Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Какие методы изучения взаимопонимания существуют?




При изучении взаимопонимания используются эксперимент, наблюдения, самоотчеты, опросы, интервью и т.п. Изучение взаимопонимания осуществляется преимущественно двумя способами. В первом способе сначала изучаются инди­видуальные особенности партнеров или понимание какого-либо явления отдельно каждым из них, а затем их точки зре­ния соотносятся и делается заключение о возможности или невозможности взаимопонимания. К подобного типам иссле­дования может быть отнесено изучение стереотипов предста­вителей других наций, когда выясняется, насколько велики расхождения в представлениях групп или наций друг о друге, и делается заключение, насколько группы или нации понимают друг друга. В этих исследованиях преимущественно использу­ются либо оценочные листы с набором качеств, либо методи­ки полярных профилей.

При втором способе изучения взаимопонимания мо­делируется совместная деятельность, что осуществляется, на­пример, в методике экспериментального изучения взаимопо­нимания в речевом общении, предложенной Г.В. Гусевым в конце 70-х гг., и методике экспериментального исследования взаимопонимания в диаде, предложенной АА. Кроником в се­редине 80-х гг. В обеих методиках партнерам дается началь­ный стимульный материал, т.е. задается «тема» общения. В ме­тодике Гусева это буквы и знаки, из которых составляется предложение, а достижение взаимопонимания выражается в смысловой цельности созданных совместно текстов. В мето­дике Кроника предлагается невербальный материал, которым оперируют партнеры, стремясь достичь взаимопонимания. Совместная деятельность осуществляется следующим обра­зом. На столе, разделенном ширмой-перегородкой, лежат оди­наковые наборы рисунков, например эмоциональных состоя­ний. Один из партнеров должен обозначить какой-либо рису­нок наиболее подходящим на его взгляд словом. При этом но­мер рисунка или его местоположение не указываются. Второй партнер, услышав название, должен отгадать, какому рисунку оно соответствует. Подсказки и переговоры запрещаются. Та­ким же образом предъявляются и другие рисунки. Потом роли меняются: тот, кто отгадывал названия, должен их подбирать, а тот, кто подбирал, — отгадывать. Работа считается завершен­ной, когда четыре раза подряд (по два каждый) партнерам уда­ется расшифровывать названия всех рисунков. После этого предъявляется другой набор рисунков, например межличност­ных Отношений. Схема работы с этими рисунками полностью соответствует описанной выше. В целом данная методика поз­воляет выявить уровень взаимопонимания, определить страте­гии его достижения.

Наиболее продуктивным является объединение описанных выше исследовательских подходов, так как при изучении взаи­мопонимания должны учитываться и индивидуальные воз­можности партнеров, их личностные диспозиции (прежде всего ценностные ориентации, направленность в общении), и моделирование совместной деятельности.

Таким образом, в обыденной жизни человек может опреде­лить, возникло ли взаимопонимание между ним и его партне­ром, тогда, когда он будет не только наблюдать за своими индивидуальными чувствами, переживаниями, но и тогда, когда он будет стремиться увидеть состояния партнера, рассмотреть и проанализировать их в различных ситуациях совместной деятельности. Если речь идет о самоанализе, о стремлении са­мого человека понять, достиг ли он взаимопонимания с парт­нером или нет, то главным ориентиром для него должны вы­ступать его субъективное самочувствие и самочувствие парт­нера. Если они позитивны и совпадают, то можно предпола­гать, что в данной ситуации взаимопонимание достигнуто. В качестве показателя частичного (функционального) взаимо­понимания может также выступать эффективность совмест­ной деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Хроник АА Методика экспериментального исследования взаимопонимания в диаде//Психологический журнал. 1985. № 5. Т. 6. С. 124—130.

2.НойлшнР. Социально-психологическое исследование международных кол­лективов // Психологические условия социального взаимодействия (соци­ально-психологические исследования). Таллин, 1983. С. 85—98.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных