Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исследование фонематических (фонетических) представлений




а) Повторить слоги с оппозиционными звуками.

Серии из 2-х слогов можно предъявлять детям старше 4 лет, из 3 слогов — 5 лет и старше.

са-ша, ша-са, са-за, за-са, за-жа, жа-за, ща-жа, жа-ша

са-са-ша, ша-са-ша, ша-ша-жа, жа-ша-жа,

по-бо, бо-по, та-да, да-та, ла-ра, ра-ла

па-па-ба, ба-ба-па, да-та-да, та-да-та

На качество выполнения данного задания влияют по меньшей мере два фак­тора: а) состояние сукцессивной кратковременной слухоречевой памяти и б) дифференцированность перцептивных эталонов фонем (точнее, аллофонов), составляющих ряд. Известно, что легче запомнить и правильно воспроизвести комплекс максимально различающихся стимулов по сравнению с совокупно­стью минимально различающихся, сходных по ряду признаков стимулов. Раз­вести влияние этих двух факторов довольно просто. При трудностях воспроиз­ведения ряда из трех стимулов ребенок будет допускать ошибки в сериях, составленных из любых слогов. Если же более сильное влияние оказывает фо­нематическая близость стимулов в ряду, ошибки будут носить избирательный характер. Если у ребенка фонематические представления, соответствующие определенным парам согласных, нечетко дифференцированы, то при воспро­изведении серий слогов, содержащих эти пары, он обычно допускает устойчи­вые ошибки. При этом остальные серии воспроизводятся правильно.

б) Отобрать картинки, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука: П и Б, Ш и С, 3 и С, Д и Т. Предварительно необ­ходимо убедиться в том, что ребенок знает названия изображенных предме­тов. При оценке результатов этого задания следует принять во вниманиесостояние навыков фонематического анализа. Если ребенок не владеет выде­лением согласного в начале слова, он может не справиться с данным заданиемпо этой причине. Поэтому предварительно необходимо оценить состояние на­выков фонематического анализа.

в) Придумать слова, начинающиеся с определенных звуков или содержа­щие определенный звук. Например, Р, С, Ш, П, Д, Т и др. Данное задание яв­ляется психологически более сложным, чем в пункте (б). Оно требует большейстепени произвольности от ребенка, зависимо от объема активного словаря. Поэтому его лучше использовать применительно к детям старшего дошколь­ного и школьно возраста. Если заданный звук произносится ребенком дефект­но, это задание лучше не использовать. Некоторые дети стараются избегатьиспользовать в речи слова, содержащие звуки, еще им недоступные. Выражен­ность такого избегания зависит от выраженности логофобии. Комментарий кпункту (б) в равной мере относится и к данному заданию.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных