Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Два подхода в истории
Два основных способа объяснить мировую историю
Подходы
| Цивилизационный подход
В данном подходе не существует единая теория, а лишь набор слабо аргументированных, плохо стыкуемых друг с другом и весьма противоречивых теорий. Эти теории можно поделить на две части.
| Формационный подход
Представляет собой единую, цельную, в основных моментах, непротиворечивую теорию, известную так же как теория социально-экономических формаций или как исторический материализм.
| Теории локальных цивилизаций
| Теории стадиальных цивилизаций
| Определения
| Вся мировая история, это набор цивилизаций, каждая из которых развивается по своим собственным отличным от всех других цив-ций законам. (Сторонники этих теорий, обычно не абсолютизируют уникальность цивилизаций, предполагая, что все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы)
| Данные теории «замешаны» на европоцентризме и согласно им мировой исторический процесс представляется как приобщение варварских племён и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной.
| Представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели – строительству коммунизма) процессе. Национальная или региональная специфика не то чтобы не учитывалась, а скорее считалась не существенной.
Говоря проще: все страны и народы развиваются по общим для всех законам с некоторыми допусками и исключениями
| Периоди-зация
| Доиндустриальная (аграрная)
Индустриальная (экономическая)
Постиндустриальная (информационная, технотронная)
стадия, этап…
| Первобытнообщинный
Рабовладельческий
Феодальный
Капиталистический
Коммунистический
строй, социально-экономическая формация…
| Критерий периоди-
зации
| технологический
| - Уровень развития производительных сил
- В чьих руках собственность на средства производства, а также отношения между владельцем средств производства и производителем
| Представи-тели
| А.Тойнби, К.Ясперс, О.Шпенглер, М.Вебер, Ф.Бродель Н.Я.Данилевский
| Д.Белл, У.Валлерштайн, О.Тоффлер, З.Бжезинский, Р.Арон У.Ростоу
| К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, а так же советские историки 1930-х гг.
| прогресс
| Нередко представители данных теорий не признавали общественного прогресса, говоря о цикличности общественных процессов
|
|
|
Линии сравнения
| Традиционное (доиндустриальное)
| Индустриальное
| Постиндустриальное (информационное)
| Основной фактор производства
| Земля
| Капитал
| Знания
| Основной продукт производства
| Пища
| Промышленные изделия
| Услуги
| Характерные черты производства
| Ручной труд
| Широкое применение механизмов, технологий
| Автоматизация производства, компьютеризация общества
| Характер труда
| Индивидуальный труд
| Преимущественно стандартная деятельность
| Резкое повышение творческого начала в труде
| Занятость населения
| Сельское хозяйство — около 75%
| Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — 85%
| Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, услуги — около 66%
| Основной вид экспорта
| Сырье
| Продукты производства
| Услуги
| Социальная структура
| Сословия, классы, включенность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность
| Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур
| Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации
| Продолжительность жизни
| 40—50 лет
| Свыше 70 лет
| Свыше 70 лет
| Воздействие человека на природу
| Локальное, неконтролируемое
| Глобальное, неконтролируемое
| Глобальное, контролируемое
| Взаимодействие с другими странами
| Несущественное
| Тесная взаимосвязь
| Открытость общества
| Политическая жизнь
| Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй
| Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство
| Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса»
| Духовная жизнь
| Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью
| Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов
| Особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование
|
Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — западную и восточную.
Линии сравнения
| Западная цивилизация
| Восточная цивилизация
| 1. Особенности восприятия мира
| Рациональное, противоречивое восприятие — «фаустовско-гамлетовское»
| Эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений)
| 2. Отношение к природе
| Стремление подчинить себе природу. Человек — венец природы, и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека производится и используется техника
| Стремление быть в гармонии с природой. Человек — органическая часть природы (боевые искусства, медицина построены на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела
| 3. Соотношение личности и общества
| Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы
| Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма
| 4. Отношения власти
| Принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм
| Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха)
| 5. Отношения собственности
| Господство частной собственности
| Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти — собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)
| 6. Отношение к прогрессу
| Стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер
| Стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер
|
Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества
Линии сравнения
| Формационный подход
| Цивилизационный подход
| 1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития
| Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны
| Человек — единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание — это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности
| 2. Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества
| Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества
| Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими
| 3. Направленность исторического развития. Понятие «прогресс»
| Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений
| Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы жизни общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно
| 4. Достоинства
| Позволяет: — увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; — представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить определенные закономерности исторического развития общества; — предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран
| — позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; — ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
| 5. Недостатки
| — многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; — большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; — последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность; — недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов
| — при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; — создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; — сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|