ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ОДАРЕННОСТИЯдро ДТО состоит из трех базовых принципов, при формулировании которых Л. С. Выготский опирался на «теорию запруды» Т. Липпса, на введенное И. П. Павловым понятие «рефлекс цели», на идеи А. Адлера о сверхкомпенсации. 1. Принцип социальной обусловленности развития (неприспособленность ребенка к окружающей его социально-культурной среде порождает различные препятствия на пути развития его психики). 1 Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983. С. 159. 154 2. Принцип перспективы будущего (возникшие преграды стимулируют включение процесса компенсации, они становятся «целевыми точками» развития и направляют его). 3. Принцип компенсации (наличие препятствия усиливает и заставляет совершенствоваться психические функции, что приводит к преодолению препятствий, а в результате к приспособленности ребенка к социально-культурной среде. Вместе с тем существует реальная опасность, что компенсация может пойти и по ложному, обходному пути (ложная компенсация), вызывая неполноценное, задержанное развитие психики ребенка). Формулируя эти принципы, Л. С. Выготский указывает на два основных и внутренне связанных момента психодинамического процесса. Существование некоторого препятствия приводит к возникновению цели для психических актов, а наличие подобной цели ведет к созданию стимула для стремления к компенсации. Третий основной принцип данной концепции — социальной обусловленности развития — не только внутренне связан с двумя остальными, но и является в причинном ряду первым (определяющим), а в «обращенно-причинном» (или целевом) — конечным. Таким образом, в ДТО на первый план выдвигается проблема изучения динамических аспектов процесса развития одаренности, а также поиска конкретных психологических механизмов этого развития. Отношение личности к среде рассматривается как важнейший аспект описанного процесса. Понятия «преграды», «цели», «компенсации» (в том числе и ложной) являются базовыми в данной концепции. Подчеркивается, что не только поведение человека, но даже инстинктивные действия животных не могут быть поняты до конца, если они не будут рассмотрены в «перспективе будущего». Это фундаментальное положение было закреплено И. П. Павловым в научном термине, который Л. С. Выготский назвал гениальным, а именно в термине «рефлекс цели». Механизм образования этого рефлекса цели связывается с наличием препятствия, преграды. Идея о том, что существование некоторого препятствия является не только главным условием для достижения цели, но и необходимым условием для самого процесса целеобразования неоднократно обсуждалась в психологии и до И. П. Павлова. В частности,, Т. Лицпсом был сформулирован «закон запруды», который рассматривался им как некий общий закон психической деятельности. В месте «запруды», возникшей в результате существования той или иной преграды, начинает происходить концентрация «энергии», что позволяет либо преодолеть преграду, либо найти некоторый обходной, окольный путь. Развитие данного представления непосредственно связано с идеями о компенсации, сверхкомпенсации и ложной компенсации. Важнейшим аспектом в ДТО является положение о двойственной роли самой психологической преграды в развитии одаренности. На существование этой двойственности указывали в своих исследованиях В. Штерн, А. Адлер, Л. С. Выготский. С одной стороны, любые преграды любые дефекты, несомненно, выступают как ограничения, тормозящие процесс психического развития. Однако, создавая определенные трудности, они одновременно являются и своеобразными стимулами для порождения процессов компенсации. Поэтому изучение качественных сторон развития ребенка требует не только выявления и анализа этих психологических преград (их особенностей, степени выраженности и т. п.), но и рассмотрения всех возможных путей и способов их преодоления, в том числе и различных компенсаторных процессов. В рамках динамического подхода одаренность и дефектность рассматриваются как два разных исхода одного и того же компенсаторного процесса. Однако Л. С. Выготский называл «научно неоправданным оптимизмом» предположение о том, что одного наличия дефекта уже достаточно для включения механизма компенсации и превращения дефекта в талант. Подобное утверждение означало бы, по его словам, попытку довести важнейшую научную идею до абсурда. Он подчеркивал, что сверхкомпенсация, была бы «волшебным, а не биологическим процессом», если бы она любой недостаток превращала в достоинство, независимо от внутриорганических и внешних условий развития. Компенсация — это борьба, в результате которой могут произойти два полярных исхода: победа или поражение. Возможность того или иного исхода определяется «силами»» противоборствующих сторон, величиной и качественными особенностями преграды, характером порождаемых ею изменений в психике ребенка, богатством его компенсаторного фонда. Победа ведет не только к полноденному, но и к сверхполноценному развитию. «Путь к совершенству лежит через преодоление препятствий». В этом случае трудности становятся своеобразным стимулом для развития^, Учителя и родители, стремящиеся устранять любые преграды и трудности, возникающие перед ребенком, пытающиеся превратить любой учебный материал в максимально понятный и легкий для усвоения недооценивают стимулирующее значение препятствий для психического развития детей. Известно, что даже серьезные органические дефекты не исключают возможности высочайших достижений. Тяжелая болезнь не помешала Глену Гульду стать превосходным пианистом. Страдавший серьезными недостатками речи Демосфен превратился в величайшего оратора Древней Греции. Слепоглухонемая Е. Келлер не только получила прекрасное образование, но и стала известной писательницей, проповедницей оптимизма. Слабый и болезненный в детстве Теодор Рузвельт смог не только приобрести хорошую физическую форму, но и стать президентом Соединенных Штатов Америки. В нашей практике работы с одаренными детьми мы неоднократно сталкивались со случаями, когда дети с тяжелыми физическими недостатками стремились компенсировать свои слабости и дефекты и сумели добиться успеха в различных видах деятельности. Так, тяжело больная девочка из Кургана, в течение многих лет прикованная к больничной койке, несмотря на сильные боли, ограниченный -круг общения, отсутствие необходимой педагогической помощи, добилась хороших успехов в учебе. Она любит рисовать, пишет рассказы, изучает иностранные языки (в том числе и эсперанто), проявляет живой интерес к достижениям науки и искусства. Другая девочка-москвичка из-за своей болезни лишена возможности самостоятельно передвигаться. Она очень плохо владеет своими руками и практически не может обслуживать себя без посторонней помощи, ее речь трудно понять. Этот несчастный больной ребенок по сути совершил подвиг. Она научилась рисовать, зажимая кисточку пальцами ног. Квалифицированные эксперты, которым мы не сообщали о болезни девочки, оценили ее рисунки, как работы одаренного ребенка. Существуют многочисленные экспериментальные подтверждения того факта, что дефектность, неполноценность одной психической функции может компенсироваться сильным развитием другой. Так, высокий уровень развития интеллекта позволяет в определенной степени скомпенсировать слабость памяти. Закон компенсации приложим не только к аномальному, но и к тому типу развития, которое принято называть «нормальным». Приложим он и к изучению одаренности. Однако вряд ли целесообразно, подобно А. Адлеру, придавать процессу компенсации некое универсальное значение в любом психическом развитии. Л. Хьелл и Д. Зиглер, анализируя основные принципы индивидуальной психологии Адлера, справедливо отмечают, что в идее компенсации организмом своей слабости или дефекта нет ничего нового. Многочисленные медицинские факты о существовании различных компенсатбрных механизмов в организме человека хорошо известны врачам. Заслуга Адлера заключается в попытке переноса идеи о компенсации в психическую сферу. Он показал, в частности, что субъективное чувство неполноценности может развиваться из ощущения собственного психологического или социального бессилия. Согласно А. Адлеру, все люди стараются преодолеть ощущение своей неполноценности и стремятся к превосходству. В своих исследованиях он указывает на существование трех основных причин, которые способствуют возникновению и развитию так называемого комплекса неполнот ценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей. Таким образом, неполноценность органов отнюдь не является основным фактором, порождающим субъективное чувство неполноценности. Л- За последние десятилетия в психологии накоплен богатейший экспериментальный материал, позволяющий существенно расширить понимание природы психологических механизмов компенсации, представленное в работах А.Адлера. Следует отметить также, что сам термин «компенсация» несколько сужает сферу анализируемых явлений, невольно направляя мысль исследователя (как, впрочем, и читателей) на поиск дефектов и органических слабостей. С нашей точки зрения, используемые Т. Липп-сом понятия «преграды» и «преодоления преграды» более адекватно отражают суть рассматриваемых психических процессов. Необходимо учитывать, что борьба с трудностями далеко, не всегда имеет «счастливый конец». Попытки ребенка (иногда весьма мучительные и длительные) преодолеть психологические преграды могут закончиться и неудачей. Поражение в этом случае ведет к задержанному, неполноценному, искривленному развитию. Л. С. Выготский отметил, что неудавшаяся компенсация будет направлять жизнь ребенка по ложному пути, он начнет «защищаться своей слабостью». Успешное преодоление преград определяется не только особенностями психики ребенка, но и адекватным, своевременным вмешательством в этот процесс психологов, педагогов, воспитателей и родителей. Это требует специально разработанных диагностических, коррекционных, развивающих и обучающих методов. Новизна ДТО по сравнению со многими другими теоретическими подходами к изучению одаренности проявляется не в новых методах количественного измерения одаренности, не в выявлении новых параметров оценки одаренности или специальных ее видов, а в отказе приписывать этим оценкам самодовлеющее значение. Преграды на пути развития тех или иных психических процессов и даже дефект не являются «приговором» для развития ребенка в целом. Вместе с дефектами и преградами представлены и те стимулы, которые позволяют их преодолеть. Применительно к проблемам идентификации одаренности динамический подход означает смену парадигмы: переход от диагностики отбора к диагностике развития. Главными становятся не совершенствование психометрических процедур и количественная оценка уровней развития способностей, не отбор одаренных, а выявление конкретных психологических преград, тормозящих развитие, поиск средств их преодоления, анализ качественно своеобразных путей развития. Если «мы знаем, как из слабости возникает сила, из недостатков — способности, то мы держим в своих руках ключ: к проблеме детской" одаренности» (Л.С.Выготский)., Динамический подход к изучению одаренности выдвигает на первый план анализ самого процесса развития одаренности, а не поиск параметров оценки и измерение способностей. В результате происходит смена парадигмы в области идентификации одаренности. Осуществляется переход от диагностики отбора детей с высокими способностями к диагностике особенностей и психологических механизмов развития одаренности. Центральное место в этом подходе занимает выявление и всестороннее изучение преград, мешающих проявлению и развитию способностей, поиск средств их преодоления. Проверка основных положений динамической теорий одаренности проводилась нами на базе шестилетнего лонгитюдно-го исследования. Известно, что ярлыки типа «одаренный» и «неодаренный» иногда выступают как своеобразный «приговор» для развития способностей ребенка, например, лишая его возможности поступить в школу для одаренных. Эти ярлыки могут значимо влиять на судьбу детей. Вместе с тем очень часто в школьной практике такие заключения по-прежнему делаются на основе традиционных методов «диагностики отбора» (тестов интеллекта, школьных оценок, экспертных оценок учителей и т. п.). В этой ситуации принципиальное значение имеет научно обоснованная оценка потенциала развития детей, отмеченных как «неодаренные» на основе традиционных методов идентификации одаренности. Важно также выявить реальные и мнимые преграды на пути проявления и развития способностей, адекватно оценить возможности преодоления этих преград ребенком (как самостоятельно, так и с помощью взрослого) или хотя бы ослабления их негативного влияния на развитие его одаренности. Результаты нашего лонгитюдного исследования позволили обнаружить высокий потенциал развития детей, отмеченных как «неодаренные» на основе применения традиционных тестов и экспертных оценок учителей. Согласно полученным данным, рост интеллекта и креативности во многом определяется характерными различиями в психологических механизмах преодоления трудностей. Выявлены основные виды психологических преград, мешающих проявлению и развитию одаренности. Показано, что на формирование у детей психологических механизмов преодоления преград существенно влияют особенности их осознания ребенком, эмоционально-мотивационные факторы, оеобендажти Я-концепции, ценностные ориентации, стиль семейново- воеяи-' тания и т. п. Важное значение имеет также дисеинхроиня «развитии психических процессов. В частности, помимо интеллектуально-аффективной диссинхронии, была обнаружена диссинхротшя* в развитии самой эмоциональной сферы ребенка: неравномерность в развитии интеллектуальных эмоций и эмоций, возникающих в общении. Дети часто не в состоянии сами преодолеть негативное влияние преград, мешающих выявлению и развитию их способностей. Вместе с тем, эффективность борьбы ребенка с такими преградами можно существенно повысить с помощью созданных нами на базе ДТО методов диагностики и развития одаренности. Согласно полученным данным, применение этих методов способствует существенному росту показателей интеллекта и креативности. Через шесть лет специального обучения и развития дети, ранее идентифицированные как «неодаренные», практически сблизились по показателям интеллекта и креативности с контрольными группами детей, отмеченными как «одаренные», и намного опередили контрольные классы «неодаренных» детей, с которыми такая работа не проводилась. Выявлены факторы, влияющие на возникновение феномена «скрытой» одаренности. Таким образом, результаты нашего лонгитюдного исследования позволяют говорить об эффективности созданных диагностических и развивающих методов и о высоком прикладном значении -динамической теории одаренности. Равич-Щербо И. В. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|