Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Зарубежный опыт проведения региональной политики




При решении важных вопросов региональной политики в России весьма полезным мог бы оказаться опыт европейских стран. В этой связи определенный интерес представляют цели и принципы прави­тельств в проведении региональной политики, оптимальная органи­зационная структура, наиболее подходящие политические инстру­менты, а также пространственный аспект европейской региональной политики.

Принципы региональной политики Европейского Союза. Особый интерес представляет опыт региональной политики Европейского Со­юза, поскольку относится к целому ряду входящих в ЕС государств и Поэтому может быть применим в различных условиях. Региональная политика ЕС на общеевропейском уровне осуществляется параллель­но с проведением региональной политики самими странами-участни­цами и стремится вовлечь в решение задач ведущих политических Деятелей и партнеров на всех уровнях; европейском, национальном, Региональном.

Со времени подписания Римского договора в 1957 г. ЕС стремит­ся сократить региональное неравенство. Эта цель, подтвержденная в Договоре об образовании Европейского Союза, подписанном в Ма­астрихте в 1991 г., заключается в уменьшении неравенства в уровнях развития наиболее развитых и наиболее отсталых регионов. За про­шедшие 25 лет целесообразность проводимой ЕС региональной поли­тики неоднократно получала подтверждение в реализации таких важ­ных принципов, как:

- социальное равенство - неприемлемость большого разрыва с точ­ки зрения уровня доходов и занятости;

- продуктивность - способность ЕС направлять помощь в наибо­лее слаборазвитые районы, привлекая таким образом ресурсы, которые ранее оставались неиспользованными;

- эффективность - роль ЕС в координировании политики, прово­димой ЕС и странами - членами ЕС в интересах регионального развития.

Интересы европейской интеграции - предотвращение возможно­сти того, что региональное или социальное неравенство поставит под угрозу дальнейшее развитие процессов интеграции в Европе. Начиная с середины 1980-х гг. акцент на интересах европейской интеграции в качестве обоснования проводимой политики стал особенно очевиден, В дополнение к более тесному политическому и экономическому со­юзу в качестве одной из задач, стоящих перед Сообществом, была про­возглашена «экономическая и социальная сплоченность». Она опре­делялась как экономическое обеспечение достаточно высокого уровня доходов, конкурентоспособности и занятости, а также социальная со­лидарность, достигаемая путем уменьшения неравенства в плане обес­печения занятости, социальных возможностей и ликвидации нищеты. После реформы Структурных фондов в 1988 г. их деятельность стала базироваться на нескольких ключевых принципах:

- концентрация ресурсов в наиболее нуждающихся регионах и группах регионов',

- финансирование рассматривается скорее как долгосрочная про­грамма, а не как одноразовый проект;

- политика осуществляется путем установления отношений партнерства между Европейской комиссией, национальным правительством и местными и региональными властями;

- принцип дополнительности, когда финансирование на уровне дополняет, а не заменяет собой ресурсы, ассигнуемые на эти цели на национальном уровне;

- принцип субсидиарности, при котором управление ресурсами осуществляется на самом нижнем в зависимости от ситуации адми­нистративном уровне: региональном, национальном или евро­пейском. Кроме того, существенное внимание уделяется контролю и оценке, что позволяет обеспечивать эффективное использова­ние фондов.

Отражая принятый программный подход, политика Структурного фонда выстраивается вокруг двух- или трехступенчатого процесса планирования. Построенные на принципах партнерства и субсидиар­ности планы регионального развития разрабатываются странами - чле­нами ЕС обычно на региональном уровне с привлечением различных комбинаций партнеров (правительственные департаменты, местные власти, агентства по развитию, учебные институты, экологические ор­ганизации и т. д.). Планы для среднесрочных программ (1989-1993 гг., 1994-1999 гг. и 2000-2006 гг.) согласовываются с Европейской комис­сией в целях разработки общей стратегии осуществления программы, установления приоритетов, мер поддержки, финансовой помощи, ока­зываемой всеми партнерами, а также механизма осуществления. Обыч­но фонды используются для частичного финансирования проектов в различных сферах экономического развития для помощи бизнесу, в экономической и физической инфраструктуре, научных исследова­ниях, технической модернизации, в области «человеческих ресурсов», туризме, окружающей среде, возрождении городов.

Механизмы и цели региональной политики Европейского Союза. Основными механизмами Сообщества в области регионального раз­вития являются 4 Структурных фонда: Европейский фонд региональ­ного развития (European Regional Development Fund - ERDF), Европей­ский социальный фонд (European Social Fund - ESF), Европейский фонд руководства и гарантий в области сельского хозяйства (European Agricultural Guigance and Guarantee Fund - EAGGP); Секция руковод­ства и финансирования в рыболовной отрасли (Guidance Section and the Financial Instrument for Fisheries Guidance - FIFG), каждый из кото­рых решает определенные задачи в сфере экономики. Дополнитель­ная помощь наиболее слаборазвитым странам оказывается через Ин­теграционный фонд с целью содействия их усилиям, направленным На сближение экономических систем стран - членов ЕС и на создание единой денежной системы ЕС. Кроме того, в Сообществе действуют еще 13 менее масштабных инициатив (финансируемых за счет Струк­турных фондов), направленных на решение проблем в конкретных районах или секторах экономики, которые, как считается, недостаточ­но охвачены прочими программами.

Выделение странам - членам ЕС средств из Структурных фондов производится в соответствии с целями, определенными этими фондами

Пространственный аспект. Основным принципом Структурных фондов является принцип концентрации. В связи с этим их политика сосредоточена на решении ряда ключевых задач регионального, отраслевого характера:

- цель 1 - структурная реорганизация и развитие слаборазвитых регионов;

- цель 2 - преобразование регионов, серьезно пострадавших от спада промышленного производства;

- цель 3 - борьба с длительной безработицей и помощь в трудоус­тройстве молодежи и лиц, потерявших работу;

- цель 4 - оказание помощи безработным рабочим в адаптации к новым условиям и новой системе промышленного производ­ства путем их переобучения;

- цель 5а - ускорение структурных преобразований в сельском хозяйстве и рыбном промысле;

- цель 5 б - содействие в развитии сельских районов;

- цель 6 - содействие развитию регионов с чрезвычайно низкой плотностью населения.

Так, например, регионы, отнесенные к цели 1, охватывают '/4 насе­ления ЕС (25 %) и включают полностью территории Греции, Ирлан­дии и Португалии, а также большую часть Испании, большую терри­торию Италии и все земли Восточной Германии. Кроме того, к цели 1 отнесены части более богатых государств, а именно Бельгии (Hainaut) и Нидерландов (Flevoland). Основным критерием отнесения регионов к цели 1 является тот факт, что валовый внутренний продукт по клас­сификации NUTS II не превышает 75 % от среднего по ЕС. Однако это требование применяется с большой долей гибкости, и существует не­сколько регионов, отнесенных к цели 1, которые ему не удовлетворя­ют. Сюда частично входят территории всех стран ЕС за исключением Греции, Ирландии и Португалии (которые целиком отнесены к цели 1). Определение регионов цели 2 производится по классификации NUTS III, и критерий отнесения прежде всего связан с уровнем безработицы, явившейся результатом спада промышленного производства.

 

Вопросы для текущего контроля

1. Понятие «регион». Подходы к типологизации регионов

2. Новые парадигмы, концепции регионов

3. Классификация регионов

4. Экономика регионов как объект управления

5.Региональные аспекты управления переходного периода. Региональная социально-экономическая динамика

6.Формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР. Изменение отношений центра и регионов.

7. Территориальные органы управления

8. Законодательная власть в регионе.

9. Исполнительные органы власти.

10. Федеральные органы управления на уровне субъекта РФ

11. Зарубежный опыт провыедения региональной политики

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных