ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Готовность ребенка к школеДо сих пор в психологии отсутствует единое и четкое определение понятия «готовности к школе» или «школьной зрелости». Свидетельством тому определение этих понятий разными и весьма авторитетными специалистами в этой области. Приведем некоторые из них. Школьная зрелость - это «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками» считает Анна Анастази'. Школьная зрелость - это достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении полагает известный чешский психолог Й.Шванцара. Оба определения сколь широки, столь и неопределенны. Они скорее дают какое-то общее представление о понятии, чем предлагают конкретные направления в определении психологических детерминант готовности ребенка к обучению в школе. Пожалуй, указание на такие детерминанты присутствует в определении готовности, даваемом Л.И.Божович. Готовность к обучению складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции поведении (выделено нами - В.А.)2. По нашему мнению именно произвольность поведения младшего школьника является центральным моментом, определяющим его готовность к обучению, поскольку она проявляется как в про- ' Анастази А. Психологическое тестирование, Т.2. М.: Педагогика, 1982. 2 Цит. по Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.М., 1995.- С. 37. jTnaea 4. Психология развития детей... 233 извольности познавательных процессов, так и в системе его отношений к взрослому (учителю), сверстникам и самому себе. В этой связи характеристика готовности ребенка к школе включает 3 аспекта: физический, специальный и психологический. Физическая готовность к обучению прежде всего характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья. Оценивая состояние здоровья детей при их поступлении в школу следует учитывать следующие показатели: уровень физического и нервно-психического развития; уровень функционирования основных систем организма; наличие или отсутствие хронических заболеваний; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, а также степень социального благополучия ребенка'. По совокупности выявленных показателей судят о состоянии здоровья детей. Выделяют пять групп детей 2. Первая группа - это здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдений, а также имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья. Число таких детей, поступающих в первый класс сокращается из года в года и сейчас в среднем составляет около 20%. Вторая группа - или «угрожаемые дети», т.е. дети, с риском возникновения хронической патологии и склонные к повышенный заболеваемости, имеющие различные функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической зрелости органов и систем. Дети, входящие в эту группу, представляют наиболее сложную и тревожную Безруких М.М„ Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. 2 Веселое Н.Г. Социальная педиатрия. Курс лекций. СПб. 1996. 234 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ категорию, поскольку даже незначительные нагрузки могут привести к резкому ухудшению состояния их здоровья и развитию хронических заболеваний. С другой стороны, именно эти дети, как правило, выпадают из-под систематического врачебного наблюдения, равно как учителей и родителей, поскольку школьник с функциональными нарушениями считается «практически здоровым». Дети, относимые ко второй группе здоровья составляют абсолютное большинство - 66% и в связи с вышесказанным это еще в большей степени усугубляет проблему. В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями в период между обострениями, а в четвертую и пятую - дети, имеющие серьезные, грубые нарушения в состоянии здоровья, несовместимые с обучением ребенка в массовой школе. Общее число таких детей составляет 16%. В целом состояние здоровья детей, равно как и их психическое здоровье и психологическое благополучие, по мнению Н.Г.Веселова, оценивается врачами как неудовлетворительное - 2,1-2,2 балла по 5-ти балльной шкале'. Не случайно появился термин -«часто болеющие дети». Большую часть таких детей (75%-80%) по состоянию здоровья относят ко 2-й группе здоровья, а остальных - к 3-й и 4-й. К сожалению, их число растет из года в год и примерный удельный вес этих больных в старшем дошкольном возрасте составляет 25%. Частые болезни приводят к истощению не только физическому, но и психическому. В результате психологического изучения часто болеющих детей среди них было выявлено 31% детей с задержкой умственного развития, 17% детей с низким уровнем интеллектуального развития, 24% детей со средним уровнем и 28% - с высоким уровнем развития интеллекта2. Таким образом, часто болеющие дети - это не ' Веселое Н.Г. Социальная педиатрия. Курс лекций. СПб. 1996. 2 Там же. Глава 4. Психология развития детей... 235 только медицинская проблема, но и психолого-педагогическая. Изучение факторов, влияющих на здоровье детей дошкольного возраста показало, что наибольшее влияние оказывают социально-гигиенические (жилищные условия, образование матери) и режимные (закаливание) факторы. Что касается специального аспекта готовности, то под ним понимается определенный уровень умелости ребенка в отношении чтения, письма и счета. Психологическая готовность предполагает готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую. Под интеллектуальной готовностью следует понимать требуемый уровень развития некоторых познавательных процессов. Е.И.Рогов считает, что для всесторонней оценки интеллектуальной готовности к обучению необходимо оценить: - степень дифференцированности восприятия, - аналитическое мышление (способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями, способность воспроизвести образец), - наличие рационального подхода к действительности (ослабление роли фантазии), - логическую (произвольную) память, - развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации, - овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов, - интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий". Диагностикалмчностинойготовности самая трудная, т.к. требуется оценить уровень отношений ребенка к взрослым, сверстникам и самому себе. Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной Рогов Е.И. Ук. соч. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|