ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III. Психофизиологические механизмы психических процессов и регуляции поведения личностиЧто изучает психофизика? Что понимается под психофизиологическими механизмами ощущений и восприятий, мышления и речи? Каковы психофизиологические механизмы эмоций? Что такое межполушарная специализация и латерализация психических функций? Как соотносятся различные виды асимметрий? Какими мозговыми механизмами обеспечивается асимметрия действий разной степени сложности?
14. Что изучает психофизика? Психофизика — наука об измерении ощущений человека. Реакции сенсорных систем при физическом раздражении соответствующей модальности и интенсивности сравниваются с субъективными ощущениями для определения порогов чувствительности сенсорных органов. Как методы научной психологии психофизические методы сформировались еще в середине XIX в. Немецкий ученый Е. Вебер, изучая функционирование сенсорных органов, пытался измерить их чувствительность. Он установил, к примеру, что отношение субъективного едва заметного изменения веса предмета к его исходному значению является постоянным. Ранее француз П. Бугер показал, что минимальный прирост освещения предмета, необходимый для того, чтобы вызвать ощущение едва заметного различения тени, является переменно и зависит от уровня освещенности экрана, а их отношение есть величина постоянная. Найденные зависимости впоследствии были определены как закон Вебера. Основателем психофизики по праву считается Густав Фехнер, который в своей работе «Элементы психофизики» (I860) попытался определить соотношения между субъективными ощущениями и объективными раздражителями, между сознанием и органами чувств. Фехнер ввел основные понятия психофизики, разработал и, наконец, сформулировал основной психофизический закон — уровень ощущения прямо пропорционален логарифму интенсивности раздражителя. В своих исследованиях Фехнер исходил из того, что человек лишен способности непосредственно оценивать уровень своих ощущений. Разработка прямых методов количественного измерения уровня ощущений, на основе которых строятся субъективные сенсорные шкалы, привела к дальнейшему развитию и пересмотру некоторых положений психофизики. Американский ученый С. Стивенс установил степенную, а не логарифмическую, зависимость между субъективным рядом (ощущений, впечатлений) и рядом раздражителей. Современная психофизика для изучения оценки воздействующих раздражителей использует не только осознанные ощущения, но и различные ответные реакции организма — двигательные реакции, изменения электрической проводимости кожи, вызванные потенциалы. Однако психофизика, используя объективные методы измерения субъективных ощущений, не рассматривает глубинные механизмы формирования самих ощущений. Наблюдаемая картина может быть сравнима с черным ящиком — мы регистрируем сигналы на входе системы (физические раздражители) и соотносим их с выходными реакциями. Что происходит с внешними раздражителями в глубинных структурах мозга? Как преобразуются сигналы окружающего мира в сложные поведенческие реакции? Каковы механизмы, обеспечивающие психические функции и состояния? Поисками ответов на эти и другие подобные вопросы занимается психофизиология — наука о мозговых механизмах высших психических функций и состояний. Термин «психофизиология» долгое время использовался наряду с термином «физиологическая психология», поскольку эта область изучения психики использовала объективные физиологические методы. Так, первый учебник по психологии, написанный В. Вундтом в конце XIX в., назывался «Принципы физиологической психологии». К настоящему времени огромный материал, накопленный в экспериментальной биологии и психологии, позволил достаточно четко провести грань между предметом исследований физиологии поведения, нейрофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности и собственно психофизиологии, которая в свою очередь включает несколько областей исследования. Среди них изучение психофизиологических механизмов управления движениями, ощущений и восприятий, внимания и памяти, мышления и речи, эмоций человека, роли левого и правого полушарий мозга в обеспечении высших психических функций.
ЛИТЕРАТУРА 1.Основы психологии /Под ред. А.В. Петровского М., 1986. С. 1 б—29; 38—51. 2.Бардин KJB. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М, 1975. С. 3-31. 3.Бардин КВ. Основной психофизический закон и его варианты // Проблемы психофизики и дифференциальной психофизиологии. М., 1981. С. И—35. 4.Основы психофизиологии. М., 1997. С. 41—54.
15. Что понимается под психофизиологическими механизмами ощущений и восприятий, мышления и речи? Психофизиология ощущений и восприятий изучает нейронные механизмы сенсорных и двигательной систем. С помощью пяти основных чувствительных анализаторных систем — зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной и осязательной — человек воспринимает внешний мир. Для каждой из этих систем природа предусмотрела свои модально-специфические органы и отделы нервной системы, которые обрабатывают информацию. Вместе с тем известные части анализаторов как в простых, так и в сложных нервных системах обязательно включают в себя следующие компоненты: 1) детекторы стимула — специализированные рецепторные нейроны; 2) первичный воспринимающий центр, перерабатывающий информацию, поступающую от клеток-детекторов; 3) один или большее число вторичных и интегрирующих центров, получающих информацию от первичных воспринимающих центров. Различные интегрирующие центры связаны между собой, взаимодействие их обеспечивает процесс «восприятия». Сенсорная система «включается» тогда, когда внешний мул, или раздражитель, воспринимается первичными сенсорными рецепторами. Превышающий пороговое значение воздействующий фактор (звук, свет, тепло, молекулы пахучего вещества и т.д.) вызывает в каждой рецепторной клетке появление нервного импульса, или потенциала действия. Нервные импульсы передаются по сенсорным волокнам в воспринимающий центр, где и происходит первичная обработка информации. Число клеток, передающих импульсы, частота возникновения этих импульсов могут отражать различные параметры раздражителя: его силу, размер, ориентацию в пространстве и т.д. При зрительном восприятии какого-либо предмета в первую очередь происходит выделение его формы, размеров, расстояния до него, цвета. Эта и другая информация передается из первичных зон во вторичные зоны переработки, где анализируются другие более сложные характеристики объекта. В сложных сенсорных системах используется одновременно последовательная и параллельная передача информации, что значительно повышает надежность передачи и распознавания внешнего образа. В интегративные центры более высокого уровня приходит информация из других источников ощущений и информация о прошлом сходном опыте. Накапливаемая в сенсорных центрах информация в определенный момент переходит в новое качество — осознанной идентификации, которую называют восприятием. Затем в случае необходимости включаются механизмы ответного действия. Такова общая схема функционирования сенсорных систем. Сходным образом работает и моторная, или двигательная, система, главное отличие которой от сенсорных систем заключается в том, что последние перерабатывают информацию, поступающую в мозг, а моторная система — информацию, идущую от мозга к мышцам. Работой отдельных мышц управляют группы двигательных нейронов (мотонейронов), которые контролируются клетками двигательных центров более высокого уровня построения движений. Двигательная система осуществляет последовательную переработку нервных импульсов — от инициации движения моторной корой до сокращения мышц, контролирующих положение суставов, по командам спинальных мотонейронов. Параллельные системы мозжечка и базальных ганглиев обеспечивают координированное и непрерывное выполнение двигательного акта. Под мышлением принято понимать психический процесс отражения действительности, высшую. форму творческой, активности человека. Каковы структуры мозга, принимающие участие в этом процессе, каковы нейрофизиологические механизмы организации этого процесса? Это основные вопросы, которые изучает психофизиология мышления и речи. Первоначальные факты о нейроанатомии, физиологии речи и мышления были получены при наблюдении людей с повреждением мозга в результате хирургической операции, с заболеваниями мозга или черепно-мозговыми травмами различной природы. Оказалось, что немаловажная роль в осуществлении этих процессов принадлежит ассоциативной коре. Именно здесь, как полагают, интегрируется приходящая из модально-специфических областей информация, а также импульсы от структур мозга, связанных с эмоциями и памятью. Так, при ориентации в незнакомом месте интегрированная сенсорная информация передается лобной коре. Обширные связи этой области с лимбическими структурами придают эмоциональную окраску этой информации, другие подкорково-корковые и корково-корковые связи дают возможность лобной коре «проанализировать» состояние организма в текущий момент времени, сравнить новую информацию с прежним опытом и, наконец, «решить», что должен делать человек в данной ситуации. Полагают также, что лобная кора отвечает за целеполагание и сравнительный анализ путей и методов достижения поставленных целей, за планирование деятельности. Языковые способности человека основаны на интегратив-ной активности ассоциативных полей височной и лобной долей, при участии других областей, в частности затылочных. Серьезные нарушения способности регистрировать любую новую информацию происходят после двустороннего удаления медиальных структур височной доли, которые включают новую кору, миндалину, часть гиппокампа и парагиппокам-пальную извилину. В то же время у людей, перенесших двустороннюю резекцию (удаление) височных долей, сохраняется словарный запас, профессиональные навыки, способность к концентрации внимания, отсутствуют изменения интеллекта и эмоциональной сферы. Аналогичная операция с правой стороны приводит к нарушению воспроизведения и узнавания слуховых и зрительных стимулов при сохранении вербальной памяти. Другим, чрезвычайно важным аспектом для понимания механизмов высших психических функций является функциональная межполушарная асимметрия и взаимодействие больших полушарий головного мозга.
ЛИТЕРАТУРА 1.Бпум Ф, Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988. С. 34--80. 2.МилнерП. Физиологическая психология. М., 1973- С. 136—324; 532—566. Нейропсихология. Тесты. М., 1984. С. 540—568. 4. Соколов ЕЯ. Теоретическая психофизиология. М., 1986. С. 3—54.
16. Каковы психофизиологические механизмы эмоций? Психофизиология эмоций изучает нейрофизиологические и нейрогуморальные механизмы эмоциональных состояний. Главные проблемы, которые на протяжении более чем 100 лет пытаются решить психофизиологи, каким образом мозг «вызывает» хорошо известные изменения, сопровождающие эмоциональное возбуждение, замедление или ускорение ритма сердечной деятельности, частоты дыхания, усиления потоотделения, тремор конечностей, спазмы желудка и т.п., как эти изменения связаны с переживаемыми личностью субъективными эмоциями. В этой связи одни теории эмоций фокусируются на периферических ответах тела, другие — на центральных мозговых механизмах, третьи пытаются объединить и то, и другое, Так, согласно теории Джеймса — Ланге, после восприятия события, вызвавшего эмоцию, субъект переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в своем организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция. Напротив, теория физиолога Кэннона, модифицированная впоследствии Бардом, в сущности утверждала, что психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно. По этой теории, при восприятии эмоциональных событий нервные импульсы сначала проходят через таламус, а затем как бы разделяются: одна часть направляется в кору больших полушарий мозга, а другая — в гипоталамус, который управляет, физиологическими изменениями в организме. Отводя таламусу роль своеобразного «центра» эмоций, теория Кэннона — Барда как бы возвращала процесс возникновения эмоций из периферических органов, по теории Джеймса — Ланге, обратно в мозг. Вместе с тем очевидно, что слезы, вызываемые слезоточивым газом, не обязательно сопровождаются печалью. Стенли Шехтер полагал, что индивидуумы интерпретируют висцеральную активность в терминах вызываемых стимулов, внешних ситуаций и их когнитивных состояний. Когнитивная теория эмоций утверждает, что активность в физиологических системах не является достаточным условием для возникновения эмоции. По С. Шехтеру, эмоциональные реакции — гнев, страх, радость и т.д. — зависят от интерпретаций ситуации, контролируемых внутренними когнитивными системами. В работах Джеймса Папеса и его последователей было установлено, что эмоции не сосредоточены в определенных центрах, а являются результатом активности структур мозга, объединенных р так называемый круг Папеса. Сегодня наиболее важные мозговые структуры, имеющие отношение к эмоциям, в совокупности называют лимбической системой. К ней относятся некоторые ядра передней области таламуса, расположенный ниже весьма важный отдел мозга — гипоталамус. Именно области гипоталамуса контролируют большинство физиологических изменений, сопровождающих эмоции. В боковой части среднего мозга располагается миндалина, ответственная за агрессивное поведение и эмоцию страха. Рядом с ней находится гиппокамп. Полагают, что в гиппокампе происходит интеграция разных форм сенсорной информации. Повреждение его приводит к различным формам нарушения памяти. Определенную роль гиппокамп играет в организации эмоций ярости и страха. Гиппокамп и другие структуры лимбической системы окружает поясная извилина, рядом с которой расположен свод, представляющий собой систему волокон, идущих в обоих направлениях. Свод повторяет изгиб поясной извилины и соединяет гиппокамп с гипоталамусом. Перегородка получает входные импульсы через свод от гиппокампа и посылает информацию в гипоталамус. Весьма важную роль в эмоциях играет ретикулярная формация — сравнительно малодифференцированная масса нейронов. Большинство из них являются неспецифическими, т.е. реагирующими на многие виды раздражителей. Ретикулярная формация, получая информацию по различным путям, действует как своего рода фильтр, пропуская в различные области коры больших полушарий, в некоторых случаях ядра таламуса, только новую или необычную информацию. Клетки такой структуры ретикулярной формации, как любое пятно, используют в качестве медиатора норадреналин. Существует мнение, что недостаток норадреналина мозге приводит к депрессии, а его избыток связывается с тяжелыми стрессовыми состояниями. Вероятно также, что норадреналин играет определенную роль в возникновении реакций удовольствия. Клетки другой структуры ретикулярной формации — черной субстанции — используют в качестве медиатора дофамин, который участвует в создании состояния эйфории и -способствует возникновению некоторых приятных ощущений. Областями коры, играющими важную роль в формировании эмоций, являются лобные доли, связанные с таламическими ядрами, лимбическими структурами; не последнюю роль играют также, по-видимому, и височные доли. Об этом свидетельствуют эксперименты по электростимуляции различных участков мозга, а также нейропсихологические наблюдения больных с повреждениями лобных и височных долей мозга. Конечно, мозг контролирует все системы тела. Однако непосредственное эмоциональное возбуждение при страхе, радости или других эмоциях осуществляется с помощью вегетативной нервной системы. Последняя подразделяется на два отдела: симпатический отдел мобилизует организм на реакции типа «борьбы или бегства», а парасимпатический отдел призван сохранять энергию и ресурсы организма. Развитие эмоции, ее проявление во многом определяется соотношением в каждый конкретный момент времени между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы, что в свою очередь зависит от состояния внешней среды и внутреннего состояния организма. ЛИТЕРАТУРА 1.Блум Ф..Ле йзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. Ц., 1988. С. 123-149. 2.Основы психофизиологии: Учебник / Под общ. ред. ЮА. Александрова. М, 1997. С. 143-167. 3.Нейропсихология. Тесты. М., 1984. С. 183— 186.
17. Что такое межполушарная специализация и латерализация психических функций? На протяжении многих десятилетий ученые пытаются выявить, какие структуры головного мозга отвечают за переработку и хранение информации, поступающей из внешней среды. Эта задача тесно связаны с проблемой организации и локализации мозговых функций, С вопросами изучения асимметрии и взаимодействия полушарий мозга. Большие полушария головного мозга соединены между собой пучками волокон, входящих в состав мозолистого тела, через которые преимущественно осуществляется связь между различными зонами левого и правого полушарий в норме. Француз Поль Брока в 1861 г. обратил внимание неврологов на неравнозначность левого и правого полушарий относительно функций речи. Сопоставляя клинические и патологоанатомические данные, он обнаружил специальную речевую зону в области третьей лобной извилины левого полушария. Поражение этой области в результате травмы, опухоли, кровоизлияние приводит к потере речи, С тех пор психофизиологи и нейропсихологи, медики, педагоги, лингвисты, философы пытаются связать отдельные психические функции с деятельностью того или иного полушария и, таким образом, понять природу парной работы полушарий. Так, в 1874 г. А. Джексон опубликовал ряд статей о функциональном неравенстве полушарий головного мозга человека. Наблюдая неврологических больных, он пришел к выводу, что левое полушарие является ведущим, речевым, волевым, произвольным, а правое — автоматическим, образным, непосредственно воспринимающим внешний мир. Со времен Брока и Джексона и вплоть до 60-х гг. фактически не было предложено никаких новых идей о природе и характере межполушарной асимметрии. Наблюдения носили скорее феноменологический, а теории — предположительный характер. Огромное количество разрозненных фактов с трудом поддавалось осмыслению. В значительной степени это объяснялось отсутствием в указанный период соответствующих методических приемов постановки экспериментов на человеке. Принципиально важные исследования, проведенные Роджером Сперри и его сотрудниками в Калифорнийском технологическом институте, людей с «расщепленным мозгом» послужили основой для нового, качественного подхода к анализу межполушарного взаимодействия. Этому способствовал прежде всего разработанный ими метод раздельного, или преимущественного стимулирования одного полушария у больных эпилепсией, которым с помощью хирургического вмешательства полностью или частично рассекалось мозолистое тело мозга, Ранее, в 30-е гг. другими исследователями было показано, что рассечение мозолистого тела мозга не сопровождается сколько-нибудь заметными изменениями в мозговых функций, обеспечивающих общее поведение и определяемых с помощью IQ-теста. Последующие, весьма интенсивные, особенно в 50-е гг., эксперименты на животных продемонстрировали отклонения в их поведении в результате рассечения мозолистого тела, причем было показано, что каждое полушарие как бы игнорировало опыт другого. В 1960 г. Джозеф Боген на основе тщательного анализа ранних исследовании предположил, что «расщепление» мозга могло помочь контролировать межполушарное распространение эпилептической активности. Его операции подтвердили это предположение, и несколько пациентов с «расщепленным мозгом» были подвергнуты интенсивному до- и послеоперационному психологическому тестированию по методу Сперри. Выяснилось, что информация о предметах, которые пациент держал в левой руке, поступала в правое полушарие и не передавалась в левое. Исследователь мог избирательно стимулировать то одно, то другое полушарие и таким образом изучать особенности каждого из них. В некоторых исследованиях Сперри и его сотрудниками в качестве зрительных стимулов в левой или правой половинах поля зрения представлялись слова. Если слова «проецировались» в левое полушарие, то пациенты с «расщепленным мозгом» могли легко читать и вербально отвечать. Но этого не происходило, когда информация подавалась в правое полушарие. Позже выяснилось, что правое полушарие обладает небольшими лингвистическими способностями. Оно могло распознавать простые слова, его словарный запас близок к словарному запасу 10-летнего ребенка, а последовательные цепочки слов, составляющие устные инструкции, воспринимаются хуже, чем отдельные слова. В общем словарные и грамматические способности правого полушария намного ниже, чем у левого. Но правое полушарие имеет преимущество в задачах, требующих пространственной ориентации. Эти и другие факты показали, что у большинства людей контролирует речь именно левое полушарие. Слуховая специализация полушарий определяется с использованием методики дихотического прослушивания. Различные звуковые стимулы (тоны, звуки, слова), одновременно подаются при помощи наушников в оба уха. Задача заключается в том, чтобы идентифицировать или опознать эти стимулы. Исследования показали, что «правши» (праворукие люди) идентифицируют вербальные стимулы, подаваемые в правое ухо, более точно, чем одновременно представляемые стимулы в левое ухо. Это так называемый эффект правого уха для вербальной информации. Напротив, для почти 50% «левшей» (леворуких людей) обнаружено преимущество левого уха для вербальных стимулов. В том случае, когда подаются невербальные стимулы, такие, как музыкальные звуки, у праворуких происходит смена преимущества уха. Существует свидетельство того, что преимущество правого уха более выражено для согласных звуков и менее для гласных. Полагают, что в методике дихотического прослушивания преимущество правого уха отражает специализацию левого полушария для процессов быстро изменяющихся звуков, а не только вербальную специализацию. Некоторые вербальные звуки включаются в акустические критерии для левополушарных процессов, а другие нет. Правое полушарие играет определенную роль в процессе музыкального восприятия. Описано немало случаев, когда при поражениях левого полушария больные тем не менее оказывались в состоянии оценивать услышанную музыку или улавливать фальшивые ноты и нарушения ритма. Однако они не могли записывать музыку или читать нотную запись. Впрочем, учитывая разный уровень музыкальной подготовки людей, культурные традиции, сложность и многозначность самих музыкальных произведений, весьма сложно определить доминирующую роль того или иного полушария в осуществлении музыкальных функций. Исследование зрительной специализации полушарий у людей с «расщепленным мозгом» проводится с использованием тахистоскопа, позволяющего предъявлять стимулы любой длительности в определенную половину поля зрения. Если время экспозиции стимула менее 100— 150 мс, то стимул целиком поступает в контралатеральное полушарие, поскольку это время оказывается меньше, чем время движения глаз при смене направления. Конечно, в интактном мозге происходит межполушарный обмен информацией через мозолистое тело,. Как уже отмечалось, во многих исследованиях показано, что вербальные стимулы (слова и буквы), представленные в правом поле зрения (левое полушарие), распознаются лучше, чем когда они подаются в левое поле зрение (правое полушарие). В то же время невербальные стимулы (например, лица людей), представленные в левой половине поля зрения, распознаются лучше, чем в правой. Простые зрительные процессы, такие, как детекция края, оттенка или простой формы, одинаково хорошо представлены в обоих полушариях. В ряде случаев правое полушарие доминирует над левым в восприятии пространственных соотношений и в манипулировании предметами в соответствии с этим восприятием. Конкретное проявление межполушарных отношений в предпочитаемой руке, глазе, ухе тесно связано с вопросом существования или отсутствия связи между различными признаками латеральности.
ЛИТЕРАТУРА. 1. Брагина НЯ., Доброхотова ТА. Функциональные асимметрии человека. М.,1988. 2.Доброхотова ТА.,БрагинаНН.Псъши. М., 1994. С. 175—186. 3.Нейропсихология. Тесты. М., 1984. С. 15—23; 36—40. 4.Хамская ЕД., Ефимова ИВ., Будыка ЕВ., Ениколопова ЕВ. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.
18. Как соотносятся различные виды асимметрий? В исследовательских целях представляется удобным подразделять все виды функциональных асимметрий человека на три большие группы: 1) сенсорные, 2) двигательные, или моторные, 3) психические, хотя практически невозможно отделить асимметрию слухового анализатора от мыслительных процессов, предпочтение руки в манипуляционных действиях от участия зрительного анализатора. Ученым в своих исследованиях приходится отвечать на вопросы, связанные с соотнесением различных видов асимметрий друг с другом. В качестве примера рассмотрим зрительное и моторное доминирование. Моторная асимметрия конечностей представляет собой совокупность многих признаков неравенства рук и ног в формировании общей двигательной активности и соответственно внешнего выразительного поведения человека. Среди множества признаков неравенство рук занимает главное положение, поскольку именно с разными видами этой асимметрии соотносят не только все другие моторные, но и сенсорные, психические асимметрии. Тесты, которые применяются для определения преимущества той или иной руки, чрезвычайно разнообразны: от учета неравенства мышечной силы до способов функционирования рук в различных видах манипулирования. Количество тестов, используемых для определения «ногости», значительно меньше, чем для определения «рукости». Эти тесты направлены на определение различных признаков асимметрий нижних конечностей от «врожденных» (например, размер стопы) до сложных двигательных действий (к примеру, отклонение от заданной цели). Трудности определения асимметрии ног связаны прежде всего с самим понятием «ведущая нога». Если ведущая рука соотносится с преимущественным выполнением разного рода как специфических, так и неспецифических манипуляционных действий, то для ног сам перечень таких движений меньше, чем рук. Очевидно, что преимущественное использование той или иной нижней конечности определяется конкретным видом деятельности и степенью тренированности. Так, в профессии шофера правая нога несет большую двигательную нагрузку и, следовательно, латерализация ног имеет более важное значение, чем, скажем, в профессии машиниста, где управление локомотивом осуществляется руками. Важное место в обеспечении «приспособительного результата» (П.К. Анохин) психомоторной активности занимает не только анатомо-функциональные характеристики двигательной системы, но и сенсорные системы. Среди них ведущее место бесспорно принадлежит зрительному анализатору, через который в мозг поступает свыше 90% информации об окружаем мире, но его роль в значительной мере определяется конкретной деятельностью. В этой связи изучение асимметрии зрения позволяет не только познать скрытые механизмы природу межполушарной асимметрии мозга в целом, но и способствует практическому использованию научных результатов, например, при отборе и обучении техническим навыкам в ряде операторских профессий, в спорте. Большинство исследователей определяют ведущий глаз так же, как и ведущую руку, по предпочтению использования в тех ситуациях, где можно использовать только один глаз. В современных исследованиях можно выделить два основных подхода: в одном из них предпочитаемый глаз коррелирует с предпочитаемой рукой; в рамках другого подхода, наоборот, такая связь отрицается. Обнаружено, что у «правшей» с правым ведущим глазом при работе правой рукой и правым глазом ориентировка движений лучше, чем при работе правым глазом и левой рукой, или наоборот. Ведущий глаз преобладает у праворуких, в то время как у леворуких не отмечается явного предпочтения того или иного глаза. Более того, у леворуких обычно отсутствует асимметрия глаз. Доминирование глаза не является столь очевидной характеристикой, прямо связанной с его функционированием, как доминирование руки. Однако многочисленные данные свидетельствуют о том, что доминирование глаза так же, как руки или ноги, существенно связано с межполушарной асимметрией мозга. Поскольку внешние факторы влияют на «глазость» в значительно меньшей степени, чем на «рукость», то ведущий глаз в большей степени отражает межполушарную латерализацию, чем ведущая рука. Ведущий глаз определяют с помощью прицеливания, использования монокулярных инструментов (телескоп, микроскоп); оценки остроты зрения; выявления контролирующего или ведущего глаза при чтении и письме, способностей к подмаргиванию (ведущий глаз хуже моргает), определению размеров предметов, полей зрения. Отметим, что совпадение по всем признакам для одного и того же глаза наблюдается далеко не всегда. Более того, существуют факты, подтверждающие отсутствие связи между ведущим глазом по прицеливанию и ведущим глазом по остроте зрения. Это может означать, что глаз, используемый в задачах, требующих прицеливания, не обязательно тот же самый, что и в случаях усиления зрительной активности. Поэтому выделяют три типа ведущего глаза: доминирование по прицеливанию, являющееся одной из самых существенных форм асимметрии зрения, по остроте зрения и Исследования моторного доминирования у детей различного возраста (от нескольких дней до нескольких месяцев и лет), включавшие в себя изучение ориентации позы, поворота головы, двигательных ответов на слуховые, зрительные и тактильные стимулы, предпочитаемую руку и ногу в различных действиях, показали наличие двигательной асимметрии уже в младенческом возрасте, однако ее отчетливое проявление наблюдается лишь к трем-четырем годам. Роль зрительно-моторной конвергенции у маленьких детей возрастает, поскольку различению фигур в значительной степени способствует одновременная манипуляция предметом, соединение рассматривания с ощупыванием. Функциональная межполушарная асимметрия при организации простой зрительно-моторной реакции может формироваться в б—7-летнем возрасте в результате обучения (более активного участия в двигательных актах одной руки). Асимметрия времени выполнения теста детей младшего возраста превосходит асимметрию испытуемых старшего возраста, девочки и девушки более латерализованы, чем мальчики и мужчины. ЛИТЕРАТУРА 1.Нвйропс14халогияЛесты. М., 1984. С. 53—61,159—169. 2. Хамская ЕД, Ефимова ИВ., Будыка ЕВ., Ениколопова ЕВ. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997. С. 65—87.
19. Какими мозговыми механизмами обеспечивается асимметрия действий разной степени сложности? Обычно при определении коэффициентов «рукости» (аналогично «глазости», «ногости» и т.д.) учитывается общее количество тестов, в которых человек пользуется той или иной рукой. При этом как сами структуры мозга, так и их вклад в обеспечение движений, входящих в эти тесты, чрезвычайно разнообразны — от простейших движений пальцами до сложных психомоторных действий типа письма. Организация, программирование и управление разными психомоторными действиями Происходят на различных «этажах» центральной нервной системы (структуры переднего, среднего и заднего отделов мозга — иерархически и, следовательно, иерархически должна быть представлена и асимметрия этих действий в зависимости от того, какой уровень в данном действии выступает ведущим. Другими словами, вертикальная организация мозга, когда розговые структуры более высокого порядка осуществляют нисходящее управление нижерасположенными структурами, обеспечивает вариативность сложных действий. Особенностью такого построения функциональной межполушарной асимметрии (ФМАс) мозга является предположение об относительно независимом, автономном механизме реализации каждого отдельного проявления латерализации. В этом случае в функцию более высокого уровня иерархии входят активация определенного набора структур более низкого уровня (уровне). Последовательность реализации каждого такого проявления определяется прежде всего изменениями внешней среды и не детерминируется сверху. Но уровни оказываются в опрёделенной мере изолированными, поэтому локализовать внутри мозга функциональную структуру, детерминирующую характер асимметрии, не представляется возможным, а можно |выделять лишь уровни построения асимметрий. Генетическая основа формирования ФМАс мозга отражается в индивидуально-типологических особенностях ее проявления, следовательно, существует значительная зависимость наблюдаемых асимметрий от конкретных условий внешней среды, обучения и деятельности. При этом чем выше уровень построения движения, тем в большей степени его латерализация зависит от внешних условий и обучения. И, наоборот, чем ниже уровень построения движения, чем уже его специализация, тем в большей степени его латерализация зависит от генетических, наследственных факторов. При такой организации конкретное соотношение симметрии — асимметрии в психомоторной активности определяется прежде всего латерализацией более высокого уровня построения, участвующего в программировании и регуляции движения и обладающего большим количеством движений и их вариантов. Именно для таких уровней характерны легкость и быстрота формирования той или иной асимметрии при обучении и тренировке. В то же время асимметрия разных уровней построения психомоторных действий создает индивидуальные профили латерализации, обусловливающие в конечном итоге меж- и внутригрупповое разнообразие, характерное для разных видов деятельности человека. Это объясняет, почему так сложно определять тот или иной вид асимметрий. В частности, для рук между тремя вариантами — «праворукие», «леворукие» и «амбидекстры» (без предпочтения той или иной руки) —' существует множество промежуточных вариантов. Еще в 1908 г. X. Липманн предположил, что рукость является отражением способности одной стороны мозга вырабатывать программы выполнения моторных действий (навыков). Таким образом, в праворукости может отражаться способность левого полушария в большей степени «обучаться» сложным двигательным действиям. По мнению Р. Хикса и М. Кинсборна, асимметрия рук является видо-специфической характеристикой человека. Многочисленные исследования, проведенные среди людей различного цвета кожи, живущих на разных континентах, имеющих различный уровень культурного развития, в том числе и некоторых народностей Азии и Африки, не имеющих письменности, показали, что свыше 90% людей праворукие. Одно из распространенных объяснений этого феномена состоит в том, что человек в древности, защищая щитом левую сторону тела как наиболее уязвимую, в правой руке держал оружие. Возможно, более важное значение в развитии моторной асимметрии сыграло то, что левая сторона «утомляется» быстрее из-за большей нагрузки на сердечно-сосудистую систему, в силу чего орудия производства при работах, требующих значительных энергозатрат, держат именно правой рукой. Однако эти и другие предположения лишь способствуют постановке новых вопросов. В формировании индивидуального профиля ФМАс человека социальные и культурные факторы, по-видимому, играют более значительную роль, чем генетические. Изучение леворуких людей и многочисленные теории, пытающиеся объяснить «леворукость» в противовес «праворукости», лишь подтверждают мнение о том, что индивидуальные различия внутри этих групп, складывающиеся на чрезвычайно сложном переплетении наследственных, социальных и генетических и прочих факторов, значительно разнообразнее, чем статистические различия между группами. Большие полушария головного мозга человека как «материальный субстрат психики» различны и в анатомическом, и в функциональном плане. Многоуровневая система организации межполушарной асимметрии мозга осуществляется на основе взаимодополняющих, компенсаторных и облегчающих отношений между полушариями. В свете современных данных трудно представить строгую специализацию полушарий хотя бы по одной функции, Каждое из них вносит свой вклад в реализацию психических функций, обеспечивая надежность и пластичность мозга человека в реализации сложной психомоторной деятельности в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды.
ЛИТЕРАТУРА 1.Ермаков ЛЛ. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов н/Д, 1988. С. 3—67. 2.Нейропсихология. Тесты. М., 1984. С. 142— 158. 3. Хамская ЯД, Ефимова ИВ, Будыка Е£, Енцкалопова ЕБ. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. М., 1995.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|