Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЧАСТЬ С. БОТАНИКА. 11 КЛАСС

 

C3. По каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений?

 

 

1) Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам ксилемы.
2) Органические вещества — по ситовидным трубкам луба.
3) Вода и минеральные вещества передвигаются за счет сил корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды, а органические вещества — за счет разницы концентрации и давления.

С1. Гидропоника – это выращивание растений без почвы: корни растений закрепляются в гравии или песке и омываются водным раствором минеральных веществ. Почему нельзя в этом случае использовать дистиллированную воду? Ответ поясните.

Ответ:

1) в дистиллированной воде отсутствуют минеральные вещества;

2) в отсутствии минерального питания растения прекратят рост и скорее всего погибнут.

С1. Объясните, за счёт чего вода поднимается по стволам деревьев на десятки метров, например, у эвкалипта - до 100 м.

Ответ:

1) под действием корневого давления;

2) за счёт испарения воды с поверхности листьев.

C1. С какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?

 

 

1) При пикировке удаляется кончик главного корня, что приводит к росту боковых корней.
2) В результате увеличивается площадь питания растений.

C1. Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?

 

 

1) Постоянное вытаптывание приводит к уплотнению почвы.
2) Нарушается водное и воздушное питание корней, происходит угнетение растений.

C1. Чем можно объяснить, что корни некоторых растений, например, орхидей, могут зеленеть на свету?

 

 

1) Орхидеи обитают в темных тропических лесах.
2) Для увеличения интенсивности процесса фотосинтеза в клетках корней образуется хлорофилл и они начинают синтезировать органические вещества.

C1. Почему корневой волосок нельзя считать тканью?

 

 

1) Корневой волосок — это вырост клетки покровной ткани корня (эпиблемы), расположенный в зоне всасывания.
2) Функция его — поглощение из почвы воды и минеральных веществ.

C1. Как используют знания о дыхании корней при выращивании растений?

 

 

1) Корням для дыхания необходим кислород.
2) Поэтому при выращивании растений проводят рыхление почвы, которое обогащает ее кислородом.

Ответ:

1) стержневая корневая система;

2) 1- главный корень; 2 – боковой корень;

3) главный корень образуется из зародышевого корешка семени, боковой – ответвления главного

Ответ:

1)

С2. Какие части корня обозначены на рис. цифрами 1, 3, 5? Какие функции они выполняют?

Элементы ответа:

 

1) 1 – корневой чехлик, защищает кончик корня от механических повреждений;

2) 3 – зона роста (растяжения), обеспечивает рост корня в длину;

3) 5 – зона проведения (ветвления), обеспечивает транспорт воды и минеральных веществ вверх ко всем органам растения (восходящий ток) и отрастание боковых корней.

C1. Садоводы при пикировке рассады капусты прищипывают верхушку главного корня, а при размножении кустов смородины используют стеблевые черенки, на которых развиваются придаточные корни. Оба этих цветковых растения относятся к классу двудольных. Объясните, какой тип корневой системы будет у капусты, выросшей из этой рассады, а какой — у смородины, выросшей из стеблевого черенка.

1) Тип корневой системы исходно у капусты и смородины (двудольных растений) стержневой.
2) При пикировке капусты, после прищипки главный корень перестает расти в длину (так как удаляются зоны деления роста) и идет развитие боковых и придаточных корней. При укоренении стеблевых черенков смородины развиваются придаточные корни. Таким образом, корневая система в обоих случаях станет сходна с мочковатой (преимущественное развитие боковых и придаточных корней).

C1. Почему опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно?

 

 

1) По мере роста дерева корневая система разрастается.
2) Корни поглощают вещества корневыми волосками, которые следуют за кончиком корня, и поэтому у взрослых деревьев они находятся по краям приствольных кругов.

С1.Из каких органов образуются новые побеги на деревьях? Какой способ деления клеток лежит в основе этого процесса?

Ответ:

1) новые побеги образуются из почек;

2) рост происходит за счет митотического деления клеток почки (конуса нарастания)

С2. Какая почка изображена на рисунке? Какие элементы её строения обозначены цифрами 1 и 2? За счёт какой ткани происходит развитие почки?

Ответ:

 

 

1) цветочная (генеративная) почка;

2) 1 - зачаточный стебель, 2 - зачаточный цветок (соцветие);

3) рост и развитие почки идёт за счёт образовательной ткани в конусе нарастания.

С1. Почему без растений жизнь в современном мире на Земле была бы невозможна?

Ответ:

1) растения в процессе фотосинтеза образуют органические вещества – пищу для других организмов;

2) они поддерживают постоянство газового состава атмосферы, выделяя кислород на свету и поглощая углекислый газ.

С1. Растения в течение жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основные процессы жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните.

Ответ:

1) испарение, обеспечивающее передвижение воды и растворенных веществ и защиту от перегрева;

2) фотосинтез, в процессе которого образуются органические вещества и выделяется кислород.

С1.Известно, что опытным путем на свету трудно обнаружить дыхание растений. Объясните почему.

Ответ:

1) на свету в растении наряду с дыханием происходит фотосинтез, при котором углекислый газ используется;

2) в результате фотосинтеза кислорода образуется гораздо больше, чем используется при дыхании.

С1.В небольших помещениях с обилием комнатных растений ночью концентрация кислорода уменьшается. Объясните почему.

Ответ:

1) ночью с прекращением фотосинтеза выделение кислорода прекращается;

2) в процессе дыхания растений (они дышат постоянно) уменьшается концентрация кислорода и повышается концентрация углекислого газа.

С1.Швейцарский ученый Сенебье, проводя опыты с водными растениями, наблюдал выделение пузырьков газа на свету. Объясните, какой это газ, и какие процессы, протекающие в клетке, обеспечивают его образование.

Ответ:

1) выделяется кислород;

2) образование кислорода происходит в световую фазу фотосинтеза.

C1. С какой целью проводят побелку стволов плодовых деревьев?

 

 

1) Побелка защищает ствол от ожогов.
2) Защищает от вредителей.

C1. На спиле дерева видны годичные кольца. Объясните, почему они имеют разную ширину.

 

 

1) Ширина годичного кольца зависит от условий внешней среды, которые менялись в разные годы жизни дерева.
2) При благоприятных условиях ширина кольца больше, так как камбий делится более интенсивно.

C2. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?

 

На рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек, расположенных очередно; побеги служат органами вегетативного размножения.
Отличие: клубень — видоизменённый побег, содержит запас органических веществ (крахмал).

С2. Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

Ответ:

1) буквой А обозначен сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в

состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань;

2) сосуды обеспечивают транспорт воды с минеральными веществами в листья;

3) ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических веществ из листьев в другие органы;

4) клетки механической ткани придают прочность и являются каркасом листа.

С2. Какой тип листа изображен на рисунке? Какие части листа обозначены цифрами 1 и 2 и какие функции они выполняют?

 

Ответ:

1) простой лист с сетчатым жилкованием и прилистниками;

2) 1- листовая пластинка, выполняет функции фотосинтеза, газообмена, транспирации, у некоторых растений – вегетативного размножения;

3) 2 – жилка обеспечивает транспорт веществ, опору листа.

C1. Какова функция хлорофилла в растительной клетке?

 

1) Поглощает энергию света.
2) Преобразуют ее в химическую энергию органических веществ.

С2. Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.

Ответ:

1) луковица;

2) 1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода;

3) 2 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ;

4) 3 – почка, обеспечивает рост побега.

 

С2. Назовите части древесного стебля, обозначенные на рисунке цифрами 1,2,3 и укажите функции, которые они выполняют.

Ответ:

1) 1- пробка (покровная ткань), выполняет защитную функцию;

2) 2 – луб (лубяные волокна, лубяная паренхима и ситовидные трубки), выполняет механическую функцию и проведение органических веществ;

3) 3 – камбий (образовательная ткань), обеспечивает рост стебля в толщину.

C3. Докажите, что корневище растений является видоизмененным побегом.

 

 

1) Побег состоит из стебля, листьев, узлов, почек. Корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки, на верхушке находится верхушечная почка, определяющая рост побега.
2) Внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.
3) От корневища отходят придаточные корни. Все это доказывает, что корневище — это видоизмененный побег.

C3. Докажите, что клубень растений является видоизмененным побегом.

 

 

1) Побег состоит из стебля, листьев, узлов, почек. Клубень имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки, на верхушке находится верхушечная почка, определяющая рост побега.
2) Внутреннее анатомическое строение клубня сходно со стеблем.
3) Если клубень положить на свет – он зеленеет, следовательно в нем происходит фотосинтез

C1. Почему клубни картофеля при долгой варке становятся рассыпчатыми?

 

1) При варке разрушается межклеточное вещество.
2) Связь между клетками нарушается, и клубни становятся рассыпчатыми.

C1. Почему при закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается?

 

 

1) Во время хранения живые клетки дышат.
2) При дыхании расходуются органические вещества и испаряется вода.

С1. Растение кукурузы имеет два типа соцветий: початок и метёлку. Почему плоды образуются только в початке и часть початка иногда не заполнена зёрнами?

Ответ:

1) початок состоит из женских цветков, в которых образуются плоды – зерновки;

2) не все цветки початка опыляются и оплодотворяются, поэтому часть початка будет пустозёрной.

С1.Садоводы хорошо знают, что урожай яблок будет низким, если во время цветения яблонь стоит дождливая погода. Объясните, почему.

Ответ:

1) яблони – насекомоопыляемые растения;

2) в дождливую погоду насекомые мало активны, поэтому уменьшается вероятность опыления, оплодотворения и образования плодов.

C1. Почему не следует срывать цветки у дикорастущих растений?

 

 

1) Цветок — генеративный орган, который служит для образования плодов и семян.
2) Срывая цветки, мы препятствуем семенному размножению, а для некоторых растений это единственный способ размножения.

С1. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев. В их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.

 

Элементы ответа:

1) листья создали бы дополнительную преграду при опылении этих растений, поэтому они зацветают раньше;

2) образование большого количества пыльцы повышает вероятность опыления и оплодотворения, так как часть её теряется, оседая на почве, стволах деревьев и т.д.

C2. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Цветок — орган размножения покрытосеменных растений.
2. Цветок представляет собой видоизменённый лист.
3. Функции цветка — это половое и бесполое размножение.
4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой.
5. В цветке имеются пестики и тычинки.

 

1) 2 — цветок — видоизмененный побег;
2) 3 — функции цветка — привлечение насекомых — опылителей и образование семян и плодов, т. е участие в половом размножении;
3) 5 — есть цветки только тычиночные или пестичные.

С2. Назовите части цветка, обозначенные на рисунке цифрами 5, 2, 10 и 11, и объясните их функции.

Ответ:

1) 5 – тычинки, участвуют в половом размножении, образуют пыльцу с мужскими гаметами (спермиями

2) 2 – завязь пестика , участвует в половом размножении, содержит семязачаток с яйцеклеткой (женской гаметой);

3) 11 – чашелистики и 10 - лепестки венчика (околоцветник), служат для защиты тычинок и пестика, участвуют в привлечении насекомых (опылении).

 

С2. Назовите части пестика, обозначенные на рисунке цифрами 1, 7, 4, и функции, которые они выполняют.

Ответ:

1) 1 – рыльце, улавливает пыльцу;

2) 7 – зародышевый мешок, в нём происходит двойное оплодотворение, участвует в формировании зародыша и эндосперма семени;

3) 4 – покровы семязачатка, из него образуется семенная кожура, покрывающая семя.

 

С2. Укажите номера простых и сложных соцветий. Какими цифрами обозначены соцветия корзинка и головка? Растения каких семейств их имеют?

 

Ответ:

1) простые – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, сложные – 8, 9, 10;

2) 5 – головка , 6 – корзинка;

3) корзинка – семейство Сложноцветные, головка – семейство Мотыльковые (Бобовые).

Ответы:

1)это ветроопыляемое растение;

2)редуцированный околоцветник

3)крупные пыльники на длинных тычиночных нитях;

4)мохнатое раздвоенное рыльце пестика

C1. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

 

 

1) Фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), т. к. в них имеются хлоропласты.
2) По мере созревания плодов хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.

С2. Назовите плоды, обозначенные на рисунке буквами А и Б, и растения, для которых они характерны. Что общего у этих плодов? Чем они отличаются?

Ответ:

1) А – зерновка (пшеница), Б – семянка (подсолнечник);

2) общее: сухие односемянные плоды;

3) отличия: у зерновки семенная кожура срослась с околоплодником, невскрывающийся плод, семянка –вскрывающийся плод.

C3. В чем сходство и различие плодов растений семейств злаковых и сложноцветных?

 

 

1) Сходства: у них сухие односемянные плоды.
2) Различия: у злаковых плод — зерновка, а у сложноцветных — семянка.
3) У зерновки семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит свободно, плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки.

С3.В чем сходство и различие плодов растений семейств бобовые и крестоцветные?

 

 

1) сходства:у них сухие многосеменные плоды, раскрывающиеся двумя створками;

2) различия: у бобовых плод – боб; у крестоцветных – стручок;

3) у боба семена лежат на створках, а у стучка на перегородке

 

 

С1. Известно, что в практике сельского хозяйства перед посевом семян проверяют их всхожесть. Объясните, как и зачем это делают.

Ответ:

1) для определения всхожести семян определённое их число (100) помещают в оптимальные для прорастания условия и подсчитывают процент проросших семян;

2) всхожесть определяют для установления качества посевного материала, от которого зависит урожай растения.

С2. Какие части зародыша семени фасоли обозначены на рисунке цифрами 1 и 2, и какие функции они выполняют?

Ответ:

 

1) 1 – корешок, почечка (зародышевый стебель и листья), 2 – семядоли;

2) корешок развивается в главный корень, из почечки развивается побег;

3) семядоли – обеспечивают проросток питательными веществами.

 

С2. Назовите плод, разрез которого изображен на рисунке. Какие элементы строения обозначены на рисунке цифрами 3 и 4, какие функции они выполняют?

Ответ:

1) плод – зерновка;

2) 3 – эндосперм – запасание органических веществ;

3) 4 – покров - околоплодник, сросшийся с кожурой семени, – защита семени и зародыша.

С3. Каковы строение и функции семян у цветковых растений?

Ответ:

1) строение семени: кожура, зародыш (семядоли, корешок, стебелек и почечка), эндосперм (иногда недоразвит);

2) семена обеспечивают размножение растений;

3) обеспечивают расселение и перенесение неблагоприятных условий.

С3. Опишите особенности царства Растения. Приведите не менее 4-х признаков.

Ответ:

1) наличие в клетках хлоропластов, в которых происходит фотосинтез;

2) наличие на поверхности клетки прочной оболочки из клетчатки, которая придаёт ей форму;

3) наличие вакуолей, заполненных клеточным соком;

4) растут в течение всей жизни и практически не перемещаются с одного места на другое.

 

С3. Чем отличаются растения от животных? Назовите не менее трех признаков.

Ответ:

1) растения ведут прикрепленный образ жизни и растут в течение всей жизни;

2) клетки растений содержат пластиды, хлорофилл, клеточную стенку из целлюлозы, вакуоли с клеточным соком;

3) растения – автотрофы, продуценты, способные создавать органические вещества из неорганических с использованием солнечной энергии и выделять кислород.

С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. Клетки растений имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы. 2. В клетках высших растений имеются центриоли. 3. Синтез АТФ у растений осуществляется в лизосомах. 4. Запасным питательным

веществом в клетках растений является гликоген. 5. Способ питания большинства растений – автотрофный.

Ответ:

ошибки допущены в предложениях:

1) 2 – в клетках высших растений центриоли отсутствуют;

2) 3 – в растительных клетках синтез АТФ идет в митохондриях и хлоропластах;

3) 4 – запасным питательным веществом является крахмал.

 

C2. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ.
2. Они дышат, питаются, растут и размножаются.
3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
4. Они растут только в первые годы жизни.
5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.

 

1) 3 — растения при дыхании потребляют кислород и выделяют углекислый газ;
2) 4 — растения имеют неограниченный рост и растут в течении всей жизни;
3) 5 — есть растения гетеротрофы (хищники, паразиты), размножаются и распространяются не все растения с помощью семян, т. к. есть споровые растения (мхи, папоротники).

С4. Предположим, что на Земле исчезнут все организмы, за исключением высших растений. Смогут ли они одни существовать на Земле? Ответ поясните. Приведите не менее 4-х обоснований.

Ответ:

1) для фотосинтеза необходим углекислый газ, поставщиком которого являются организмы всех царств живой природы, выделяющие его при дыхании;

2) при отсутствии редуцентов (бактерии, грибы, черви) не будет происходить минерализация органических остатков, прекратится биогеохимический круговорот веществ;

3) растения не способны усваивать азот атмосферы, который фиксируют и превращают в доступные соединения прокариоты;

4) многие растения существуют в симбиозе с грибами, образуя микоризу;

5) многие животные опыляют и распространяют растения.

C1. Почему при оттаивании замороженных яблок выделяется сладковатый сок?

 

 

1) При замораживании вода расширяется и нарушает целостность клеток.
2) При оттаивании вытекает из вакуолей клеточный сок, содержащий сахаристые вещества.

C1. Почему при разрезании яблока поверхность разреза становится влажной?

1) При разрезании нарушается целостность клеток.
2) Повреждаются вакуоли и из них вытекает клеточный сок.

C3. Каковы отличительные особенности высших растений по сравнению с низшими?

 

 

1) Высшие — многоклеточные растения, низшие — одно- и многоклеточные.
2) Высшие имеют ткани и органы. Тело низших — слоевище.
3) Хлорофилл содержится в хлоропластах, у низших — в хроматофоре.

С1. Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счёт чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-

оранжевой части спектра.

Ответ:

1) для фотосинтеза необходимы лучи красной и синей части спектра;

2) в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.

 

C1. Как перемещаются вещества у многоклеточных водорослей при отсутствии у них проводящей системы?

 

 

1) Вещества, растворенные в воде, перемещаются из клетки в клетку через поры в оболочке.
2) Через мембрану путем осмоса.

 

C3. Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.

 

1) Появление покровной ткани — эпидермиса с устьицами для защиты от испарения.
2) Появление слаборазвитой проводящей системы для транспорта веществ.
3) Появление слаборазвитой механической ткани для выполнения опорной функции. Наличие ризоидов для закрепления в почве.

C3. Какова роль мхов в природе?

 

 

1) Обогащение воздуха кислородом (выделяется в процессе фотосинтеза).
2) Заболачивание почвы (способны удерживать воду).
3) Образование торфа.

 

С5. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

 

 

1)гаметы и споры гаплоидны;

2)гаметы образуются в антеридиях и архегониях на взрослом растении в процессе митоза;

3)споры образуются в коробочке путем мейоза

С3. В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.

Ответ:

1) у папоротников появились корни;

2) у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань;

3) в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком.

C2. Какими цифрами обозначены на рисунке «Цикл развития папоротника» гаплоидные стадии развития? Назовите их.

 

1) 2 — спора;
2) 3 — заросток с развивающимися на нем антеридиями — 4 и архегониями 5;
3) 6 — спермий (сперматозоид) и 7 — яйцеклетка.

С3.Чем отличается семя сосны от споры папоротника и в чем их сходство?

Ответ:

1) семя, в отличие от одноклеточной споры, многоклеточное образование, состоящее их зародыша и запаса питательных веществ;

2) спора имеет гаплоидный набор хромосом и дает начало гаметофиту, а зародыш семени диплоидный и дает начало спорофиту;

3) семя, как и спора, обеспечивает размножение и расселение растений.

 

С1. Семена сибирской сосны называют кедровыми орешками. Объясните, справедливо ли такое название с научной точки зрения.

Ответ:

1) орешек – плод покрытосеменных растений;

2) у голосеменных, к которым принадлежит сибирская сосна, нет плодов, поэтому название «кедровые орешки» условно из-за плотного деревянистого покрова.

C1. Дайте краткий ответ на вопрос. Учёные установили, что хвойные деревья (ель, сосна) менее устойчивы к загрязнению воздуха промышленными газами, чем лиственные деревья. Объясните, в чём причина этого явления.

 

 

1) На листьях оседают различные вредные вещества.
2) У лиственных растений листья опадают ежегодно, а с ними удаляются вредные вещества, у хвойных растений листья живут 3—5 и более лет, поэтому вредные вещества не удаляются и ведут к отравлению организма.

C3. Дайте развёрнутый ответ на вопрос. Какие признаки характерны для хвойных растений?

 

 

1) Многолетние деревья и кустарники.
2) Листья видоизмененные — иголки.
3) Семена образуются в видоизмененных побегах — шишках.
4) Растения однодомные: мужские и женские шишки находятся на верхушке побега.
5) Оплодотворение не зависит от воды.

C3. Какое преимущество имеют голосеменные растения по сравнению с папоротникообразными?

 

 

1) Их размножение не зависит от наличия воды,

2)зародыш внутри семян обеспечен питательными веществами, семена образуются на видоизмененных побегах — шишках

3)жизненные формы – деревья и кустарники

С5. Какой набор хромосом характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Из каких клеток и в результате какого процесса они образуются?

Ответ:

1) клетки пыльцевого зерна и спермиев сосны гаплоидны;

2) клетки пыльцевого зерна формируются из гаплоидной микроспоры путем митоза;

3) спермий формируется из генеративной клетки пыльцевого зерна путем митоза.

 

С5. Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

 

Элементы ответа:

1) в клетках иголок сосны набор хромосом – 2n; в спермиях сосны – n;

2) взрослое растение сосны развивается из зиготы (2n);

3) спермий формируется из генеративной клетки пыльцевого зерна путем митоза.

C1. Какие биологические особенности капусты нужно учитывать при ее выращивании?

 

 

1) Ее холодостойкость, влаголюбивость, светолюбивость, требования к питательности почвы.
2) Капуста — двулетнее растение

C1. Почему яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми?

1) При долгом хранении разрушается межклеточное вещество.
2) Нарушается связь между клетками и яблоки становятся рыхлыми.

C1. В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?

 

1) В тундре вечная мерзлота.
2) Холодная вода плохо всасывается корнями.

C1. К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

1) Внесение избытка минеральных удобрений нарушает годичный ритм изменения кислотности почвы и количество доступных растениям веществ.
2) Растворы минеральных солей угнетающе действуют на почвенные микроорганизмы и на червей, происходит загрязнение окружающей среды.

C1. Каково значение различных цветков в соцветиях растений сем. Сложноцветные?

 

 

1) Трубчатые и язычковые цветки служат для образования плодов и семян (располагаются в центре).
2) Воронковидные и ложноязычковые — для привлечения насекомых — опылителей (располагаются по краям).

C1. Почему бамбук в течение суток может вырасти на один метр?

 

 

1) Он буйно растёт во всех междоузлиях за счёт вставочного роста и необычайно сильно удлиняется.
2) Чем больше узлов и междоузлий, тем большей высоты достигает это растение.

C2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1) У растений семейства розоцветные цветки собраны в соцветие колос.
2) Листья розоцветных могут быть простыми и сложными с сетчатым жилкованием.
3) Розоцветные часто вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями.
4) Большинство розоцветных — ветроопыляемые растения.
5) Для розоцветных характерны сложные и ложные плоды.

 

1) 1 — не колос, а кисть, зонтик.
2) 3 — розоцветные не вступают в симбиоз с клубеньковыми растениями (вступают бобовые).
3) 4 — розоцветные — насекомоопыляемые растения.

C2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. Запишите эти предложения правильно.

1) Выделяют два отдела покрытосеменных растений: однодольные и двудольные.
2) Однодольные растения произошли от двудольных и у них много общих черт.
3) Зародыш двудольных состоит из двух семядолей.
4) Листовые пластинки двудольных обычно с параллельным или дуговым жилкованием.
5) Однодольные растения обычно имеют мочковатую корневую систему, трёхчленный тип строения цветка.
6) Большинство однодольных — это травянистые растения.

1) 1 — однодольные и двудольные — классы, не отделы.
2) 3 — зародыш состоит из зародышевого корешка, стебелька, почечки.
3) 4 — листовые пластинки двудольных обычно с сетчатым жилкованием.

С2. Определите класс и семейство покрытосеменного растения, изображённого на рисунке. Назовите характерные для данного семейства типы соцветий и плода.

Ответ:

1) класс Двудольные растения;

2) семейство Бобовые (Мотыльковые);

3) соцветие – кисть, головка;

4) плод – боб.

С2. К какому семейству цветковых относят растение, изображенное на рисунке? Назовите органы, обозначенные буквами А и Б, и укажите их роль в жизни растения.

А Б

Ответ:

1) семейство Капустные (Крестоцветные);

2) А – кочан – это видоизменённый побег (почка), обеспечивает зимовку двулетней капусты;

3) Б – плод – стручок, обеспечивает распространение и защиту семян.

 

С3. Чем культурные растения и домашние животные отличаются от своих диких предков? Приведите не менее трёх различий.

Ответ:

1) значительным разнообразием сортов растений и пород животных;

2) признаками, интересующими человека;

3) более высокой, как правило, продуктивностью.

 

С3. Укажите не менее 3-х особенностей строения цветков злаковых растений, способствующих их опылению ветром.

Ответ:

1) цветок злака с редуцированным околоцветником;

2) тычинки с длинными тычиночными нитями с пыльниками на их концах, содержащими много мелкой сухой пыльцы;

3) пестик один, с перистыми рыльцами, расположенными открыто.

С3. Чем растения класса двудольных отличаются от растений класса однодольных? Приведите не менее 4-х признаков.

Ответ:

1) у двудольных в зародыше семени две семядоли, у однодольных - одна;

2) корневая система двудольных, как правило, стержневая, а однодольных - мочковатая;

3) у двудольных листья простые и сложные, жилкование - сетчатое, у однодольных листья всегда простые, жилкование параллельное и дуговое;

4) как правило, у двудольных цветки с двойным околоцветником, четырех- или пятичленные, у однодольных - цветки с простым околоцветником, трехчленные.

 

 

С3. Определите класс и семейство цветкового растения, изображённого на рисунке. Опишите строение его цветка. Назовите орган, обозначенный на рисунке буквой А, и объясните его роль в жизни растения.

Ответ:

1) класс Двудольные, семейство Розоцветные;

2) цветок: околоцветник из 5 лепестков венчика и 5 чашелистиков, пестиков много, у некоторых видов семейства – один, тычинок много;

3) видоизменённый побег – ус (или столон),обеспечивает вегетативное размножение.

 

С3.По каким признакам растения семейств Лилейные и Злаки относят к классу Однодольные? Укажите не менее 4 признаков.

Ответ:

1) семя с одной семядолей;

2) мочковатая корневая система;

3) простые листья с параллельным или дуговым жилкованием;

4) цветок трехчленного типа с простым околоцветником.

 

С3. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.

C3. Ученик в ответе указал, что растения семейства мотыльковых (бобовых) имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.

 

 

1) цветок мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток — парус, парные — весла и сросшиеся — лодочка;
2) корневая система стержневая, так как это семейство относится к классу двудольных;
3) плод боб, а не стручок.

C3. Какие особенности плода — костянки обеспечивают распространение семян многих представителей растений семейства розоцветные?

 

 

1) Костянка — односемянный плод с ярко окрашенной сочной мякотью, чем привлекает животных.
2) Костянки поедаются птицами и млекопитающими, при этом семена, покрытые одревесневшей частью околоплодника, не перевариваются в пище пищеварительном канале и удаляются с пометом наружу.
3) Благодаря животным они распространяются.

C3. В чем сходство и различие плодов растений семейства мотыльковых (бобовых) и крестоцветных (капустных)?

 

 

1) Мотыльковые имеют плод боб, а крестоцветные — стручок или стручочек.
2) Сходства: боб и стручок (стручочек) — сухие многосемянные вскрывающиеся плоды.
3) Различия: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке — на пленчатой перегородке.

C3. В чем сходство и различие плодов растений семейств злаковых и сложноцветных?

 

 

1) Сходства: у них сухие односемянные невскрывающиеся плоды.
2) Различия: у злаковых плод — зерновка, а у сложноцветных — семянка.
3) У зерновки семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит свободно, плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки.

C3. Докажите, что томаты и картофель относят к одному семейству.

 

1) принадлежат к семейству пасленовые

2) Растения имеют сходное строение цветка Ч(5)Л(5)Т5П1.
3) Соцветие — кисть.
4) Плод — ягода.

С5. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

Ответ:

1) в клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом – 2n, так как зародыш развивается из зиготы – оплодотворённой яйцеклетки;

2) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом – 3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n);

3) клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом – 2n, так как взрослое растение развивается из зародыша

С4. В чем проявляется приспособленность растений к жизни в тундре? Укажите не менее 4-х признаков.

Ответ:

1) поверхностное расположение корней;

2) опушение и восковой налет на листьях;

3) низкорослость;

4) короткий вегетационный период.

С4. Какие приспособления к жизни на суше сформировались у растений в процессе эволюции? Приведите не менее трёх примеров.

Ответ:

1) расчленение тела на вегетативные органы и наличие различных тканей;

2) совершенствование проводящей системы, обеспечивающей быстрое передвижение веществ в растении;

3) независимость процесса полового размножения от воды.

 

С4. Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

1) Корневая система растений глубоко проникает в почву, достигает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы широким радиусом для максимального запасания в период дождей.
2) У некоторых растений вода запасается в листьях, стеблях и других органах.
3) Листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
С чем связан переход от первичного строения ко вторичному? | Спорофитная микрофильная и макрофильная линии эволюции


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных