![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Недопустимые формы установления дисциплиныДисциплинирование Ученики иногда «плохо» себя ведут... Корни этого поведения уходят в семью, в отношения родителей, в опыт детских переживаний и в то, что мы, к сожалению, уже не можем изменить. Трудности возникают, когда воспитатели недостаточно осознают важность дисциплины. Они считают иногда, что нет необходимости устанавливать власть, гораздо важнее создать атмосферу любви, терпимости и взаимного уважения. Они не понимают, что приучить ребенка к дисциплине — это и есть проявление любви. Однако и власть и дисциплина должны строиться на любви. Чем спокойнее и надежнее чувствует себя ребенок, тем легче направлять и дисциплинировать его. Более того, там, где за строгостью и наказаниями не чувствуется любви, в ребенке рождается враждебность и отчуждение. Это — нездоровая дисциплина.
Плохих детей не бывает: так называемое плохое поведение ребенка, как правило, говорит только о том, что ребенок не получает в жизни чего-то важного для него. Это не повод для наказания ребенка, а сигнал к размышлению для взрослого. Главное – задуматься, почему ребенок ведет себя таким образом, и понять причины. Дрейкурс, американский психолог, наблюдая и изучая поведение детей, условно разделил причины плохого поведения на четыре группы: 1. Недостаток внимания 2. Борьба за власть 3. Месть 4. Страх неудач Первая причина - борьба за внимание Причины появления Если потребность базовая, она должна быть удовлетворена. И дети научились ее удовлетворять. Что делает маленький человечек (ребенок 1,5-2 лет), когда ему нужно внимание? Его уже научили, как просить есть и пить, но как правильно (приемлемым способом) просить внимания? Этого многие люди не знают даже и в весьма зрелом возрасте. Полуторагодовалый ребенок методом проб и ошибок быстро находит способ получить внимание. Для этого нужно что-то сделать плохое. Например, разбить, разлить, удариться. И тогда мама оторвется от телефона или придет из кухни и обратит внимание. В мозгу ребенка формируется условный рефлекс: хочешь внимания - веди себя плохо. Рефлекс появился «нечаянно», но сработал, более того, стал настолько прочным, что продолжает работать в любом возрасте, стоит только человеку почувствовать себя выбитым из колеи. Делай плохо - и тебя заметят! Ведь в нашей жизни принято больше внимания уделять «плохому», а не хорошему поведению. Это и есть одна из версий о социальном происхождении такого типа плохого поведения.
Другая причина в... научно-технической революции. Дети даже в благополучных семьях сегодня почти все свободное время проводят у телевизора и компьютера, которые прекрасно структурируют внеурочное время, занимают внимание ребенка, но не дают личностного внимания. Неудивительно, что утром в школе они судорожно пытаются перехватить внимание.
Это самая распространенная причина! Часто ли вы замечаете своего ребенка, если он не кричит, не скандалит и не дергает вас? Почти в каждом классе есть ребенок, играющий роль шута, кто-то преувеличенно активен, беспрерывно выставляясь напоказ, есть способные, неглупые ребята, которые плохо учатся, прогуливают. На все эти ухищрения дети пускаются, чтобы привлечь к себе внимание. Они думают, что любимы, только если окружающие обращают на них внимание. Взрослому, работающему с детьми, стоит помнить и о целенаправленном внимании: в семье или в классе каждый ребенок должен быть уверен, что вы отдельно ему посвятите хотя бы несколько минут ежедневно и лучше в одно и то же время по договоренности с ним. Разговаривайте с ребенком о том, что он чувствует, что пережил за день, и он будет точно знать, что важен, им интересуются, и у него будет более высокое чувство собственного достоинства. В этом случае вероятность плохого поведения Диагностика мотива привлечения внимания 2. Импульсивная реакция. Что хочется предпринять? Сделать замечание. Иногда прочитать нотацию. 3. Ответная реакция ученика. Временно прекращает выходку (обратите на это внимание, если ученик не прекращает вертеться или стучать после вашего замечания - мотив другой, читайте о нем далее). Итак, вы честно признались себе, что чаще всего ребенок ведет себя плохо из-за отсутствия внимания с вашей стороны. Следовательно, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное отношение к нему! Эту работу необходимо начинать в минуты тишины и спокойствия, когда каждый из вас способен адекватно воспринимать ситуацию. Давайте ребенку понять, что вы любите его не зависимо от того, как он себя ведет. Учитесь разделять личность малыша и его поступки. Ребенок не может быть плохим, но каждый из нас иногда совершает плохие поступки. Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной опеки (борьба за власть)
Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения - отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.
Чрезмерное внимание, гиперопека со стороны родителей приводит к бунтарству и борьбе за самостоятельность. Уже в двухлетнем возрасте ребенок заявляет настойчивым и громким голосом: «Я сам!» Часто, родители не готовы этого принять, ведь гораздо проще указывать и делать замечания, чем научить действовать самостоятельно. Этот мотив свойственный детям, которых сильно контролируют дома или в школе. Причины появления Во-первых, в современной жизни перед глазами детей практически отсутствуют примеры достойного конструктивного послушания. Вместо этого все эмансипируются ото всех: отец от начальника, мама от отца, и так далее. Детям просто некому подражать. И, во-вторых, сегодня широко распространилась мода на «сильную» личность, на «крутых». Дети и подростки видят только внешнюю, эффектную сторону властолюбивого поведения. Страх - оборотная сторона власти. Многие наивно полагают, что «крутой» и есть сильная личность, что сильная личность - это человек, который принимает решения за других. Мы-то знаем, что сильная личность ничего не решает за других, просто не позволяет другим решать за себя. А для этого вовсе не нужно быть агрессивным, достаточно быть уверенным в себе.
2. Эмоциональная реакция. Что хочется сделать? Властолюбца хочется «убить собственными руками» или, говоря методически правильно, - немедленно прекратить выходку, пусть даже с использованием физических действий. Иными словами, когда кулаки сжимаются - имеешь дело с мотивом «власти». 3. Реакция ученика. Эта реакция также весьма характерна - ученик прекратит выходку, когда сам захочет это сделать. Он провоцирует вас, вы попадаетесь на провокацию, выходите из себя - именно этого он и добивается. Он победил и наслаждается минутами торжества. Конечно, можно забыть про гуманизм и унизить или напугать его. Но тогда вы наверняка сделаете из него «мстителя». А «МЕСТЬ» - более тяжелый, чем «ВЛАСТЬ», мотив «плохого» поведения. Третья причина - желание отомстить
МЕСТЬ похожа на ВЛАСТЬ, но причины «плохого» поведения в этом случае глубже. Если властолюбец просто испытывает вас, то мститель изживает внутреннюю рану, которую нанесли, может быть, вы сами, не заметив этого, а, скорее всего, кто-то другой. Основной социальной причиной роста мстительного поведения в школе считается рост жестокости в мире за стенами школы. Но непрофессиональное и неэтичное поведение педагога часто также является причиной мести. Иногда учителя говорят: «Я никогда не обижаю своих учеников!». Точнее было бы сказать: «Я не хочу обидеть». Людям свойственно обижаться. Наши друзья, родственники, близкие обижаются на нас, мы обижаем их нечаянно. Так же и с учениками. У меня был случай, когда первоклассник полгода отчаянно мстил хорошей учительнице, пока она не решилась прояснить причину его ненависти. Он сказал: «Вы всех посылали за журналом, даже Сашку, хоть он глупее меня. А меня - ни разу!». Да и каждый из нас когда-то вел себя «плохо», и причиной этого была обида. Мстители делают не просто пакости, они выбирают то, что особенно впечатлит именно этого человека. Если учительница любит цветы - можно остричь их ножницами. Если часто говорит о пунктуальности - мститель будет методично опаздывать на каждый урок, если учительница много говорит о приличном внешнем виде девочек, можно специально для нее соорудить костюмчик, увидев который, она не останется равнодушной. Дети часто обижаются на родителей. К примеру: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом; в доме появился отчим; родители постоянно ссорятся... Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности - протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения: "Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет тоже плохо!"Ребенок может мстить по разным причинам: обида, разочарование, ревность, невыполненное обещание и несправедливое наказание – этот перечень можно продолжать долго. Иногда, критика взрослых приводит к тому, что ребенок говорит: «Вы говорите мне, что я плохой? Нет, вы еще не знаете какой я плохой! Но, вы еще увидите это!» Что такое месть? Это, по определению психологов, возвращенная боль. Очень часто, походя, не замечая, мы унижаем ребенка. Например, когда машем на него рукой и говорим: «Подожди!» или «Ты еще маленький, ничего не понимаешь» – и другими невербальными способами показываем, что пока он не может участвовать в нашей жизни или в переговорах в данный момент. Это приводит к тому, что ребенок чувствует себя униженным, не ощущает своей ценности и нужности.
Реакция взрослого на месть ребенка – боль и обида, которые перерастают в злость и желание свести счеты. Даже собственный ребенок активно не нравится, родители его считают неблагодарным, хотят проучить любым способом. Некоторые, например, просят остальных членов семьи не разговаривать с ребенком, объявляют ему бойкот или жалуются другому родителю и требуют, чтобы тот наказал сына или дочь. И тем самым еще больше показывают, что не любят ребенка, и этим наносят новую боль. А он все больше убеждается, что его никто не любит, он не нужен и не важен. И чем дальше, тем больше подтверждает свою ошибочную цель и свое ошибочное мнение.
Диагностика мотива мести 2. Импульсивная реакция, что хочется сделать? Как сказала одна учительница, хочется драться на равных - по-партнерски и... насмерть или убежать и спрятаться. Обычная формула: «В этой школе, дорогой, останешься либо ты, либо я». Драться или убегать - древняя, первобытная формула. Она включается в моменты опасности и изменить ее крайне трудно. Учитель в эти минуты забывает о гуманизме, о том, что перед ним еще ребенок, о том, что из двоих участников конфликта именно он профессиональный воспитатель с дипломом, и т.д. 3. Ответная реакция ученика. Она та же, что и у властолюбца.
Способы решения Плохое поведение ребенка связано с тем, что он, в силу различных обстоятельств, мстит вам. Спросите себя: «Почему возникла такая ситуация? Что заставляет ребенка, так себя вести?» Возможно, вы уделяете больше внимания другому члену семьи или забыли прийти на праздник в детском саду, отказались купить очередную игрушку или запрещаете ходить на вечеринки, есть много причин для мести, но не все они оправдывают его поведение. Поняв причину, постарайтесь ее устранить, но не потакайте прихотям. Особая проблема - как изменить поведение мстителей? Личная проблема учителя: как научиться прощать учеников, которые им мстят, как вообще относиться к ним? Одна их психологических тонкостей здесь следующая. Нужно разделять личность (в данном случае человека, который пытается выжить, изживая внутреннюю боль через агрессию) и поведение, человека и то, что он сделал. Проступок очевидно нуждается а санкциях, а вот личность - в поддержке. При этом, чем более тяжелым является мотив (а мы описывали мотивы по степени возрастания их тяжести), тем больше поддержки нужно ученику.
Что делать взрослому в этом случае?
Четвертая причина - потеря веры в собственный успех
Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится. "При этом внешним поведением он показывает, что ему "все равно", "и пусть плохой," "и буду плохой". Это – потеря веры в себя. Постоянная критика, унижение и чреда неудач могут сломить и взрослого человека. Если ребенка постоянно критикуют, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Что бы я ни сделал, мной всегда недовольны! Вы, взрослые и лучше знаете. Значит, зачем стараться? Все равно ничего не получиться. Пусть я плохой, мне все равно». Всем своим видом такой ребенок говорит: оставьте меня в покое. Чаще всего ошибочную цель – уклонение – преследуют дети с какими-нибудь физическими недостатками, болезненные, то есть те, которых много опекали родители. Из-за опеки родителей они не очень верят в свои силы и чувствуют полную беспомощность, они не притворяются. Ребенок с такой проблемой в поведении, постоянно отказываясь от любой деятельности, может чувствовать себя глупым по сравнению с окружающими, сдается и не желает участвовать ни в каких мероприятиях, не хочет, чтобы от него что-либо требовали, не может себе ставить высокие цели. Он не делает ничего, не веря, что вообще на что-то способен, и все для него слишком сложно. Социальное происхождение мотива избегания неудачи связано с действием великого психологического закона, который я называю Законом «отмораживания мотивации». Звучит он примерно так: «Если человек только начал учиться чему-то и еще не чувствует себя уверенно в новой области, а вы с благими намерениями будете часто указывать ему на допущенные ошибки, то в результате он потеряет мотивацию заниматься этим делом вообще». Закон этот универсален и распространяется и на взрослых людей. Отношение, приводящее к исчезновению мотивации, психологи называют отношением по типу «красного карандаша». Уже к первому классу у многих детей сформирован четвертый мотив. Другие дети получают «красный карандаш» от бестолковой первой учительницы. Постоянная неуспешность, ощущение, что ты не оправдал чьих-то ожиданий («Опять не успел сделать все примеры!», «Почему 4, а не 5?», «Только ты, Петров, опять опоздал в школу!»), заставляет ребенка защищаться: злость или отчаяние в первом классе сменяется со временем защитным безразличием или скукой. Детям становится уже все равно. И это самый страшный мотив, ибо с таким поведением нет шансов выжить. 2. Импульсивная реакция, что хочется сделать? Хочется отвести ребенка к школьному психологу и получить «индульгенцию», заключение, что он «не тянет». А психолог, как назло, пишет: «Интеллектуальное развитие соответствует возрасту». И он прав. Все эти классы коррекции и большой процент диагнозов «задержка психического развития» есть ни что иное, как полное неумение педагога работать с мотивацией и эмоциями ребенка, а не только с его интеллектом. 3. Ответная реакция школьника. Ученик попадает в зависимость. Он готов на все: мыть класс, носить парты, если надо, даже ябедничать, но... он по-прежнему не решает Способы решения При этом ребенка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. Необходимо поговорить с учителями и сделать их союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят ребенка.
Итак, перед нами четыре мотива плохого поведения. Рассказывая о них, мы имели в виду, что строить отношения с детьми с разными мотивами следует по-разному. Если нарочитого поведения ученика иногда полезно вообще не замечать, то такое отношение к поведению властолюбца неправильно и опасно. Лучшее, что может сделать учитель для властолюбца и мстителя, - демонстрировать свое собственное твердое поведение, лишенное агрессии. А вот для избегающего неудачи твердость не поможет, здесь нужна только поддержка, но поддержка, оказанная профессионально точно и по форме, и по количеству.
Мы слишком часто сосредоточиваемся на недостатках ребенка. Думаем, что главное в воспитании – недостатки победить. Но гораздо лучше отмечать в ребенке как можно чаще то, что он делает хорошо. А недостатки сами собой исчезнут, потому что ребенок не будет сосредоточиваться на них. Все, на чем мы в себе сильно сосредоточиваемся, вырастает в непреодолимую стену, которую потом не перепрыгнуть. Недостатки надо принимать в себе и дружить с ними. Тогда найдутся способы их преодоления.
Краеугольным камнем эффективной техники родительского дисциплинирования являются постоянство и предсказуемость.
Под дисциплиной же Монтессори понимала владение собой как внутреннюю способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других.
Недопустимые формы установления дисциплины 1. Невыполненные угрозы. («Если не прекратишь смеяться, заклею рот скотчем»!) 2. Физические наказание и причинение любой физической боли. 3. Заключение в помещение без надзора. 4. Эмоциональное насилие – высмеивание, унижение. 5. Чрезмерные физические нагрузки 6. Подкуп 7. Личные нападки. Применять дисциплинарные меры к воспитаннику за то, что он сделал, а не за то, кто он. Делать замечание за то, что шумит, а не за то, что он шумный человек.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|