ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
С помощью каких механизмов реализуется процесс социализации?Выделяют два «плана» социализации: филогенетический, объясняющий пути и механизмы формирования родовых свойств человека, и онтогенетический, объясняющий процесс становления личности в ходе индивидуального развития. Онтогенетическая социализация представляет собой процессы интериоризации (перенос общественных представлений в сознание отдельного человека, переход внешних практических действий в умственный план) социальных норм, ценностей и типичных форм поведения, а также процессы экстериоризации (вынесение вовне результатов умственных действий), осуществляемые в процессе индивидуальной жизнедеятельности. Еще в 30-е гг. Л,С. Выготский говорил о социализации как о преобразовании интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности и общения, как об интериоризации или присвоении индивидом общественного опыта, культурных знаков (культурно-историческая концепция развития высших психических функций). Согласно Л.С. Выготскому, переход от низших психических функций к высшим есть присвоение культуры индивидом. Источник этого процесса — в социальных отношениях, взаимодействии ребенка и взрослого. Социализация практически тождественна «окультуриванию» как присвоению социального опыта ребенка через взаимодействие с носителем этого опыта. Через других мы становимся самими собой. Это правило относится не только к личности в целом, но я к истории каждой отдельной психической функции. Всякая психическая функция первоначально появляется как разделенная со взрослым. Устанавливая контакт с ребенком, наполняя общение соответствующим содержанием, взрослый во многом определяет развитие личности воспитываемого. За всеми высшими функциями личности стоят социальные или реальные отношения. Всеобщими и универсальными механизмами социализации являются интериоризация и экстериориэация, которые проявляются в ряде психологических механизмов, выполняющих защитную (адаптивную), регулятивную и самоактуализирующую функции. Рассмотрим некоторые из них. 1. Механизм самоограничения. Когда человек понимает, что его достижения менее значительны, чем достижения других, он страдает, его самоуважение понижается. Некоторые люди в такой ситуации прекращают деятельность, т.е. отступают перед трудностями, ограничивают возможности своего Я. Самоограничение связано с возникновением в сознании личности когнитивного диссонанса, т.е. негативного побудительного состояния. Оно появляется в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя противоречивыми «знаниями» (мнениями, понятиями) об одном и том же объекте. Состояние диссонанса переживается субъективно как дискомфорт, от которого пытаются избавиться либо путем изменений одного из элементов противоречивых знаний, либо путем введения нового элемента. 2. Проекционный механизм — приписывание собственных нежелательных черт другим, что защищает человека от осознания этих же черт в себе. Чтобы сохранить самоуважение, человек обращает на других те отрицательные эмоции, которые были бы направлены против себя. Этот механизм проекции позволяет личности оправдать многие свои поступки, мотивируемые неприемлемыми для нее моральными принципами, желаниями и установками; он не уважал бы себя, если бы осознавал эту особенность в себе. Такой человек имеет тенденцию постоянно критиковать окружающих, потому что приписывает им проявления нечестности, жесткости и других негативных качеств. Экспериментально установлено, что люди с 3. Механизм идентификации, с помощью которого в целом ряде случаев человек отождествляет себя с другим субъектом, или целой группой, т.е. одно лицо (субъект идентификации) осуществляет в основном подсознательно психическое уподобление другому (объект идентификации). Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям других людей, интериоризации их ценностей и установок. Этот механизм проявляется во всех возрастных группах. Ее объектами могут стать родители, другие близкие люди, значимые лица, не только реальные, но и воображаемые (например, герои кинофильмов и книг). Идентификация может быть полной или частичной, сознательной и неосознаваемой, Ее иногда отождествляют с научением как имитацией (подражанием). Однако при идентификации человек не только подражает действиям другого, но и становится похожим на него. Идентификация лежит в основе принятия тех или иных социальных ролей. Кроме того, идентификация со значимым другим порождает избирательную внушаемость и конформность и, наоборот, избирательную невосприимчивость воздействий других и нонконформизм. 4. Механизм интроекции, который тесно связан с идентификацией и является простейшей формой интериоризации. При интроекции качества и установки другого как бы «встраиваются» в структуру личности субъекта без специальной переработки, в неизменном виде. Часто он действует подсознательно, но при самоанализе его результаты могут становиться осознанными. Идентификация лежит в основе эмпатии, т.е. сопереживания эмоциональным состояниям другого, проникновения в его переживания. Таким образом, существует огромное количество механизмов социализации человека, его адаптации к внешнему миру и к самому себе.
литература 1. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. И, 1990. 2. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М,, 1983. 3. Сталин ВВ. Самосознание личности. М., 1983. С. 61—62. 4. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 2 54.
9. Какие факторы оказывают значимое влияние на процессы социализации личности? Социализация осуществляется в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно их совокупное влияние требует от человека определенного поведения и активности. Обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации, называют факторами социализации. В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Согласно классификации, предложенной А.В. Мудриком (1991), выделяются три группы факторов социализации: 1) макрофакторы (Космос, планета, мир, страна, общество, государство); 2}мезофакторы (этнос; место и тип поселения — регион, село, город, поселок; средства массовой коммуникации — радио, телевидение, газеты и др.); 3) микрофакторы (семья, группы сверстников, учебные, профессиональные, общественные группы и др.). Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания детей в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, познание, предметно-практическая и духовно-практическая деятельность, спорт). Отдавая должное роли социализирующего воздействия макрофакторов, больших и малых групп, необходимо учитывать, что наибольшее влияние на личность оказывает другая личность, являющаяся для нее референтной и авторитетной. В каждый из моментов жизни человека какие-то факторы могут быть не учтены или не совсем адекватно истолкованы как самой личностью, так и теми, кто ее окружает. Приобретенные или же произведенные нами в других изменения осознаются не сразу. Они долго могут «лежать» без обозначения и признания тех персон, которые совершили в нас долговременные и существенные изменения. Признание и оценка значимости полученных вкладов могут запаздывать, т.е. проявляться реминисцентно. Но время латентного периода (когда «вклад» сохраняется безымянно, производя необходимые действия и изменения в другой личности) всегда определимо: это промежуток между временем получения «вклада» и моментом его востребования. Факторы социализации — это среда, которая не является чем-то спонтанным и случайным. Она должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста, эмоциональная синтонность (созвучие) и др. В ней должны быть заложены возможности для самореализации, свободы творчества, эстетического и нравственного развития. Изменения, происходящие в обществе, сказываются на изменении эталонных типов личности. В соответствии с принимаемыми обществом идеальными типами личности осуществляется работа в институтах социализации по их формированию и развитию. В этом плане всегда можно говорить о социальном заказе общества институтам социализации на типичную личность. В свою очередь институты социализации вынуждены менять концептуальные (теоретические) модели в соответствии с изменившейся государственной политикой, в том числе и образовательной. Вероятно, именно этим можно объяснить происходящую сегодня повальную концептуализацию всех образовательных звеньев, «задающих» основные требования к личностно-развивающей среде, личностному пространству, образу жизни, ценностным ориентациям, поведению и другим параметрам, вплоть до требований к внешнему облику субъектов образовательного процесса, Следовательно, социализация на деле оказывается государственной и образовательной политикой в действии. литература 1. Абрамова Г'.С. Возрастная психология. М, 1997. С. 69—91. 2.Божович ЛИ. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995. С. 173-180. 3.Котова ИБ, Шиянов ЕЯ. Социализация и воспитание. Ростов н/Д, 1997. С 46-51; 71-74. 4. Кон Ц.С. Психология старшеклассника. М., 1980. С. 38—44. 5.МудрикАБ. Социализация и смутное время. М., 1991. С. 32—65. 6. Российское сознание: психология, культура, политика // Материалы международной конференции. Самара, 1997.С. 85—87;90—100; 139—141.
10. Почему одним из основных факторов социализации признается семья? Семья характеризуется как сложное социальное образование, которое, с одной стороны, является специфическим социальным институтом, а с другой — малой социальной группой. Поэтому можно говорить о двойственности функций семьи, о ее макро- и микроструктурах, позволяющих рассматривать ее как систему. Существование семьи как социальной общности и как фактора социализации основано на потребности людей в семейном образе жизни. Семья остается главной, исторически сложившейся формой личностного удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения. Однако в последнее время достаточно четко намечается тенденция к уменьшению потребности семьи в детях, что сказывается на демографической ситуации в ряде стран. Наиболее принятым определением семьи является следующее: семья — это общность, основанная на общесемейной деятельности, связанная узами супружества — родителъства — родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи. Наличие триединого отношения супружество — родительство — родство считается основанием формального признания семьи, ее конституирования. Если же этих отношений нет, то употребляют термин «семейная группа». Основными мотивирующими факторами образования семьи выступают: стремление избежать одиночества, желание иметь детей, реализация потребности в эмоциональном контакте, в понимании, создание психологической «ниши», поиск способов и механизмов психологической защиты. Диапазон индивидуальных моделей семьи достаточно вариативен. Также разнообразны феномены, в которых реализуются типы семейных отношений, начиная от страстно-любовных до неприязненно-враждебных: любовь, дружба, синтонность, аттракция, симпатия и другие виды эмпатийных переживаний. Функции семьи принято делить на специфические и неспецифические. К специфическим функциям семьи, которые определяются ее сущностью, ее социальной природой, относятся следующие: репродуктивная (рождение детей); социализирующая (обеспечивающая воспитание детей); охранительная (ответственность за защит)' членов семьи). Неспецифические функции институт семьи был вынужден освоить под давлением складывающихся социально-исторических условий. Например, в последнее время произошел «перехват» семьей функций других социальных институтов — образовательных, правовых, обслуживающих, досуговых и др. Неспецифическими функциями семьи являются: накопление и передача собственности и статуса, организация производства и потребления, ведение домашнего хозяйства; организация досуга, связанного с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, микроклимате, способствующем снятию напряжения, развитию каждого члена семьи. Они могут резко изменяться на разных исторических этапах, сужаясь, расширяясь, модифицируясь или даже исчезая. Семья как институт социализации претерпевала и продолжает претерпевать существенные изменения, Поэтому при характеристике семьи следует указывать, какой модели она соответствует — традиционной или современной. Традиционные семьи имеют родственно-семейный тип организации, а современные — ценностям рода предпочитают экономические и личностные интересы. Основными трансляторами социальных и культурных ценностей, главными «фигурами» социализации личности были и остаются родители ребенка. Это не значит, что старшие члены семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди) или старшие дети в многодетных семьях не могут быть реальными и равноправными участниками этих процессов. Реальная ценность производимых ими воздействии находится в прямой зависимости от их социальной, гражданской позиции и включенности в жизнедеятельность не только семьи, но других социальных групп. В каждой семье складывается своеобразная структура семейных отношений, специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы и приемы воспитания, наполнять взаимодействие гуманистическим содержанием. Гуманистическая направленность и духовность должны стать основными критериями определения значимости семейных агентов социализации и воспитания подрастающих поколений. Культивирование в семье ценностного отношения к каждому ее члену, его индивидуальным и самобытным проявлениям, соблюдение прав и свобод, создание условий для творческой самореализации, формирование личной ответственности за все происходящее — все эти факторы действительно способны превратить семью в личностно-развивающее пространство, порождающее и возрождающее традиции российского общества.
ЛИТЕРАТУРА 1. ЗеньковскийВВ. Психология детства. М., 1996. С. 123—144, 306—342. 2. Ковалев СВ, Психология современной семьи. М., 1989. С. 5—55., 3. Котова ИБ., Шиянов ЕН. Социализация и воспитание. Ростов н/Д, 1997. I1 С 100 4. Субботский ЕВ. Ребенок открывает мир. М., 1991. С. 140— 168.
11. Какое влияние на процессы социализации личности ребенка оказывает его общение со сверстниками? Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое происходит в детском саду, школе, различных неформальных детских и подростковых объединениях. Общество сверстников — это совокупность различных малых групп. Стереотипы поведения, особенностей языка в малых группах складываются под влиянием больших социальных групп. Малые группы представляют собой социальную микросреду, опосредствующую взаимосвязь ребенка с обществом в целом. Психологи выделяют в детских и подростковых группах функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения между сверстниками. Функционально-ролевые отношения зафиксированы в специфичных для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действий в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого. Основная функция эмоционально-оценочных отношений в детской и подростковой группе — осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения — симпатии, антипатии, дружеские привязанности и пр. Они возникают в онтогенезе довольно рано, Так, если дошкольник следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают «жалобы» взрослому, продиктованные желанием подтвердить норму. Личностно-смысловые отношения — это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает личностный смысл для других сверстников. При этом другие начинают пережирать интересы и ценности этого ребенка как свои собственные, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют. Личностно-смысловые отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда во взаимоотношениях с окружающими ребенок берет на себя роль взрослого и действует согласно ей. Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, характеризуются возрастной динамикой. Так, дошкольники в играх И в реальной жизни, общаясь со сверстниками, воспроизводят отношения взрослых, реализуют нормы и ценности, усвоенные в общении со взрослыми. Основания для межличностных отношений у младших школьников иные, рем в группах дошкольников: предпочтения в выборе товарищей определяются в наибольшей степени успехами или неудачами в учебе, при этом ориентир делается на мнение учителя. У младших школьников появляются первые признаки взаимоотношений по интересам, что служит основой формирования неформальных групп. Для подростков наиболее важным в межличностных отношениях становится соответствие экспектациям, т.е. ожиданиям. Поэтому особую ценность приобретают такие качества личности, как смелость, сообразительность, умение понять товарища и помочь ему. Подросток сам готов оказать поддержку сверстнику, но и от него ждет.помощи. Для него общение со сверстниками — это самостоятельная и значимая сфера жизни. Психологи считают, что потребность обрести индивидуальность и добиться ее признания окружающими, быть похожим на взрослого является преобладающей в подростковом возрасте. Именно поэтому неформальные группы, объединенные общностью интересов и взаимными симпатиями, для подростка приобретают особую притягательность. Иногда личностные качества подростка, которые высоко ценятся в одной группе, отвергаются в другой, отличающейся иными ценностными ориентациями. Расхождения между взглядами подростка на себя и отношением к себе, неуспех в общении толкают его на поиск группы, где он может утвердить себя в ином качестве. Как правило, это неформальные группы, в которых нередко доминирует асоциальная направленность. Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях. Выявление этой референтной группы помогает педагогу понять, кто оказывает наибольшее влияние на психологический климат класса. Опора на авторитет «значимого круга общения» усиливает эффект целенаправленной социализации воспитания. В раннем юношеском возрасте социальная среда, с которой взаимодействуют школьники, расширяется. Это обусловлено их стремлением к личностному и профессиональному самоопределению. Общение со сверстниками является условием их становления, их «взрослости», дифференцированного и избирательного строительства деловых и личностных взаимодействий. Принадлежность к группе способствует приобретению независимости от взрослых и порождает ощущение психологической защищенности со стороны сверстников. В этом возрасте потребность в признании сверстниками ощущается особенно остро. Если в ориентациях подростков преобладают ценности товарищества и взаимопомощи, то в старшем школьном возрасте больше всего ценится взаимопонимание. Общества сверстников младшего и подросткового возраста, являясь моделями взрослого общества, отражают не только его позитивные стороны, но и негативные тенденции, иногда в гипертрофированном виде. Именно здесь дети и подростки усваивают нормы единой или двойной морали, свойственной взрослым. При этом они быстрее и легче осваиваются в меняющихся социальных реалиях (отношения к заработку, деньгам, предпринимательству и т.д.). А.В. Мудрик отмечает, что современные подростки и юноши значительно автономнее, чем ранее. Детская субкультура, носителем которой является детское сообщество, занимает особое место в общечеловеческой культуре. Она выполняет функции первичной социализации ребенка. В детском фольклоре, например, содержится особый кодекс поведения, регулирующий взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми. К проявлениям подростковой и юношеской субкультуры относятся попытки создания новых норм социального действия, которые должны быть приняты и должны быть поняты педагогом. Подростково-юношеская субкультура выполняет не только социализирующую функцию, но и конструктивно-творческую, поскольку ее явления непосредственно включены в жизнь общества и определяют некоторые формы ее развития, факторы, отделяющие подростково-юношескую субкультуру от мира взрослых, связаны с противоречивостью норм взрослой жизни, резкими культурными и технологическими изменениями, одиночеством, противоречивым влиянием средств массовой коммуникации, неустойчивостью социальной среды1. В таких условиях группы подростков и юношей тяготеют к различным формам контркультурного движения и отклоняющегося поведения, которые в современном обществе приобретают характер усиливающейся тенденции. Таким образом, основа общества сверстников — неформальные (приятельские и дружеские) группы, куда входят практически все дети, подростки и юноши. Чем старше школьник, тем сильнее его потребность в таких группах. В них он получает действительную или мнимую, но неосознаваемую возможность самореализации. При этом внутренняя (сущностная) самореализация проявляется в самоощущении себя равным, принятым и поэтому значимым для других. Внешняя самореализация направлена на то, чтобы быть таким, как все, соответствовать стандартам моды, поведения.
ЛИТЕРАТУРА 1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997. С. 377—393. 2. Божович ЛИ. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995. С. 245-272. 3. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980. С. 87— 104. 4. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1982.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|