Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Е. Гришковца «Рубашка». Особенности жанра и композиции романа.




Владимир Елистаров, известный критик, упрекает Гришковца в «бедности его речи», он не приемлет повторов фраз, отсутствия интриги, сюжета. Его роман «Рубашка» не имеет не метафор, не олицетворений. С точки зрения литературы это «бедное произведение».

Говоря о главном герое, то мы видим обычного архитектора, она приехал покорять Москву. Он человек «среднего класса».

Простой, как и все мы. Современный мир, современная литература требует новый язык, выражающий современное общество. И именно, читая «Рубашку» мы испытываем радость.

Гришковец говорит о легкости, о простых и понятных вещах. Гришковец включает в роман моменты. Именно от моментов, таких простых и ясных, захватывает дух.

Автор мыслит, любит как молодежь, поднимает проблемы, которые интересны молодежи. Читатель понимает и без слов то, что думает герой, то, что он хочет показать, давая всего лишь тонкий намек.

Признаки романа:

1. Самый распространенный вид эпической литературы

2. Изображает жизнь человека с её волнующими страстями (на первом плане любовь), борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу.

3. Будучи развернутым повествованием о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.

4. Отличается от повести объёмом, сложностью содержания и более широким захватом описываемых явлений.

Структура романа:

Состоит из 30 глав+ глава последняя = возраст героя

(в критике позиционируется от 30 до 40 лет)

«Рубашка» сшита из разных по плотности и качеству кусков.

В романе используется немного видоизменённый принцип трёх единств, характерный для драматургии:

1. Время

2. Место

3. Действия (действие не должно переносится в пространстве)

Сюжет романа – это грань между определенностью и неопределенностью.

Пространство и время действия в романе:

Москва, действие разворачивается в течение одного дня.

Начинается роман с раннего утра и заканчивается поздней ночью, почти утром другого дня. Всего один день, но сколько всего произошло с главным героем.

Время действия – конец рабочей недели, пятница. В Москве это время перед выходными, когда можно отдохнуть и расслабиться, чтобы в понедельник с новыми силами вернуться к работе.

Персонажи:

· Саша - тонет в беспросветной усталости и лихорадочной любви. В этот момент, «некстати», и прилетает в гости лучший друг. Саше плохо, он страдает: даже тело просит отдыха. Любовь подкосила его ещё больше. Забвение и отдых приносят только сны, словно его сознание выключают и включают. Саша занят собой, лучший друг так не вовремя, эгоцентричность героя. Саша находится в постоянном поиске истины, в стремлении разобраться в самом себе, обрести гармонию с миром, при этом осознавая свою слабость. В романе очень много философских рассуждений, где герой постоянно анализирует свои поступки, задает себе вопрос: кто есть я? Эти размышления пронизаны искренностью и сентиментальностью.

· Она (возлюбленная) – Возлюбленная в романе некий образ, несущий функцию глобального мужского страдания. Ни в одном из своих текстов Гришковец не дает своему герою ни одной счастливой минуты с любимой женщиной. Под разными предлогами автор не дает ни разу встретиться Саше и его Возлюбленной.В финальной сцене они разговаривают по телефону: «Я сказал ей «милая»!... и не почувствовал ничего, только пустота. Сказал спокойно!». Саша фактически теряет интерес к своей Возлюбленной. Она важна только тогда, когда вызывает у мужчин сильное чувство жалости.

• Макс – символ мужской дружбы, настоящей, крепкой долгой., прошедшей через много жизненных этапов и не сломашейся.

Символы:

• Раннее утро (начало действия), поздняя ночь, почти что утро нового дня (завершение действия), жизненный цикл рубашки, символ прожитого дня со всеми наполняющими его переживаниями.

• Москва – символ успеха и жизненного признания. Так же выступает как символ постоянного неизбежного движения. Это город, в котором ты должен постоянно доказывать свою силу, свой характер, нельзя проявлять слабинку никогда. Это огромное пространство, место возможностей, надежд и поражений, громких падений. Москва для Гришковца «предел». Это же мнение высказывает и Саша, герой «Рубашке».

• На обложки книги – вытянутый московский проспект с горящими фонарями. Это тоже символ - движения, массового, постоянного, неизбежного.

• Рубашка – Символ одного дня жизни. Именно рубашка впитывает в себя, все, что происходит с героем за один короткий день. Вечером, главный герой Саша, снимает рубашку, освобождаясь от всех тех эмоций, которые он испытал. Завтра он оденет другую рубашку. Он убежден, что одну рубашку нельзя одевать дважды.– символ, флаг конкретного дня. Надевая рубашку, герой надевает на себя новый день, полный новыми эмоциями и ощущениями.

• Такси и таксисты – нереальный образ, базирующийся на «людях прошлого», современники, говорящие словами из прошлого, во всех них герой пытается увидеть кусочек отражения себя. Раздробленная личность героя.

• Дорогой портфель – как олицетворение «предела всего», который Макс так хочет на себя примерить, но постоянно символично теряет и забывает портфель в разных местах.

 

 

Речевая организация:

В романе говорят только мужчины. Макс и Саша очень похожи, разговоры их странные.

Прямую речь в «Рубашке» имеет только женский обслуживающий персонал: парикмахерша, официантка, ресторанная хостесс.

Обилие знаков препинания, многоточий – как приём передачи непрерывного движения «потока сознания».

Двоемирие:

Весь роман это ожидание, томительное ожидание того, что что-то должно измениться. Огромное место в романе занимают сны. Эти сны чистые, приятные, как будто из детства. Там нет проблем, томительных ожиданий.

Когда герой возвращается в реальность, то он понимает, что его жизнь бессмысленна и неизбежна

Сны – забвение, отдых, попытка наладить гармонию с собой. Так же через них можно увидеть нереализованность Сашки

В сон Саша проваливается постоянно: в кресле у парикмахера, в такси, в клубе. Сны, сны… О войне, да о флоте. Сны эти — ружьё, которое так и не выстрелило.

Связь с биографией писателя:

Главный герой Саша прототип самого Евгения Гришковца. Он тоже приехал из небольшого города в Москву менее 10 лет назад. После быстрого подъёма и успеха интерес к его творчеству у общества спал. С каждым новым произведением постоянное балансирование между успехом и абсолютным провалом («Дредноуты»). Критика оценила роман благосклонно, назвав его «средним романом, легкочитаемым, но необязательным».

Мир Гришковца эгоцентричен. По сути, он лирик, в его произведениях ощущается настоящий поэтический подъем. Гришковец через других рассказывает о самом себе. Он рассуждает о сходстве, но не говорит ни слова о различиях.

Вывод:

В романе тонко подмечены простые вещи и, в то же время, драматизированные диалоги. Основной принцип его прозы – непрерывное движение. «Рубашка» - это история одного дня, маленькая жизнь. Любовь в романе большая, трепетная. Концовка размыта, как и весь сюжет. Точки нет, Тем не менее, тематика романа многим очень близка… Прямо как рубашка к телу. Этим вызвана столь большая популярность книги среди читателей. Но в итоге, автор сам признал роман неудачным.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных