ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные сферы психического развития подросткаНа рис.18 указаны основные сферы психического развития подростка, разнесенные на оси времени. Лет Рис. 18. Основные сферы развития подростка. 318 Аверин В.А. Психология детей и подростков 6.5.1. Половое развитие подростка Прежде чем перейти к характеристике полового развития подростков, несколько слов о состоянии здоровья современного подростка. Знакомство с ним поможет правильнее понять и некоторые аспекты полового, познгава-тельного и социального развития. Долгие годы, здоровье подростка, его физическое развитие ассоциировалось с понятием акселерации. Первые ее признаки стали давать о себе знать еще в 60-е годы, а 70-80-е эта тенденция резко усилилась. К примеру, в 70-е годы первые признаки полового созревания отмечались у девочек в 8-9 лет, а у мальчиков-в 10 лет. С начала 90-х годов физическое состояние школьников, в том числе и подростков, стало ухудшаться. Лонги-тюдное исследование, проведенное институтом возрастной физиологии РАО, показало, что в 90-е годы отчетливо стала проявлять себя тенденция затухания акселерации, снижаются годичные прибавки в длине тела, существенно по мере взросления увеличивается дефицит массы тела'. Даже у московских школьников, проживающих в условиях относительного социального и экономического благополучия, имеется отставание нарастания массы тела по отно-шениюк длине: в 7 лет оно составляет 8%, а в 12-14 лет уже 33%! Резко возросло число хронических заболеваний и аллергических проявлений: среди младших школьников с 39,4% в 80-е годы до 54,6% в 90-е годы, а среди учеников восьмого класса с 40,2% в 80-е годы до 52% в 90-е годы. За этот же период значительно уменьшилось число здоровых детей (I и II группы здоровья). Среди младших школьников с 60,8% в 80-е годы до 45,4% в 90-е годы и среди Антропова М.В. и др. Здоровье школьников: результаты лон-гитюдного исследования.Педагогика, 1995, № 2. ___ Глава 6. Психическое развитие подростка 3'19 восьмиклассников с 59% в 80-е годы до 48% в 90-е годы; За этот же период по мере взросления увеличивается число детей с функциональными нарушениями в опорно-двигательной системе, центральной нервной Системе и сердечно-сосудистой. Все это снижает физиологический потенциал подростка и сказывается на ходе полового и психического развития. Половое созревание - стержневой процесс в подростковом возрасте. Его примерная длительность составляет 4тода. Не вдаваясь в подробную его характеристику, остановимся на тех сторонах, которые имеют непосредственное отношение к становлению самосознания личности подростка. Значение полового развития с точки зрения становления личности трудно переоценить. Влияние пола как двигателя, стимулирующего процесс психического развития человека чрезвычайно велико. Это признавалось давно. Например, в раннем детстве, когда наличие пола еще не осознается ребенком или осознается весьма слабо, тем не менее его действие весьма значительно. 0-Липманн еще в 1917 году установил, что 46% различий по различным психологическим показателям обусловлено действием пола и развиваются они по мере взросления, когда пол еще полностью не осознан ребенком'. Интересно то, что по мере осознания детьми своего пола эти психологические различия начинают ослабевать. Увы, люди все еще далеки от осознания значения этого факта. Зато, это было хорошо понято З.Фрейдом, что и послужило точкой отсчета для создания им своей теории психосексуального развития ребенка. С точки зрения психоаналитиков, начало полового созревания связано с нарушением внутреннего равновесия энергии -«либидо», что приводит к переструктурированию Цит. по Рыбалко Е.Ф. У к. соч. 320 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ инстинктивного ОНО, реального Я и морального СВЕРХ-Я. Если в детстве объектами сексуальности с точки зрения психоаналитиков были родители, то в подростковом возрасте начинает действовать ТАБУ (запрет) на влечение к этим объектам. Поэтому происходит отказ от прежних объектов влечения и поиск новых для себя объектов. Таким образом, нарушается равновесие, о котором говорилось выше, и на этой почве возникает конфликт. Отказ от родителей приводит к их неприятию или индифферентному к ним отношению, отрицанию их ценности, умалению достоинств, открытой дерзости и бунту. Поведение подростков в целом становится инфантильным и одновременно агрессивным. Переход к взрослой генитальности становится одной из главных задач полового созревания. Другой важной задачей становится реконструкция телесного образа «Я» и построение мужской и женской «родовой» идентичности как одной из составляющих самосознания подростка. Одним из важных признаков полового созревания, имеющих психологическое значение для подростка, являются новыетелесные ощущения, вызванные бурным протеканием физического развития. Чем интенсивнее протекает пубертат, тем сильнее противоречие между утрачиваемым привычным образом тела подростка и обретением нового физического «Я». Как отмечают Д.Н.Исаев и В.Е.Каган,это противоречие «проявляется сомнениями в правильности своего развития, боязнью показаться смешным, постоянным и бдительным вниманием к восприятию себя другими. Длина тела, полнота, степень развития вторичных половых признаков и т.д. подвергаются интенсивной и напряженной психологической переработке»'. Любые отклонения в физи-. ческом и половом развитии вызывают у подростка тревогу, что находит отражение в его повседневном поведении. Все • Исаев Д. Н.. Каган В.Е. У к. соч. С- 91. Глава 6. Психическое развитие подростка 321 эти коллизии так или иначе переживаются всеми подростками, принимая порой форму пубертатной дисморфофо-бии'. Именно в этот период в качестве нелюбимых черт своего характера они называют физические параметры. Не случайно поэтому 30% американских девочек и 20% мальчиков испытывают беспокойство по поводу своего роста, проявляют тревогу в связи со своей внешностью. Мальчики и девочки демонстрируют специфическую тревогу, связанную с развитием гениталий. У мальчиков частым источником тревоги является недостаточный, по их мнению, рост, с которым часто ассоциируется мужественность, они проявляют живой интерес к развитию половых органов. Девочки больше озабочены ростом груди и запаздыванием менархе по сравнению со сверстницами. Показано, что 40% испытывают при этом негативные чувства, 10% проявляют положительные эмоции, а 50% девочек спокойно реагируют на первое появление менструаций. Формирующийся образ тела по разному сказывается на формировании самосознания девочек и мальчиков. У девочек раньше, чем у мальчиков, возникают сложные формы рефлексии, у них сильнее потребность во взаимопонимании, раньше и сильнее обнаруживается интерес к внутреннему миру литературных героев, они считают себя в сравнении со сверстниками менее общительными, но более искренними, справедливыми и верными, они в большей степени, чем мальчики, ориентированы на словесное общение, а не совместную деятельность2. Наряду с этим у девочек этот образ более тесно связан с другими психологическими представлениями о себе, а у мальчиков слабее. Так, девочки-подростки, считающие себя внешне малопривлекательными, негативно оценивают и другие стороны своего «Я». Мальчики могут негативно оценивать свою Лебединская К.С. Ук. соч. 1 Голод С. И. Цит. по Исаев Д. Н., Каган В.Е. У к. соч. Зах. 195 322 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ внешность и при этом высоко ценить собственные интеллектуальные и социальные качества. О психологии раннего и позднего созревания По данным психологов раннее половое созревание способствует преждевременному принятию социально одобряемого мировоззрения. Позднее половое созревание отрицательно сказывается на психологическом развитии мальчиков; в возрасте 33 лет мужчины испытывают такие же психологические трудности, что и в 16 лет. У девочек с поздним развитием все обстоит иначе. В основном проблемы концентрируются на физических проблемах, не затрагивая психологических. О некоторых аспектах полового развития подростков В этой области наибольшую известность приобрели исследования Кинзи (США)'. Его выборка испытуемых составила 6200 мужчин и 5800 женщин. Наряду с ним широкую известность приобрели исследования Шоффилда (Англия). В его исследованиях участвовали 934 мальчика и 939 девочек в возрасте от 15 до 19 лет. Первое, на что следует обратить внимание в половом развитии - это обращение подростков к мастурбации. По данным названных авторов это занятие особенно распространено среди мальчиков. В 12 лет с ней знакомы 20%, в 15 - уже 85%, а в 18 лет - 92%. Резкий скачок происходит спустя 2 года после начала пубертата. В 16 лет среднее число оргазмов при мастурбации составляет 3-4 раза в неделю. У девочек картина несколько иная. В 12 лет она присуща 12%, в 15 лет - 20%, а в 20 лет - 33%. В то же время следует заметить, что в семидесятые годы по сравнению с пятидесятыми-шестидесятыми частота занятий мастурбацией практически удвоилась. Свидетельством тому данные Д.Н.Исаева и В.Е.Кагана, согласно которым в восьми- Цит. поКонИ.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. Глава 6. Психическое развитие подростка 323 десятые годы опыт мастурбации имели к 13,5 годам 22%. к 15,5 годам - 37,4%, к 17,5 годам - 50,2%, а к 18,5 годам -65,8% девушек'. Как относиться к этому? Каковы психологические следствия, сопровождающие мастурбацию? В западной культуре фактически снят запрет на мастурбацию. Никто этому там не удивляется в силу распространенности этого явления. У нас отношение пока еще прямо противоположное. Поданным Всероссийского центра общественного мнения, многие россияне считают, что мастурбация хуже, чем внебрачные связи. Распространенность такого мнения связана с почти полным отсутствием в общественном сознании сведений о действительных психологических причинах и последствиях мастурбации. В психологическом плане значительное число подростков 45% мальчиков и 57% девочек испытывают при этом чувства вины и тревоги. Если раньше врачи считали мастурбацию виновницей многих органических и психологических нарушений, то в настоящее, время по мнению многих, подростковая мастурбация, благодаря фантазиям, облегчает развитие либидозных влечений. По мнению некоторых психологов, это прелюдия к нормальному ге-теросексуальному поведению. В этой связи интересны данные Г.С.Васильченко, согласно которым мастурбация наиболее часта среди здоровых в будущем мужчин и наиболее редка среди страдающих в будущем сексуальными расстройствами2. Как отмечают Д. Н.Исаев и В.Е.Каган «у подростков с пубертатной мастурбацией связаны сложные, порой достигающие невротического уровня, переживания. Даже подростка, не отягощенного традиционными запугиваниями... ' Исаев Д.Н„ Каган Д.Н. Ук. соч. 2 Общая сексопатология: Руководство для врачей/Под ред. Ва-сильченко Г.С. М.: Медицина, 1977. SSS Г 324 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ акт мастурбации столько же влечет, сколько отталкивает.... Неизбежное поражение, которое терпит подросток (как впрочем и все поколения до него) в борьбе с «демоном мастурбации», может вести к снижению самоуважения, сомнениям в своей полноценности, опасениям за будущее.... Мастурбация может приобретать оттенок навязчивого влечения: чем больше на ней фиксация и стремление перебороть себя, тем больше потребность в разрядке и меньше ее эффект, что может вести к экцессивной мастурбации»'. Психологический фон, на котором протекает мастурбация, и ее психологические последствия дают ключ к психолого-педагогическому решению этой проблемы. Во-первых, родителям не следует видеть в этом начало какой-то патологии. Во-вторых, нужно отказаться от запугиваний подростка мнимыми ужасными последствиями, поскольку ими, как правило, становятся сами запугивания. В-третьих, следует попытаться снизить уровень психического напряжения подростка, поскольку беспокоит его не столько сама мастурбация, сколько связанный с «неизбежным поражением» в борьбе с ней душевный конфликт. Этому может способствовать спокойное обсуждение самой проблемы либо с отцом, либо с чужим человеком - к примеру, психологом, лучше мужчиной). Требовать прекращения мастурбации бесполезно, это приведет лишь к конфликту и усилению напряжения. Уже несколько таких бесед могут привести, если и не к снятию мастурбации, то к ее уре-жению. Мастурбация тогда свидетельствует о патологии, когда она закрепляет детские фиксации или имеет принудительный характер. А теперь о некоторых особенностях гетеросексуального поведения подростков. О гетеросексуальном поведении Несмотря на разговоры о сексуальной революции, сегодняшний 18-летний западный юноша обладает сексу- ' Исаев Д. Н.,Каган В.Е, Ук. соч. С. 99. Глава 6. Психическое развитие подростка 325 альным опытом 19-летнего в 1940 году. Конечно, нас интересуют прежде всего отечественные подростки и их сексуальное поведение. Массовое научное исследование детской и юношеской сексуальности было проведено в России впервые в 1993 году. Институтом социологии РАН было опрошено более 1600 подростков Москвы и Санкт-Петербурга в возрасте от 12 до 17 лет. Первый сексуальный опыт в возрасте до 14 лет имели 2% опрошенных. В 14-15 лет-уже 13°^ опрошенных, а в 16-17 лет - 36%. Большую активность проявляют мальчики: так среди 16-летних подростков Санкт-Петербурга подобный опыт есть у 32% мальчиков и 21°'о девочек. В целом по всей выборке наличие сексуального опыта признали 22% мальчиков и 21% девочек. Много это или мало? Если сравнивать эти данные с западными, то там к 16 годам половую жизнь начинают 50% подростков. Как отмечают некоторые сексологи, число 50 представляет собой некую статистическую норму и связано оно со сроками полового созревания, а также с некоторыми индивидуальными особенностями подростка. Каковы же психологические последствия приобретения подростками сексуального опыта? Сексуально опытные подростки жестче включаются в подростковую субкультуру и имеют более интенсивные социальные отношения со сверстниками. При этом ничто не указывает на наличие у них особых психологических трудностей; у них довольно высока самооценка. Подросток, не имеющий такого опыта, поддерживает свой статус, апеллируя к моральным нормам и убеждениям. В целом сексуальность подростка воспринимается как нормальное явление. Если ему предшествует адекватное половое воспитание, оно не связывается с девиантным (т.е. отклоняющимся от нормы) поведением. 326 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ О гомосексуальном поведении сексуальной ориентации подростка. По данным Кинзи имеется лишь 27% признаний сре-ди мужчин о том, что они имели хотя бы один случай гомосексуального контакта в 15 лет. У девочек значение гомосексуального опыта выражено намного меньше - только 5-6% имели такой опыт/Хотя приведенные цифры и невелики, они косвенно свидетельствует в пользу теории переходного периода к гетеросексуальному поведению, согласно которой, подросток проходит стадию гомосексуальности: гиперсексуальность и разлитая эротичность, отказ от родителей как объектов любви ведут к поиску новых объектов и потому возникает этап гомосексуального влечения. Некоторые авторы считают, что подростковая гомосексуальность - это своеобразное сексуальное экспериментирование, изживающее себя к концу пубертат-ного периода. К этому времени, как правило, складывается и сексуальная ориентация подростка. Характеризуя условия ее формирования, следует иметь в виду не только силу либидо и социальный опыт подростка, но и его кон-ституционально-характерологические особенности. Известно, например, что при одних конституционально-харак-терологических типах гомосексуальное экспериментирование отмечается чаще, чем при других', и что абсолютные гомо- и гетеросексуальные ориентации присущи меньшинству людей, тогда как у большинства отмечается преобладание одной из них2. Пока что бесспорно одно: пубертат-ный период - это время сексуально-ролевой неопределенности для многих подростков и любой толчок (внешний либо внутренний) может привести к ее снятию, т.к. любая определенность (даже «плохая») лучше и переживается легче. ' Личко А.Е. Ук. соч. 2 Исаев Д.Н„ Каган В.Е. Ук. соч. Глава 6. Психическое развитие подростка 327 Подводя итоги этому разделу, отметим, что именно в отрочестве сексуальность становится достоянием сознания подростка, включается в его опыт, внося свой вклад в становление самосознания подростка. 6.5.2. Познавательное развитие подростка Большинство исследований посвящено психосексуальному развитию и становлению самосознания личности подростков. Его интеллектуальному же развитию уделяется, пожалуй, наименьшее внимание. Тем не менее очевидно, что развитие интеллектуальной сферы подростка составляет центральное звено в его психическом развитии, является важным условием становления личности. «Мышление - та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей школьного возраста. Ни в ощущениях, ни в мнемических способностях нет той огромной разницы между ребенком 6-7 лет и юношей 17-18 лет, какая существует в их мышлении,- писал П.П.Блонский'. В этом мы убедились, анализируя теорию развития интеллекта Ж.Пиаже. Из анализа предшествующего развития ребенка мы уже знаем, что ребенок к этому возрасту владеет достаточно развитыми формами практического и образного мышления. У него складываются начала словесно-логического, в частности, теоретического мышления. Во всяком случае, именно на предшествую щем этапе возрастного развития шло активное формирование таких важных умственных умений, как действия в уме, («про себя»), анализ и рефлексия. Все это составило необходимые условия для развивающегося Блонскии П.П. Развитие мышления школьника/Избр. пел. и психол. соч.: В 2 т. М. 1979 Т.2. С. 274. 328 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______ теоретического мышления, важного вида логического мышления. Однако в контексте нашего анализа имеет смысл поставить вопрос о возможном влиянии интеллектуального развития на психическое развитие подростка в целом. Жан Пиаже считал, что наивно думать, будто основная проблема отрочества состоит во включении подростков в общество взрослых людей. Напротив, говорит он: во-первых, подросток начинает сам считать себя взрослым, во-вторых, он сам начинает думать о будущем и строить свои жизненные планы и, в-третьих, он ставит своей целью преобразование мира взрослых, в котором он живет. В свою очередь жизненные планы - это составная часть самосознания личности подростка. Итак, по мнению Пиаже именно в подростковом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни. Очевидно, что для ее создания требуется развитое формально-логическое мышление. Нам уже известно, что именно к началу подросткового периода ослабляется эгоцентризм мышления, что способствует возникновению у ребенка представления о сохранении и развитию так называемой обратимости мышления. Именно обратимость мышления позволяет ребенку менять направление своей мысли, мысленно вернуться к исходным данным. Из концепции Ж.Пиаже нам также известно, что в подростковом возрасте от 11/12 и до 14/15 осуществляется последняя фундаментальная децент-рация, и ребенок освобождается от конкретной привязанности к предметам и объектам, начиная рассматривать мир с точки зрения того как его можно изменить. Все это в совокупности и составляет необходимые условия для развития собственно теоретического или формально-логического мышления. Однако процесс его становления в этом возрасте характеризуется неравномерностью, что естественным образом сказывается на результатах умственной, а Глава 6. Психическое развитие подростка 329 значит, и учебной деятельности. Обратимся к результатам двух исследований интеллектуального развития подростков, предпринятых в 90-е и 80-е годы'. Изучение хода интеллектуального развития подростков середины 90-х годов в возрасте 11-14 лет позволило установить некоторые особенности его протекания2. За этот период общий уровень интеллектуального развития подростков вырос в 1,6 раза, в том числе показателей невербального интеллекта - в 1,4 раза, а вербального - в 1,7 раза. В течение всего возрастного периода показатели невербального интеллекта доминируют над показателями вербального, но по мере взросления соотношение между ними изменяется в сторону выравнивания, что свидетельствует о прогрессивном развитии формально-логического мышления. Особый интерес представляют данные об уровне развития отдельных параметров интеллекта подростков. У 11 -летних подростков лучше всего развита способность классификации, хорошо сформированы логические связи (субтест «аналогии»). В пределах нормы находятся показатели общей осведомленности и математических способностей. Хуже всего развита способность к обобщению. Следует подчеркнуть, что на протяжении всего возрастного периода (11-14лет) это умение заметно отстает в своем развитии от остальных. 12-летние подростки по-прежнему демонстрируют наилучшую способность к классификации и существенный прирост по субтесту аналогии. По-прежнему, хуже всего ' БалакшинаЖ.А. Типы изменчивости интеллекта и личности в период их становления.Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол.н. СПб., 1995; Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет: Педагогическая науке-реформе школы)/Под ред. Дубровиной И.В., Круглова Б.С. М.: Педагогика,1988. 2 БалакшинаЖ.А. У к. соч. 330 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ развита способность к обобщению. Общий прирост в интеллектуальном развитии в сравнении с 11-летними составил 22%. Резкий рост показателей интеллектуального развития отмечается у 13-летних подростков. Так показатели общей осведомленности выросли почти в два раза, умение проводить аналогии - в 1,25 раза, классифицировать -в 1,1 раза. Коренным образом изменилась ситуация с умением обобщать. Именно в этом временном промежутке в сравнении с другими отмечается резкое возрастание этого умения у подростков - почти в 1,4 раза. Столь же существенный прирост наблюдается по субтестам математических способностей - 1,2-1,5 раза. Таким образом, в этот период времени наблюдаются резкие позитивные сдвиги в развитии формально-логических операций. Общий прирост в интеллектуальном развитии 13-летних в сравнении с предыдущим возрастом составил 33%. Своеобразная интеллектуальная ситуация складывается у 14-летних подростков. Среди вербальных показателей наиболее высокое значение у общей осведомленности. Ей незначительно уступают умения классифицировать и проводить аналогии. Уровень развития этих умений практически остался без изменений при сравнении с предыдущим. Наряду со стабилизацией в развитии этих вербальных показателей интеллекта наблюдается ухудшение индуктивного мышления (субтест «числовые ряды») и умения обобщать. Анализ данных позволяет сделать следующие выводы: - на протяжении 11-14 лет наблюдается прогрессивный рост интеллектуального развития подростка; -темпы развития вербального интеллекта выше темпов развития невербального интеллекта, что свидетельствует об опережающем развитии формально-логических операций; Глава 6. Психическое развитие подростка 331 - наиболее высокие темпы интеллектуального развития, особенно показателей осведомленности, умения обобщать и комбинаторных способностей (индуктивное мышление) отмечается в интервале 12-13 лет, что позволяет рассматривать его в качестве сенситивного периода в интеллектуальном развитии подростков; - следующим по темпам интеллектуального периода является интервал 11-12 лет, где наибольший прирост дают вербальные показатели: умение проводить аналогии, умение обобщать и осведомленность; - наименьший прирост в интеллектуальном развитии дает интервал 13-14 лет, когда уровень развития большинства вербальных и невербальных показателей стабилизируется, а в отношении некоторых из них - умение обобщать и комбинаторные способности - наблюдаются регрессивные тенденции. Таким образом, можно согласиться с выводами автора о наличии двух периодов в интеллектуальном развитии подростков - сенситивном 12-13 лет и критическом - 13-14 лет. Результаты этого исследования в определенной степени пересекаются с результатами исследований И.В.Дубровиной и др.', в котором изучалось интеллектуальное развитие подростков в возрасте 13-16 лет. Отмечается прогрессивный рост всех интеллектуальных функций в особенности вербально-логических. Это выражается в увеличение числа подростков полностью справившихся с тестовыми интеллектуальными заданиями (см. табл. 16). В то же время количество подростков, отнесенных к оптимальному уровню интеллектуального развития за 4 года практически не изменяется: в 13 лет их было 50%, 14 лет - 47%, 15 лет - 42% и в 16 лет - 53%. Изменение уровня интеллектуального развития в основном Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет/Под ред. Дубровиной И.В. М.: Педагогика, 1988. 332 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ связано с переходом подростков с нижних уровней на средний. Если среди 13-летних подростков на среднем уровне умственного развития находится только 18%, то среди 14-летних их уже 31%, а среди 15-16-летних - 44%-41% соответственно. Особый интерес представляет сопоставление данных И.В.Дубровиной и др., опубликованных в 1988 г. с данными Ж.А.Балакшиной, опубликованными в 1995г. Они позволяют увидеть изменения как в уровне, так и в динамике интеллектуального развития подростков, происшедшие за последние 10 лет (см. табл.13). Таблица 13 Средние значения правильно выполненных заданий (в процентах от числа масимально возможных)
В целом подростки из середины 90-х и 80-х годов более или менее сопоставимы между собой по уровню интеллектуального развития (сравни данные по 13-14-летним подросткам обеих возрастных эпох). В то же время по ряду интеллектуальных функций подростки 90-х годов заметно Глава 6. Психическое развитие подростка 333 опережают своих сверстников из 80-х годов. Это особенно проявляется в умении классифицировать, проводить аналогии и комбинаторных способностях (субтест «числовые закономерности»). Вместе с тем подростки 80-х годов лучше обобщали, нежели их сверстников из 90-х годов. С одной стороны, сопоставимость полученных данных, разнесенных во времени на целое десятилетие, свидетельствует о проявлении общих закономерностей в интеллектуальном развитии человека, а с другой, - обнаруженные расхождения в уровне развития отдельных умственных показателей говорят о роли внешних, средовых условий на ход реализации программы умственного развития. Следует признать, что уровень интеллектуального развития подростков из обеих возрастных эпох оказывается недостаточным для успешного усвоения учебной программы в школе. Об свидетельствуют данные о количестве подростков, справившихся со всеми тестовыми заданиями: от 30%-36% среди 11-12-летних до 50%-58% среди 15-16-летних, что безусловно, явно недостаточно. Об этом же говорят и данные об уровне развития «фундаментальной», по словам И-В.Дубровиной, «характеристике интеллектуальной сферы личности школьника» - способности действовать в уме. Ранее уже говорилось о роли этого умения в структуре теоретического мышления школьника (Глава 5). Как подчеркивает АА.Зак в развитом виде эта способность содержит три компонента мыслительной деятельности: анализ условий задачи, планирование ее решения и осознание обобщенного способа решения'. Компонентный состав этой способности позволяет установить уровни ее сформированное™. По мнению И.В-Дуброви-ной, «если ученик проводит мыслительный анализ условий задачи, планирует в целом ее решение... и вместе с тем Зак А.А. Развитие способности действовать «в уме» у школьников 1-Х классов/УВопросы психологии, 1983, № 1. 334 А верни В. А. Психология детей и подростков _______ осознает общий способ решения подобного типа задач, то способность действовать в уме представляет собой целостную стадию своего формирования»'. По данным И.В.Дубровиной в 13 лет эта способность вообще не сформирована у 58% школьников, а в 14 лет- у 35%. Резкий сдвиг в развитии этой способности приходится на диапазон 15-16 лет. Если среда! 13- 14-летних подростков было выявлено только 12%-18% со средним уровнем сформированное™ этой способности, то среди 15-летних их стало 31%, а 16-летних - почти 54%. Конечно, абсолютный уровень сформированное™ по-прежнему остается явно недостаточным, однако, относительный сдвиг очевиден. Очевидно и то, что пятнадцатилетний возраст оказывается сенситивным для развития этой способности. Но тут же возникает вопрос, о разрыве временных границ сенситивных периодов для развития отдельных интеллектуальных функций и способности действовать в уме. Состав этой способности указывает на ее интегральный характер, что и объясняет запаздывание в ее становлении. Для ее формирования необходим высокий уровень развития отдельных познавательных умений (классификация, аналогия, обобщение, комбинаторика). Кстати, по данным Балак-шиной и Дубровиной именно к 14-15 годам более половины подростков успешно справляются с тестовыми заданиями, демонстрируя тем самым готовность отдельных познавательных умений (см. табл.16). И именно в это время отмечается резкий сдвиг в сформированное™ умения действовать в уме. Таким образом, становятся понятными и временные границы сенситивности данного умения. Полученные в обоих исследованиях данные о ходе интеллектуального развития подростков позволяют говорить о сдвиге временных границ так называемых сенситивного и критического периодов в развитии интеллектуальных функций. Так, наибольший сдвиг в их развитии у подростков 80-х Особенности обучения... Ук. соч. С- 24. Глава 6. Психическое развитие подростка 335 годов приходился на диапазон 13-14 лет. Именно в этот период на 13% увеличивается число подростков, которые справляются с выполнением всех тестовых заданий (сравни: в диапазоне 14-15 лет - 7%, а 15-16 лет - 8%), что позволяет считать диапазон 13-14 лет сенситивным для умственного развития подростков 80-х годов. На это указывает и И.В.Дубровина, прослеживая динамику умственного развития 13-, 14-, 15- и 16- летних подростков, и оценивая изменения на пороге между 14- и 15-летними как качественные'. Наибольший сдвиг в развитии интеллектуальных функций современных подростков (90-е годы), как отмечалось выше, приходится на период 12-13 лет, в то время как диапазон 13-14 лет оказывается критическим для их умственного развития. Можно предположить, что в последние годы происходит изменение временных границ интеллектуального развития в сторону их приближения к более ранним возрастам и соответственно сдвигов сенситивного и критического периодов. Эти данные свидетельствуют, во-первых, о подвижности границ сенситивного и критического периодов в интеллектуальном развитии подростков, а во-вторых, об обусловленности хода этого развития не только программой, закрепленной в генотипе, но и внешними, средовыми условиями. В этой связи стоит вспомнить приводившиеся ранее данные о сдвиге временных границ, происшедшие за последние 20 лет, в рамках подросткового возраста в отношении их представлений о будущем (см. 6.2.). Таким образом, анализ интеллектуального развития подростков из разных возрастных эпох позволил установить как сходство, так и различия в уровне и динамике развития интеллекта. Необходимо сказать и о половых различиях в интеллектуальном развитии подростков. Л.Уормак, проанализировав факторные структуры способностей выделил 3 Особенности обучения... Ук. соч. 336 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ фактора у лиц мужского пола: вербальный, зрительно-пространственный и математический и только 2 фактора у женщин - первый из которых объединил вербальные, зрительно-пространственные и математические показатели, а второй - вербально-зависимый от пола*. Не случайно поэтому у мальчиков показатели словесно-логи-ческого мышления лучше, чем у девочек, что, однако, начинает проявляться после 13-ти лет. Таким образом, у юноше и мужчин факторы способностей более автономны, чем у девушек и женщин. Эти данные, согласуются с данными о большей асимметричности полушарий головного мозга у мужчин. Каков же вклад интеллекта в развитие личности подростка? Для ответа на этот вопрос проследим динамику связей между интеллектом и личностью. По данным Е.Ф.Рыбалко и др. в интервале 11-12 лет наиболее тесные связи отмечаются в основном между невербальными компонентами интеллекта и эмоционально-волевыми параметрами личности. В следующем возрастном интервале - 13-14 лет - с эмоционально-волевыми характеристиками личности связаны не только показатели невербального, но и вербального интеллекта, а интервале 15-16 лет увеличивается рост связей между показателями вербального и невербального интеллекта с личностными характеристиками, среди которых доминируют эмоционально-волевые и коммуникативные свойства личности. Таким образом, развитие связей между интеллектом и личностью идет по пути включения в систему связей новых интеллектуальных и личностных образований и интенсификации этих связей. При этом исходным пунктом этого развития являются связи между невербальными параметрами интеллекта, характеризующими предметное и образное мышление с эмоционально-волевыми сторонами ' Цит. по Исаеву Д. Н., Кагану В.Е. Глава 6. Психическое развитие подростка 337 личности, тесно связанными с темпераментом. С возрастом увеличивается число связей между вербально-логичес-кими, т.е. онтогенетически более «поздними» интеллектуальными параметрами и собственно личностными, точнее, коммуникативными качествами. Можно предположить, что развитие коммуникативных качеств личности в значительной степени опосредованно развитием вербально-логических интеллектуальных функций, впрочем, как и обратно. Во всяком случае очевидно, что подростковый период - это время все большей интеграции линий познавательного и личностного развития ребенка, для которого свойственно включение в систему связей новых интеллектуальных и личностных структур. Наряду с этим также установлено, что с возрастом увеличиваются половые различия в системе взаимосвязей между интеллектуальными и личностными показателями, особенно среди лиц с низким уровнем интеллектуального развития'. Эти данные находят подтверждение и в других исследованиях. Нами изучалась взаимосвязь интеллектуальных и личностных особенностей 15-летних девочек-подростков Обнаружено, что с параметрами личности взаимосвязаны как вербальный, так и невербальный интеллект. Однако наиболее тесно связаны с личностными характеристиками показатели невербального интеллекта: насчитывается 11 значимых связей между параметрами личности и показателями невербального интеллекта и только 6 значимых связей с показателями вербального2. Рыбалко Е.Ф„ Кулешова Л. Н„ Прохоренко Т. В., Балакшнна Ж.А. Личностный фактор в развитии интеллектуального потенциала/Теоретические и прикладные вопросы психологии. Часть 1.СП6, 1995. Аверин В.А. О взаимосвязи личностного и интеллектуального потенциалов подростков/Эколого-социальные вопросов зашиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век. Материалы IV Международного конгресса. СПб, 1998. 338 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______ Качественный анализ связей между личностными характеристиками и интеллектуальными показателями показал, что математические способности девочек-подростков опосредованны преимущественно эмоционально-волевыми параметрами личности. Девочки с развитыми математическими способностями - это эмоционально неустойчивые, тревожные, с повышенной чувствительностью к угрозе, робкие, зависимые, осторожные и послушные, со слабой силой «Я», но при этом - практичные, с развитым рационально-логическим подходом, склонные придерживаться устоявшихся взглядов. Перечисленные параметры характеризуют так называемые интровертированные черты личности, которые, как известно, положительно связаны с невербальным интеллектом. С некоторыми из перечисленных эмоционально-волевых характеристик личности девочек-подростков связаны и вербальные параметры интеллекта, хотя и в значительно меньшей степени. Таким образом, анализ связей между интеллектуальными и личностными характеристиками девочек-подростков показал, что наиболее тесно связаны между собой невербальные (а среди них, прежде всего, математические) способности и эмоционально-волевые (точнее интровертированные) черта личности. Связи между вербальными способностями с теми же эмоциональными характеристиками личности значительно слабее. Что касается мнемических показателей, то они преимущественно связаны не с эмоциональными, а коммуникативными чертами личности. Психологам давно известно, что в наибольшей степени личностные характеристики связаны с показателями творческой деятельности. Показано, что подростки с развитым творческим потенциалом отличаются развитым чувством индивидуальности, стремлением опираться на собственные силы, желанием работать самостоятельно, уверенностью в себе, уравновешенностью и напористос- Глава 6. Психическое развитие подростка 339 тью. Для творческих ребят в сравнении с их менее продуктивными сверстниками свойствен развитый самоконтроль, организованность, умение дисциплинировать себя. Что же касается непосредственного и наиболее существенного вклада интеллекта в процесс развития самосознания, то в первую очередь это связано с развитием такой общей способности психики, как рефлексивность. 6.5.3. Социализация личности подростка как этап становления самосознания Говоря ранее о смысле психического развития ребенка, мы уподобили его процессу постепенного осознания ребенком своей отдельности. Напомним, что результатом развития младенца стало биологическое и физическое отделение от матери, а результатом развития ребенка в раннем детстве - появление первого представления о себе, о своем «Я». Основным личностным новообразованием дошкольного детства стало формирование внутренней позиции ребенка, которая в свою очередь составила основу для возникновения произвольного поведения младшего школьника. Все это - разные стороны формирующегося самосознания - этапы осознания ребенком своей отдельности от матери, семьи, окружающего его мира взрослых. С этой точки зрения универсальной целью отрочества является избавление от родительской опеки, приобретение все большей независимости в поведении. Однако это невозможно без развитого самосознания, без целостного образа самого себя, собственного отношения к складывающемуся образу «Я». Хотелось бы снова вернуться в раннее детство, к кризису 3-х лет;1Для него наиболее характерен конфликт между ребенком и взрослымЛВспомним причину этого конф- ликта. 340 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______ 'Ребенок в этом возрасте уже ощущает свое «Я», свою «самбсть». Однако это «Я» пока еще диффузно, расплывчато и неопределенно. И потому ребенку нужно определить, установить четкие границы своего «Я» и укрепить •эти границы. Но это возможно только в результате взаимодействия ребенка с «Я» других, прежде всего, тех, кто ближе к нему. Чаще всего это родители, а форма этого взаимодействия, как правило, носит форму противопоставления себя родителям. Именно это обстоятельство оказывается причиной упрямства, негативизма, своеволия и протеста. \ "По ведь нечто похожее происходит и в подростком возрасте. Не случайно психолог А.Н.Леонтьев заметил, что ребенок рождается дважды - в трехлетнем и в подростковом возрасте. Известно, что внутреннее содержание «Я» -это отношение личности к другим людям, предметам, наконец, к самому себе. Осознать себя значит осознать эту систему отношений, понять, в чем ее отличие от системы отношений других людей - сверстников, родителей, взрослых. Но как это сделать? Единственный способ обретения чувства отграниченности моего «Я» от «Я» других людей -это активное взаимодействие с этими другими, нередко протекающее в острой форме. По сути, это и составляет содержание процесса социализации подростка - одного из решающих этапов становления его самосознания. На рис. 19 схематически изображены этапы становления самосознания в подростковом периоде. Из сказанного выше вытекает основное содержание первого этапа - формирование у подростка чувства отграниченности своей личности от окружающих его людей. Каковы же способы выработки чувства этой отграниченности? Один из них — выработка чувства взрослости, о которой говорилось в предыдущей главе. Привлекательность почувствовать себя взрослым объясняется тем, что взрослые 342 Аверин В. А. Психология детей и подростков _____ в глазах подростка обладают максимумом самостоятельности, а потому и поступают так, как хотят. Следовательно, быть взрослым в глазах подростка означает делать то, что разрешается взрослым, но запрещается детям. Кстати говоря, такое поведение абсолютно нехарактерно для подростков из примитивных культур, потому что там нормы поведения детей и взрослых не противопоставляются друг другу, как в более поздних культурах. В примитивных культурах поведение не поляризуется на формы подчинения у ребенка и доминирования у взрослых. Поэтому и нет нужды в конфликтном характере взаимоотношений между подростком и взрослым. Другой прием приобретения чувства отграниченно-сти своего «Я» состоит в идентификации, т.е. слиянии себя с группой сверстников. Взрослые в глазах подростка выглядят как «Они», а «Мы» - это множество таких как «Я». Заметим, что характерной чертой подросткового поведения является реакция группирования, вхождения в разные малые группы и как следствие - появление различных по своему содержанию подростково-молодежных субкультур. Третьим важным способом обеспечения устойчивости образа «Я» является поиск подростком одобрения себя и своего поведения со стороны окружающих людей. Следует подчеркнуть, что потребность в положительной оценке себя окружающими людьми является ведущей потребностью не только в младшем школьном, но и младшем подростковом возрасте. Именно поэтому подросток испытывает острую нужду в положительной оценке своей личности. Этим объясняется острота потребности в признании достойного положения подростка в группе сверстников. Не случайно так часто можно встретиться с совершенно противоположным поведением одного и того же подростка в разных компаниях (группах) - в одной он делает одно и получает за это признание и одобрение группы, в дру- Глава 6. Психическое развитие подростка 343 гой - прямо противоположное в обмен на все то же признание и одобрение. Два последних феномена (реакция группирования и потребность в одобрении) порождает так называемую ситуативную личность, когда подросток становится неопределенной личностью на неопределенное время. В этой связи становится понятными факты девиантного, а то и противоправного, поведения внешне вполне благополучных подростков из «хороших» семей. Пытаясь получить одобрение сверстников из референтной, т.е. значимой для них группы, они вынуждены действовать не столько по своему собственному разумению, сколько подчиняясь требованиям группы. При малейшем сопротивлении им в лучшем случае грозит исключение из состава группы, а значит, и потеря значимых для подростков связей со сверстниками. Таковы способы выработки чувства отграниченно-сти своего «Я», являющегося важнейшей составляющей самосознания. Важно отметить, что все эти феномены, как правило, наблюдаются в поведении младшего школьника и младшего подростка. Цель такого поведения состоит в основном в уточнении и закреплении границ своего «Я» от множества «Я» окружающих людей. Однако внутренняя структура этого «Я» остается все еще плохо разработанной и потому слабо осознаваемой самим подростком. Поэтому следующий этап в развитии самосознания состоит в расширении и уточнении содержания этого «Я», т.е. в осознании подростком той системы отношений, которая и составляет сущность самосознания личности. На рис.19 этот последний, завершающий этап обозначен как этап становления идентичности. Строго говоря, понятия идентичности и самосознания в значительной мере тождественны друг другу. Используя это понятие, мы хотели подчеркнуть значимость этапа, в рамках которого положено начало активному осознанию подростком сути 344 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ своих отношений к другим людям, предметам и самому себе. В этой связи представляет интерес динамика образа «Я» в переходный период времени (от младшего школьника к младшему подростку), а также внутри самого подросткового периода: от среднего подросткового возраста к старшему. Для младшего школьника в целом характерно равновесие позитивных и негативных суждений о себе: 94% третьеклассников, характеризуя себя, называют формы поведения, которые им нравятся и 95%, которые не нравятся'. При самоописании третьеклассники в первую очередь называют конкретные формы поведения, связанные с учебной деятельностью (успех или неуспех в учебе, дисциплина на уроке и при выполнении домашних заданий, некоторые черты характера, связанные с этим), а во вторую - различные умения и формы поведения, в которых проявляются физическая сила и качества мужественности. Это особенно характерно для мальчиков. В самоописаниях девочек такие суждения встречаются в три раза реже, они чаще используют качества и свойства личности, характеризующие отношения к людям. В этой связи можно предположить, что динамика становления «Я» девочек опережает аналогичную динамику у мальчиков. Обобщая сказанное, можно утверждать, что структура «Я» младшего школьника носит, так сказать «предметно-действенный» характер, он видит в себе прежде всего «предметные» характеристики - что я умею и что не умею делать и как это оценивается мною и окружающими. В начале подросткового возраста (11-12 лет) в содержании «Я» заметны существенные изменения2. Во-первых, отмечается бурный рост негативных самооценок: 34% ' Психология современного подростка Ук. соч. 2 Там же. Глава 6. Психическое развитие подростка 345 мальчиков и 26% девочек дают себе полностью негативные характеристики. В то же время следует отметить, что положительные оценки все же доминируют, а негативные оценки окружающих и собственные неудачи воспринимаются ими как временные и ситуативные. Наряду с резким ростом числа негативных самооценок, изменяется и главный критерий. На первое место выходят нравственно-психологические особенности личности, проявляющиеся в отношениях с окружающими, прежде всего со сверстниками. Второе место начинают занимать качества мужественности подростка и интеллектуальные качества. Растет значимость стиля поведения. Суждения о себе младших подростков, в сравнении с младшими школьниками отличаются больше самостоятельностью и аргументированно-стью. Таким образом, содержание «Я» становится многозначным и более содержательным. В последующие 13-14 лет число отрицательных самооценок превышает число положительных (52% и 41% соответственно) и практически отсутствуют неопределенные самооценочные суждения'. Заметное снижение отрицательных самооценок наблюдается у пятнадцатилетних подростков (с 52% до 37%). Одновременно с этим происходит резкое увеличение числа амбивалентных (неопределенных) самооценочных суждений (с 7% в 13-14 лет до 24% в 15 лет). При этом увеличивается число целостных психологических самоописаний: с 6% у тринадцатилетних до 38% у пятнадцатилетних, что свидетельствует о переходе на качественно новый уровень развития самосознания. Если до 12-13 лет самооценка подростка не что иное, как оценки окружающих его людей, а не его собственные, то в этом возрасте у него происходит смена ориентации с оценки окружающих на самооценку. ' Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/Под ред. Дубровиной И.В. М.: Педагогика,1987. 346 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ Наиболее ярко это проявляется в 15 лет, что отражается в резком увеличении амбивалентных самооценок. Это понятно любому взрослому, испытавшему на себе всю сложность и трудность самооценочных высказываний. Таким образом, период от 12 до 14 лет является исключительно интенсивным в плане формирования самосознания подростка. Для понимания становления «Я» в период перехода от младшего школьного к младшему подростковому возрасту важно обратиться к динамике становления ценностных ориентации личности. В дошкольном возрасте ведущими ценностными ориентациями детей являются трудовые навыки в быту, а также познавательные и творческие ценности. В то же время как отмечают Д.И.Фельдштейн и др. «ценностные ориентации какличностнообразующая система складываются лишь к подростковому этапу онтогенеза» (выделено нами - В.А.)'. У младшего школьника ценностные ориентации отсутствуют, что хорошо было видно при анализе их самоописательных характеристик. В 10/11 лет происходит заметный скачок в развитии ценностных ориентации. Они начинают складываться в сложную и устойчивую систему, которая определяет мировоззрение ребенка. Очевидно, что решающим и главным условием этого является интенсивное и значимое для подростка общение с окружающими, развитие рефлексивных познавательных способностей. Структура «Я» претерпевает значительные изменения и в последующем среднем и старшем подростковом возрасте. При сравнении структуры «Я» средних и старших подростков нетрудно увидеть существенные отличия. В структуре своего «Я» двенадцатилетние подростки в первую очередь выделяют умения, интересы, способности и уровень развития интеллекта. Второе и третье по значимости места занимают самооценка и ролевые характеристики, а замыкает этот перечень отношения с окружающими людьми. Психология современного подростка. Ук. соч. С. 84. Глава 6. Психическое развитие подростка 347 Структура «Я» подростков 13-ти и 14-ти лет практически не различимы между собой, но несколько отличается от структуры самосознания двенадцатилетних. В этой группе на первое место выходят самооценочные характеристики, а все последующие места занимают умения, ролевые характеристики и отношения со сверстниками. Существенно изменяется структура «Я» у пятнадцатилетних подростков, причем эти изменения идут «по линии большей субъективности, психологичности само-описаний»'. Ведущее место по-прежнему принадлежит самооценке, а вот на второе по значимости место выходят собственные чувства, переживания и мотивы. Следующие места принадлежит ценностям, убеждениям, идеалам, а также жизненным планам (кем быть, каким быть). Что касается умений, отношений со сверстниками, ролевых характеристики, то в этом возрасте они перестают иметь особое значение для понимания самого себя. Таким образом, высказанное предположение, что возраст 12-14 лет является критическим в плане становления самосознания личности, находит дополнительное подтверждение. Свидетельством тому данные И.В.Дубровиной о динамике школьной, самооценочной и межличностной тревожности в диапазоне от 13 до 16 лет. Если 13 лет - это пик в школьной тревожности подростков, то 14 лет - это пик в самооценочной и межличностной тревожности, которая сходит на нет в 15 лет и вновь возрастает в 16 лет2. Кстати в исследовании А.М.Прихожан установлено, что в 11-летнем возрасте уровень межличностной тревожности в два раза превышает уровень самооценочной тревожности3. ' Формирование личности... Ук. соч. 2 Там же. 3 Прихожан A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд.психол.н.М., 1977. 348 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ Таким образом, по мере взросления отмечается рост тревожности в той сфере, которая оказывается наиболее значимой для личности: для младшего и среднего подростка - это общение с товарищами, сверстниками, для старшего подростка-это развитие личностной рефлексии, как ведущего механизма самосознания личности. Эмпирические данные о содержании «Я» младших школьников и подростков из разных возрастных групп позволяют сделать некоторые обобщения. В приведенных результатах разных психологических исследований прослеживается определенная закономерность в развитии представлений ребенка о себе; если «Я» младшего школьника формируется преимущественно в системе отношений «Я» - «предметная среда», а «Я» младшего и среднего подростка - в системе «Я» - «окружающие люди» (преимущественно сверстники), то «Я» старшего подростка формируется в системе «Я» - «Я», позволяющая ему довольно полно осознать свою субъектность. Различные системы отношений, в которых формируется «Я» ребенка, судя по всему, обусловлены уровнем зрелости когнитивных структур (см. данные о взаимосвязи интеллектуального и личностного развития). К этому можно добавить результаты исследований Н.Волковой о связи интеллектуального развития ребенка и его ценностных ориентации'. Дело в том, что процесс узнавания себя, самоидентификации или становления самосознания возможен посредством взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром, людьми и, наконец, самим собой. Как было показано ранее, способ взаимодействия с этими системами с целью их познания обусловлен уровнем зрелости различных психических функций ребенка и, прежде всего, Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентации в структуре личностных характеристик у школьников. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол.н. Л., 1983. Глава 6. Психическое развитие подростка 349 познавательных функций. Однако содержание «Я» ребенка определяется содержанием той среды - предметной (объекты, предметы, вещи), общественной («Я» других людей) и рефлексивной (его собственное «Я»), - с которой он взаимодействует, используя при этом доступные ему способы (приемы, схемы, операции и.т.п.). Таким образом, в ходе возрастного развития происходит постоянная трансформация содержание «Я» ребенка, обусловленная содержанием той среды (конкретным воплощением социальной ситуации развития), с которой ребенок преимущественно взаимодействует в тот или иной период своего развития. Поэтому можно выделить, по меньшей мере, три уровня в развитии «Я» ребенка: «Я»-предметное, содержание которого определяется результатами его взаимодействия с вещной или предметной средой. В возрастном плане этот этап становления «Я» ребенка соответствует периоду от рождения ребенка до начала школьного возраста, когда общение с другими уже не только очевидная потребность, но и достигает относительно развитых форм. С этого времени начинается процесс активного становления «Я»-об-щественного, другой временной границей которого является возраст на стыке среднего и старшего подросткового возраста. С этого возраста, благодаря наличию формирующихся рефлексивных форм мышления (т.е. вербально-ло-гическому мышлению) и критериев самооценки в виде оформившихся ценностных ориентации личности, начинается отсчет времени в развитии «Я»-рефлексивного -главной цели самоидентификации. Безусловно, что обозначенные временные границы этой схемы подвижны, поскольку подвижна и сама социальная ситуация развития ребенка. Ясно и то, что приведенная схема, как и любая иная, довольна обща, но эвристический смысл ее очевиден, поскольку позволяет вычленить этапы в развитии «Я» ребенка, содержание этого «Я» и основные условия его становления. 350 А верин В. А. Психология детей и подростков _______ 6.5.3.1. Становление «Я» и психоэмоциональные состояния подростка Процесс становление самосознания и. прежде всего, такой важной ее составляющей, как самооценка, тесно коррелирует с различными психологическими состояниями подростка, в частности, такими как тревожность, страхи, неуверенность в себе и т.п. Это - своеобразные эмоциональные индикаторы развития как самооценки, так и самосознания. Как отмечает А.И.Захаров, страхи, переживаемые подростками, в значительной мере обусловлены одним из основных противоречий этого возраста: противоречием между стремлением подростка быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, т.е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам'. Для его разрешения у подростка есть два пути: либо уйти в себя ценой потери связей со сверстниками, либо отказаться отличной свободы, самостоятельности в суждениях и оценках и полностью подчиниться группе. Иными словами, подросток стоит перед выбором либо эгоцентризма, либо конформизма. Эта противоречивая ситуация, в которой оказывается подросток, является одним из основных источников его страхов, имеющих очевидную социальную обусловленность; Одно из первых мест в этом ряду занимает страх не быть собой, по сути, означающий страх изменения. «Провокатором» его являются переживания подростка, обусловленные изменениями образа его тела. Поэтому подростки так боятся собственного физического и психического уродства, что парадоксальным образом выражается в их нетерпимости к такого рода недостаткам других людей или в навязчивых мыслях об уродстве своей фигуры. Захаров А.И. Ук, соч. Глава 6. Психическое развитие подростка 351 Для подростков характерны и страхи нападения, пожара, заболеть, что особенно характерно для мальчиков, а также стихии и замкнутого пространства, более характерных для девочек. Все они носят характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти. Возрастает в этом возрасте и число страхов в области межличностных отношений, т отмечавшиеся в предыдущих возрастах. Одним из стимуляторов таких страхов является отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношения с ними. Это сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. Поскольку ценность общения в этом возрасте чрезвычайно велика, подросток боится потерять этот единственный канал общения. Последствия страхов многообразны, но главные из них - это возрастающая неуверенность, как в самом себе, так и в других людях. Первая становится прочной основой настороженности, а вторая - подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я». Все это А.И.Захаров квалифицирует еще и как проявление навязчивых страхов или тревожности. Навязчивый страх (тревога) воспринимается подростком как нечто чуждое, идущее непроизвольно, как какое-то наваждение. Попытки самостоятельно справиться с ним лишь способствуют его укреплению и росту тревоги'. Установлено, что в 13-14-летнем возрасте чувство тревоги существенно выше, чем в 15-16-летнем. При этом если у первых оно практически остается неизменным, то у вторых в 15 лет оно существенно снижается в сравнении с предшествующим периодом, а в 16 лет вновь резко поднимается. И еще один интересный факт. Если в 13-14 лет (7-8 классы) отсутствуют различия в уровне тревоги у мальчиков и девочек, то ' Захаров А.И. Там же. 352 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ в 16 лет (10 класс) у девушек этот уровень выше, чем у юношей. Таким образом, тревога в 13-14-летнем возрасте - это возрастная характеристика, перекрывающая индивидуальные особенности развития, что желательно учитывать в плане профилактики психического развития подростка'. Сопоставляя динамику тревоги с динамикой самооценки, легко обнаружить тесную их взаимозависимость. и особенно, в старших классах. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и своих возможностях. Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства. Нередко подростку кажется, что его хотят унизить. Для него, как отмечалось выше, вообще характерна повышенная потребность в человеческой доброте. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя нередко сам ведет себя подобным образом. Итак, хотя у 15-16-летних подростков представлены все стороны самосознания личности, говорить о его завершенности и сформированности не приходится. Этот вывод справедлив и для периода ранней юности (16-17 лет). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|