![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Возможность познания Бога по Его действованиямХотя Божественная сущность непознаваема, тем не менее, некоторое объективное знание о Боге мы можем иметь и даже пытаемся нечто более или менее определенно о Боге утверждать. В противном случае все богословие было бы не чем иным, как пустословием. В христианском богословии вопросы богопознания впервые серьезно были поставлены в IV столетии и подробно исследованы великими Каппадокийцами: свтт. Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским. Каппадокийцы решительно отвергли возможность познания Божественного существа силами человеческого рассудка. “Представлять себя знающим, что есть Бог, есть повреждение ума”13, — писал свт. Григорий Богослов. Познать — значит дать определение, охватить понятием. Но “Божество необходимо будет ограничено, если Оно постигается мыслью. Ибо и понятие есть вид ограничения”14. Для обоснования возможности иметь объективное знание о Боге Каппадокийцы использовали философское понятие “энергии (ejnevrgeia)”, действования. Энергия означает проявление сущности (природы) в движении, способность природы выявлять свое существование вовне, делать его доступным познанию и причастности. 15 “Невидимый по естеству делается видимым в действиях”16, — говорил свт. Григорий Нисский. Свт. Василий Великий разъясняет свою позицию следующим образом: “Утверждая, что мы познаем Бога нашего в Его энергиях, мы отнюдь не обещаем того, чтобы приблизиться к Нему в Самой Его сущности. Ибо, если Его энергии нисходят до нас, Сущность Его остается недосягаемой”17. Наиболее подробное изложение учения о непознаваемости Божественной сущности и о познаваемости Бога в Его действованиях, или энергиях, содержится у свт. Григория Нисского. “Естество Божие, само по себе, по своей сущности, выше всякого постигающего мышления: оно недоступно и неуловимо ни для каких рассудочных приемов мысли, и в людях не открыто еще никакой силы, способной постигнуть непостижимое, и не придумано никакого средства уразуметь неуяснимое”18. Но в то же время “Божество, как совершенно непостижимое и ни с чем не сравнимое, познается по одной только деятельности. Нет сомнения в том, что в сущность Божию разум проникать не может, но зато он постигает деятельность Божию и на основании этой деятельности получает такое познание о Боге, которое вполне достаточно для его слабых сил”19. Говоря философским языком, Бог одновременно и трансцендентен и имманентен20 миру. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|