ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Образ Откровения Пресвятой Троицы в миреСлова Символа “Имже вся быша” заимствованы из Ин. 1, 3: “Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть”. В Священном Писании о Сыне Божием говорится как о некоем орудии, посредством которого Бог Отец творит мир и управляет им. “Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано” (Кол. 1, 16). Поскольку Лица Пресвятой Троицы единосущны, Они обладают единым действием, но отношение каждого из Лиц Троицы к единому действию различно. Свт. Григорий Нисский объясняет, каким образом Лица Пресвятой Троицы относятся к Божественным действиям: “Всякое действование, от Бога простирающееся на тварь, от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым”16. Подобные высказывания можно найти у многих отцов Церкви. Обычно для пояснения этой мысли свв. отцы обращаются к Рим. 11, 36: “Яко из Того и Тем и в Нем всяческая” (слав.). На основе этих слов ап. Павла возникло святоотеческое выражение: “из (от) Отца через Сына в Духе Святом”17. Таким образом, в Божественных действованиях отображается троичность Ипостасей и их неизреченный порядок. Причем, образ внутрибожественной жизни отличен от образа откровения Пресвятой Троицы в мире. В предвечном бытии Троицы рождение и исхождение совершаются “независимо” одно от другого, тогда как в плане Божественного домостроительства имеет место своя вневременная последовательность: Отец выступает как Источник действия (свойства), Сын — как Явление или Совершитель, действующий посредством Духа Святого, а Святой Дух предстает как завершающая, являющая и усвояющая Божественное действие Сила18. Так, “Бог есть любовь” (1 Ин. 4, 8). При этом Отец есть Источник любви: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного” (Ин. 3, 16). Сын есть Явление Любви, Откровение ее: “Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Сына Своего” (1 Ин. 4, 9). Святой Дух усвояет любовь Божию человекам: “Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым” (Рим. 5, 5). Такой порядок Божественных Лиц не умаляет достоинства Сына и Святого Духа. Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Отец действует через Сына и Святого Духа “не как через служебное орудие, но как через естественную и ипостасную Силу”19. Эту мысль можно пояснить следующим примером: огонь и исходящий от огня свет невозможно разделить. С одной стороны, свет логически последует огню, но с другой, и огонь освещает, и свет освещает, и огонь греет, и свет греет. Также Сын и Святой Дух творят то же, что и Отец. Кроме того, нужно отметить, что в таком порядке Откровения Божества нет никакой необходимости. Нам неизвестно, почему Бог благоволит открывать Себя миру именно таким образом. Никакая внутренняя и внешняя необходимость не принуждает Его к этому, Бог открывает Себя так только потому, что так хочет20. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|