ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Зарубежный опыт проведения региональной политикиПри решении важных вопросов региональной политики в России весьма полезным мог бы оказаться опыт европейских стран. В этой связи определенный интерес представляют цели и принципы правительств в проведении региональной политики, оптимальная организационная структура, наиболее подходящие политические инструменты, а также пространственный аспект европейской региональной политики. Принципы региональной политики Европейского Союза. Особый интерес представляет опыт региональной политики Европейского Союза, поскольку относится к целому ряду входящих в ЕС государств и Поэтому может быть применим в различных условиях. Региональная политика ЕС на общеевропейском уровне осуществляется параллельно с проведением региональной политики самими странами-участницами и стремится вовлечь в решение задач ведущих политических Деятелей и партнеров на всех уровнях; европейском, национальном, Региональном. Со времени подписания Римского договора в 1957 г. ЕС стремится сократить региональное неравенство. Эта цель, подтвержденная в Договоре об образовании Европейского Союза, подписанном в Маастрихте в 1991 г., заключается в уменьшении неравенства в уровнях развития наиболее развитых и наиболее отсталых регионов. За прошедшие 25 лет целесообразность проводимой ЕС региональной политики неоднократно получала подтверждение в реализации таких важных принципов, как: - социальное равенство - неприемлемость большого разрыва с точки зрения уровня доходов и занятости; - продуктивность - способность ЕС направлять помощь в наиболее слаборазвитые районы, привлекая таким образом ресурсы, которые ранее оставались неиспользованными; - эффективность - роль ЕС в координировании политики, проводимой ЕС и странами - членами ЕС в интересах регионального развития. Интересы европейской интеграции - предотвращение возможности того, что региональное или социальное неравенство поставит под угрозу дальнейшее развитие процессов интеграции в Европе. Начиная с середины 1980-х гг. акцент на интересах европейской интеграции в качестве обоснования проводимой политики стал особенно очевиден, В дополнение к более тесному политическому и экономическому союзу в качестве одной из задач, стоящих перед Сообществом, была провозглашена «экономическая и социальная сплоченность». Она определялась как экономическое обеспечение достаточно высокого уровня доходов, конкурентоспособности и занятости, а также социальная солидарность, достигаемая путем уменьшения неравенства в плане обеспечения занятости, социальных возможностей и ликвидации нищеты. После реформы Структурных фондов в 1988 г. их деятельность стала базироваться на нескольких ключевых принципах: - концентрация ресурсов в наиболее нуждающихся регионах и группах регионов', - финансирование рассматривается скорее как долгосрочная программа, а не как одноразовый проект; - политика осуществляется путем установления отношений партнерства между Европейской комиссией, национальным правительством и местными и региональными властями; - принцип дополнительности, когда финансирование на уровне дополняет, а не заменяет собой ресурсы, ассигнуемые на эти цели на национальном уровне; - принцип субсидиарности, при котором управление ресурсами осуществляется на самом нижнем в зависимости от ситуации административном уровне: региональном, национальном или европейском. Кроме того, существенное внимание уделяется контролю и оценке, что позволяет обеспечивать эффективное использование фондов. Отражая принятый программный подход, политика Структурного фонда выстраивается вокруг двух- или трехступенчатого процесса планирования. Построенные на принципах партнерства и субсидиарности планы регионального развития разрабатываются странами - членами ЕС обычно на региональном уровне с привлечением различных комбинаций партнеров (правительственные департаменты, местные власти, агентства по развитию, учебные институты, экологические организации и т. д.). Планы для среднесрочных программ (1989-1993 гг., 1994-1999 гг. и 2000-2006 гг.) согласовываются с Европейской комиссией в целях разработки общей стратегии осуществления программы, установления приоритетов, мер поддержки, финансовой помощи, оказываемой всеми партнерами, а также механизма осуществления. Обычно фонды используются для частичного финансирования проектов в различных сферах экономического развития для помощи бизнесу, в экономической и физической инфраструктуре, научных исследованиях, технической модернизации, в области «человеческих ресурсов», туризме, окружающей среде, возрождении городов. Механизмы и цели региональной политики Европейского Союза. Основными механизмами Сообщества в области регионального развития являются 4 Структурных фонда: Европейский фонд регионального развития (European Regional Development Fund - ERDF), Европейский социальный фонд (European Social Fund - ESF), Европейский фонд руководства и гарантий в области сельского хозяйства (European Agricultural Guigance and Guarantee Fund - EAGGP); Секция руководства и финансирования в рыболовной отрасли (Guidance Section and the Financial Instrument for Fisheries Guidance - FIFG), каждый из которых решает определенные задачи в сфере экономики. Дополнительная помощь наиболее слаборазвитым странам оказывается через Интеграционный фонд с целью содействия их усилиям, направленным На сближение экономических систем стран - членов ЕС и на создание единой денежной системы ЕС. Кроме того, в Сообществе действуют еще 13 менее масштабных инициатив (финансируемых за счет Структурных фондов), направленных на решение проблем в конкретных районах или секторах экономики, которые, как считается, недостаточно охвачены прочими программами. Выделение странам - членам ЕС средств из Структурных фондов производится в соответствии с целями, определенными этими фондами Пространственный аспект. Основным принципом Структурных фондов является принцип концентрации. В связи с этим их политика сосредоточена на решении ряда ключевых задач регионального, отраслевого характера: - цель 1 - структурная реорганизация и развитие слаборазвитых регионов; - цель 2 - преобразование регионов, серьезно пострадавших от спада промышленного производства; - цель 3 - борьба с длительной безработицей и помощь в трудоустройстве молодежи и лиц, потерявших работу; - цель 4 - оказание помощи безработным рабочим в адаптации к новым условиям и новой системе промышленного производства путем их переобучения; - цель 5а - ускорение структурных преобразований в сельском хозяйстве и рыбном промысле; - цель 5 б - содействие в развитии сельских районов; - цель 6 - содействие развитию регионов с чрезвычайно низкой плотностью населения. Так, например, регионы, отнесенные к цели 1, охватывают '/4 населения ЕС (25 %) и включают полностью территории Греции, Ирландии и Португалии, а также большую часть Испании, большую территорию Италии и все земли Восточной Германии. Кроме того, к цели 1 отнесены части более богатых государств, а именно Бельгии (Hainaut) и Нидерландов (Flevoland). Основным критерием отнесения регионов к цели 1 является тот факт, что валовый внутренний продукт по классификации NUTS II не превышает 75 % от среднего по ЕС. Однако это требование применяется с большой долей гибкости, и существует несколько регионов, отнесенных к цели 1, которые ему не удовлетворяют. Сюда частично входят территории всех стран ЕС за исключением Греции, Ирландии и Португалии (которые целиком отнесены к цели 1). Определение регионов цели 2 производится по классификации NUTS III, и критерий отнесения прежде всего связан с уровнем безработицы, явившейся результатом спада промышленного производства.
Вопросы для текущего контроля 1. Понятие «регион». Подходы к типологизации регионов 2. Новые парадигмы, концепции регионов 3. Классификация регионов 4. Экономика регионов как объект управления 5.Региональные аспекты управления переходного периода. Региональная социально-экономическая динамика 6.Формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР. Изменение отношений центра и регионов. 7. Территориальные органы управления 8. Законодательная власть в регионе. 9. Исполнительные органы власти. 10. Федеральные органы управления на уровне субъекта РФ 11. Зарубежный опыт провыедения региональной политики
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|