ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Определение государственной региональной политики и ее аспектыГосударство - центральная часть политики. А словосочетание «государственная политика» имеет более узкое значение, хотя в ходе ее изучения возникло немало определений. Для того, чтобы наиболее полно дать определение, необходимо взглянуть на множество мнений по этому поводу. Нужно из основных концепций выделить свойства, те самые, которые и образуют определение. Можно выделить следующие особенности государственной политики: - реагирование на реальные потребности или проблемы общества в целом или его групп; - направленность на достижение цели; - выработанный курс действий; - решение о "действии" или о "не действии"; - объяснение причин, обоснование действий, лежащих в основе госполитики; - принятие решений, а не намерение[6]. Таким образом, государственная политика - это полномочное действие органа власти. Государственная политика в определенной сфере - система взаимосвязанных, последовательных управленческих воздействий, объединенных единством цели, объекта и принципов деятельности. Государственную политику необходимо рассматривать как один из видов государственно-управленческой деятельности. Анализ понятия предполагает сопоставление политики с другими видами управления: рутинным управлением, единичными мерами, программным (программно-целевым) и стратегическим управлением. Государственная политика получает идеологическое обоснование независимо от наличия в обществе или отсутствия обязательной государственной идеологии. Если государство не сообщает о нравственных и эстетических взглядах, то идеологию массам могут навязать СМИ или чиновники. Отказ от идеологии - тоже идеология, только такая идеология лишает государственную политику содержания. Наиболее распространенный способ изучения и планирования государственной политики - представление ее через обязательные, последовательные этапы. Эти этапы в целом соответствуют классическим функциям управления. Однако самый общий анализ государственной политики ограничивается, как правило, выделением трех базовых функций: принятие решений, реализация, оценка результатов. Государственная политика базируется также на твердом фундаменте права как основы эффективного функционирования власти и ограничивается рамками права. Государственная политика, как наука, включает в себя большой комплекс междисциплинарных исследований. С одной стороны, они являются проекцией политологии на региональный и федеральный уровни, т.е. представляют собой особое направление политической науки, изучающее аспекты политических институтов, процессов, партий, элит и пр. в рамках некоего государства. Политические явления могут рассматриваться в разных ракурсах: в отдельно взятых регионах, в рамках компаративного анализа для группы регионов и в срезе отношений между центром и регионами. Ученые-политологи привлекают обширный материал по экономике, правоведению, этнологии, культурологии, используя наработки других гуманитарных дисциплин. Только таким путем можно получить комплексное знание о развитии политического процесса в регионе и в стране в целом, поскольку политика там определяется многими неполитическими факторами. Государственная политика как процесс - целенаправленная деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер. В современном правовом поле, научной литературе используются близкие по смыслу понятия - "государственная политика" и "общественная политика". Государственная политика формируется преимущественно государством, общественная политика предполагает участие граждан в ее формировании и реализацию через институты гражданского общества. В обоих случаях политика направлена на решение общественных проблем, существование этих терминов фиксирует разные подходы к ее разработке, подтверждает, что в современных условиях грань между субъектами и объектами государственной политики все менее заметна. Государственные и политические институты, общественные организации, социальные группы, отдельные граждане выступают и субъектами политики, и ее объектами. [7] В современной России утверждается понимание трех уровней государственной политики: местный (город, район и ниже), региональный (область, край, республика) и уровень федеральный. Естественно, что важны все эти уровни, но для исследования особый интерес представляет региональный, и чтобы объяснить этот интерес, следует поподробнее рассмотреть понятие региона. Естественно, что наш ключевой термин может иметь различное смысловое наполнение[8]. Регион (от лат. Regio (regionis) - область) - как обширный территориальный массив, большой район, охватывающий в России несколько областей, в других странах соответствующие единицы. Может включать и группу стран. Регион выделяется по сходным экономическим, социально-политическим и иным особенностям. Попытки определить "регион" встречаются в литературе весьма часто и далеко не всегда бывают удачными. Скажем, Л.Г. Олех дает пример определения региона, которое невозможно операционализировать: "Регион - это самодостаточный социальный организм, находящийся в единстве со своей средой, обладающий физико-географическими, культурно-цивилизационными, экономическими, культурно-историческими, политико-административными и правовыми свойствами и выступающий механизмом демократической федерации". Также можно сказать, что регион - определенная часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и собственно пространственного потенциалов государства, которая находится в юрисдикции органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Звучное слово "регион" стало в последнее время очень модным и употребляется сейчас чаще всего как синоним субъекта Российской Федерации. В рамках государственной региональной политики это особенно актуально. В практике государственного управления России понятия "регион" и "субъект РФ" тождественны. Перейдем к одной из ветвей государственной политики - к государственной региональной политике. Это самостоятельное направление государственной политики по регулированию регионального развития в соответствии с федеральными приоритетами. По сути, государственная региональная политика является более широким понятием региональной политики. Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Главный объект исследования государственной региональной политики - отношения между центром (государством в целом) и регионами (территориями). Государственная региональная политика имеет своей целью: реализацию конституционно установленных принципов федеративных отношений в Российской Федерации, и обеспечение целостности и неразрывности России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. К задачам государственной региональной политики относятся: - формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории Российской Федерации, с учетом интересов и приоритетов регионального развития; - создание условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона; - создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах Российской Федерации[9]. В рамках региональной политики регламентируются взаимосвязи между центром и регионами, определяются права и полномочия административных единиц; складывается своя практика влияния центра на регионы и, наоборот, регионов на центр, заключенная в стабильные или меняющиеся правовые рамки. Участниками разработки и реализации государственной региональной политики являются: - Президент Российской Федерации и его полномочные представители в федеральных округах; - Органы законодательной (представительной) власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; - Органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; - Органы местного самоуправления; - Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации; - Федеральные фонды регионального развития. По усмотрению государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной региональной политики, к разработке государственной региональной политики могут привлекаться иные заинтересованные органы, организации и граждане. Реальными противоречиями современной российской провинции, на наш взгляд, которые являются для неё наиболее важными и будут определять ее развитие на ближайшие годы, выступают прежде всего, противоречия: - между федеральным центром и субъектами федерации; - между региональными элитами и внутри них; - проблемы борьбы за ресурсы и их использованием. Речь идет о противоречии между административной и бизнес-элитой, в которой в свою очередь выделяются "новые" предприниматели и старый "генералитет". Все вместе они переплетаются друг с другом и несмотря на различные расколы, их общий интерес чужд интересам большинства населения. Это заставляет говорить о противоречии плохо структурированного, рыхлого, во многом не осознавшего своих интересов, большинства населения в России с теми, кто сейчас распоряжается в стране. Реализация государственной региональной политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность выполнения мероприятий зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех организаторов и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами и лидерами политических течений. Также, важной характеристикой государственной региональной политики считается ее централизм. Всегда существует некий штабной центр, в котором принимаются основные решения и который обеспечивает координацию различных институтов, вовлеченных в процесс реализации политики. На этапе разработки государственной региональной политики в целях ее эффективной реализации определяется система инструментов и методов, с помощью которых будут выполняться планируемые мероприятия, т.е. формируется оптимальный механизм реализации политики. Он включает организационно-управленческую, нормативно-правовую основу, финансово-экономические компоненты, систему управления персоналом. Реализация государственной региональной политики начинается после принятия соответствующего нормативного акта, но еще в процессе разработки политики важно предусмотреть наличие правового обеспечения готовящихся государственных решений. Качество системы правового регулирования государственной политики относят к факторам ее эффективности. Выделяют несколько уровней правового регулирования политики: 1) Конституция, где определены принципы построения системы власти и принципы формирования государственной политики; 2) федеральные конституционные законы, правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, положения о государственных органах, отражающие приоритеты, цели, функции в определенной сфере; 3) видовые федеральные законы, постановления Правительства РФ о целевых программах; 4) подзаконные акты, нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, отражающие вопросы регулирования деятельности по реализации политики в конкретной сфере; 5) государственные контракты, заключенные на предмет разработки и реализации государственных программ, в которых отражены требования к качеству исполнения и результатам деятельности; 6) распоряжения органов государственного управления (административного и оперативного характера), судебные решения[10]. Важными элементами политического цикла являются контроль, мониторинг, оценка реализации государственной политики. Контроль государственной политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению. Стоит отметить, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Федеральный центр диктует условия федерального бюджетирования, налогообложения и регионального развития. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и пр[11]. В соответствии с федеральными законами по предметам государственной региональной политики органы власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы субъектов Российской Федерации. Иные нормативные правовые акты по предметам государственной региональной политики могут приниматься только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В государственной региональной политики можно выделить политический, социальный и экономический аспекты. Ее содержание сводится к созданию эффективной властной вертикали и системы разделения полномочий между центром и регионами (подобное в том или ином виде существует во всех странах - и унитарных, и федеративных). Экономический аспект предполагает дифференцированное развитие регионов, повышение эффективности региональных экономик и государственное регулирование финансовых потоков между территориями и центром. Сюда можно отнести федеральные целевые программы, направленные на выравнивание экономического пространства в регионе, такие, как: программа развития Калининградской области на период до 2014 года, программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года", программа "Юг России (2008-2012 годы) ". Суть их в повышении уровня жизни в регионах за счет финансирования здравоохранения, промышленности и пр. Изучение сферы отношений между центром и регионами основывается на результатах анализа региональной структуры государства, которая отличается большей или меньшей сложностью. Урезание политических прав территорий почти всегда сочетается с ограничением их экономических возможностей. Как правило, работают две модели экономического аспекта государственной политики для регионов - перераспределительная (распределение средств госбюджета по схеме "регион - центр - регион" через систему трансфертов, дотаций, субвенций, грантов) и структурная (целевое финансирование территорий и создание благоприятного инвестиционного климата). Государство по установленным критериям выделяет районы развития и ареалы помощи, обеспечивая привлечение в них дополнительных средств; составляет региональные хозяйственные программы; создает корпорации развития территорий обеспечивает введение в регионах особого экономического (обычно льготного) налогового или таможенного режима по типу зон свободной торговли, свободных экономических и даже внутренних оффшорных зон. Анализ ситуации в современной России показывает, что в ней в принципе реализуется как перераспределительная, так и структурная модели экономического аспекта государственной региональной политики, хотя с явным упором на трансфертное перераспределение. Тяжелая экономическая ситуация не позволяет государству осуществлять многообразные региональные программы и предоставлять территориям особый экономический статус. Политика 1990-х годов, которая ознаменовалась подписанием множества программ регионального развития, созданием особых экономических зон и внутренних оффшоров на базе субъектов Федерации и закрытых административно-территориальных образований, постепенно заменяется политикой максимальной централизации финансов и скудного выделения средств по трансфертам. Социальный аспект государственной региональной политики направлен на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды. Социальный аспект государственной региональной политики может быть рассмотрен с двух сторон: организационной и содержательной. С организационной - системность социального аспекта выражается во взаимодействии субъекта и объекта в целях упорядочения последнего, сохранения его качественной определенности и целенаправленного развития. Объект (управляемая подсистема) и субъект (управляющая подсистема) образуют основу социального аспекта политики, а связи между ними - его структуру. Объектом социального аспекта государственной региональной политики являются отдельные индивиды, социальные общности и общество в целом, с одной стороны, и социальные отношения, складывающиеся между социальными общностями и отдельными индивидами в рамках той или иной социальной общности, с другой[12]. В качестве субъекта выступают органы государственной власти и управления. Главной задачей субъекта является согласование, гармонизация интересов социальных общностей, отдельных индивидов в процессе осуществления их жизнедеятельности в обществе, реализация их общего интереса с целью обеспечения развития каждого из них и общества в целом. С содержательной точки зрения структурное рассмотрение социального аспекта государственной региональной политики предполагает определенный набор элементов, характеризующих ее внутреннее содержание. Они определяют совокупность воздействий на социальные процессы в целях достижения нового качественного состояния социальных отношений. При этом приоритетными являются направления по регулированию социальных процессов, которые имеют негативную динамику[13]. Содержательная модель социального аспекта политики формируется на базе ее организационного строения. Она представляет собой совокупность регулятивных мер, с помощью которых субъект воздействует на объект для достижения определенного качественного состояния последнего. В структуре социального аспекта государственной региональной политики региона можно выделить три крупных блока: - политика, направленная на реализацию на территории региона федеральной политики для достижения общегосударственных целей; - политика, направленная на реализацию целей региона; - регулирование развития более дробных частей (районов, городов области) для обеспечения определенных пропорций их развития. В конечном итоге ситуация в социальной сфере государственной региональной политики на территории субъекта РФ является результатом реализации всех этих блоков (политики различных уровней). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|