Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРИЗНАКИ МОТИВАЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ




Выше мы уже привели название и смысл ключевых кате­горий анализа содержания рассказов. Таких категорий шесть для мотива «надежда на успех» и семь для мотива «боязнь неудачи». Ключевые категории анализа и признаки обеих мотивационных тенденций были получены в результате кон­тент-анализа более чем 4 000 рассказов (Хекхаузен X., 1986).

ЧАСТЫ ВЫЯВЛЕНИЕ «НАДЕЖДЫ НА УСПЕХ» (НУ)

(признаки мотивационных тенденций приводятся с сокращениями)

1. ПОТРЕБНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ И УСПЕХА (П)

«П» засчитывается тогда, когда человек ставит перед со­бой положительно сформулированную цель достижения или работы.

Как «П» учитываются положительно сформулированные высказывания, в которых не выражено опасения или неуверен­ности относительно возможности достижения цели («хочет», «собирается», также «старается», «стремится», но не «пытает­ся»). («Он хочет сделать домашнее задание», «Он намерен улучшить свои оценки», «Успех побуждает их к дальнейшей хорошей работе», «Он хочет исправить машину», «Завтра я выполню задание», «Они стараются решить задачу» — все «П»; «Он пытается решить задачу» — не «П», а «И»).

Если же такое положительно сформулированное намере­ние находится в непосредственной связи с каким-либо утвер­ждением, из которого можно заключить, что за ним кроется намерение избежать неудачи, то засчитывается не «П», а «Пи» (потребность в избегании неуспеха), например: «Он собирается улучшить свои оценки, чтобы не заниматься в каникулы».

Намерения, которые направлены не на саму цель, а на применение определенных инструментальных деятельностей, учитываются не как «П», а как «И» (инструментальная дея­тельность), поскольку выполнение такой деятельности в дан­ном случае еще не означает достижение цели. «Он хотел по­ставить шестеренку, а она вывалилась». Установка шестерен­ки — лишь инструментальная деятельность, поэтому — «И»).

Намерения человека, относящиеся к тому, чтобы помочь, поддержать или проверить другого человека, не учитываются как «П». («Они хотят нас чему-то научить», «Мастер хочет оценить работу» — не «П»).

Намерения, направленные на выполнение несуществен­ной деятельности, также не учитываются как «П» {«Он хо­чет унести документы», «Он собирается выписать счет», «Служащий хочет получить у директора подпись» — не«П»).

Желание и надежда, направленные на достижение цели, связаны они с каким-либо качеством или нет, учитываются как «П». («Он хочет закончить эту работу», «Он надеется, что ему удастся привести в порядок машину»; напротив: «Он надеется, что его похвалят за эту работу» — не «П»). Эти желания и надежды не должны также сопровождаться выска­зываниями, которые могут указывать на намерения избежать неуспеха («Ученик надеялся, что решил задачу») — П; напро­тив: «Надеюсь, что ответ правильный, иначе мне придется еще раз пересчитать» — «Пи».

Нежелания типа «ах, если бы я!...» по поводу неудачи учи­тываются как «Пи», а не как «П». Когда желания или надеж­ды относятся к обстоятельствам, лежащим вне сферы влия­ния и действия желающего, засчитывается не «П», а «УН» (ожидание неуспеха). Например: «Надеюсь, что материал выдержит» — не «П», а «УН».

2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (И)

«И» учитывается тогда, когда человек или группа лиц в пределах рабочей ситуации или в течение деятельности, направленной на достижение, делает, сделал или сделает что-либо, что приблизит его к достижению цели или решению

задачи без помощи других («Он работает над решением за­дачи», «Он размышляет над тем, как выполнить эту работу»). Высказывания по поводу инструментальной деятельности должны быть независимы от окончания деятельности к успе­ху, неуспеху или сомнительного исхода. В частности, следу­ющие высказывания не должны учитываться как «И»:

все высказывания, указывающие на завершение опреде­ленной деятельности («заканчивать», «заключать», «завер­шать» и т.д.) не учитываются как «И». («Он закончил рабо­ту — не «И»). Напротив: «Он работал — «И»;

все высказывания, которые указывают вместе с деятельно­стью и ее исход (результат) «Мальчик правильно пишет пред­ложения» — не «И», напротив: «Он тщательно пишет пред­ложения» — «И», так как «тщательно» ничего не говорит об исходе деятельности. Или же: «Мальчик заработал хорошую оценку— и то и другое не «И»; напротив: «Мальчик рабо­тает над правильным решением» — «И»;

все высказывания, разъясняющие, что деятельность пору­чено выполнить («Он должен, получил задание, обязан»), не учитываются как «И»;

все высказывания, относящиеся к несущественной дея­тельности, такой, как подписать что-нибудь, передать, сооб­щить, смотреть, слушать и т.п., не учитываются как «И» (на­пример, «внимательно, тщательно и т.п.) (слушать, смотреть или слушать и смотреть, чтобы чему-нибудь научиться, уметь это потом делать самостоятельно» — «И»).

Чтобы высказывание было учтено как «И», должны быть названы фактические деятельности. Неопределенные выска­зывания вроде «Он сидит над книгами» или «Он стоит у ма­шины» не учитываются как «И». Напротив, «Он занят этой работой» учитывается как «И».

3. ОЖИДАНИЕ УСПЕХА «У»

Ожидание успеха со стороны одного или нескольких лиц в пределах связанной с достижением цели, учитывается как «У».

Ожидание, связанное не только с полной уверенностью в успехе, а и с ее вероятностью, учитывается как «У». Во всяком случае, речь должна идти о четком положительном ожидании успеха, («Несомненно, его новый роман будет пользоваться успехом», «Он думает, что решит задачу все «У»). «У» за­считывается также, когда ожидание успеха относится к прош­лому («Они думают, что выполнили работу хорошо»; напро­тив: «Его интересует, правильно ли он решил задачу — не «У», так как ожидание успеха не определено и не четко по­ложительно — это Ун.

Если ожидание успеха связано с каким-либо условием, то «У» не учитывается. Так как в этом случае ожидание успеха становится в зависимость от выполнения внутреннего или внешнего условия, то можно заключить, что ожидание успеха не четко положительно («Он думает: «Если я решу задачу, то получу в аттестате пятерку»» — не «У» (внутреннее усло­вие); «Если повреждение не слишком велико, то я могу отре­монтировать машину» — не «У» (внешнее условие). Ожида­ние успеха должно принадлежать или высказываться лицом из рассказа, а не быть объективной констатацией или ком­ментарием рассказчика. Ожидание успеха учитывается и тог­да, когда кто-либо относит его к работе или достижению кого-либо другого.

4. ПОХВАЛА КАК РЕЗУЛЬТАТ ДОСТИЖЕНИЯ (В)

«В» засчитывается тогда, когда кого-либо хвалят, кто-ли­бо хвалит, отмечает или награждает кого-либо за то, что тот хорошо работал или добился хороших результатов («Учи­тель хвалит ученика за то, что он нашел ошибку», «Началь­ник повышает оклад служащему за добросовестную работу»). Похвала должна выражаться открыто («Мастер часто дума­ет: «Какой у меня способный ученик!»» — не «В»).

В качестве вознаграждений могут служить всякие матери­альные поощрения, выражающие признание за хорошее до­стижение, безразлично, имеют ли они большую или малую ценность. При повышении оклада, «В» учитывается только тогда, когда оно происходит по инициативе начальника за хорошие достижения.

«В» учитывается также, если кто-либо констатирует хоро­шее качество, правильность и т.д. работы другого, например, когда учитель ставит ученику хорошую оценку, не высказы­вая при этом похвалы или признательности в адрес личности ученика («Мастер говорит ученику, что теперь он работает

хорошо», «Учитель ставит ученику за этот ответ заслужен­ную пятерку», «Слесарь говорит ученику, что он правильно поставил деталь») — во всех случаях «В»; напротив не «В»: «Он получает хорошую оценку», потому что здесь четко не Показано высказывающее похвалу лицо.

5. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (С+)

В качестве «С+» учитываются все положительные эмоци­ональные состояния в пределах направлений на достижение деятельности, относящиеся в общих чертах к работе, активно­му овладению заданием, достижению или успеху («Он пишет сочинение и работает с радостью», «Он радуется тому, что сумел справиться с этой трудностью и его работа продвину­лась», «Наконец деталь готова. Он вздыхает с облегчением», «Они довольны своей работой»}. Речь должна идти о четком положительном эмоциональном состоянии. Например, «раду­ется», «доволен», также «улыбается», «вздохнуть с облегчени­ем» и т.д.; также «смелость» («Успех придает ему смелость продолжать работу») — все «О». Напротив, «успокоился» — не «С+», так как здесь речь может скорее идти об исчезнове­нии ранее отрицательного эмоционального состояния.

Самовосхваление или мысли, являющиеся выражением са­момнения, учитываются как «С+», если относятся к успешной деятельности («Они стоят перед готовой работой и думают: Какие мы способные!»).

Также положительные эмоциональные состояния, связан­ные с достижениями или успехами другого лица в рассказе учитываются как «С» («Отец радуется тому, что его сын полу­чил аттестат зрелости»).

«С+» не учитывается, если кто-либо радуется тому, что неудачный исход деятельности оказался не таким плохим, как ожидалось; или что ожидаемая неудача не имела места («С облегчением ученик видит, что учитель не ставит двой­ку» — не «С+»).

6. ТЕМА УСПЕХА (Т) как дополнительная категория

Тема успеха — это одиночная категория. Она засчитыва­ется в рассказе при наличии определенных категорий успеха и при отсутствии категории неуспеха, за исключением отри­цательного эмоционального состояния (С-) и ожидания не­успеха (Ун).

Эта категория учитывается только в том случае, если тема успеха доминирует в содержании рассказа.

ЧАСТЬ II

ВЫЯВЛЕНИЕ «БОЯЗНИ НЕУДАЧИ» (БН) (признаки мотивационных тенденций приводятся с сокращениями)

I. ПОТРЕБНОСТЬ В ИЗБЕЖАНИИ НЕУСПЕХА (Пи)

«Пи» засчитывается во всех случаях, когда открыто вы­сказывается или может быть выявлена по некоторым призна­кам потребность, намерение, желание или надежда избежать неуспеха в деятельности, направленной на достижение.

«Пи» засчитывается, когда одно или несколько лиц в исто­рии ставят перед собой отрицательно сформулированную цель. «Негативные формулировки» отражены в следующих трех примерах: «Он не хочет оставаться на второй год», «На­деюсь, что не получу двойку», «Они стараются не сделать ошибки на работе».

Если отрицательно сформулированное намерение, на­дежда или желание находится в непосредственной связи с высказыванием, которое позволяет сделать выводе крою­щейся за ним тенденции к достижению цели или успеха (не избегание неуспеха!), то это не учитывается как «Пи» («Он старается не делать ошибок, чтобы получить хорошую оцен­ку»). Наоборот, положительная формулировка цели дости­жения учитывается как «Пи», когда из непосредственно от­носящегося к ней текста следует, что речь идет об избега­нии неуспеха («Надеюсь, что ответ правильный, а то все придется проверить», «Он с тревогой надеется, что все бу­дет хорошо»).

«Пи» засчитывается, если одно (или несколько) лиц в рас­сказе высказывают желание или надежду, чтобы случилось что-нибудь, что могло бы предупредить или ослабить воз­можный неуспех («Они надеются на помощь инженера, чтобы их фирма не разорилась»). Часто подобное высказывание относится к социальным последствиям неуспеха («Надеюсь,

что мастер не будет снова ругаться из-за этой ошибки», «ин надеется, что начальник ничего не заметит»).

Иногда открыто выявляется стремление ослабить неуспех: «Экзаменующийся не может ответить на вопрос и хочет во что бы то ни стало "выкрутиться"» — «Пи».

Желание типа «Ах, если бы я!», высказываемое при насту­пившем неуспехе, учитывается как «Пи» («Он не может ре­шить задачу и думает: "Если бы я это выучил дома!"», или «Он не может дать правильного ответа, он думает: "Если бы я это только знал!"»).

Желания этого типа могут относиться как к достижению самой цели, так и к инструментальной деятельности, которая обеспечивала бы положительный исход, направленный на достижение активности. Часто в этой связи высказывается сожаление о том, что ведет к неуспеху («Если бы я во время работы не думал о посторонних вещах» — «Пи»).

2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ИЗБЕГАНИЕ НЕУСПЕХА (Ии)

«Ии» засчитывается, если кто-нибудь что-либо делает или собирается делать, чтобы избежать самим вызванного отри­цательного исхода направленной на достижение деятельно­сти, а также чтобы избежать последствий уже наступившего неуспеха:

сюда относятся прежде всего виды инструментальной де­ятельности, явно служащие для избегания неуспеха. («Они работают внимательно, чтобы не допустить ошибок», «Он осторожно вставляет пружину, чтобы не повредить ее», или же «Он спрятался за спиной мастера, чтобы на него не обра­тили внимание», «Начальник вызвал его к себе за допущен­ную ошибку», «Он быстро придумает предлоги для оправ­дания»);

часто эти инструментальные деятельности состоят из кон­троля и проверок собственной деятельности, предпринима­емых по своей инициативе («После того как все благополуч­но закончилось, на всякий случай решили проверить еще раз», «Он думает, не сделал ли ошибку», «Ученик видит по лицу учителя, что в предложении имеется ошибка, он ее ли­хорадочно ищет»).

Иногда уже имеется неудача, которая возбуждает к осо­бой инструментальной деятельности («Бухгалтер постарается не повторить ошибок, чтобы о нем не создалось плохое мне­ние», «Ученик думает о нагоняе, который он получил однаж­ды от директора, и поэтому старается ходить к директору пореже»);

также, когда высказывания о деятельности имеют поло­жительную формулировку, но явно представляют собой ре­акцию на предшествующий неуспех, учитывается «Ии» («Те­перь у него есть начальный опыт и он продумывает каждый поступок», «Он получил двойку и с тех пор работает при­лежно»);

«Ии» засчитывается, если кто-либо пытается избежать последствий уже наступившего неуспеха, что бы он для это­го ни предпринимал что-либо специальное («Ученик входит и просит директора оставить его в школе, несмотря на пло­хие оценки») или пассивно относился к ходу событий («Пред­приятие работает теперь плохо. Ему теперь все будет безраз­лично, и он все предоставляет своей судьбе»).

«Ии» засчитывается, когда кто-либо:

предъявляет свою работу другому для оценки или про­верки без требования;

обращается к другому за советом и помощью, чтобы из­бежать трудностей, возникающих в работе. Речь всегда идет о привлечении и временном участии другого в собственной работе.

«Ии» учитывается также, когда кто-либо просит другого о помощи в деятельности, в которой нужной квалификаци­ей обладает не он сам, а только другой («Ученик изготовил деталь и принес ее мастеру, а тот ее измеряет», «бухгалтер обнаружил ошибку в своих книгах и с сознанием вины обра­щается к начальнику» или «...хочет, чтобы это проверил на­чальник» — все «Ии»; «Он просит мастера еще раз показать ему правильную установку», «Он не может сам устранить неисправность и вызвал специалиста-техника» — и то, и дру­гое «Ии»).

«Ии» учитывается, если деятельность человека им самим прерывается, замедляется, ухудшается или вообще не может продолжаться, потому что он делает перерыв, думает о чем-то постороннем или вообще занимается чем-либо, не имеющим отношения к данной деятельности. («Бухгалтер долго сме­ялся над анекдотом, который рассказывал коллега, и забыл о своей трудной работе», «Конторский служащий быстро за­канчивает работу, потому что уже пять часов. Он задержался на обеде и не успевает», «Он откладывает работу и хочет от­дохнуть», «Во время работы он уже думает о выходном»),

Чтобы в этих случаях засчитать «Ии», должны быть вы­полнены два условия:

а) должно указываться, что человек делает или сделал вместо направленной на достижение деятельности;

б) прерванная деятельность должна выполняться самим человеком («Иногда мысленно отвлекается, в то время когда учитель что-то объясняет» — не «Ии», так как юноша не пре­рывает собственной деятельности; напротив: «Юноша слу­шает, но мысленно отвлекается» — «Ии»).

3. ОЖИДАНИЕ НЕУСПЕХА, НЕУВЕРЕННОСТЬ В УСПЕХЕ (Ун)

Ожидание одного или нескольких лиц, что в процессе де­ятельности наступит неуспех, или любая другая высказан­ная неуверенность по поводу возможности достижения цели, учитывается как «Ун». Во всяком случае, должно быть исклю­чено четкое положительное ожидание успеха («Он не верит в то, что найдет решение», «Он боится, что не выдержал эк­замен», «Он не вполне уверен, что сделал ошибку» во всех этих случаях — «Ун»).

Ожидание неуспеха (или неуверенность в успехе) должно высказываться одним лицом в рассказе, а не быть объектив­ной констатацией факта рассказчиком.

Ожидание неуспеха засчитывается тогда, когда кто-либо относит его к работе или достижению другого («Учитель не верит в то, что ученик найдет решение задачи»).

«Ун» засчитывается также тогда, когда ожидание неуспе­ха относится к явлениям неуспеха, находящимся вне личной сферы деятельности и влияния («Он не уверен, можно ли от­ремонтировать машину»). «Ун» засчитывается и тогда, ког­да ожидание неуспеха находится в зависимости от какого-либо условия («Если на этот раз не получится, то для меня это позор»).

В качестве «Ун» учитывается также боязнь или ожида­ние социальных последствий возможного неуспеха, если при этом очевидно отношение между неуспехом и отрицатель­ным эффектом (наказание и т.д.)- («Он боится, что началь­ник будет ругать его за ошибку»). Не следует одновременно учитывать отрицательного эмоционального состояния (С-) во избежание двойного учета одного высказывания.

4. ПОРИЦАНИЕ, КРИТИКА (К)

Открытая критика, высказываемая каким-либо челове­ком в рассказе по поводу деятельности, достижений или спо­собностей другого, учитывается как «К».

Критика должна отражать недостатки в деятельности, связанной с достижением, в которой участвует данное лицо. В качестве «К» учитывается не только порицание, «нагоняй», но и предупреждение, насмешка за плохую работу и т.д. («Ро­дители ругают его за плохие оценки», «Мастер говорит уче­нику, что он должен работать лучше, если хочет сдать техми­нимум», «Учитель дает ему штрафное задание, потому что он плохо выполнил домашнее задание» —- все это «К»; напро­тив: «Учитель думает: "Этот лентяй опять ничего не выу­чил"» — не «К», т.к. здесь речь не идет об открытой критике).

«К» не засчитывается, если кто-либо лишь отмечает не­достатки другого. Например, если преподаватель ставит уче­нику плохую оценку, не упрекая его («Учитель говорит, что решение неправильное, и ставит плохую оценку», «Мастер нашел в работе брак» — не «К»).

Также не «К» и в том случае, когда кого-либо упрекают в без дели и.

«К» засчитывается тогда, когда рассказчик оставляет от­крытой лишь возможность порицания («Возможно, началь­ник будет его ругать», «Если он сделает ошибку, то его на­кажут).

5. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (С)

В качестве «С-» учитывается отрицательное эмоциональ­ное состояние во время деятельности, которое связано с не­успехом, неспособностью продолжать деятельность и вообще с работой («Он сердится из-за того, что сделал «У него плохое настроение, потому что работа его не про­двигается», «Работа не доставляет ему удовольствия»).

Упреки в собственный адрес учитываются как «О», если они связаны с неуспехом в данной деятельности («Каким я должен быть дураком, чтобы сделать эту ошибку!», «Какой же я глупец!»).

Определенные восклицания, обычно связанные с отрица­тельными эмоциональными состояниями, также учитывают­ся как «С-», если они не имеют отношения к неуспеху кого-либо в рассказе (Увы, ах... и т.д.).

Сетование на судьбу из-за неуспеха учитывается как «С-» («Должно же было это случиться именно со мной!», «Поче­му решать эту трудную задачу вызвали именно меня?»).

Отрицательное эмоциональное состояние в связи с неуспе­хом другого человека в рассказе учитывается как «С-» («Пре­подаватель сердится из-за плохой работы ученика»).

Если рассказчик оставляет открытым вопрос по поводу того, закончится работа успехом или неуспехом и в зависи­мости от этого у работающего будет положительное или от­рицательное эмоциональное состояние, то учитывается толь­ко «С-» («Инженер будет либо доволен, либо недоволен в зависимости от того, будет ли исправна машина», «Он закон­чит свою работу и пойдет домой либо удовлетворенный, либо неудовлетворенный» —- оба «С-»).

«С-» не учитывается, если кто-либо испытывает зависть, потому что деятельность другого оказалась успешнее. Не учитывается оно также и тогда, когда кто-либо при достиже­нии цели испытывает неуверенность или растерянность.

6. НЕУСПЕХ

«Н» засчитывается, если деятельность оканчивается не­успехом, а также если в рассказе упоминается неуспех в про­шлом, который не устраняется соответствующим лицом, если в конце истории говорится: «Он взял на себя много финан­совых обязательств и обанкротился» — «Н», или к вопросу 2: «Как возникла эта ситуация?» — «Рабочий раньше изго­товил эту деталь, которая по размеру не подходила. Масте­ру...» и т.д. «Служащий допустил ошибку и теперь должен идти к начальнику..» и т.д. Если эта ошибка не устраняется соответствующим лицом, то учитывается «Н».

«Н» засчитывается также:

если неуспех (и в прошлом) упоминается рассказчиком лишь как возможный или вероятный («Наверное, он непра­вильно написал контрольную работу», «Он работает и рабо­тает, но, вероятно, экзамена он не сдаст»). Но не при альтер­нативных высказываниях или при высказываниях от кого-либо условия;

если история после неуспеха заканчивается положитель­ными намерениями: («Он получил двойку и намерен в буду­щем учиться лучше» — «Н») или заканчивается инструмен­тальной деятельностью после неуспеха даже тогда, когда эта деятельность делает вероятным дальнейший благоприятный исход. («Опыт не удался. На основе полученных данных он начинает работу заново»);

если констатируется неуспех какого-либо лица в расска­зе, который в дальнейшем устраняется кем-либо без участия того, кто вызвал этот неуспех («Подмастерье не может пра­вильно изготовить деталь. Мастер видит это и делает деталь сам»);

«Н» не учитывается, когда после констатации неуспеха в конце говорится, что собственная цель все-таки достигается тем же самым лицом, даже при содействии других лиц («По­пытка пустить машину не удалась. Он спросил совета и зав­тра попытается еще раз. На этот раз удастся» — не «Н»). «Н» также не учитывается:

если рассказчик оставляет открытым вопрос о неуспехе в качестве альтернативной возможности («Ему это либо удает­ся, либо нет»— не). Тогда, когда рассказчик ставит неуспех в зависимость от условия («Если он не будет лучше работать, то ему придется заниматься во время каникул» — не «Н»).

если неуспеху не придается значения кем-либо из людей в рассказе, самим рассказчиком или же если в конце рассказа ясно указывается, что в конце все заканчивается хорошо («Начальник цеха видит ошибку рабочего и говорит ему: «Ничего, это старая деталь» или «Это может случиться с каж­дым», «Бывает, когда я начинал, у меня также бывало», «Если вызвали к директору из-за плохой работы, но и на этот раз все окончилось хорошо» — не «Н»);

7. ТЕМЫ НЕУСПЕХА (Тн)

«Тн» — это оценочная категория. Она учитывается в рас­сказе при наличии определенных категорий неуспеха и при отсутствии категорий успеха, за исключением инструмен­тальной деятельности (Н).

«Тн» учитывается:

а) если из категорий неуспеха присутствует по крайней мере «Пн» и «Н»;

б) если из категорий успеха не присутствует ничего, кро­ме «Н».

В отношении рассказов, удовлетворяющих обоим этим требованиям, можно предположить, что содержащаяся в них целенаправленная деятельность определяется скорее страхом перед неуспехом, чем надеждой на успех.

«Тн» учитывается также как дополнительная весовая ка­тегория, если в рассказе преобладает содержание, связанное с неудачей.

ЛИТЕРА ТУРА К ГЛАВЕ П.

\. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / пер. с нем: в 2-х

томах. М., 1986.

2. Heckhausen Н. Hofrhung und Furcht in der Leistungsmotivation.

Meisenheim, 1963.

3. McClelland D. C., Atkinson J. W.,Clark R. A.,Lowell E. L.The Achievement Motive. N.J,, 1953.

4. Schmalt H. D. Die Messung des Leistungsmotivs. — Gottingen,

1976.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных