Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 9. О ВЕЛИКИХ ТЕОРИЯХ: Ж.ПИАЖЕ И Л.С.ВЫГОТСКИЙ 4 страница




Для Л.С.Выготского проблема обучения и развития является центральной при анализе происхождения и образования научных понятий. Он неоднократно подчеркивал, что житейские понятия, проделавшие длинный путь развития снизу вверх, проторили путь для прорастания вниз научного понятия, так как создали ряд структур, необходимых для возникновения низших, элементарных понятий.

Аналогично и научное понятие проторило путь для прорастания вверх житейских понятий, подготовив ряд структурных образований, необходимых для овладения высшими свойствами понятий. Эти две противоположно направленные линии изменения обнаруживают свое происхождение как связь зоны ближайшего развития и актуального уровня развития.

Житейское понятие становится между научным понятием и его объектом, при этом они приобретают целый ряд новых отношений с другими понятиями и самоизменяются в своем отношении к объекту.

Экспериментальные исследования дали возможность Л. С. Выготскому утверждать, что отношения общности между понятиями связаны со структурой обобщения, то есть со ступенями развития понятий. Эти ступени были тщательно проанализированы и описаны как синкрет, комплекс, предпонятие, понятие. На ступени синкрета обобщение идет по признакам, наглядно воспринимаемым и рядоположенным. Комплекс это фаза развития, на которой можно выделить существование ассоциативного комплекса, комплекса - коллекции, ценного, диффузного псевдопонятия. Они отличаются характером связи, зафиксированной в названии комплекса. Роднит их то, что это может быть обобщение на основе разнообразных реальных связей как разнообразное и фактическое родство предметов, находящихся в действительном отношении друг к Другу. Все эти уровни (и последующие тоже) развития понятий были получены Л.С.Выготским на экспериментальном

I Выготский Л. С. Собр. соч.-Т. 2. - С. 248. 294

' Выготский Л.С. Собр. соч.-Т. З.-С. 253. 295

формировании искусственных понятий и сопоставлены с житейскими фактами.

Псевдопонятия представляют наибольший интерес как способ мышления в форме (слове), адекватной понятию, но по содержанию далеко от него отстоящей, то есть по форме это понятие, а по содержанию - комплекс. Только в подростковом возрасте, по данным Л.С.Выготского, создается ситуация, когда ребенок уже пользуется понятием, но не осознает его. Анализ действительности с помощью понятия появляется раньше, чем анализ самих понятий. Это стадия предпонятий оно уже есть по содержанию, по проявлению в практическом использовании, но его еще нет на уровне словесного определения, на уровне абстрактном. Движение от общего к частному и наоборот - это путь, на котором формируются подлинные понятия, позволяющие не только оперировать с существенными свойствами объекта, но и формулировать собственную модель по поводу этого оперирования, то есть осуществлять понятийное мышление.

Каждой структуре обобщения в мышлении ребенка соответствует своя специфическая система общности и отношений общности общих и частных понятий, своя мера единства абстрактного и конкретного, которая определяет движение понятия на той или иной ступени развития значений слов.

Существует, по мнению Л.С.Выготского, своя система отношений и общности для каждой ступени обобщения; согласно этому строению и располагаются в генетическом порядке общие и частные понятия в зависимости от господствующей на этой ступени структуре обобщения. На другой ступени развития меняется система общности и весь генетический порядок развития внешних и высших понятий. Каждое понятие может быть обозначено бесконечным количеством способов с помощью других понятий, а это значит, что благодаря мере общности каждого понятия с другими возникает его возможность перехода от одного понятия к другим через бесконечно многообразные пути возможной эквивалентности понятий.

Природа понятия раскрывается наиболее полно в специфических отношениях данного понятия к другим понятиям. Оно проявляется в отношении к предмету и к значению слова;

в отношении общности; в круге возможных операций. Понятия житейские и научные в свете этих идей принципиально отличаются отсутствием или наличием системы. Вместе с системой возникают отношения понятий к понятиям, опосредованное отношение понятий к объектам через их отношения к другим понятиям, возникает другое отношение к объекту.п Г Выготский неоднократно подчеркивал, что в понятиях

яновятся возможными надэмпирические связи, то есть свя0 которые отражаются в значении слов, именно они и есть бобщение. Различная структура этих обобщений означает пазличный способ отражения действительности.

Экспериментальное исследование развития значений слов было предпринято Л.С.Выготским с помощью методики формирования искусственных понятий (разработана им вместе с Л.С.Сахаровым). Метод состоит в том, что искусственные, ничего не значащие слова приурочиваются к предметам, имеющим ряд признаков (например «Рас» означает маленькие и плоские, а «Гацун» - большие и высокие предметы). Испытуемому дают фигуры, на каждой стороне которых написано соответствующее слово. Одну из фигур открывают, и ребенку предлагают выбрать все фигуры, которые обозначаются этим же словом. Если выбор неудачен, то опыт продолжают, и ребенку предлагают догадаться, какие еще фигуры могли бы быть обозначены этим словом.

Опыты показали, что значение искусственного слова на разных этапах развития ребенка воспринимается им по-разному, входя в совершенно разные психологические системы.

Мысль и слово, по мнению Л.С.Выготского, не связаны между собой изначально. Эта связь возникает и меняется по мере развития мысли и слова. Единство мышления и речи проявляется в значении слова. Для него обобщение и значение слова - синонимы, то есть оно одновременно и речевой, и интеллектуальный феномен. «Значение слова есть феномен мышления лишь в той мере, в какой мысль связана со словом и воплощена в слова и обратно: оно есть феномен речи лишь в той мере, в какой речь связана с мыслью и освещена ее светом. Оно есть феномен словесной мысли или осмысленного слова, оно есть единство слова и мысли»'.

Изменения значения слов по мере развития ребенка связано с различными способами функционирования мысли. Значение слова - динамическое, а не статистическое образование. Л.С.Выготский неоднократно подчеркивал, что мысль не выражается в слове, а совершается в нем. Смысловая сторона речи развивается от целого к части, от текста к слову, а внешняя сторона речи идет от части к целому - от слова к тексту, к предложениям. Ребенок первоначально не дифференцирует словесного значения и предмета, значения и звуковой формы слова. По мере развития эти два плана дифференцируются, и

' Выготский Л. С. Собр. соч.-Т. З.-С. 297. 297

между ними возникают сложные отношения, характерные для понятийного мышления. Одновременно с этой дифференциацией происходит развитие психологического содержания текста -выделяется не только грамматическое сказуемое, но и логическое, без которого фразы в тексте становятся непонятными Говорение - это движение из внутреннего плана во внешний понимание - наоборот, от внешнего плана речи к внутреннему' а семантика речи - это только один из ее внутренних планов.

Вливание, переливание многообразного смыслового содержания в единое слово представляет собой всякий раз образование индивидуального, непереводимого значения, то есть идиомы.

Из-за идиоматического характера семантической внутренней речи она оказывается практически непереводима на язык внешней речи, то есть возникают проблемы соизмеримости идиомы с обычным значением слова, внутренняя речь из-за этого оказывается непонятной и труднопереводимой на обычный язык.

Л.С.Выготский подводит итог исследованию процесса развития в очень короткой фразе: «Отношение мысли к слову есть живой процесс рождения мысли в слове. Слово, лишенное мысли, есть прежде всего мертвое слово». Связь мысли со словом не есть изначальная связь, она возникает в развитии и сама развивается.

Исследования, проведенные Л.С.Выготским и его сотрудниками, позволили ему утверждать, что мышление и речь оказываются ключом к пониманию природы человеческого сознания. Ссылаясь на Л.Фейербаха, он говорит о том, что слово и есть в сознании то, что абсолютно невозможно для одного человека и возможно для двоих. «Сознание отображает себя в слове, как солнце в малой капле воды. Слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. Оно и есть малый мир сознания. Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания»'.

Л.С.Выготский называл свою теорию и исторической психологией, и системной, и психологией развития, но, думаю, сегодня мы еще не можем в полной мере оценить его попытки ввести в анализ психической реальности понятие о живой мысли и живом чувстве, живом слове и живых движениях, так как наше собственное мышление о человеке часто дегуманизировано и обезличено, но, может быть, придут другие времена и...






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных