Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Два подхода в истории

Два основных способа объяснить мировую историю

 

Подходы Цивилизационный подход В данном подходе не существует единая теория, а лишь набор слабо аргументированных, плохо стыкуемых друг с другом и весьма противоречивых теорий. Эти теории можно поделить на две части. Формационный подход Представляет собой единую, цельную, в основных моментах, непротиворечивую теорию, известную так же как теория социально-экономических формаций или как исторический материализм.
Теории локальных цивилизаций Теории стадиальных цивилизаций
Определения Вся мировая история, это набор цивилизаций, каждая из которых развивается по своим собственным отличным от всех других цив-ций законам. (Сторонники этих теорий, обычно не абсолютизируют уникальность цивилизаций, предполагая, что все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы) Данные теории «замешаны» на европоцентризме и согласно им мировой исторический процесс представляется как приобщение варварских племён и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной. Представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели – строительству коммунизма) процессе. Национальная или региональная специфика не то чтобы не учитывалась, а скорее считалась не существенной. Говоря проще: все страны и народы развиваются по общим для всех законам с некоторыми допусками и исключениями
Периоди-зация Доиндустриальная (аграрная) Индустриальная (экономическая) Постиндустриальная (информационная, технотронная)     стадия, этап… Первобытнообщинный Рабовладельческий Феодальный Капиталистический Коммунистический строй, социально-экономическая формация…
Критерий периоди- зации технологический
  1. Уровень развития производительных сил
  2. В чьих руках собственность на средства производства, а также отношения между владельцем средств производства и производителем
Представи-тели А.Тойнби, К.Ясперс, О.Шпенглер, М.Вебер, Ф.Бродель Н.Я.Данилевский Д.Белл, У.Валлерштайн, О.Тоффлер, З.Бжезинский, Р.Арон У.Ростоу К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, а так же советские историки 1930-х гг.
прогресс Нередко представители данных теорий не признавали общественного прогресса, говоря о цикличности общественных процессов    

 

Линии сравнения Традиционное (доиндустриальное) Индустриальное Постиндустри­альное (информа­ционное)
Основной фактор про­изводства Земля Капитал Знания
Основной продукт производ­ства Пища Промышлен­ные изделия Услуги
Характер­ные черты производ­ства Ручной труд Широкое при­менение меха­низмов, техно­логий Автоматизация производства, компьютериза­ция общества
Характер труда Индивидуаль­ный труд Преимуществен­но стандартная деятельность Резкое повыше­ние творческого начала в труде
Занятость населения Сельское хо­зяйство — око­ло 75% Сельское хозяй­ство — около 10%, промыш­ленность — 85% Сельское хозяй­ство — до 3%, промышлен­ность — около 33%, услуги — около 66%
Основной вид экс­порта Сырье Продукты про­изводства Услуги
Социаль­ная струк­тура Сословия, классы, вклю­ченность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низ­кая социаль­ная мобиль­ность Классовое деле­ние; упроще­ние социаль­ной структуры; подвижность и открытость социальных структур Сохранение со­циальной диф­ференциации; рост численнос­ти среднего класса; профес­сиональная дифференциа­ция в зависи­мости от уровня знаний, квали­фикации
Продолжи­тельность жизни 40—50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздейст­вие челове­ка на при­роду Локальное, не­контролируе­мое Глобальное, неконтролируе­мое Глобальное, контролируемое
Взаимо­действие с другими странами Несуществен­ное Тесная взаимо­связь Открытость общества
Полити­ческая жизнь Преобладание монархиче­ских форм правления; по­литические свободы отсут­ствуют; власть выше закона, для нее не нуж­ны обоснова­ния; сочетание самоуправляю­щихся общин и традицион­ных империй Провозглаше­ние политиче­ских свобод, ра­венства перед законом, демо­кратические преобразования; власть не вос­принимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидер­ство Политический плюрализм, сильное граж­данское общест­во; возникнове­ние новой формы демократии — «демократии консенсуса»
Духовная жизнь Господствуют традиционные религиозные ценности; одно­родный харак­тер культуры; преобладает устная переда­ча информа­ции; малое количество об­разованных лю­дей; борьба с не­грамотностью Утверждаются новые ценности прогресса, лич­ного успеха, ве­ры в науку; возникает и занимает лиди­рующие пози­ции массовая культура; под­готовка специ­алистов Особая роль науки, обра­зования; разви­тие индивидуа­лизированного сознания; непрерывное образование

 

Различными исследователями выделяется множество ло­кальных цивилизаций (например, английский историк, социо­лог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), кото­рые могут совпадать с границами государств (китайская ци­вилизация) или охватывать несколько стран (античная, за­падная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — западную и восточную.

Линии сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
1. Особеннос­ти восприя­тия мира Рациональное, про­тиворечивое восп­риятие — «фаустовско-гамлетовское» Эмоциональное, целост­ное восприятие (икеба­на, вера в бесконечную цепь смертей и возрож­дений)
2. Отношение к природе Стремление подчи­нить себе природу. Человек — венец природы, и все созда­но для его пользы. Для возмещения несо­вершенства человека производится и ис­пользуется техника Стремление быть в гар­монии с природой. Чело­век — органическая часть природы (боевые искусства, медицина по­строены на изучении законов природы). Усо­вершенствование своей души и тела
3. Соотноше­ние личности и общества Приоритет свобод­ной личности, обла­дающей граждански­ми правами. Ценно­сти индивидуальной свободы Приоритет системы под­чинения личности (под­данных) обществу (госу­дарству). Господство тра­диций коллективизма
4. Отношения власти Принцип разделе­ния властей. Сословно-представительные структуры. Пар­ламентаризм Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха)
5. Отношения собственности Господство частной собственности Преобладание государст­венной и общинной соб­ственности. Принцип власти — собственности (власть рождает собст­венность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)
6. Отношение к прогрессу Стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер Стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер

 

Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества

 

Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход
1. Соотно­шение объектив­ных и субъ­ективных факторов общест­венного развития Объективные закономер­ности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность лю­дей, они непреложны Человек — единст­венный творец истории, стоит в центре прошлого и настояще­го. Общественно-исто­рическое познание — это познание человека через формы и продук­ты его трудовой, соци­альной, политической и другой деятельности
2. Соотно­шение ма­териаль­ных и ду­ховных сфер жизни общества Материальные факторы (прежде всего произ­водство) играют решаю­щую роль в развитии общества Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем ма­териальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими
3. Направ­ленность истори­ческого развития. Понятие «прогресс» Общество движется от бо­лее низкой к более высо­кой ступени развития. Главные критерии про­гресса связаны с совер­шенствованием производ­ственных отношений Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Про­гресс относителен, он может охватывать отдельные сферы жиз­ни общества: экономи­ку, технологии. Приме­нительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно
4. Достоин­ства Позволяет: — увидеть то общее, что было в историческом раз­витии различных народов; — представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить определен­ные закономерности ис­торического развития об­щества; — предложить опреде­ленную периодизацию всемирной истории и ис­тории отдельных стран — позволяет глубоко изучить историю конк­ретных обществ и наро­дов во всем их многооб­разии и специфике; — ориентирует на изу­чение тех сторон обще­ственной жизни, кото­рые обычно выпадают из поля зрения сторон­ников формационного подхода (ценности, на­циональные особеннос­ти, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр иссле­дования человеческую деятельность и человека
5. Недос­татки — многие народы не про­ходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; — большинство процессов политического, духовно­го, идейного, культурно­го порядка не могут быть без искажений и упроще­ний объяснены с чисто экономических позиций; — последовательное при­менение формационного подхода неизбежно ото­двигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность; — недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов — при своем последова­тельном применении ве­дет к тому, что стано­вится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; — создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и об­ществ; — сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
СНОВА О НОВОЙ ФИЗИКЕ — ПОСЛЕСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ | Дыхание мёртвых рыб


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных