационных и абилитационных технологий. Предметом исследования выступают правовые аспекты, использование нормативно-правовой базы, регулирующей процесс применения технологий к различными категориями граждан. Курсовая работа состоит из вступления, в котором обоснован выбор темы, раскрывается актуальность исследования, сформулированы цель и задачи, объект и предмет курсовой работы. Основная часть, состоит из двух глав: 1 глава посвящена изучению понятий и нормативно-правовых актов,регламентирующих применений реабилитационных и абилитационных технологий; во 2ой главе рассматриваются особенности применения технологий, проводимой с различными категориями граждан. В заключение содержатся выводы, подводятся итоги исследования, рассмотрены плюсы и минусы данного исследования. В курсовой работе содержится список использованных источников, который состоит из перечня нормативно-правовых актов, научно-методической литературы и интернет - ресурсов, приложение, в котором предоставлена статистическая информация и образцы документов.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ 1.1Нормативно-правовое регулирование технологий реабилитации и абилитации В федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. В статье 9 федерального закона № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[1] раскрываются понятия реабилитации и абилитации инвалидов. Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя: Ø медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; Ø профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию; Ø социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; Ø физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. К основным направлениям реабилитации относятся[2]: Ø Медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; Ø профессиональная ориентация, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственная адаптация; Ø социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитацию, социально-бытовая адаптация; Ø физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. Законодательством предусмотрено право инвалидов на реализацию основных направлений реабилитации и абилитации следующим образом: Ø использование инвалидами технических средств реабилитации; Ø создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур; Ø пользование средствами транспорта, связи и информации; Ø обеспечения инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации и абилитации. Технические средства реабилитации инвалидов [3] К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. К ним относят специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией и др. Медицинское обеспечение Инвалидам по закону предоставлено право на бесплатное медицинское обслуживание. В ряде случаев инвалидам гарантировано право на бесплатное получение лекарств. Перечень льготных категорий граждан и видов лекарств предусмотрен постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»[4]. Так, инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное получение всех лекарственных средств, средств медицинской реабилитации, калоприемников, мочеприемников и перевязочных материалов (по медицинским показаниям). Пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах, а также работающие инвалиды II группы, инвалиды III группы, признанные безработными, при амбулаторном лечении имеют право на приобретение лекарственных препаратов по рецептам врачей с 50-процентную скидкой от свободных цен. Кроме того, инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными, кроме лекарственных средств имеют право на приобретение с 50-процентной скидкой изделий медицинского назначения (мочеприемников, калоприемников), перевязочных средств по медицинским показаниям. Право на получение необходимой информации Реализация данной возможности обеспечивается выпуском спецлитературы для инвалидов по зрению; приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для муниципальных библиотек.
1.2.Характеристика основных понятий Инвалид[5] - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности- полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Социальная защита инвалидов- система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
ИТОГИ 1 ГЛАВЫ Проанализировав изложенный материал, можно сделать выводы, что в настоящее время основополагающим актом, регламентирующим права и обязанности безработных граждан, является федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181[6]. Данным законом дано понятие «инвалид» (ст. 1 Закона) и установлены категории групп инвалидности. Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид". Признание гражданина инвалидом осуществляет бюро медико-социальной экспертизы на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".
Законодательством предусмотрено право инвалидов на реализацию основных направлений реабилитации и абилитации следующим образом: Ø использование инвалидами технических средств реабилитации; Ø создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур; Ø пользование средствами транспорта, связи и информации; Ø обеспечения инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации и абилитации.
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИХСЯВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ 2.1. Особенности технологий социальной реабилитации и абилитации инвалидов Процесс социальной адаптации личности - это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Выделяется два класса адаптивных процессов. Первый связан с событиями, вызвавшими изменение социального статуса человека. Здесь требуется овладение новой социальной ролью, а также включение человека в новую для него социальную среду. Второй класс адаптивных процессов определяется событиями, обусловленными изменениями социальной среды, динамикой общественного развития. Для инвалида адаптивные процессы связаны, в первую очередь, с новой для него социальной ролью индивида и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом. Задержки и срывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей инвалидов, росту заболеваемости, психологическому феномену, определяемому как формирование статуса инвалида. Социальная реабилитация - самый надежный путь и условие к успешной социальной адаптации инвалида. Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Технологии социальной реабилитации инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата Проблемы осуществления самообслуживания и самостоятельного передвижения решаются в ходе социально-бытовой реабилитации. Организация социально-бытовой реабилитации связана с рядом методических подходов, которые лежат в основе технологии этой формы реабилитации. На этапе первичного освидетельствования инвалида в бюро медико-социальной экспертизы специалист по социальной работе по согласованию с клицинистом - экспертом выявляет тип дефекта и связанные с ним ограничения жизнедеятельности. Вслед за этим он изучает вопрос о нуждаемости инвалида в приспособлениях и вспомогательных устройствах для осуществления относительно независимого существования в быту. На следующем этапе выявляется ситуация о наличии условий в жилище инвалида для относительной бытовой независимости. В ходе осуществления технологии социально-бытовой реабилитации полученная специалистом по социальной работе так называемая социальная информация включается в индивидуальную программу реабилитации инвалида. Сам процесс социально-бытовой реабилитации инвалидов должен предусматривать ряд последовательных смысловых технических составляющих. Осуществление социально-бытовой реабилитации должно начинаться с социально-бытовой ориентации, в ходе которой специалист по социальной работе ориентирует инвалида в его возможностях к проживанию в каких-либо конкретных условиях, раскрывает перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложения определенных усилий. Осуществление социально-бытовой реабилитации инвалида[7] с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусматривает обучение его приемам восстановления утраченных навыков по социально-бытовому самообслуживанию. Специалисту, обучающему инвалида социально-бытовым навыкам, необходимо знать назначение приспособления и механизм его действия, уметь его использовать. При этом обучающий должен знать особенности анатомического дефекта, лежащего в основе инвалидности, физиологические функции отдельных групп мышц. Специалист, обучающий инвалида, должен пользоваться медицинскими рекомендациями, учитывающими целенаправленность воздействия приспособления на пораженный сустав (конечность, орган). Важной составляющей социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата является социально-бытовая адаптация, которая представляет собой процесс приспособления инвалида к условиям жизнедеятельности с помощью специальных вспомогательных устройств и приспособлений для стабилизации жизни с имеющимся дефектом к новым, сложившимся условиям. Заключительным этапом социально-бытовой реабилитации инвалида является социально-бытовое устройство - проживание его в квартире со специально созданными бытовыми условиями, которые отвечают всем потребностям инвалида. При организации социально-бытовой реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата необходимо исходить из следующих принципиальных положений. 1. Предусмотреть возможность использования инвалидом обыденного хозяйственно-бытового оборудования и кухонной утвари путем обучения (переобучения). 2. Оснастить имеющееся оборудование, утварь элементарными специальными приспособлениями (насадками, рычагами) для использования его инвалидом. 3. оборудовать квартиру новыми специальными адаптивными техническими средствами с учетом потребностей инвалида, основательно приспособить жилищные условия к потребностям инвалида с учетом типа дефекта. Реализация указанных положений будет различаться в зависимости от локализации анатомического дефекта (повреждение верхних либо нижних конечностей). Вместе с тем вне зависимости от локализации повреждений необходимо предусмотреть последовательность технологии социально-бытовой реабилитации. При осуществлении первого положения необходима ориентация не только инвалида, но и членов его семьи на возможность приспособления поврежденных кистей рук к пользованию обыденным хозяйственно-бытовым оборудованием и кухонной утварью. Специалист по социальной работе должен не только ориентировать, но и обучить инвалида непосредственно и опосредованно через вовлечение членов семьи навыкам пользования холодильником, плитой и т.д. Специальные приспособления на хозяйственно-бытового оборудование устанавливаются в ванной комнате в виде фиксированных к стене электроприборов, удлиненных ручек к расческам и зубным щеткам, в виде установок автоматической подачи зубной пасты, в виде рычажных кранов для воды. Для осуществления самостоятельного приготовления пищи необходимы приспособления для мойки и чистки овощей и рыбы, для резки продуктов, для мытья посуды, для открывания банок и бутылок и др. Специалист по социальной работе должен определять необходимость снабжения инвалида с поражением верхних конечностей специальными приспособлениями для раздвигания занавесок, для поднятия предметов с пола для открывания форточек. Еще большие проблемы в самообслуживании возникают у инвалидов, прикованных к постели. В этих случаях ограничение самообслуживания связано не с дефектами верхних конечностей, а с невозможностью передвигаться. Вся жизнедеятельность осуществляется в пределах ограниченного пространства. В связи с этим необходимо оборудование такого пространства специальными приспособлениями для приема пищи, чтения, письма. Этой цели может служить надкроватный столик, который оснащается насадками-держателями книг, ручек и т.д. на стене, где стоит кровать, необходим горизонтальный поручень, позволяющий инвалиду самостоятельно сесть в постели. Инвалид с повреждениями нижних конечностей нуждается прежде всего в индивидуальных вспомогательных средствах передвижения (трость, костыли, кресло-коляска). В связи с этим при оборудовании квартиры стационарными устройствами необходимо пересмотреть и то обстоятельство, чтобы они не создавали препятствий для пользования индивидуальными средствами передвижения. Оборудование квартиры, в которой проживает инвалид с повреждениями нижних конечностей, вынужденный пользоваться креслом-коляской, должно начинаться с прихожей. Необходимо предусмотреть низкое расположение вешалки для одежды и полок. Входная дверь должна иметь ручки, расположенные на доступной для инвалида высоте. Площадь прихожей должна быть достаточной для маневрирования кресла-коляски. В квартире между помещениями и при выходе на балкон не должно быть порогов. Дверные проемы должны давать возможность проезда кресла-коляски. Вдоль свободных от мебели стен необходима установка горизонтальных поручней. Туалеты должны иметь достаточную площадь для разворота кресла-коляски. Унитаз необходимо оборудовать настенным горизонтальным поручнем либо опорной рамой. В ванной комнате следует предусмотреть возможность разворота кресла-коляски, установить поручни для перемещения в ванну. В кухне для удобства при приготовлении пищи поставить специальный стол с выемкой для инвалида на коляске. Рекомендуемое оснащение, оборудование, предлагаемые технические средства являются общими, они не решают всех проблем удовлетворения потребностей инвалидов с повреждениями опорно-двигательного аппарата. В каждом конкретном случае могут быть иные потребности, в зависимости от особенностей дефекта. Кроме того, вопросы оборудования квартиры, всех ее помещений не решают проблему социально-бытовой реабилитации инвалидов. Вслед за осуществлением оборудования квартиры встает задача обучения инвалида пользованию вспомогательными устройствами и приспособлениями. Само оборудование квартиры должно отвечать не только требованиям быта в узком смысле этого слова. Инвалид, находящийся постоянно в пределах собственной квартиры, может продолжить образование, заниматься трудовой деятельностью, иметь любительское занятие. В связи с этим и оборудование квартиры должно отвечать конкретным целям, т.е. выходить за узкие рамки социально-бытовой реабилитации. С целью практической реализации положений о социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в жилой среде необходимо создание модели жилого помещения, которая содержала бы все жизненно важные блоки для овладения инвалидом предложенными вспомогательными устройствами и реабилитационными техническими средствами с последующим относительно независимым образом жизни. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями слуха В целях социально-бытовой и социально-средовой реабилитации инвалидов с нарушениями слуха используется много технических средств. Среди них индивидуальные слуховые аппараты: - ушные вкладыши каплевидной формы, которая максимально соответствует анатомическим особенностям слухового прохода, что позволяет избежать обратной акустической связи; - заушные слуховые аппараты с присоединением к дужке очковой оправы; - система индивидуального прослушивания телерадиоаппаратуры; - усилитель акустический на телефонную трубку. Люди, страдающие тугоухостью, постоянно сталкиваются с проблемами адаптации к слуховым требованиям повседневной жизни. Для создания максимального комфорта людям с частичной потерей слуха рекомендуется оснащение бытовых и производственных помещений следующей аппаратурой: - индикатор телефонного вызова с возможностью подключения комнатного светильника; - телефонная трубка с усилителем; - световой сигнализатор дверного звонка; - будильник со световой, вибрационной индикацией; - телефон-принтер с памятью со встроенным экраном; В связи с тем, что в основе причин глухоты лежат вредные условия труда, в реабилитационных целях применяют звукоизоляцию, вибропоглощение, дистанционное управление. Используются и индивидуальные средства защиты: виброгасящие перчатки, обувью ушные шлемы. Плохо слышащие и глухие испытывают затруднения при пользовании общественным транспортом. Невозможность услышать предстоящую остановку вызывает у инвалидов психологическую напряженность. Специфические ограничения жизнедеятельности у лиц с нарушениями слуха заключаются в затруднении получения информации (вербальной, звуковой). В связи с этим глухота не только создает проблемы «доступа» к транспорту, сколько ограничивает возможности его использования без дополнительных приспособлений. В связи с этим как реабилитационное мероприятие выступает информационное обеспечение инвалидов с патологией слуха на транспорте, оснащение транспорта для глухих и плохослышащих, которое представлено световым сигнализатором остановки и начала движения, «бегущей строкой» - информацией о наименовании станции, мигающим маяком. Для действенной реализации программ социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха представляется важным осуществления субтитрования общественно значимых информационных и других телепередач, выпуск видеопродукции (с субтитрами), адресованной инвалидам. Для социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха важное значение имеет Всероссийское общество глухих, которое располагает широкой сетью реабилитационных учреждений, где осуществляется обучение, трудоустройство и меры по социальной интеграции лиц с данной патологией. В федеральном законе № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ»[8] прописаны льготы для лиц, страдающих нарушениями слуха. Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами, инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, сурдо- и другими средствами, необходимыми для социальной адаптации. Ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях. Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами, облегчающими их труд и быт, определяется Правительством РФ. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров - осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве. Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями. Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция. Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей; текстовая информация на таблицах должна быть максимально краткой. Строительные элементы на путях движения у лиц с ослабленным зрением (лестничные клетки, лифты, вестибюли, входы др.) следует оборудовать системой типовых ориентиров-указателей, выполненных на основе цветового, акустического и тактильного контраста с окружающей поверхностью. Важное значение для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами: - для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации - локаторы лазерные, световые и др.) - для самообслуживания - тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.) - для информационного обеспечения, обучения (приборы и приспособления для чтения, письма по Брайлю, системы «говорящая книга», специальные компьютерные устройства и др.) - для трудовой деятельности - тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности. Для лиц с остаточным зрением и слабовидящих необходимы специальные средства коррекции зрения: увеличивающие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические очки, а также некоторые тифлотехнические средства бытового, хозяйственного и информационного назначения. Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация - вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.) Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства (световые табло, контрастная окраска пограничных - верхней и нижней - ступеней, края платформы и др.) Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью. Важную роль в социальной реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в РФ Всероссийское общество слепых, где осуществляется самые различные формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкая сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих. В федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны льготы для инвалидов с нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами, тифлосредствами, необходимыми им для социальной адаптации. воляют емц использовать, дифферинцировать, различать транспортные средства и устройства. 2.2. Комплексная абилитация детей-инвалидов[9] Реабилитация является основополагающей концепцией государственной политики в отношении инвалидов, включая и детей-инвалидов. Реабилитация инвалидов в настоящее время рассматривается как система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности и направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, в целях: социальной адаптации инвалидов, достижения ими самостоятельности, материальной и иной независимости и интеграции в общество. Данное в законе определение понятия «реабилитация инвалидов» в России в настоящее время распространяется на всех инвалидов. Вместе с тем за рубежом, а за последние годы и в нашей стране наряду с термином «реабилитации» нередко используется термин «абилитация». В отличие от реабилитации под абилитацией инвалидов понимается система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Сравнение понятий «реабилитация» и «абилитация»
Термин «абилитация» применим преимущественно в отношении детей-инвалидов с врожденными заболеваниями и последствиями травм, полученных во время родов, нуждающихся как можно в ранние сроки в восстановительном лечении, психическом и физическом развитии, социализации, социальной адаптации и интеграции в общество. В отношении детей-инвалидов с приобретенными заболеваниями и последствиями травм в большинстве случаев следует, как и для взрослых инвалидов, применять термин «реабилитация». Основные направления и виды реабилитации и абилитации детей-инвалидов В комплексе реабилитационных мероприятий большая роль отводится психологическим аспектам реабилитации, которые имеют значение при осуществлении программ как медицинской, профессиональной, так и социальной реабилитации детей-инвалидов. Основными составляющими системы реабилитации детей-инвалидов являются: Ø научные взгляды, идеи и представления, научно-технические разработки в области реабилитации инвалидов; Ø законодательная и нормативная правовая база по вопросам реабилитации инвалидов; Ø совокупность услуг, мер и средств реабилитации; Ø целевые федеральные (государственные), региональные и муниципальные программы реабилитации инвалидов; Ø государственные реабилитационные стандарты; Ø индивидуальные программы реабилитации ребенка-инвалида, выданные федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы; Ø органы управления федерального, регионального и муниципального уровней («органы управления системой реабилитации»); Ø сеть учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности, в том числе и реабилитационных: Ø здравоохранения (больницы восстановительного лечения, отделения и кабинеты восстановительного лечения, специализированные стационарные и амбулаторные центры реабилитации, врачебно-физкультурные диспансеры, санаторно-курортные учреждения); Ø дошкольные образовательные организации (дошкольные образовательные учреждения общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности). Ø общеобразовательные организации - образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, включая инклюзивное образование; Ø подготовка и повышение квалификации кадров специалистов по реабилитации; Ø информационное обеспечение проблем инвалидности и инвалидов; В методологическом и практическом отношении для определения целей и задач, стратегии и тактики осуществления реабилитационных мероприятий в процессе реабилитации инвалидов следует выделять следующие три этапа:этап восстановительного лечения,этап социализации или ресоциализации,этап социальной интеграции или ренинтеграции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|